Всю минувшую неделю женщины с нетерпением ожидали наступающих праздников, а мужчины в суматохе организовывали поздравления и выбирали цветы Всю минувшую неделю женщины с нетерпением ожидали наступающих праздников, а мужчины в суматохе организовывали поздравления и выбирали цветы Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

«ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ДЕВОЧКИ ОБСЛУЖИВАЮТ ОДНИХ ЖЕНЩИН»

Всю минувшую неделю женщины с нетерпением ожидали наступающих праздников, а мужчины в суматохе организовывали поздравления и выбирали цветы. Сегодня, 7 марта, наступил апогей корпоративных торжеств по случаю Международного женского дня. С раннего утра предприниматели и госслужащие, начальники и подчиненные встречали своих сотрудниц с цветами в руках, поздравляли их у заводских проходных и в рабочих кабинетах. Такова витрина праздника, а за ней скрывается кропотливая работа предпринимателей, которые на несколько дней обычные товары через хитрые маркетинговые схемы превращают в подарки. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» обошли несколько цветочных и косметических магазинов, салоны сотовой связи и ювелирных изделий с вопросами о том, заметили ли продавцы праздничный ажиотаж и что интересует клиентов в этом году. 

В цветочном магазине «Флореаль», что на улице Карла Маркса, вечером 6 марта фасовка бутонов шла полным ходом. Рук у сотрудниц салона явно не хватало, поэтому руководство наняло дополнительных флористов: цветы мелькали с невиданной скоростью, магически складываясь в самые разнообразные букеты.

Одна из управляющих салоном вроде бы остановилась ответить на наши вопросы, но махнула на несостоявшееся интервью рукой: «Некогда! Букеты делать надо!» — после чего унеслась в одно из подсобных помещений, чтобы заняться изготовлением очередного чудо-букета. Зато девушки-флористки все же нашли время поговорить с нашим корреспондентом.

«Мужчины очень тщательно подходят к выбору букетов на 8 марта» «Мужчины очень тщательно подходят к выбору букетов на 8 Марта» Фото: Андрей Титов

— Мужчины очень тщательно подходят к выбору букетов на 8 Марта. У нас вообще нет такого, чтобы каким-то одним цветам отдавалось предпочтение, выбирают хорошие букеты. Ассортимент у нас огромный, — кивает одна из сотрудниц на множество разноцветных цветочных головок, выглядывающих из стоящих на полках ваз.

— Сирень берут, экзотические цветы, — добавляет другая.

Наш корреспондент спросил, насколько увеличился спрос на цветы в последнее время, но девушки лишь рассмеялись: «Мы не анализируем. Мы делаем букеты».

По словам флористок, точные указания по подбору букета им дают не всегда.

— Они просто знают, кому доверять, — снова смеется одна из них. В ее руках несколько десятков растений с лепестками превращаются в очередное флористическое чудо.

Неподалеку от этого магазина расположен известный на всю Казань цветочный салон в парке «Черное озеро». Здесь тоже трудятся не покладая рук, собирая букеты. Но вот неожиданность: в преддверии 8 Марта букеты заказывают… женщины для мужчин!

— Сегодня целый день покупали только женщины. Мужчин нет! Мы удивились, — смеется хозяйка салона «Дворец цветов» Рафиса Сабирова.

— Сначала одна женщина мужской букет заказала, потом другая еще один букет мужчине повезла в аэропорт, а третья женщина мужчине розы взяла! Вот и мораль. Челюсть-то поднимите! — посоветовала нашему корреспонденту другая сотрудница магазина. — Да, целый день девочки обслуживают одних женщин.

— Мы и в других магазинах спрашивали, — призналась Сабирова. — Там тоже говорят, что сегодня у них покупатели — женщины. Может, хоть завтра к нам наши дорогие мужчины придут. Только на это и надеемся. Может быть, проснутся и вспомнят, что завтра женский день.

