«Все наше сообщество пока не видит для себя плюсов, зачем нам стоит перейти на самозанятость. Я тоже не знаю», — ответила 15-летняя блогерша, которая зарабатывает в сети по 45 тыс. рублей в месяц на продаже «жвачки для рук», на просьбу Минниханова выйти из тени и дать пример молодежи. Впрочем, в итоге согласилась попробовать. Жаль, что с каждым из 300-тысячной армии потенциальных самозанятых в Татарстане так не поговоришь. Пока работать вбелую решились только 4 тыс. из них.
Рустам Минниханов: «Решение о самозанятых очень правильное, достаточно проработанное. Но когда мы начали реализовывать все эти подходы, то увидели, что еще много вопросов требует доработки»
«Решение о самозанятых очень правильное, НО…»
Нынешнее заседание совета по предпринимательству при президенте РТ отличалось внушительной делегацией федеральных фигур. В их числе директор департамента инвестиционной политики минэконразвития России Милена Арсланова, бизнес-омбудсмен Борис Титов, а также депутаты Госдумы РФ Геннадий Онищенко (бывший руководитель Роспотребнадзора) и Айрат Фаррахов.
Повод по чиновничьим меркам весомый — в рамках федерального эксперимента по итогам 2019 года в Татарстане должно быть зарегистрировано не менее 60 тыс. самозанятых. Пока же по итогам двух месяцев нашлось лишь 4 тыс. «добровольцев». Нетрудно посчитать, что темпы более чем вдвое ниже плана. А всего в рядах плательщиков нового налога государство видит не менее 300 тыс. татарстанцев.
Провала эксперимента никто не хочет, но не все проблемы можно решить на уровне республики, давала понять татарстанская сторона, приглашая москвичей. «Решение о самозанятых очень правильное, достаточно проработанное. Но тем не менее когда мы начали реализовывать все эти подходы, то увидели, что еще много вопросов требует доработки. В том числе и доработки на федеральном уровне», — отметил президент РТ Рустам Минниханов в своем вступительном слове.
Ильдар Низамеев рассказал о проблемах при найме самозанятых в качестве фрилансеров
«ЖЕЛАНИЕ ОПТИМИЗИРОВАТЬ НАЛОГОВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ В РАМКАХ ЗАКОНА — ЭТО НОРМАЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ»
Первым выступил директор ГК ILAR Ильдар Низамеев, который рассказал о проблемах при найме самозанятых в качестве фрилансеров. «Это дает возможность легально привлекать лучшие кадры со всей России», — пояснил он. При этом есть опасения, что налоговики заставят его платить отчисления за фрилансеров как за штатных сотрудников, сочтя такой вид работы схожим с трудовыми взаимоотношениями.
«В рамках проектной группы мы проработали 7 основных критериев, как разграничивать регулируемые законодательством трудовые отношения и работу с фрилансерами. Нам бы хотелось зафиксировать их в контролирующих органах», — сообщил Низамеев.
Минниханов попросил главу ФНС Марата Сафиуллина прокомментировать это предложение. «Есть определение Верховного суда РФ, который четко определяет понятие трудового договора. Согласно ему физлицо должно систематически выполнять комплекс работ, подчиняться внутреннему распорядку работодателя, регулярно получать оплату труда и т. д. В гражданско-правовом договоре работу, которую оказывает физлицо в качестве услуги, актируют, и на нерегулярной основе [оно] получает оплату», — пояснил главный налоговик республики.
По его словам, еще до закона о самозанятых предприниматели пытались хитрить, переводя своих сотрудников в другие статусы, например индивидуальных предпринимателей. «У нас в Татарстане есть организация, которая занималась сбором металла, привлекала 15 индивидуальных предпринимателей, которые работали кто на транспортировке, кто-то разгружал, кто-то складировал и т. д. Суд принял решение, что эти отношения являются трудовыми и, соответственно, имеется факт незаконной налоговой оптимизации», — привел пример Сафиуллин.
По словам Марата Сафиуллина, еще до закона о самозанятых предприниматели пытались хитрить, переводя своих сотрудников в другие статусы, например индивидуальных предпринимателей
«Желание оптимизировать налоговые отчисления в рамках закона — это нормальное желание. Надо иметь ясную трактовку, в каких случаях применяются трудовые отношения, а в каких — гражданско-правовые», — ответил Минниханов.
