Вертолет «Ансат» в облике лимузина Aurus начали прорабатывать холдинг «Вертолеты России» и создатель транспорта для первых лиц «Кортеж» — институт «НАМИ». По данным источников «БИЗНЕС Online», VIP-борт создадут на КВЗ и покажут на МАКС-2019. По оценкам экспертов, отделка салона обойдется недорого — порядка 10 млн рублей. Таким образом, традиция будет продолжена на новом уровне — казанские «вертушки» возят первых лиц еще со времен Хрущева.
Татарстан все больше «увязает» в мегапроекте по созданию транспорта для высших должностных лиц России и прочих VIP-персон, известном как «Единая модульная платформа», «Кортеж» или Aurus
новый русский автомобиль татарстанской сборки… теперь и летающий
Татарстан все больше «увязает» в мегапроекте по созданию транспорта для высших должностных лиц России и прочих VIP-персон, известном как «Единая модульная платформа» (ЕМП), «Кортеж» или Aurus. К серийному изготовителю автомобилей (завод Ford-Sollers в «Алабуге») и создателю боестойких шин (нижнекамский НТЦ «Кама») теперь добавляется Казанский вертолетный завод (КВЗ). Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в вертолетостроении, в настоящее время согласовываются компоновка и дизайн-проект салонного варианта «Ансата» под брендом Aurus. Машину должны показать в августе на МАКС-2019.
Проект «Кортеж», он же Aurus (от aurum — золото и Russia), — это линейка представительских автомобилей, которая создается с 2012 года по заказу минпромторга РФ московским Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Отправной точкой стала потребность в лимузине (в итоге получил название Aurus Senat) для президента России — у великой державы должен быть собственный автомобиль для первого лица, а не какой-то там Mercedes, пусть и в пульмановском бронированном варианте.
На базе единой платформы (и в едином стиле) также создают седан (тоже называется Aurus Senat), микроавтобус (Aurus Arsenal) и внедорожник (Aurus Komendant) — в первую очередь для правительственного автопарка, ведь и вся тема изначально формулировалась как разработка автомобилей для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране».
У великой державы должен быть собственный автомобиль для первого лица, а не какой-то там Mercedes, пусть и в пульмановском бронированном варианте
Первый публичный «выход» российских люксовых авто состоялся 7 мая 2018 года на инаугурации президента России — все увидели седан Aurus 4123 и лимузин Aurus 41231SB. За рубежом президент РФ Владимир Путин проехался на Aurus 16 июля 2018 года в Хельсинки, на саммите Россия — США.
Подчеркивается, что при проектировании использовался, но не копировался международный опыт, а производство на 50% локализовано в России. Напомним, платформу и коробку передач НАМИ разработал самостоятельно, а двигатель — совместно с Porsche.
Почти сразу было решено, что машины пойдут не только в президентскую «конюшню» и в госведомства, но и в широкую серию. Если сегодня Aurus в единичных экземплярах собирают в НАМИ (скорее всего, в столице и продолжат делать все правительственные авто), то поточное производство наладят с 2020 года на площадке Ford-Sollers в ОЭЗ «Алабуга»: 40% производства — внедорожник, 60% — другие модели.
Для продвижения на мировом рынке бренда Aurus создано ООО «Аурус» (НАМИ — 63,5%, Sollers — 0,5%, Tawazun — 36%, эта компания из ОАЭ вложит в проект 110 млн евро), однако отмечается, что уже сегодня спрос на лимузин и седан на два года вперед перекрывает производственные мощности НАМИ. При этом любая из моделей будет стоить более 10 млн рублей.
Добавим, что аурусовская транспортная линейка продолжает пополняться. Так, поставлена задача создать кабриолет для парада на День Победы. А недавно гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов рапортовал о завершении разработки еще и мотоцикла «Кортеж», который, хотя и создается под брендом «Иж», стилистически будет вписан в ряд Aurus.
И вот теперь настала очередь вертолета.
Вертолет «Ансат» в облике лимузина Aurus начали прорабатывать холдинг «Вертолеты России» и институт «НАМИ»
аурусовский интерьер для «ансата» потянет на 10 млн рублей
Но почему именно КВЗ и «Ансат», а не, скажем, новейший Ми-38, впечатляющий макет VIP-салона которого демонстрировали уже не раз, или не активно продвигаемый сегодня Улан-Удэнским авиазаводом самый технически навороченный вариант Ми-8 — Ми-171А2?