По словам упаковщиц букетов, в прошлом году спрос на цветы в этот день был заметно больше По словам упаковщиц букетов, в прошлом году спрос на цветы в этот день был заметно выше Фото: Андрей Титов

По словам упаковщиц букетов, в прошлом году спрос на цветы в этот день был заметно выше.

«Берут в основном тюльпаны. Тюльпаны — весенние цветы. Тюльпаны, ирисы, гиацинты — все сборные букеты именно весенние», — подчеркивает Сабирова, кивая на своих коллег.

Дверь салона открывается, заходит мужчина. Ну наконец-то! Может, именно с его появлением тенденция «мужских» букетов наконец-то переменится на «женскую».

В «Золотом яблоке» наш корреспондент заметил по 20 человек у каждой кассы В «Золотом яблоке» наш корреспондент заметил по 20 человек у каждой кассы Фото: Регина Шафиева

«ОБЫЧНО ПРИХОДЯТ С ФОТОГРАФИЯМИ ОТ ДЕВУШЕК, ЧТОБЫ ГОЛОВУ НЕ ЛОМАТЬ»

Огромные очереди еще со вчерашнего вечера выстраивались в магазинах парфюмерии и косметики. К примеру, в «Золотом яблоке» наш корреспондент заметил по 20 человек у каждой кассы. Причем среди них также было больше представительниц женского пола, чем мужского. Девушки выбирали подарки себе, коллегам и подругам, а мужчины близким или… себе.

«Они описывают женщин, они описывают ароматы, которые им нравятся, чтобы мы подобрали нужные. От 3 до 4 тысяч рублей примерно тратят. Есть и те, кто больше. Конечно, ищут скидки», — рассказала нашему корреспонденту консультант отдела парфюмерии Lancome Белла. Только сегодня к ней с просьбой помочь подошли 10 мужчин.

Когда защитники отечества не могут определиться с выбором женского аромата, консультанты показывают им самые популярные варианты.

«Обычно они приходят с фотографиями от девушек, чтобы голову не ломать, — объяснила консультант отдела парфюмерии Montale Регина. — Ему просто нужно купить то, что она хотела, вот и все».

Мужчина показывает консультанту фотографию духов, которые ему нужны «Ему просто нужно купить то, что она хотела, вот и все» Фото: Регина Шафиева

Консультанты говорят, что если мужчины не могут определиться с выбором, то берут сертификат. Чаще всего так и случается. В «Золотом яблоке» выдают сертификаты номиналом от 300 рублей до 50 тысяч. И, по словам консультантов, в этот день были популярны как самые дешевые, так и самые дорогие.

У кассы наш корреспондент встретила молодого человека в клетчатой рубашке с документами в руках, который представился Антоном. Бумаги — накладные на покупку подарочных сертификатов для своих коллег.

«Сертификаты — банально и просто, — объяснил он. — Мы нескромные — на 166 тысяч рублей». Однако назвать свою компанию отказался, сославшись на «большой секрет». Зато более общительным оказался его сосед — директор компании «Небо» (специализируется на услугах онлайн-бухгалтерии) Артем Туровец. Он покупал сертификаты для женской половины своего коллектива компании на 20 тыс. рублей.

Сегодня утром в ювелирных магазинах наш корреспондент никакого ажиотажа не заметилФото: «БИЗНЕС Online»

«Раньше золото было доступно, а сейчас это предмет роскоши»

Сегодня утром в ювелирных магазинах наш корреспондент никакого ажиотажа не заметил. Как пояснили продавцы магазина «Гранат», расположенного на улице Баумана, в марте поток клиентов снизился даже по сравнению с февралем, несмотря на действующие скидки до 45% на бриллианты и ликвидацию до 70%.

