Все разговоры о бегстве бизнеса из автограда — от лукавого, считает Наиль Магдеев, ссылаясь на статистику УФНС и сбор налогов. В ходе трехчасовой интернет-конференции «БИЗНЕС Online» челнинский мэр также рассказал, как объяснил влиятельному однофамильцу Рустэму Магдееву закрытие его ТЦ, о миллиарде долларов, которые планируют вложить китайцы, и о том, собирается ли он оставаться у руля города через год.
Наиль Магдеев: «На разговоры об уходе бизнеса из Челнов отвечу данными налоговой инспекции — факты говорят об обратном»
«НЕКОТОРЫЕ КОМПАНИИ «ВЫСТРЕЛЯТ» В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ»
— Наиль Гамбарович, на недавнем итоговом заседании горсовета вы сказали, что текущие темпы экономики вас не устраивают. В чем именно? В каких отраслях? Как изменить ситуацию?
— Даже если достигнуты определенные успехи, всегда нужно повышать планку. ВТП увеличился на 1,5 процента. Объем отгруженной продукции составил 345,1 миллиарда рублей. Индекс промпроизводства — 101 процент. Но эти показатели не для нашего промышленного города. Большую роль в экономике Челнов играет КАМАЗ. У него ситуация непростая: должен быть большой внутренний спрос, которого нет в связи с отсутствием крупных строек в стране. Автогигант занимает в экономике города 40 процентов, а опосредованно и еще больше, поэтому показатели объема промпроизводства в городе зависят от КАМАЗа. Мы надеемся, что в связи с выходом на рынок автомобилей семейства К5 с новым двигателем и новой кабиной объемы выпуска и реализации на КАМАЗе возрастут. В мае текущего года начнется серийное производство. Это повлияет и на развитие малого бизнеса, который завязан на КАМАЗе.
Надеемся, что и другие предприятия, в частности резиденты ТОСЭРа, выйдут на зарубежные рынки. Двое резидентов уже сделали это — завод клюшек «Заряд» и «Венские вафли». Из 45 резидентов около 20 свои производства запустили. Остальные резиденты защитили свои бизнес-планы, закупают оборудование. Уверен, что некоторые компании «выстрелят» в ближайшее время, потому что за год-полтора они раскрутятся, наберут персонал и приступят к работе. Так, в этом году вступит в строй новый завод стиральных машин Haier — это 600 рабочих мест и в последующем 500 тысяч единиц востребованного продукта. Вскоре начнется строительство распределительного центра на 30 тысяч квадратных метров и завода морозильного оборудования. Ожидаем появления и других новых резидентов ТОСЭРа.
Хорошо заполняются площадки наших 12 промпарков, положительная динамика есть. К примеру, в 2017 году на всех площадках было 293 резидента, у которых работали 6565 человек. Объем промышленной продукции составил 72 миллиарда рублей, налогов отчислили на сумму 6,7 миллиарда рублей. В 2018 году число резидентов выросло до 324, а количество рабочих мест — до 8439. Отгрузка составила 82 миллиарда, а налоговые отчисления — 7,7 миллиарда.
— Президент Татарстана на заседании дал понять, что достижения КИП «Мастер» — это небольшая заслуга муниципалитета.
— Да, КИП «Мастер» — заслуга руководства республики и Сергея Анатольевича Когогина. Но не надо забывать, что мы предоставили КИП «Мастер» за это время более 170 миллионов рублей в виде налоговых льгот по земле. Весь малый бизнес, который там работает, — это резиденты, которых мы, можно сказать, за руку приводим. Потому, если говорить о резервах роста, мы их видим в ТОСЭРе, машиностроительном кластере, в промпарках.
— Какие еще видите драйверы роста? Малый бизнес? Президент сказал, что его долю в экономике Челнов надо нарастить до 40–45 процентов.
— Малый бизнес подтягивается к развитию крупного. Запустится завод стиральных машин Haier, вокруг него появится десяток-полтора предприятий малого бизнеса. Они уже работают благодаря заводу холодильников: кто-то производит комплектующие, кто-то — пенопласт, кто-то осуществляет переработку. Замечу, что это не только челнинские предприниматели, есть и, например, компания из Кукмора. Появится завод морозильных камер — вокруг него тоже будет малый бизнес. Локализацию никто не отменял. Китайские партнеры обещают довести ее до 70–80 процентов. Появятся опять же резервы для роста промпроизводства.
— К чему должен прийти ТОСЭР «Набережные Челны» в ближайшие годы? Будут ли появляться новые резиденты, на ваш взгляд, особенно если учесть, что льготы им теперь урезаны — в первую очередь по отчислениям с фонда заработной платы?
— Мы ждем новых резидентов. Напомню, что компания Haier как крупный инвестор по соглашению должна инвестировать 1 миллиард долларов. Около 5 миллиардов рублей уже вложено. Инвестиции в завод стиральных машин составят более 7 миллиардов рублей. Всего же в планах Haier создание 5 тысяч новых рабочих мест.
Я думаю, что еще малый и средний бизнес при пороге в 50 миллионов и количестве рабочих мест в 30 сотрудников сможет претендовать на статус резидента ТОСЭР «Набережные Челны». Да, конечно, зайти в ТОСЭР было комфортнее с налоговыми преференциями, которые предлагались раньше. Однако напомню, что 130 рублей за 1 квадратный метр аренды в промпарке — это привлекательная цена. Например, немецкая компания и наш резидент «Полихим Системс», прежде чем выбрать площадку в КИП «Мастер», два года искал место — в Московской области, Ленинградской, других регионах, а в итоге остановил выбор на Набережных Челнах.
«Я думаю, что еще малый и средний бизнес при пороге в 50 миллионов и количестве рабочих мест в 30 сотрудников сможет претендовать на статус резидента ТОСЭР «Набережные Челны»
«НИКАКОГО НЕГАТИВА ПО ОТНОШЕНИЮ К БИЗНЕСУ НЕТ — ПЕРЕДЕРГИВАТЬ НЕ НАДО»
— Вопрос от нашего читателя Аделя: «Государство активно способствует бизнесу (СПИК, ТОСЭР, ФРП и так далее). Все резиденты получают поддержку (льготы, уменьшение налоговых отчислений). Как вы думаете, бизнесу нужно помогать или не мешать? Не выльется ли вся эта поддержка в то, что все предприятия будут неконкурентны, если столкнутся с нормальными условиями ведения бизнеса? Как вы считаете, бизнес-среда должна развиваться самостоятельно или искусственно через государственную поддержку?»