Первое. Еще со времен СССР и Ми-4 правительственный авиаотряд заказывает вертолеты исключительно на КВЗ (и только в последнее время к ним добавились четыре итальянских AgustaWestland AW139). Сегодня, по некоторой информации, в специальном летном отряде «Россия» — 20 казанских машин. Известно, что первые два Ми-8МТВ-1С для Путина были заложены еще в 2001 году. В пятиместном салоне — кресла, рабочий стол, гардероб, кухня с холодильником и баром, помещение для обслуживающего персонала. Внешне такие вертолеты от обычных отличаются разве что большим количеством антенн.
К слову, выпускать VIP-вертолеты КВЗ начал, так сказать, с подачи американцев. В 1959 году Никита Хрущев посетил США, его заинтересовало то, что американские первые лица по стране летают на вертолетах. Генсек приказал купить два Boeing-Vertol V-44 и два Sikorsky S-58. Пользоваться ими он не стал, но приказал срочно разработать аналогичные салонные варианты выпускавшихся тогда в Казани Ми-4. На них, как пишет в книге «Казань авиационная» Равиль Вениаминов, летали генеральные секретари, короли и президенты, маршалы и министры. С 1968 года место «четверок» заняли Ми-8.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» бывший замгендиректора КВЗ и идеолог создания «Ансата» Валерий Карташев, VIP-салонов строили много — «десятки, если не сотни», и дело это было хлопотное: «У правительственного отряда особые требования, специальные технические условия. Взять лопасти. Обычно на каждую серийную лопасть какие-то замечания — размерчик не совсем, зачистить что-то дополнительно надо. Так вот для правительственной машины вообще никаких замечаний не должно быть изначально. Мы таких лопастей за год набирали штук 6 из 300. Сделали — отложили, всегда один комплект лежал в запасе. И так по всему! Страшное дело! И все это контролирует военная приемка, с которой не договоришься. Поэтому, если „Ансат“ пойдет в правительственный отряд, дай бог, чтобы справились».
Эксперты, отталкиваясь от имеющихся данных, оценивают аурусовский салон «Ансата» примерно в 10 млн рублей
Второй аргумент за «Ансат». Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала Aviarunet Роман Гусаров, новейший и активно продвигаемый сегодня для правительственных нужд Ми-38 для Aurus все же слишком велик. Что касается Ми-8, то, сколько его ни перелицовывай, это все равно машина родом из 60-х годов, а такую назвать Aurus язык не повернется. А вот «Ансат» и как самый новый продукт, и по своему функционалу как раз самое то. «И потом, что такое проект „Кортеж“? — рассуждает эксперт. — Ну пять вертолетов пойдет в президентскую „конюшню“, а дальше? Он нацелен на коммерческие продажи. И речь идет о продаже бизнесменам, которые хотят ездить на престижном автомобиле и летать на столь же престижном вертолете, в данном смысле у „Ансата“ куда больше шансов, чем у Ми-8, который для этого избыточен по габаритам и функционалу. Все-таки Ми-8 — это как танк, а ездить хочется все же на автомобиле. При этом „Ансат“ — тоже немаленький вертолет, а потому вполне соответствует теме Aurus, потому все логично».
Кстати, эксперт отметил, что казанскому заводу больших денег изготовление аурусовского «Ансата» не принесет: он будет выпускать стандартный зеленый борт, а вот кто заработает, так это компания по изготовлению интерьеров, которой достанется заказ на отделку салона. По словам генерального директора казанской «Тулпар Интерьер Групп» (входит в «Тулпар Аэро Групп» известного авиабизнесмена Азата Хакима) Александра Калачева, судя по фото, сложным интерьер Aurus не назовешь. «Это автомобильная в хорошем смысле слова классика, причем не XXI века, а ХХ, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — По материалам — высший класс, но не самый сложный вариант отделки — есть ведь просто космические материалы, которые определенную сложность при работе создают». Отталкиваясь от имеющихся данных, он оценил аурусовский салон «Ансата» примерно в 10 млн рублей. Также Калачев отметил, что адаптация автомобильного дизайна под авиационный — обычное дело: «Для самолетов проекты заказывают разным дизайн-бюро, в том числе автомобильным, и много концепций авиаинтерьеров было от Porsche и других известных автомобильных брендов».