В магазине «585 Золотой» журналисту «БИЗНЕС Online» пояснили, что в центре города спрос на ювелирные изделия является сезонным: летом продается больше, чем зимой. «Конечно, перед 8 Марта и Новым годом продажи увеличиваются, у нас и план в данный период устанавливается в четыре раза больше, но нельзя сказать, чтобы эти дни кормили весь год, — рассказали продавцы. — Нельзя сказать, что мы держимся только на праздниках — скорее за счет туристов и наработанной базы постоянных клиентов, которые пользуются скидками по нашим картам. Очень много серебра покупают, так как туристы хотят оставить себе какой-нибудь сувенир из Казани, а самое доступное — это серебро. Стоимость цепочки, например, стартует от 340 рублей. По московским меркам это вообще не цифра, сами понимаете». 

Однако активность покупателей в праздники все же увеличивается — так, средний чек в период торжеств в ювелирных магазинах составляет 10–15 тыс., тогда как в обычные дни — 7–8 тыс. рублей. Из наиболее дорогих изделий, проданных перед 8 Марта в магазине, продавцы назвали серьги с изумрудом за 37 тыс. рублей.

«Никакого особого увеличения потока посетителей перед праздниками нет, но дело даже не количестве покупателей, а в уменьшении среднего чека, — объяснил нашему изданию сотрудник другого ювелирного магазина. — Продажи копеечные, честно говоря. Одно серебро берут. Это дорого? Если раньше покупали более дорогие вещи, то теперь берут все более дешевые. И праздники на это особо не влияют. Сейчас уже не то. Это в 2006–2007 годах клиенты приходили и брали, не думая, так как зарплаты были на том уровне, что люди могли себе позволить золото. Раньше золото было доступно, а теперь стало предметом роскоши. К тому же здесь ведь и конкуренция большая»

Всю ночь в цветочных магазинах кипела работа, чтобы сегодня эти букеты мужчины преподнесли женщинам-коллегам на работеФото: Андрей Титов

«ЛУЧШИЙ ПОДАРОК — КОГДА РАШИД ГАДБРАХМАНОВИЧ, СУРОВЫЙ МУЖИК, ИСПОЛНЯЕТ ПЕСНЮ»

Про просьбе «БИЗНЕС Online» предприниматели, занятые в сфере развлечений, рассказали, как у них проходит последний день накануне 8 Марта, вспомнили необычные способы поздравить женщин и порассуждали о том, чем торжества прошлого года отличаются от нынешних.

Айрат Загриев — ведущий мероприятий:

— В прошлом году, когда я работал на «БИМ-радио», совместно с ГИБДД мы тормозили на улице машины с водителями-женщинами. Когда останавливаешь представительниц женского пола, они сразу начинают говорить: «Я же ничего не нарушила!» А я ей отвечаю: «Нарушили, потому что вы сегодня не улыбаетесь. Чтобы вы улыбались — вот вам букет цветов». Женщины так радовались!

Иногда компании выделяют средства из бюджета. КАМАЗ обычно делает большие концерты в честь 8 Марта. Я вел у них мероприятие в стиле фильма «Стиляги», ведущим был Марат Башаров. Но фишка в том, что сами мужики — работники завода — выступали в качестве актеров, пели песни, играли на саксофоне и барабанах — сделали очень крутой концерт. Нанимали и режиссеров, и вокалистов, фонограммы записывали. Потом был банкет, на который пригласили какую-то группу. Это не на 50 тысяч, конечно, вышло.

Я не думаю, что компании шикуют на 8 Марта, как на Новый год, официальные корпоративы мало кто проводит. В компаниях мужчины обычно сами скидываются и устраивают что-то. Мне это нравится: как говорится, воспитаем Снегурочку в собственном коллективе. Но, чтобы это было не на самодеятельном уровне, а профессионально, нужна подготовка до нескольких месяцев. Приглашается режиссер, выбирают фильм или мюзикл, роли, костюмы, возят людей для записи на студии, все это недешево выходит. Но лучший подарок — это когда условный Рашид Гадбрахманович, суровый мужик, который постоянно «дрючит» на совещаниях, выходит и исполняет песню.