— Помощь предоставляется временная — для старта. Есть поддержка не только резидентов ТОСЭРа. Ее можно получить и на федеральном и республиканском уровне: есть фонд развития моногородов, фонд развития промышленности, где нам досталось за пять лет почти 2 миллиарда. Тут все зависит от менеджмента.
Говоря же про преференции для резидентов ТОСЭРа, которые даются на 10 лет, отмечу, что это небольшой период. Для любой компании. В течение данного срока резидент встанет на ноги, а потом будет работать в равных условиях с другими. Наша задача — привлечь льготными условиями компании, не связанные с автомобилестроением. Сейчас мы развиваем кластер по производству сложной бытовой техники и считаем, что это направление требует определенной господдержки для моногорода. В Челнах есть и пищевой кластер, и строительный. Они уже сложились, причем достаточно мощные. Опять же подчеркну, что малый бизнес сформируется вокруг них. Я не думаю, что такие крупные игроки, как Haier (одна из передовых компаний в мире), лишившись господдержки, завтра не будут в числе лидеров.
— Читатели спрашивают, почему исполком всячески препятствует бизнесу в Челнах. Почему в целом ситуация по бизнесу очень плохая? Добавим, что и президент на сессии упоминал о том, что деловой климат в автограде не способствует быстрому развитию бизнеса.
— Никакого негатива по отношению к бизнесу нет — передергивать не надо. На разговоры об уходе бизнеса из Челнов отвечу данными налоговой инспекции — факты говорят об обратном. У нас количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в городе растет. Если в 2017 году было зарегистрировано 19793 юрлица, то в 2018-м — 19955. Субъектов малого предпринимательства было 15900, а сегодня — 15962. Как налоги растут, если количество предприятий якобы не увеличивается? Налогов собрали за 2017 год 51,9 миллиарда во все уровни бюджета, а в 2018-м — 59,7 миллиарда. Если мы УСН в 2017-м платили 298,3 миллиона рублей, то в 2018-м — 366,3 миллиона. Вот показатель работы малого бизнеса! Говорят: «Бизнес больной!» Но у больного температуру измеряют и анализы берут. После определяют, больной он или нет. У нас же вердикт сразу выносят — хуже стало. Как Челны собрали больше налогов, если наша территория непривлекательная?! Значит, тот, кто исследование ведет, не совсем прав. Откуда тогда 45 резидентов ТОСЭРа появилось? Еще одна эмоциональная фраза: «Малый бизнес душат». Да, мы ведем судебные тяжбы с владельцами торговых центров, но это не говорит о том, что у нас количество предприятий торговли уменьшилось. Мы больше всего налогов в федеральный бюджет собрали. Было чуть более 34 миллиардов, а в прошлом году — уже 40 миллиардов.
«Вы посмотрите на киоски и с другой стороны. Это же возврат 90-е годы! Вам нравится? Мне и большинству жителей — нет»
«У МЕНЯ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ДО СИХ ПОР ВИЗИТ ПУТИНА В КЕМЕРОВО…»
— Читатель спрашивает: «Почему закрывают хорошие и безопасные торговые центры? Почему власти даже не пытаются договориться с собственниками?» Как мы поняли, речь идет о торговых центрах, которые закрывают из-за отсутствия разрешений на ввод. Поэтому мы тоже хотим понять, как столько торговых объектов без разрешения стояло и что сейчас с ними делать (и покупатели к ним привыкли, и арендаторов там много).
— Есть хороший принцип: не знаешь, как поступить, поступай по закону. Я могу рассказать про Вилаята Чобанова (владелец здания 20/07Б на Цветочном бульваре, которое было построено с нарушениями, — прим. ред.), который везде говорит, что у него было разрешение, а исполком его не признает. Я пригласил его на беседу. Говорю: «Уважаемый, вы почему все свои аргументы в суде не предъявили? Почему вы все суды проиграли? Кто у вас бизнес отжимает?» Он отвечает: «Нет такого». «Ну как же? — говорю. — Вот же читаем, что исполкомовские отнимают у вас бизнес. Назовите — мы тут же заявление напишем в правоохранительные органы». Бизнесмен до Верховного суда дошел, но все проиграл. Нагуманову (Тимур Нагуманов — уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РТ — прим. ред.) писал, но суд определил снести его здание, судебные приставы принесли исполнительный лист. Если руководитель исполкома не снесет здание, то на него наложат штраф, а потом возбудят административное или уголовное производство. Поэтому он обязан документы от приставов не обсуждать, а исполнять. Мы ведь в ходе стройки Чобанову несколько раз говорили: «Не стройте». Теперь предлагаем самому разобрать здание — хоть материалы какие-то заберет. А тот, кто снесет, жалеть ведь ничего не будет.
Давайте вспомним «Хромую лошадь», «Зимнюю вишню», «Адмирал»… Нам этого мало?! За все эти разговоры, что нужно кому-то подсобить, кого-то поддержать, дорого приходится платить — человеческими жизнями. Вот в Кемерове должностных лиц муниципалитета привлекли к уголовной ответственности за бездействие. Мы этого повторять не хотим. Наша задача — невзирая ни на какие авторитеты, действовать в рамках закона. Если документы в порядке, то объект работает. Но если что-то случится на объекте, который не соответствует пожарной безопасности, не имеет акта ввода, то вопрос зададут руководству города. У меня перед глазами до сих пор эпизод визита Владимира Путина в Кемерово, где он спрашивает заместителя мэра, как они это допустили. Мэр куда-то сбежал. Зам отвечает, что инструментов нет. Как нет? Инструменты всегда есть у исполкома! Мы не закрываем ни один торговый объект. У нас такого права нет. Это полномочия суда. Если собственник докажет в суде, что у него все документы в порядке, то проблем не будет. А если нет документов… Это все равно что купить автомобиль и ездить годами без госномеров. Они же все говорят: у нас все нормально. А как доходит дело до суда, оказывается, что не нормально. У нас 98 процентов торговых объектов имеют соответствующие документы. И только оставшиеся 1,5–2 процента их не имеют, но начинают обижаться.
Спрашиваю у своего однофамильца Магдеева (Рустэм Магдеев — владелец ТЦ «Сити Молл» в Челнах — прим. ред.): «Почему вы, когда покупали комплекс, не посмотрели документы? Вы же битую машину не покупаете? Квартиру, если документы не в порядке, не покупаете. Почему вы с дефектами торговый комплекс купили?» Говорят: «Мы думали — решим». Как так? А если что случится? Поднимут документы и скажут: «А власть что делала?» Если с нашей стороны есть нарушения, прокуратура опротестует, но до сегодняшнего дня все в правовых рамках.