Денис Мантуров: «Нет, больше не надо! Мне вот такой салон нужен»
«ВСЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО РУССКИЙ ПРЕМЬЕР НА НЕНАДЕЖНОЙ МАШИНЕ НЕ ПОЛЕТИТ»
Третье. Один из ключевых моментов идеологии «Кортежа» заключается в том, что руководство России хочет показать пример ориентации на отечественный продукт. Если проще, на Aurus намерены (хотя бы и принудительно) пересадить всю российскую верхушку, в том числе в регионах. Такие же планы, по общему ощущению, есть и в отношении вертолетов, а то всякого рода VIP'ы уж больно пристрастились к непатриотичной продукции Bell, Airbus Helicopters и Leonardo. Пару лет назад замгендиректора КВЗ Вадим Лигай говорил «БИЗНЕС Online»: «Задача поставлена — пересаживать на „Ансат“ всех губернаторов и прочих руководителей». Интересно, что примерно тогда же премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что в будущем готов летать на «Ансате» (сегодня, насколько известно, он пользуется AgustaWestland AW-139). Во время одного из визитов на КВЗ о правительственном «Ансате» говорил и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Когда ему, сидящему в казанском вертолете, стали объяснять, что сейчас в салоне установлено только 7 сидений, но можно вместить еще, он живо возразил: «Нет, больше не надо! Мне вот такой салон нужен». «Салон мы вам лучше сделаем», — пообещал в то время гендиректор КВЗ Лигай.
К слову, по нашим данным, на люксовый вертолет уже есть покупатель. Можно предположить, что «Ансат» в варианте Aurus именно для минпромторга и предназначен: в конце концов, именно это министерство — зачинщик темы «Кортеж».
«Если государство скажет чиновникам, в том числе региональным, использовать только отечественное, значит, будут, никуда не денутся, — уверен Гусаров. — В конце концов, президент у нас тоже на Mercedes ездил, а теперь — на Aurus. Да и чем „Ансат“ хуже того же Bell? По основным характеристикам — ничем. Сегодня пошел целый поток казанских вертолетов для медицины. В свое время я не особо верил в этот проект, но сейчас санитарные машины уже во многих регионах летают и о каких-либо серьезных технических проблемах речи не идет».
«Как известно, линейка Aurus включает в себя все, что нужно для организации безопасного передвижения влиятельных лиц — крупных государственных чиновников, руководителей регионов и корпораций, — дополняет в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт-аналитик АО „Финам“ Алексей Калачев. — Вертолет в этом списке смотрится вполне органично, его можно использовать как для служб безопасности, так и для перемещения охраняемого лица».
Четвертое. Это отличная реклама «Ансату», который холдинг «Вертолеты России» сегодня пропагандирует при каждом удобном случае, в том числе за границей. Включение «Ансата» в линейку Aurus может оказаться удачным маркетинговым ходом, полагает Калачев. Гусаров тоже указывает, что в таком случае имидж новой машины резко пойдет вверх не только в России, но и за границей: «Тема Aurus сейчас продвигается не только для внутреннего потребления, но и для внешнего. За границей все уже обратили внимание, что русские затеяли большой проект, к тому же это автомобиль, на котором Путин ездит, — ух ты! А если сюда еще и вертолет добавить и, как в советское время с „Жигулями“, которые на экспорт именовались LADA, что-то вроде ребрендинга сделать, это будет хорошим ходом. И потом, если на вертолете будут летать большие начальники, это уже реклама — все же понимают, что, к примеру, русский премьер на ненадежной машине не полетит. Пока сами не полетим, никто в это не поверит».
Интересную ремарку сделал Карташев: «Все большие люди из других стран, которые заказывали у нас салоны Ми-8, хотели, чтобы сделано было „как у Путина“».
Мы предложили заинтересованным сторонам прокомментировать информацию о включении «Ансата» в проект Aurus. НАМИ на момент выхода статьи ответа не предоставил, а в холдинге «Вертолеты России» пообещали ответить в ближайшее время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.