Небанальные поздравления? Я как-то свою супругу на самосвале повез в Luciano. Мне еще понравилось, как женщины в одной компании поздравили своих мужиков с 23 февраля, сделав им букет из соленых вобл. Он вонял, конечно, но это было круто, не выглядело дешево, все было стильно оформлено, бумага подобрана качественная в виде газеты.

Фарит Мухамедъяров — директор концертного агентства «Сабантуй»:

— Мы уже 26 лет подряд дарим казанским женщинам концерт Сергея Пенкина. Кстати, сегодня это мероприятие состоится — певец приехал уже! Билет на Пенкина — это один из лучших вариантов поздравления женщины на 8 Марта. Он сам солнечный, очень общительный на сцене, у него яркие шоу, 3D-декорации. Раньше мы проводили концерты в «Пирамиде», там у нас была традиция — в перерыве всем женщинам наливали бесплатно шампанское. Мы с Сергеем покупали несколько ящиков шампанского и поздравляли женщин. Сейчас уже второй год проводим в оперном театре, но у них там свое шампанское, делать подобных акций уже не разрешают. Конечно, цены на билеты год от года повышаются, так как и реклама дорожает, и аренда, но купить билеты можно от 1,2 тысячи до 4–5 тысяч рублей. В прошлом году выступление Пенкина заказала на корпоративе мэрия Зеленодольска — поздравить своих женщин. Он приехал в обед, поздравил женщин в ДК имени Ленина, спел четыре песни и обратно. Сколько это стоит, не скажу, но не бесплатно, конечно.

Что касается корпоративных поздравлений, то компании обычно не заказывают концерты на 8 Марта — обходятся презентами: кто-то карточки подарочные дарит, кто-то премию дает, корпоративы внутренние устраивает — тортики, чаи и так далее. И конечно, цветы: весной мне особенно нравятся желтые тюльпаны — такой солнечный цвет, цвет весеннего настроения. Чего тут шиковать — это же не Новый год и не день рождения, а все лишь 8 Марта. Женам, конечно, подарки подороже, а сотрудницам — подешевле.

Руслан Мирзахметов — индивидуальный предприниматель по продаже цветов, бренд «Четыре сезона»:

— Этот ажиотаж на цветочном рынке наступил уже вчера. По сравнению с обычными днями продажи выросли в несколько раз — раза в три, наверное, а сегодня еще больше будут. Насчет цены... не мы ее поднимаем, ситуация такая: у нас есть определенная маржинальность. Условно говоря, мы делаем наценку в 25, или 30, или 100 процентов, но все зависит от входящей цены. Если она меняется, то и наша цена меняется.

Самый дорогой букет у меня был лет 10 назад: пришел человек и купил все цветы в магазине. У человека дочь родила, и он пришел к нам в Лаишево в магазин и все цветы купил. А этой весной люди, например, берут цветы на 10 тысяч рублей, на 20 тысяч — большое количество роз.

Григорий Важов — ведущий развлекательных программ:

— Одна компания своим девушкам устроила день спа прямо на рабочем месте. Там были специалисты маникюра, парикмахеры, визажисты, даже какие-то ванночки и массаж ног. Прямо вне отрыва от производства! В течение дня дамам наводили красоту, чтобы вечером они могли с любимыми быть во всеоружии. Одна компания устроила кулинарный мастер-класс. Она выяснила всеми правдами и неправдами любимые блюда женщин. И в обеденный перерыв мужчины приготовили те блюда и десерты, которые нравятся представительницам прекрасного пола. Были такие таблички: «Десерт для Валентины Николаевны». Вроде бы банальная идея — приготовить что-то вкусненькое, но это было сделано персонально для конкретного сотрудника.