— Какие выводы были сделаны после обращения бизнесменов – владельцев киосков на остановках, которые написали бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову о том, что их выживают с остановок, изымают участки под предлогом некапитальности строений?
— Мы на эту ситуацию имеем свой взгляд. Идут судебные процессы, предприниматели свою позицию доказывают. Вы посмотрите на киоски и с другой стороны. Это же возврат 90-е годы! Вам нравится? Мне и большинству жителей — нет. Там из-под полы алкоголем торгуют. Так что вопрос: кого защищаем?
Если у нас есть сомнения в капитальности или некапитальности, почему мы их должны исключать? Суд рассудит. Мы же на время судебных тяжб никаких санкций на торговые объекты не накладываем. Если решение будет не в нашу пользу, нравится нам или нет, но нам его придется выполнять.
— Например, как в случае с рестораном Дениса Нитенко на бульваре Энтузиастов?
— Да, мы с ним судились. Считаем, что в таком месте земельный участок не должен был выделяться под ресторан. Мы ему предлагали другой участок, но он не согласился. Тем не менее мы свое право пойти в суд использовали.
— Кстати, вопрос насчет засилья алкомаркетов читатели тоже прислали: «Почему не видно борьбы с алкомаркетами, в 45-м комплексе круглосуточно продается алкоголь в магазине «Эллада». По улице Усманова в 45-м комплексе 10 магазинов торгуют алкоголем, по проспекту Сююмбике — еще 5. Не много ли на один микрорайон?» (Пенсионер)
— К сожалению, муниципальные органы власти от вопросов торговли алкоголем отодвинули. Мы только можем привлекать к этой работе Госалкогольинспекцию и правоохранительные органы. Они по сигналу работают. Мы же сами везде заявили, что малый бизнес кошмарить не надо. Вот и получили то, что получили. Если начнем действовать, то снова начнутся разговоры, что исполком мешает работать. Вот так получается, что нельзя обижать бизнесменов, которые день и ночь водкой торгуют. Малый бизнес эту волну поймал — чем больше жалуешься, тем, видимо, лучше. А нам, с одной стороны, надо интересы жителей защищать, с другой — мы не должны ущемлять интересы бизнеса.
— Еще один вопрос на тему торговли. Часто говорится о том, что в городе очень много торговых центров и магазинов, но среди них нет флагмана. Собирается ли город привлекать крупных игроков, таких как «Ашан», «Мега» IKEA, в Челны?
— Такой идеи пока нет. Если такие предложения будут поступать от крупных ретейлеров, то мы, конечно, будем их рассматривать.
«Генплан должен ответить на вопрос, связанный с освоением новых территорий: куда мы должны развиваться дальше?»
«У НАС ТЕРРИТОРИИ НЕ ХВАТАЕТ, МЫ СО ВСЕХ СТОРОН ЗАЖАТЫ»
— Как вы относитесь к тому, что генплан города будет разрабатывать команда архитектора Александра Дембича со студентами? Звучат мнения, что она не обладает необходимыми навыками для того, чтобы планировать такую крупную и сложную территорию, как второй город республики. Какие главные проблемы, на ваш взгляд, должен решить новый генплан?
— На разработку генплана прошел аукцион. Никаких нарушений не было выявлено. Подрядчик соответствует тем компетенциям, которые предъявлялись к победителю аукциона. Сомнений в его квалификации у нас нет. Понятно, что есть разные точки зрения на то, как развиваться городу. Каждый представитель архитектурного сообщества имеет свою точку зрения, и это нормально. Но вопрос решен, и в соответствии с нормами и критериями генплан будет выполнен. Данный основополагающий документ будет обсуждаться, проходить через общественные слушания. Каждый эксперт будет иметь возможность выступить публично, внести предложения. Только после этого он будет принят.
Какие вопросы первоочередные в генплане? Это вопросы, связанные с развитием и сохранением общественных пространств. Наши уникальные парки, скверы, бульвары, места отдыха должны быть сохранены для будущих поколений. Должны быть прописаны в генплане и будущие объекты социально-культурной сферы, которые появятся в городе. Вопросы, связанные с работой общественного транспорта в новых микрорайонах — в 63-м комплексе, Замелекесье, тоже требуют решения. Также генплан должен ответить на вопрос, связанный с освоением новых территорий: куда мы должны развиваться дальше? Сейчас у нас территории не хватает, мы со всех сторон зажаты. Так что генплан должен дать на ближайший горизонт планирования рекомендации и ответы.
— В городе есть крупный участок земли между улицей Раскольникова и берегом Камы. Сегодня там пустырь, хотя это первая линия. Свободна ли эта земля и какие на нее планы у руководства города?
— Она принадлежит городу. Насчет планов... думаю, генплан нам ответит на этот вопрос.
— А что будет с землями вдоль проспекта Чулман?
— Там, как мы предполагаем, будут общественно значимые городские объекты, которым нужна большая территория под стоянки. В планах разместить на данной территории Дворец единоборств, который может обосноваться между Дворцом торжеств и МФЦ. Не исключаем, что здание русского драматического театра тоже включим в эту территорию. Там же может появиться аквапарк, как только окончательно инвестор нам предоставит финансовую схему. Да, есть несколько потенциальных инвесторов, но от них мы видим пока только презентации без обоснования финансовой состоятельности. Этот проект быстро не принесет прибыль, горизонт окупаемости — более 10 лет.
— Вы неоднократно говорили о возможности выноса завода КамгэсЗЯБ за пределы города, чтоб высвобожденные площади можно было осваивать под жилищное строительство. Прорабатывается ли такой вариант?
— Эта земля — собственность КамГЭСа, на нее никто не претендует. В будущем, может быть и не ближайшем, этот вопрос будет рассмотрен челнинским архитектурным сообществом, потому что территория внушительных размеров в центре города сдерживает его развитие. Да, там работают люди, данное производство необходимо, но есть примеры, когда аналогичные производства переносятся: территорию ЗИЛа отдали под жилищное строительство. Мы понимаем, что это серьезные финансовые ресурсы. Возможно, компания, которая рискнет зайти на данную территорию, отобьет потом это через строительство жилья, объектов социальной сферы.
— Строители говорят, что это же гигантские расходы — демонтаж корпусов и оборудования, возможно, понадобится рекультивация, плюс устаревшие коммуникации. Там жилье может золотым получиться.