По мнению Титова, трактовка, которую уже дал Верховный суд РФ, должна быть руководящим документом для всех контролирующих органов, в том числе налоговых. «Если же она не устраивает самозанятых, то можно обратиться в Верховный суд с просьбой дать более точное разъяснение», — предложил он.
Глава республики поинтересовался у Сафиуллина, какой объем подоходного налога республика потеряет в случае чего.
«Эта информация есть, но я бы не хотел ее раскрывать здесь», — замялся Сафиуллин.
«Понятно, — под смех зала сказал Минниханов. — Понятно, что мы где-то потеряем. Но если 300 тысяч человек начнут официально работать…»
«Мы не потеряем», — пообещал президенту главный налоговик Татарстана.
Минниханов обратился к депутатам Госдумы РФ с просьбой четко разграничить понятия. «Надо решить вопрос с трактовкой. Если мы вошли в эксперимент, мы должны получить соответствующие разъяснения. Сегодня система работы с самозанятыми прозрачная, это беспрецедентно, в мире такого нет: все под контролем — объемы, каждый платеж. Сегодня вводить ограничения неправильно», — убежден он.
Айрат Галеев поднял тему снижения рисков самозанятых граждан при работе с банками
«БАНКИ НЕ ВСЕГДА ИДУТ НАВСТРЕЧУ И ВООБЩЕ МОГУТ ЗАКРЫТЬ СЧЕТ»
Директор ООО «Цифровая безопасность» Айрат Галеев поднял тему снижения рисков самозанятых граждан при работе с банками. По его словам, зачастую те с подозрением относятся к операциям по перечислению денег от компаний самозанятым. И при крупном переводе банки начинают проверку организации на предмет возможного отмывания денег — запрашивается широкий перечень документов, а это большая нагрузка для бухгалтерии. «Банки не всегда идут навстречу и вообще могут закрыть счет», — отметил Галеев, сделав вывод, что с такими рисками работать с самозанятыми становится себе дороже.
Он предложил разрешить банкам открывать официально зарегистрированным самозанятым особые счета, что поможет разграничить переводы им и обычным физлицам. «Это подтолкнет бизнес активнее переходить на работу с фрилансерами вбелую, требуя от них регистрации как самозанятым», — подчеркнул он.
Минниханов спросил у предправления Ак Барс Банка Зуфара Гараева, что требуется банкам, чтобы снять эту проблему. Тот пояснил, что для этого нужно внести изменения в инструкции Банка России. Глава республики пообещал попросить главу минэкономразвития РФ Максима Орешкина подготовить соответствующее обращение в ЦБ.
Зуфар Гараев (слева) считает, что нужно внести изменения в инструкции Банка России
«СКОЛЬКО У НАС ЛЬГОТНИКОВ ПРИЕЗЖАЕТ В НОРКОВЫХ ШУБАХ И ПОЛУЧАЕТ ПОСОБИЕ?»
Следом с просьбой выступила директор ресторана «Султанат» Ирина Данилова. В сезон ей нужно временно привлекать дополнительных иностранных специалистов, которые могут обеспечить восточный колорит, и она хотела бы оформлять их как самозанятых.
Узнав, что речь в первую очередь об официантах, участники выразили скепсис: все-таки их логичнее привлекать через трудовые договоры. Титов даже обвинил Данилову в том, что она в открытую пытается подменить трудовые отношения гражданско-правовыми.
«Ели мы сейчас всех официантов и поваров переведем в самозанятые, это не совсем будет правильным, — согласился Минниханов. — Есть техника безопасности, есть санитарные нормы. Они должны соответствующим образом оформляться».
Ирина Данилова в сезон временно привлекает дополнительных иностранных специалистов, которые могут обеспечить восточный колорит, и она хотела бы оформлять их как самозанятых
Но тут на помощь предпринимателю неожиданно пришел Онищенко. Он сказал, что не видит ничего противозаконного, если нанимать будут высоквалифицированных самозанятых, оказывающих какие-то эксклюзивные услуги под отдельные временные проекты — например, сделать сцену, оформить зал и т. п. Данилова тут же обрадованно подтвердила, что именно таких эксклюзивных специалистов она имеет в виду.