Если говорить о бюджете, не всегда яркая идея должна стоить огромных денег. Просто нужно потратить личное время — и тогда рождаются яркие поздравления. 8 Марта всегда ограничиваются не очень бюджетными вещами, даже несмотря на статус и масштабы компании. Один банк на 23 февраля сделал мастер-класс для мужчин по созданию букетов: приходил флорист и объяснял, как создать персональный букет. То есть сейчас ты создашь букет для своей коллеги, но этот навык тебе пригодится. Потом, когда пойдешь поздравлять родных и близких, будешь разбираться и сам сможешь составить букеты. Многие компании, в том числе и международные представительства, считают за фишечку сделать с малым бюджетом очень интересную идею. Если ты поразишь фантастическим салютом или какой-то суперизвестной исполнитель споет серенаду, уверю вас, люди получат меньше удовольствия, чем от чего-то сделанного руками коллеги, но «замороченного» специально для женщин. Размер бюджета и эмоции, полученные от подарка, не всегда равны. Перевести деньги на Сергея Пенкина или Николая Баскова — это только «монстры» могут себе позволить, остальные ограничиваются вниманием.

Стандартный банкет (артист – песня – тост) отходит на второй план. Нужны новые развлечения. Мы делали много кулинарных мастер-классов: коллеги разбиваются на команды, что-то готовят, а потом пробуют. Чем не тимбилдинг? Была советская традиция, когда семьей собирались на кухне и лепили пельмени. У одной компании был корпоративный турнир по лепке пельменей. Люди готовы воспринимать такие форматы. Череда пусть даже заслуженных артистов — это все равно череда, нужны какие-то эмоции, какое-то вовлечение, чтобы люди потом вспомнили.

Если раньше львиная денег тратилась на еду, то теперь фирмы готовы позвать какого-то известного повара. Пусть будет ужин с небольшой переменой блюд, но это авторская кухня, женщины попробуют что-то новое. Люди наелись стандартными праздниками и хотят видеть что-то новое.

Галина Александрова — кандидат психологических наук, доцент:

— С моей точки зрения, подарок должен воплощать в себе такие очень искренние отношения, а не просто попытку по формальному признаку соблюсти какую-то процедуру «закрыть вопрос». Я думаю, что можно найти такой вариант, с помощью которого женщина тоже может поучаствовать в этом процессе. Ведь мы же знаем, что девочки очень любят что-то такое для себя выбирать. Наверное, такой примитивный вариант, как подарить некоторую сумму денег, неприемлем, но сейчас есть всякие подарочные сертификаты. Кому-то подобное может показаться не очень симпатичным подарком, тем не менее это тоже вариант, который женщине оставляет немножечко таинственности и загадочности. То есть это выбор, который она может сделать сама. И мужчина может сказать, что он хотел бы, чтобы у нее был такой подарок, который, безусловно, ей будет интересен и приятен. Все это можно еще сопроводить теплыми словами, причем произносить их как можно чаще. Мне кажется, женщине надо почаще напоминать, насколько она дорога, и проявлять свое теплое отношение не обязательно только с помощью подарков. Женщины любят ушами — это надо помнить!

А насчет стресса у мужчин… Разве только перед 8 Марта у мужчин возникает стрессовое состояние? Они ведь в подобной ситуации оказываются и перед Новым годом, и перед другими праздниками... Мне кажется, данный вопрос каждому человеку нужно раз и навсегда для себя решить: либо он готов прибегать к помощи этих самых рекламных советов и призывов, либо в подобных случаях будет стараться вспоминать, что станет действовать самостоятельно. И мне кажется, что для мужчины самостоятельность — это очень важно, потому стресс можно снять достаточно легко: просто вспомнить, что любая реклама — это воздействие. Воздействие на человека как на покупателя, на потребителя. Я не знаю, насколько мужчинам приятно, когда на них оказывают любое влияние или воздействие, поэтому надо напоминать себе, что ты свободен в собственном выборе.