— Существуют разные программы, связанные с жилищным строительством. Через тот же фонд развития моногородов можно попасть в программу финансирования строительства инженерной инфраструктуры. Часть средств на данные цели можно привлечь через федеральные программы. В 63-м комплексе тоже изначально было поле. Мы зашли туда со строительством дороги — и сразу привлекательность района повысилась. Мы готовы прикладывать усилия, чтобы с новыми микрорайонами участвовать в подобных проектах, привлекать финансовые инструменты через федеральные и республиканские программы.
«Есть разные точки зрения на то, как развиваться городу. Каждый представитель архитектурного сообщества имеет свою точку зрения — и это нормально»
«ВСЕ, КТО ПЛАТИТ БЕЛУЮ ЗАРПЛАТУ И НАЛОГИ, МОГУТ СЧИТАТЬ СЕБЯ ПРИБЛИЖЕННЫМИ»
— Еще читательский вопрос: «Почему усиленными темпами в угоду одной строительной компании ведется точечная застройка города, без учета мнений граждан, грамотного архитектурного плана, ведь однообразие этих домов в самых красивых местах — на берегу Камы, в парке на ГЭСе — создает негативный образ города в целом? Чем вызвана такая привязанность именно к этой компании со стороны челнинских властей?» Очевидно, имеется в виду группа компаний «Профит» Марселя Мингалимова?
— Все участки приобретаются строительными компаниями на аукционе либо у инвесторов. Ситуация под контролем. Никаких нарушений со стороны исполкома тоже нет. Если речь ведется о 14-м комплексе, то там земельный участок получен дочерней компанией «Профит» — ООО «Современное строительство» — согласно указу президента Татарстана за достройку дома обманутых дольщиков 58/02. Если бы его достроила другая строительная компания — «Домкор» например, то тогда «Домкору» бы участок отдали. Если бы «Евростиль» три года назад решал проблему обманутых дольщиков, то тогда застройщиком территории была бы эта компания. Сейчас все эти три фирмы изъявили желание на условиях муниципалитета решать проблему оставшихся 224 дольщиков, поэтому в ближайшее время им будут предоставлены участки. Да, мы вынуждены в городе выделять земельные участки. Наши действия неоднократно проверялись. Вся процедура прошла через соответствующие надзорные органы.
— Тем не менее имя компании «Профит» и ее руководителя Марселя Мингалимова постоянно связывают с вами. Якобы «Профит» имеет зеленый свет, пользуется льготным режимом. Поясните, как строятся ваши отношения.
— Они строятся в рамках правового поля. Никаких преференций, чтобы иметь возможность строить на том или ином объекте, нет. Такое право можно выиграть только на аукционе. Сейчас «Профит» возводит два детских сада и еще один ремонтирует. Объекты образования в Челнах строит «Евростиль». Он также является подрядчиком китайской компании Haier — строит для нее завод, удовлетворяя самым высоким стандартам. Опять же «Евростиль» построил завод каркаса кабин — это 68 тысяч квадратных метров под одной крышей. Исходя из этой логики, «Евростиль» тогда тоже можно назвать приближенным к власти.
— И их называют.
— Можно что угодно домысливать, гадать. Фирма «Профит» строит коммерческое жилье. Приобретение участков — это ее вопрос. Если она у кого-то что-то перекупает, это ее дело. Напомню, что «Профит» — первая компания, которая протянула руку помощи и решила проблему дольщиков без всяких условий. Тогда все строители отказались, кроме них. Марсель Завидович работает в том же налоговом поле. Он действует по закону. Так что никаких преференций не существует в плане выделения участков в обход закона.
Для нас важна любая строительная компания. Мы с «Домкором» рука об руку идем в государственный жилищный фонд по решению вопросов строительства соципотечного жилья. Каждую неделю Мунир Анварович (Гайнуллов — гендиректор холдинга «Домкор» — прим. ред.) у меня бывает. Его тоже можно записать в приближенные к мэру. С руководством «Евростиля» мы каждую неделю встречаемся и обсуждаем насущные вопросы — реконструкцию татарского драмтеатра, новые школы.
Я так скажу: компании, которыми владеют частные лица и которые зарегистрированы в автограде, платят белую зарплату и выплачивают налоги, — все они могут считать себя приближенными к руководству города, потому что формируют доходную часть бюджета. Что в этом плохого? Никаких законов мы не нарушаем. У нас хорошие человеческие взаимоотношения со всеми: и с Муниром Анваровичем, и с Ильнаром Ленаровичем, и с Марселем Завидовичем. Будут плохо работать, эти человеческие отношения могут испортиться. Единственным мерилом является работа. Да, мы выстраиваем коммуникации. Кому-то это нравится, кому-то — нет. Мы не можем спрашивать у всех, с кем нам дружить.
— Даже не вопрос, а скорее крик отчаяния: «Мэр все время говорит о том, что проблему обманутых дольщиков в Челнах решают. Но почему-то со строительством жилья для соципотечников все очень плохо. Очередь не уменьшается, а некоторых, наоборот, еще и постоянно отодвигают в ее конец».
— В этом году Челны благодаря «Домкору» будут в лидерах — план по соципотеке составляет более 60 тысяч квадратных метров жилья. Это более 1 тысячи квартир. В прошлом году было сдано 364 квартиры — чуть больше 20 тысяч квадратных метров. Президент нашей республики Рустам Нургалиевич Минниханов на отчетной сессии сказал, что надо ГЖФ фокус внимания сконцентрировать на Челнах, потому что у нас больше 3 тысяч человек в очереди стоят. Она медленно движется, но теперь есть надежда, что вопрос будет решаться быстрее.
— «Когда в Челнах появится главный архитектор, который приведет этот город в порядок? Или в администрации тоже есть кадровая проблема?»
— А что, у нас беспорядок?
— Видимо, читатель понимает под этим человека, который имеет художественный вкус и который будет, в соответствии с заложенной еще академиком Рубаненко градостроительной идеей, развивать архитектуру города.
— В архитектурном сообществе Алмас Ахтямович Идрисов имеет авторитет. Не случайно он более 10 лет работал главным архитектором столицы нефтяников. И «Татнефть», и руководство Альметьевска предъявляют высокие требования к архитекторам. С Тахаутдиновым (Шафагат Тахаутдинов — бывший гендиректор ПАО «Татнефть» — прим. ред.) не забалуешь. Это человек тоже имеет определенный вкус и опыт. В том, что Альметьевск превратился из рабочего поселка нефтяников в современный красивый город, заслуга и Алмаса Ахтямовича. В Челнах он тоже свою лепту внес. Я считаю, у него есть глубина понимания проблем и знание предмета. Сейчас задача — найти опытного архитектора. Мы подбираем, но это небыстрый процесс. На этом месте медом не намазано, а шишек набиваешь много. Но могу успокоить — главный архитектор будет обязательно.