«Я думаю, что нам вместе с налоговой надо четко разграничить, какие услуги может оказывать самозанятый», — резюмировал Минниханов.
Депутат Госдумы Фаррахов вслед за Сафиуллиным отметил, что расширительная трактовка может привести к выпадающим доходам субъекта Федерации. Но Минниханов его перебил на полуслове. «Если мы в эксперименте, мы еще не знаем точно, где у нас выпадают, а где прибавляются доходы. Этот эксперимент — первая попытка нашей страны решить задачу вывода самозанятых из тени. Если мы этот пилотный проект провалим, вся эта теневая экономика так и останется. Сколько у нас льготников приезжает в норковых шубах и получает пособие? Давайте мы все-таки постараемся, чтобы эти механизмы заработали».
Айрат Фаррахов отметил, что расширительная трактовка может привести к выпадающим доходам субъекта Федерации
«изготовление продуктов питания в домашних условиях для дальнейшей реализации вообще запрещено»
Далее модератор предоставил слово «самой емкой, красной» группе самозанятых — домашним кондитерам. Зульфия Файзрахманова рассказала, что занимается выпечкой кондитерских изделий на дому уже на протяжении пяти лет и очень рада, что теперь можно работать на законных основаниях. Среди проблем женщина назвала две основные: отсутствие санитарных правил для домашних кондитеров, а также необходимость сертификации блюд.
«Дело в том, что по действующему законодательству сейчас изготовление продуктов питания в домашних условиях для дальнейшей реализации вообще запрещено. Мы просто не можем выполнить все требования СанПиНа, который изначально был придуман для цехов в нежилых помещениях. Каких-то санитарных норм, регулирующих нашу работу, нет.
Второй больной вопрос — необходимость декларации блюд. В рамках проектной группы мы пытались задекларировать простейшую татарскую выпечку — губадию, — рассказала кондитер. — Для этого оказалось нужно сдать на экспертизу в центр гигиены и эпидемиологии при Роспотребнадзоре сам продукт, а стоит такая экспертиза около 18 тысяч рублей. Поверьте мне, домашнему кондитеру, который делает до 10 тортов в неделю, это вообще неподъемно. А у меня ведь не только губадия. И, чтобы каждую позицию задекларировать, я должна выложить 100–200 тысяч».
Но это не все. «Оказывается, чтобы задекларировать свою продукцию, нужно быть оформленным индивидуальным предпринимателем, что для меня не интересно», — продолжила она.
Зульфия Файзрахманова занимается выпечкой кондитерских изделий на дому уже на протяжении пяти лет и очень рада, что теперь можно работать на законных основаниях
В заключение женщина заявила, что домашние кондитеры нуждаются в более гибком подходе, так как имеют дело с особыми требованиями заказчиков. «Вот им не нужен такой ингредиент в торте, и я меняю иногда рецептуру. Поэтому я сегодня задекларировала, а завтра эта декларация уже не подходит к этому торту», — озадачивала присутствующих Файзрахманова.
«Если у вас продукт некачественный, никто же у вас его покупать не будет, — рассуждал президент. — Тем более вы каждый чек, каждую сделку получения денег фиксируете и сообщаете налоговой».
«Да, я уже заплатила первый налог», — похвасталась кондитер под сдержанный смех и аплодисменты присутствующих.
Президент выразил кондитерам свою полную поддержку и высказал мнение, что для них должна быть разработана простая и понятная форма, а затем передал слово «профессионалу в этой области» Онищенко. «У них есть опыт, когда они для хлебопеков разработали доступную систему», — сказал Минниханов.
«ЕСЛИ ВЫ НОРМАТИВАМИ НЕ ЗАЩИТИТЕСЬ, ВАС СОМНУТ…»
Онищенко признал, что отрасль действительно заточена на промышленное производство, на крупные столовые и рестораны. Он подчеркнул еще один важный невысказанный момент. «Вы еще не все сказали президенту. Кто-то накатает на вас жалобу, прокуратура инициирует проверку и скажет: а где технический регламент на сам торт, полностью ингредиенты? И привлекут вас по закону „О защите прав потребителей“ — вы сказали, что киевский торт, а на самом деле в рецептуре не доложено 10 граммов масла. Завтра по предписанию прокурора к вам домой придет санитарный врач и будет требовать нержавеющие ванные на кухню, холодильное оборудование, места для раздельного приготовления разных блюд…»
Он согласился с необходимостью разработать для самозанятых упрощенные правила безопасности и качества — самые минимальные требования. «В этом вы должны быть инициаторами, а мы — экспертами. Одним налетом этого не получится. Вы только начинаете работать, и мы должны с вами совместно (я готов участвовать в этой работе) создать в Татарстане рабочую группу, где бы мы периодически собирались», — пообещал Онищенко.