«В этом году Челны будут в лидерах — план по соципотеке составляет более 60 тысяч квадратных метров жилья. Это более 1 тысячи квартир»
БЕЗ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ЧЕЛНАМ НЕ ОБОЙТИСЬ
— Вы год назад говорили, что предполагаете увеличение населения Челнов до 600 тысяч человек. С тех пор ваша точка зрения не поменялась? Без этого никак?
— Город должен расти. Мы ежегодно растем, пусть и не такими быстрыми темпами. Каждый год по 2–2,5 тысячи человек прибавляется. С 2017-го появился миграционный прирост — к нам приезжают специалисты из других городов: Кировской области, Удмуртии, Башкортостана. Только в прошлом году мы смогли привлечь из других регионов 48 врачей. Всего за последние несколько лет 185 медиков приехали в Челны. Чтобы привлечь специалистов, гранты в размере 500 тысяч рублей выделяет правительство РТ, еще 100 тысяч выделяет муниципалитет. Этим грантом можно погасить взнос по соципотеке. У нас обеспеченность врачами, по разным оценкам, от 59 до 78 процентов в зависимости от того, как считать. Многие ведь работают не на ставку, а на 1,5–2 ставки. Сегодня нам нужно порядка 200 врачей и около 150 медсестер.
Самый главный инструмент для любого предприятия — это кадры. Особенно в области машиностроения. Для Челнов это ключевое направление. Тот же КАМАЗ из других городов приглашает специалистов, к примеру из Тольятти. Haier привлекает тех, кто в компании Indesit работал, особенно в области продаж. Кстати, многие профессионалы на Haier пришли с КАМАЗа. Они понимают толк в машиностроении, являются высококлассными специалистами. Но беспокойство по поводу наличия профессиональных специалистов есть не только в Челнах, но и в целом по стране, поэтому без привлечения трудовых мигрантов из других городов не обойтись.
— Конечно, городу нужны образованные высококвалифицированные люди. Но население пугает другое — то, что предприятия вынуждены завозить и неквалифицированную рабочую силу, а это социальные последствия.
— Поживем — увидим. Чтобы решить проблему, исполком сегодня организовывает встречи руководителей бизнеса и ресурсных центров, чтобы они друг друга в лицо знали, чтобы занимались рекрутингом. Раньше, в советское время, эта схема эффективно работала, сегодня же связь между студентами ссузов и работодателями потерялась. Я сам убедился, что там учатся трудолюбивые перспективные ребята, которых можно отбирать уже на этапе прохождения практики. Лишние 15–20 тысяч рублей студенту не помешают. Почему за программистами уже в 10–11-х классах охотятся, а за рабочими — нет? На КАМАЗ нужно уже с первого курса приглашать, обеспечить хороший социальный пакет. Такая селективная работа должна вестись отделами кадров. Для решения данной проблемы ресурсные центры созданы, центры переподготовки есть — просто надо заниматься этим.
«В первую очередь хочется отдать дань уважения первостроителям, выразить им благодарность за их титанический труд, провести ряд мероприятий для тех, кто строил КАМАЗ»
50 ЛЕТ КАМАЗУ: «ХОЧЕТСЯ ОТДАТЬ ДАНЬ УВАЖЕНИЯ…»
— Весь этот год проходит в Челнах под девизом 50-летия КАМАЗа. Хотелось бы подробнее узнать о том, как горожане почувствуют этот праздник и как могут приобщиться к нему. Реализация каких городских проектов приурочена к данной дате? Расскажите о них подробнее, потому что какой-то сложившейся картины о мероприятиях к юбилею завода до сих пор нет.
— В первую очередь хочется отдать дань уважения первостроителям, выразить им благодарность за их титанический труд, провести ряд мероприятий для тех, кто строил КАМАЗ. Кроме того, в рамках юбилея в городе должны запустить ряд проектов, которые могут быть реализованы в течение нескольких лет. Это, например, проект технического университета, который будет готовить высококвалифицированных специалистов для КАМАЗа. Сегодня идет проработка вопроса совместно с автогигантом, КФУ, исполкомом, МГТУ имени Баумана. Мы определяемся с концепцией и со стоимостью. Кроме того, с помощью юбилея стараемся реализовать ряд проектов, касающихся социально-культурной сферы. Например, то же строительство детсадов. Во времена великой камазовской стройки в год вводили в эксплуатацию по 8–10 детсадов. Мы сейчас планируем вернуться к этим показателям. Нам предстоит отремонтировать спорткомплексы, инфекционную больницу, дома культуры. Понятно, что объекты, построенные в 70–80-е годы, требуют основательного ремонта.
Продолжим заниматься капремонтом дорог — темп снижать нельзя. На этот год на данные цели заложена сумма в 2 миллиарда рублей. Надеемся, что в текущем году начнем реконструкцию татарского драмтеатра. Мы понимаем, что накопившиеся проблемы за один юбилейный год решить невозможно, но это событие дает нам определенную уверенность в том, что на нас обратят внимание и наши проекты будут финансироваться.
«Продолжим заниматься капремонтом дорог — темп снижать нельзя. На этот год на эти цели заложена сумма в 2 миллиарда рублей»
О ДОРОГАХ И ДОРОЖНИКАХ
— Неоднократно говорилось, что в этом году на челнинские дороги выделят около 2 миллиардов рублей из разных уровней бюджетов. Какие объекты будут отремонтированы? Особенно читателей беспокоит улица Шамиля Усманова. Один из них интересуется: какая необходимость в ремонте дороги Мира — Мусы Джалиля, полотно которой находится в хорошем состоянии, и почему ремонт улицы Шамиля Усманова, что 30 лет без ремонта, отложен?
— Ремонт не отложен. Мы улицу Усманова каждый год делаем. В 2017 году отремонтировали участок от улицы Нариманова до улицы Академика Королева, в 2018-м — от проспекта Яшьлек до улицы Татарстан. В этом году определен участок от Вахитова до Туфана. То есть ремонтируем не всю улицу сразу, а поэтапно. Необходимость ремонта проспекта Мира большая. Это основная транспортная магистраль с самой высокой нагрузкой и большой протяженностью, часть которой ремонтировалась в 2011 году, а другая часть — в 2008-м. Сегодня там уже колея, ямы. По весне дорога рассыпается. Ремонт центральной магистрали города обойдется в сумму более миллиарда рублей. Параллельно с реконструкцией самого проспекта будут приводить в порядок и дороги-дублеры, и светодиодное освещение. В общем, все хотим сделать на самом современном уровне. На объекте будут работать наши дорожные компании, которые уже зарекомендовали себя. Разумеется, предварительно проведем аукцион.
— Вот, кстати, и вопрос по данному поводу. Почему осваивают эти деньги МУП «ПАД» и «Камдорстрой»? Первые нормально не справляются даже с очисткой дорог, вторых обвиняли в картельном сговоре. Читатель советует: наймите нормальных подрядчиков, за которыми не придется переделывать.
— «Камдорстрой» — хорошая организация, она аэродромы строит. Так что этот вопрос, наверное, конкуренты задают. У нас пять дорожно-строительных организаций в прошлом году работали на челнинских дорогах: «Татавтодор», «Каздорстрой», МУП «ПАД», «Камдорстрой» и РБР. Последние три — челнинские. Все они получили заказ через аукцион. В этом году объемы работ определены. Как только аукцион пройдет, мы перечень дорог опубликуем — с протяженностью и суммой, которая будет потрачена на ремонт. Масштабы реконструкции будут не меньше, чем в прошлом году. Кроме центральной магистрали отремонтируем Старосармановскую дорогу — от первой дороги в сторону «Камдорстроя». На следующий год будем думать, как до выезда сделать дорогу — там тоже необходимо расширение. Потом съезды с улицы Технической надо привести в порядок — это развилка, так называемый клевер. Техническую мы от Хасана Туфана уже отремонтировали, но на съезды денег тогда не хватило. Там стоят железобетонные отбойники, а надо будет сделать современный кривой брус. Сумма к освоению — 50 миллионов рублей.
— То есть автомобилистам в Челнах надо готовиться к тому, что придется ездить весь год в объезд?
— Большую часть работ будем проводить ночью. Периодически перекрывать дорогу, конечно, придется. Но можно же наверное несколько дней потерпеть ради результата.
— Продолжение Московского проспекта, который соединит новый город и поселок ЗЯБ, планируется?
— Мы пока не готовы в плане проекта. Там нужно провести независимую рыночную оценку, принять решение о передаче земельных участков под муниципальные нужды. Эта процедура требует времени. Но мы с повестки дня намерения свои не снимаем. Жаль, конечно, что этот коридор застроили в свое время частными домами. Теперь бюджет будет вынужден издержки компенсировать — думаю, одним десятком миллионов там не обойдется.
«К сожалению, у нас нет возможности организовать работу общественного транспорта до полуночи. Это финансовые возможности муниципалитета»
«ДА, ЕСТЬ ВОПРОСЫ ПО БОЛЬШИМ АВТОБУСАМ…»
— «Почему так плохо работает общественный транспорт в Челнах? Большая часть муповских автобусов простаивает, а на содержание этого предприятия уходит много бюджетных денег. Водители не дают пассажирам билеты и таким образом напрямую воруют городские деньги. Может, пора без наличных — сделать проезд электронным? Ведь еще в советские времена продавались проездные и люди ездили по ним», — вот такой острый вопрос. От себя можем добавить, что после 22:00 общественный транспорт в Челнах вообще не ходит, после 21:00 — с большими проблемами.
— К сожалению, у нас нет возможности организовать работу общественного транспорта до полуночи. Это финансовые возможности муниципалитета. Поэтому в части расписания движения транспорт будет курсировать как сейчас. Что касается муниципального транспорта — да, есть вопросы по эксплуатации автобусов большой вместимости, по топливу, техническому состоянию «НЕФАЗов». Все недостатки, которые в процессе эксплуатации появились, устраняются. По этому поводу у нас есть договоренности с КАМАЗом. Коэффициент технической готовности не очень высокий.
— А оплата по лизингу? В Арбитражном суде постоянно появляются иски КАМАЗа к МУП «Электротранспорт», на чьем балансе находятся автобусы. Там фигурируют разные суммы.
— Мы стараемся вовремя оплачивать лизинговые платежи. Есть алгоритм работы лизинговой компании. На самом деле ничего страшного не происходит — просто КАМАЗ перестраховывается. Лизинговая компания обязана подать в суд в рамках своего корпоративного регламента. Но они нам штрафы и пени не предъявляют. Так что мы работаем с КАМАЗом на партнерских условиях.
«Снега нынче в городе объективно больше — уже пятую снегосвалку открыли»
«НА ДЕНЬГИ, ЧТО ТЫ МАШИНУ КУПИЛ, СКОЛЬКО РАЗ МОЖНО В ДЕНЬ НА ТАКСИ ЕЗДИТЬ?!»
— Злободневную тему подняли читатели: «В этом году из рук вон плохо организована уборка снега в городе — по некоторым дорогам не проехать, так как их не чистили с начала зимы. Интересно, средства денежные при этом освоены или нет? Ведь в графике работ они числятся и деньги выделены».
— Ну вот я же до вас доехал. Не для меня же тут дорогу чистили. Снега нынче в городе объективно больше — уже пятую снегосвалку открыли. В 2017 году за весь зимний период дорожники сделали 48052 рейса, в 2018 году — 36635 рейсов. А в 2019 году, хотя зима еще не закончилась, уже сделано 58386 рейсов. Сумма средств, которая выделяется на содержание дорог зимой и летом, в бюджете не меняется и составляет 228 миллионов рублей. На эти средства необходимо и снег вывозить, и от мусора очищать, и «пылесосы» на дороги запускать. Мы только за январь 2019 года истратили 61,7 миллиона рублей, а за февраль — порядка 50 миллионов рублей. То есть за два зимних месяца мы израсходуем больше 100 миллионов. Летом снега нет, но есть пыль. Если мы не будем чистить, вы опять будете писать…
— Мы и пишем — скорые застревают во дворах уже. Прокуратура выписала управляющей компании предписание за это.