— Уже готовы попробовать губадию, да? — пошутил Минниханов.
— Не, я буду чак-чак и баурсаки, а губадия — это не мужская еда, — неожиданно блеснул Онищенко.
— Ну как это, обижаете! — возмутился Минниханов.
— Если вы нормативами не защититесь, вас сомнут. Вы будете забирать рынок, а крупный бизнес начнет вас третировать. Уже президент считает, сколько он потеряет доходов из-за вас… — продолжил Онищенко.
— Нет, нет, нет, — запротестовал Минниханов, — я поддерживаю, я даже клиентом стану, заказывать буду. Вы зря пугаете ее, она не такая пугливая!»
Борис Титов сказал, что в дом к человеку никакой проверяющий зайти не может, но Онищенко опустил коллегу на грешную землю
Ту свою реплику вставил Титов, сказав, что в дом к человеку никакой проверяющий зайти не может.
«Коллеги, господин Титов живет в другом мире, — парировал Онищенко, опуская своего московского коллегу на грешную землю. — Если я написал жалобу, ее должны расследовать, и прокурор даст предписание прийти и вас проверить, поэтому не надо обольщаться и успокаиваться. Жизнь гораздо сложнее», — философски заключил он, призвав самозанятых объединяться в ассоциацию для отстаивания своих интересов.
«Вы нам лучше окажите поддержку на законодательном уровне, а внутри республики что нужно — мы сами сделаем», — не выдержал поучений Онищенко Минниханов.
На больную мозоль наступила предприниматель Елизавета Ершова, которая владеет производством фруктовых чипсов
«СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ ЕЕ ЗАЩИТИМ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ОТ ВАС»
Затем на больную мозоль наступила предприниматель Елизавета Ершова, которая владеет производством фруктовых чипсов. «У меня есть опасения в нарушении конкурентного баланса. Если мы создадим для домашних кондитеров более льготные упрощенные условия производства, то у меня как у маленького предприятия будут неравные с ними условия. У меня большая финансовая нагрузка, ответственность. Давайте в таком случае сделаем более доступные условия для всех, а не только для самозанятых», — предложила она, задавшись вопросом, нужно ли будет самозанятым оформлять санитарные книжки на всех людей и животных, проживающих в квартире, где готовятся продукты питания на продажу.
Тут же предпринимательница попала под перекрестный обстрел со стороны Минниханова и Онищенко.
«Вы против самозанятых, хотите, чтобы они дома ничего не готовили? — спросил президент. — У вас одно конкурентное преимущество — расширенное производство, большие объемы, низкая себестоимость, у вас есть выход на большие торговые сети. А у нее пять пирожков, три торта. Это разный сегмент, разные ниши».
Онищенко, в свою очередь, призвал дать самозанятым «сделать хотя бы пару шагов по земле», так как они «только что родились». «И с вами разберемся, — неоднозначно обратился он к предпринимательнице под общий смех, — но сейчас давайте ее защитим, в том числе и от вас. Будем и вами заниматься, успокойтесь».
Алия Хурманова пожаловалась на то, что для самозанятых нет подходящих тендеров по госзакупкам — достаточно небольших, чтобы реализовать, не прибегая к наемным сотрудникам
«СЧИТАЙТЕ, ЧТО ПОРУЧЕНИЕ У ВАС УЖЕ ЕСТЬ»
Затем слово взяла основатель и руководитель мастерской бумажного декора Hurma Алия Хурманрова, которая пожаловалась на то, что для самозанятых нет подходящих тендеров по госзакупкам — достаточно небольших, чтобы реализовать, не прибегая к наемным сотрудникам.