— Мы же не говорим, что мы вообще чистить не будем. Да, может, мы по очистке города не лучшие в стране, но и не худшие. Не буду называть соседний город, а то мэр обидится, будет звонить…
Вот вы скажите: что делать с машинами, которые вдоль проспектов на дублерах припаркованы? Висит объявление, аншлаг стоит — нет, машины ставят. Если мы сами незаконопослушные, чего мы хотим? Я уже говорю: «Не стесняйтесь, машины сдвигайте, чистите… А потом на то же самое место ставьте. Не вздумайте при этом повредить чужое имущество». Выход только один — дальше лучше работать, убирать снег, вывозить…
— Но ведь машины на дороги-дублеры не от хорошей жизни ставят, а потому, что во дворе негде. Вот и читатели прислали сообщения на эту тему. «Каким образом будет решаться вопрос с припаркованными на газонах, на пешеходных дорожках машинами, с паркингами для автомобилей? Когда частным „Газелям“ и автобусам запретят парковаться на улицах города? И второй вопрос: когда будет наведен порядок с машинами во дворах, на газонах, на детских площадках, вдоль проспектов? В условиях неубранных проездов между домами пешеходу ступить некуда, приходится лавировать между припаркованными машинами. Пара-тройка стоянок в новых комплексах никак не повлияет на припаркованные автомобили, например на Шишкинском бульваре и других пешеходных зонах». (Ирина)
— А вы знаете, что у нас стоянки на 60–70 процентов только заполнены? Вот у меня одно окно выходит на Чулман, а второе — на соседний дом. И машины везде стоят, а стоянка на ипподроме на треть пустая. Через дорогу автомобиль поставить жителям тяжело, а около дома — нормально. К сожалению, у нас пока нет культуры в этом вопросе. Можно кого угодно критиковать, но начинать надо с себя. Ладно, я машину ставлю на подземную парковку. Она у нас наполовину пустая. Люди не хотят тратиться на покупку парковочного места.
Если говорить масштабно, что я прихожу к мысли, что машину лучше не иметь. Надо же быть немножко прагматиком. Взять и посчитать — покупка машины, техобслуживание, бензин, транспортный налог, мойка... Сам ахнешь! На эти деньги, что ты авто купил, сколько раз можешь в день на такси ездить?! Когда я бываю в Москве, то пользуюсь такси. 200–300 рублей заплатил и добрался без проблем. Надо автомобиль представительского класса — заказываешь такси уровня комфорт. Большие города, видимо, к тому и придут, что машина будет невыгодна с точки зрения семейного бюджета.
Во дворах в ходе капремонта мы расширяем дворовые дороги, также вокруг школ и детских садов. Увеличиваем в два раза ширину проезжей части. Правда, все снова заполняется машинами. Но если раньше впритык было, то сейчас хоть чуть свободнее становится. Затраты на это внушительные: мы делаем один двор, а могли бы формально сделать 5–6 дворов. В программе республиканской такой статьи расходов нет, но мы делаем стоянки и тротуары за счет местного бюджета.
«Через дорогу машину поставить жителям тяжело, а около дома — нормально. К сожалению, у нас пока нет культуры в этом вопросе»
«НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ, ПРИ КОМ БЫЛА СДЕЛАНА НАБЕРЕЖНАЯ»
— В Челнах собираются реконструировать парк «Гренада» и гэсовский парк. Читатели интересуются, сколько средств необходимо на эти цели. Что принципиально изменится в них? При этом некоторые считают, что не надо разводить грандиозные стройки, так как в парках города и так уже дышать нечем. Скверы просто надо почистить от мусора и обновить уже существующие в них зоны. Потратьте деньги на что-нибудь другое, советует читатель. Как мы поняли, народ переживает за деревья, за целостность зеленых насаждений.
— Мы поводов так думать не давали, нигде массовую вырубку не проводили. Мы понимаем, что деревья, посаженные первостроителями, служат для многих поколений. Сохранение зеленых насаждений — приоритет для Челнов, потому никаких оснований беспокоиться нет. Второе — все наши проекты по паркам проводятся гласно и открыто. Нигде в проектах, которые мы обсуждаем, нет ни слова про то, что мы собираемся что-то вырубать. Не исключено, что парк на ГЭСе мы будем реконструировать не один год. Где-то, может, придется кронировать. Но ни у кого не поднимется рука здоровые деревья вырубать. Мы не позволим этого сделать! Мы лишь собираемся вписать в существующий парк современное оборудование, детские площадки, аттракционы. Например, в парке «Гренада» наши московские партнеры — фирма «Легато» — оборудуют скейт-парк. По сумме окончательно пока рано говорить. Будет проект — будет смета.
— Пришел такой вопрос от читателя: «Набережную на ГЭСе сделали очень красивой. Много сил и денег в нее вложено. Но почему-то набережная в Новом городе теперь совершенно заброшена: летом там траву не косят, туалеты закрыты, состояние объектов никак не поддерживается. Какие-то работы в рамках дальнейшего благоустройства намерены там проводить?» Причем в народе эта ситуация подается так: набережная в Новом городе была сделана при прежнем мэре Василе Шайхразиеве, а у нового мэра свои проекты.
— Для нас нет никакой разницы, когда и при ком была сделана набережная. Для меня любой проект важен. Может, просто внимания не хватает на этот объект со стороны служб, которые ухаживают за данной территорией. Настроим «Горкоммунхоз», «Горзеленхоз» на то, чтобы было внимание ко всем общественным пространствам. Все места массового пребывания людей должны содержаться достойно. Если недостаток есть, он устраним.
— Почему тормозится процесс реконструкции площади Азатлык? Такое ощущение, что там все сделано через наоборот. Кто в этом виноват и что делать?
— По Азатлыку срок контракта — до 1 июля. Этим же вопросом интересовался президент на итоговом заседании горсовета. Я тогда не стал задавать вопрос: «Неужели я похож на человека, который не осваивает деньги?» Задержка связана с продолжением работ и с конструкциями, которые там монтируются. Наши архитекторы затянули с проектом, поэтому контракт с подрядчиком (а им является компания «Евростиль») пришлось продлить.
— Есть не только критика, но и комплименты в ваш адрес: «Вы многое делаете в Челнах, город становится все красивее. Даже в вопросе освещения у вас лучше, чем у нас в Елабуге, хотя мы относимся к экономической зоне. Как вам это удается?»
— Наши службы, которые занимаются освещением, свою задачу выполняют. Во-первых, мы работаем по программе установки светодиодных светильников. По улице Раскольникова и 40 лет Победы, где мы сделали дорогу, параллельно наладили и освещение. У нас сегодня процентов 15–20 светодиодных светильников в городе. Стараемся на заявки в «Народном контроле» реагировать, а не заниматься отписками. Вокруг ремонтируемых школ и детсадов делаем современное освещение — не только внутри двора, но и вне периметра. Так что потихоньку среда нашей жизни приобретает привлекательный вид.