Гендиректор АО «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер сразу же сообщил, что на его торговой площадке отобрали 126 видов услуг, для оказания которых не требуются ни санитарные книжки, ни какие-то особые условия: такие как очистка снега, заправка картриджей, покраска скамеек и т. п. «Я бы предложил, если это можно, в течение двух лет такие заказы размещать только в разделе для самозанятых. Таким образом мы даем им гарантированный рынок сбыта», — предложил Геллер, отметив, что это предложение не нарушает никаких законов — нужно только поручение президента РТ. «Считайте, что оно у вас уже есть», — сразу отреагировал Минниханов.
Яков Геллер сообщил, что на его торговой площадке отобрали 126 видов услуг, для оказания которых не требуются ни санитарные книжки, ни какие-то особые условия
«ВСЕ НАШЕ СООБЩЕСТВО ПОКА НЕ ВИДИТ ДЛЯ СЕБЯ ПЛЮСОВ, ЗАЧЕМ НАМ СТОИТ ПЕРЕЙТИ НА САМОЗАНЯТОСТЬ»
Наибольшее оживление зала вызвало появление ученицы 8-го класса Николь Гараевой, которой в этот день исполнилось 15 лет. Она уже два года активный блогер, у нее 40 тыс. подписчиков, а ролики в интернете смотрят по 70 тыс. человек. Несмотря на юный возраст, она уже зарабатывает через соцсети 45 тыс. рублей в месяц, продавая самодельные слаймеры, которые еще называют «жвачками для рук» (антистресс). Она продемонстрировала слаймы участникам обсуждения — сначала Минниханову, а тот передал аморфное тягучее нечто Онищенко, который с опаской помял слайм в руках.
«Когда меня пригласили на совет по предпринимательству, я ничего не знала о самозанятых. Я расспросила у своих коллег, что они думают по этому поводу. И все слаймеры, все наше сообщество, пока не видит для себя плюсов, зачем нам стоит перейти на самозанятость. Я тоже не знаю. Пока вот так вот», — закончила она довольно дерзко.
Несмотря на юный возраст, Николь Гараева уже зарабатывает через соцсети 45 тыс. рублей в месяц, продавая самодельные слаймеры, которые еще называют «жвачками для рук»
«Ну нормально. Молодец, что сказала», — ответил Минниханов. Тем не менее он попросил Гараеву выйти из тени, дать некий посыл молодежи. «Мы можем объединиться с вами. У меня в «Инстаграме» тоже достаточно большое количество подписчиков. Может быть, мы с вами какое-то совместное предприятие создадим?» — посулил он девушке, пообещав с ней потом еще отдельно поговорить. «Все-таки мы надеемся на вашу поддержку», — отметил он.
«Объявите о коллаборации с президентом, ваш бизнес пойдет еще лучше!» — ведущий мероприятия, владелец компании «Пятое колесо» Айдар Исмагилов попытался подтолкнуть к нужным словам молодую девушку. И это ему удалось.
«Я вас поняла. Я обязательно попробую. Я уже скачала программу для регистрации самозанятых», — наконец сказала она.
«Сзади вас сидит начальник налоговой инспекции, он будет вашим куратором. Он будет вам помогать», — с некоторым облегчением отметил повеселевший Минниханов. Сафиуллин встал и с улыбкой кивнул головой девушке под смех зала.
«А вы зарегистрировали авторские права на придуманную вами форму слайма?» — неожиданно вновь начал мутить воду Онищенко. Девушка удивленно покачала головой: нет, не зарегистрировала.
«Вот! Украдут! — на полном серьезе пообещал он ей. — А что мы будем делать с нашими психически нездоровыми защитниками прав детей? Это ведь эксплуатация детского труда!»
Минниханов успокоил Онищенко: как только человек получает паспорт, он может регистрироваться самозанятым. «Вы зря ее пугаете. У вас паспорт есть? — на всякий случай уточнил он у Гараевой, та согласно кивнула головой. — Все, нет проблем!»
Завершая тему, президент РТ пожелал молодой девушке успехов в учебе и бизнесе.
Подводя итоги заседания, Минниханов вновь подчеркнул важность получения федеральными чиновниками обратной связи от предпринимателей и выразил надежду на успешное развитие пилотного проекта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 180
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.