— «Вы сами закончили лесотехническую академию. Мы находимся в зоне, где вокруг много заводов, экономическая зона „Алабуга“. Некоторые из производств не соблюдают экологических требований. Как с этим бороться? Когда их проверяют, они готовятся, все у них в порядке. Я считаю, что если производство во вред здоровья людей, то оно не должно работать?» (Павел)
— Инструменты известны — есть надзорные органы: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, минэкологии РТ, территориальный орган имеется. Есть посты стационарного контроля — в городе их пять. Они в оперативном режиме замеряют состояние атмосферного воздуха. Если что-то не так, должностные лица попадают под административную и даже уголовную ответственность. За средой обитания, за воздухом необходимо следить. Город имеет высокую экологическую нагрузку: и КАМАЗ, и другие предприятия, которые тут работают выбрасывают в атмосферу различные загрязняющие вещества. Но контроль за ними ведется. Если запахи появляются, хозяев ищут, находят и штрафуют. Для сохранения стабильной экологической обстановки важно сохранять зеленый каркас города. Наш «Горзеленхоз» в этом плане работает хорошо по посадке деревьев, кустарников.
«Мы проблему мест в детских садах для детей с 3 до 7 лет решили, сейчас ставим задачу решить вопрос с ясельными группами»
«ЕСЛИ БЫ МЫ ДОЛГО РАСКАЧИВАЛИСЬ, МЫ БЫ ШКОЛЫ ТОЖЕ ПО ДВА ГОДА СТРОИЛИ»
— Целый блок вопросов про школы и детсады: «Я проживаю в 36-м комплексе, а вожу ребенка в 32-й комплекс — и это одни мучения. А все потому, что мое место заняли семьи-льготники, которые встают в очередь в новые садики, проживая при этом в отдаленных комплексах, хотя у самих под боком есть детские сады. Почему мэрия не отслеживает этот момент? Или же опять законом не предусмотрено?!» (Владимир)
— Все данные действия определены постановлением правительства РТ. Льготная категория имеет первоочередное право по выбору мест в детских садах. За этими действиями наблюдает прокурор. Если есть какое-то нарушение существующего законодательства, прокуратура требует его устранить. Мы этот закон не можем нарушить. Неудобства есть, а что делать?
Самое главное — детский садик есть. В этом году у нас в программе — строительство 6 детсадов, в последующем, на 2020–2021 годы, — уже 8 детсадов. С учетом 50-летия КАМАЗа нам идут навстречу и квоту увеличивают. Да, пока группы уплотнены — у нас вместо 25 по 30 детей в каждой группе. Мы проблему мест в детских садах для детей с 3 до 7 лет решили, сейчас ставим задачу решить вопрос с ясельными группами. В городе 120 врачей в декрете сидят, а мы 230 докторов ищем в других городах. Даже если 60 медсестер готовы выйти раньше на работу, острота проблемы в наших медучреждениях снимется.
— Сейчас в городе активно строят детсады и школы. Это, безусловно, очень хорошо, но в то же время нам постоянно говорят о спаде рождаемости, о демографической яме. Что потом делать городу со школами и детсадами, когда туда некому будет ходить?
— У нас на 100 мест в детсадах 120 детей. Загруженность большая. Так что с учетом перегрузки такого наблюдаться не будет. К тому же рождаемость у нас пока высокая. По школам мы пока планируем рост численности учащихся. Сегодня в Челнах 56–57 тысяч учеников, к 2024 году их будет около 77 тысяч человек. Так что есть необходимость еще две школы построить.
Самое главное, что мы школы строим к началу нового учебного года. Помню, когда мы школу на 800 мест за 10 месяцев построили в 36-м комплексе, а потом на 1200 в 37-м комплексе, в Челны приехала представитель министерства образования РФ. Мы вместе с ней и Рустамом Нургалиевичем идем по школе. Она говорит: «У нас в 52 регионах России программа строительства школ работает, но Челны — единственный город, который смог построить школу к 1 сентября. Некоторые регионы строят к 1 января, а некоторые — к 1 сентября следующего года». Рустам Нургалиевич относительно этого сказал: «А что, у нас в некоторых регионах учебный год с 1 января начинается?» Такая вот емкая реплика. Если бы мы долго раскачивались, то тоже строили бы школы по два года. Сейчас наши строители уже обещают детсады к 1 июля 2019 года сдать. Если так будет, я только руки принародно им пожму.
«Есть хороший принцип: не знаешь, как поступить, поступай по закону»
В ПРИОРИТЕТЕ — ТЕАТРЫ И ФУТБОЛЬНЫЙ МАНЕЖ
— Вопрос о здании для русского драмтеатра подняли аж на уровень президента страны. После такого лобби есть ли надежда, что проблема разрешится быстрее?
— По вопросу проектирования и строительства здания для русского драмтеатра направлено обращение в адрес президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от имени президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова. Но что хочу сказать: в Челнах не только ведь строить надо, нам крайне необходимы объекты спорта и физической культуры. В этой проблеме нужно одновременно решить две задачи — и новые построить, и старые отремонтировать. За что браться? В первую очередь ждут ремонта ДК «КАМАЗ», ДК «Энергетик», Концертный зал имени Сары Садыковой. Параллельно всем трем театрам здания нужны. Невольно теряешься в раздумьях — какой вопрос приоритетный. Реконструкция здания для татарского драмтеатра обойдется минимум в 800–900 миллионов рублей, ремонт ДК «Энергетик» — 350-400 миллионов. Вот и считайте.
— «В 2015 году вы обещали способствовать строительству футбольного манежа для детей в Челнах. Президент Татарстана об этом говорил летом 2018 года. Челны, согласно письму от Виталия Мутко, включены в ФЦП на 2016–2020 годы для строительства многофункционального спортивного комплекса. Вопрос: когда?» (Николай)
— Мы с повестки дня этот объект не снимаем. Будем прикладывать все усилия, чтобы манеж появился. По этому вопросу работаем вместе с коллегами из федерального правительства.
— Скажите, вы планируете оставаться мэром на второй срок?
— Это зависит от многих факторов. Если горожане изберут, будем работать. Второй немаловажный фактор — поддержка республики. Без поддержки президента республики тут задачи очень сложно будет решать. Поэтому нужна поддержка и граждан, и руководства Татарстана. Если эти две составляющие совпадут, то тогда будем смотреть. Загадывать заранее не стоит — в 2020 году и поговорим.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.