Сегодняшнее заседание Госдумы, пожалуй, войдет в историю прерванным выступлением Максима Орешкина — с трибуны его едва не прогнал Вячеслав Володин. Министра отчитали за неподготовленное выступление по реализации нацпроектов, приравняв это к «саботажу». «Они просто разучились свою политику «продавать» населению», — оценили инцидент политологи. Что именно не понравилось депутатам, сделает ли Орешкин выводы и как следует трактовать ситуацию российским чиновникам — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Коллеги, если мы не готовы к такому разговору, нам лучше перенести рассмотрение этого вопроса», – предложил Володин депутатам, заметив, что министра никто не слушает
«ЕСЛИ МЫ НЕ ГОТОВЫ К ТАКОМУ РАЗГОВОРУ, НАМ ЛУЧШЕ ПЕРЕНЕСТИ РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА»
Сегодня утром в повестке очередного заседания нижней палаты парламента был обозначен правительственный час, в рамках которого министр экономического развития Максим Орешкин планировал рассказать о приоритетах социально-экономического развития страны и о ходе реализации национальных проектов по малому и среднему бизнесу. Однако планы эти сбылись лишь наполовину. Выступление министр закончил фразой «не будет инвестиций — не будет и того экономического развития, которое мы все хотим увидеть» и уже собрался покинуть трибуну, но его попросил «задержаться на минуточку» председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Спикер поинтересовался у министра, сколько средств будет выделено уже в этом году на реализацию нацпроектов и какие объемы уже переведены в регионы. Но Орешкин выдавил лишь весьма неточную цифру вроде «несколько сотен миллиардов рублей». Володина такой ответ не устроил. Пришлось подключиться председателю комитета по бюджету и налогам Андрею Макарову, который, в отличие от министра, назвал более-менее конкретные цифры, не без помощи других депутатов, конечно. «Я вообще шокирован таким ответом министра», — заметил в зале депутат-единоросс Геннадий Кулик. Следом Володин попросил Орешкина назвать, сколько средств уже доведены до региональных бюджетов — по плану в этом году должно быть выделено 1,7 трлн рублей. Но глава минэкономразвития РФ и на этот вопрос не ответил, перенаправив его в минфин РФ. Назвать Орешкин смог только приблизительные объемы — 10%.
«Я вынужден тоже вмешаться, и я люблю лаконичность. Это называется одним словом — саботаж. При Сталине в эти министерства направили бы комиссаров, при Брежневе — представителей комитета государственной безопасности!» — вмешался с места в дискуссию лидер ЛДПР Владимир Жириновский, также недовольный темпами выделения средств на нацпроекты. Единственный, кто заступился за плохо подготовленного к выступлению Орешкина, стал депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг, который предложил «дать время министру подготовиться».
«Коллеги, если мы не готовы к такому разговору, нам лучше перенести рассмотрение этого вопроса, — предложил Володин. — Если готовы, давайте продолжим обсуждение. Но если не готовы, возможно, лучше нам перенести правительственный час». Орешкин на замечания лишь ответил, что о реализации нацпроектов следует докладывать каждому министру, а не только ему. «Максим Станиславович, на будущее — слушайте зал. Через 5 минут после вашего выступления все стали заниматься своими делами. Я это вижу отсюда. 30 лет вижу, как депутаты не слушают, министры не слушают другого выступающего депутата. Им не интересно. Они не понимают. Это проблема подъема страны! И учителя в школе такие же есть! Плохо преподают! Надо уметь выступать! Надо уметь убеждать!» — присоединился к выволочке министра Жириновский, рекомендуя ему избавляться в лексиконе от слов-паразитов.
В конечном итоге выступление Орешкина, успевшего доложить, по сути, только о работе по малому и среднему бизнесу, решили перенести на конец марта — начало апреля.
«СЕГОДНЯШНИЙ ИНЦИДЕНТ — ЭТО ЯВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ЧТО НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ»
Уже после того как министр покинул зал, он объяснил журналистам, почему депутаты его прогнали с трибуны. «Вопрос оказался поставлен парламентом гораздо шире, чем это было изначально запланировано ,— мы ушли от обсуждения отдельных национальных проектов к общей ситуации с национальными проектами», — процитировал «Интерфакс» Орешкина. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал произошедший инцидент в Госдуме и критику министра «рабочим процессом». При этом в СМИ появилась информация о том, что «противостояние» Володина и Орешкина началось еще в декабре, когда министр просил обойтись только докладом о социально-экономическом развитии страны за прошлый год.
Депутат Госдумы РФ Марат Бариев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что причина претензий Володина к Орешкину кроется в общей тематике выступления, которое было не о путях социально-экономического развития, а, по сути, неким отчетом о работе министерства. По его словам, когда депутаты стали задавать конкретные вопросы о приоритетах в развитии экономики, финансовых цифрах и планах по выполнению задач нацпроектов, Орешкин просто не смог на них внятно ответить. Володин, Жириновский, представители «Справедливой России», «Единой России» и КПРФ — все посчитали, что министр не готов к выступлению и поэтому дали ему время на подготовку. «Если Орешкин сможет внятно и четко рассказать депутатам на следующем мероприятии то, что от него хотят услышать, то министр реабилитируется, — отметил Бариев. — А если не сможет, то будут более серьезные проблемы. И сегодняшний инцидент — это явное предупреждение, что нужно тщательно готовиться, а не приходить как на дежурное мероприятие. Это сказали открытым текстом».
«30 лет вижу, как депутаты не слушают, министры не слушают. Им не интересно. Они не понимают. Надо уметь выступать! Надо уметь убеждать!» – возмущался Жириновский
«Это вовсе не странно. Руководство Госдумы в последнее время повышает требования к членам исполнительной вертикали, которые посещают так называемый парламентский час. К встрече надо готовиться, и самым серьезным образом. Просто прийти и поговорить за жизнь уже не интересно, — дал свою оценку произошедшему генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин. — Не думаю, что эта критика как-то отразится на репутации Орешкина. Если он правильно отреагирует, то все будет нормально, адекватно. А если он неадекватно отреагирует…» Мухин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» также напомнил, что Володин — это, по сути, четвертое лицо в стране, что автоматически дает ему право и делать замечания, высказывать свое мнение относительно уровня компетенций того или иного чиновника.
«Министр, чиновник, пришел в парламент, в котором сидят 450 человек, избранных многими миллионами избирателей. И эти избиратели в последние годы имеют все больше оснований беспокоиться о своих доходах, о своих рабочих местах, что во многом зависит от состояния экономики. И если министр не отвечает по существу, то неэтично, скорее всего, ведет себя именно министр. И это не случайность. У меня лично нет никаких претензий к господину Орешкину, но это просто стиль поведения современной российской бюрократии. Они образованные, компетентные люди, они технократы, они знают свое дело. Но они защищены от непосредственной ответственности перед населением и авторитетом президента, и авторитетом правящей партии, которая имеет большинство на всех уровнях. Поэтому они просто разучились свою политику в нормальном смысле этого слова, продавать населению. То есть в переводе на русский разъяснять, доказывать, убеждать», — рассказал «БИЗНЕС Online» политолог, создатель фонда эффективной политики Глеб Павловский. По его словам, выводы из всей этой ситуации должны сделать не только Орешкин, но и все российские чиновники.
«Вспомним всю череду медийных скандалов за последние полгода, начиная с Гладских и ее фразы „государство не просило вас рожать“. Потом заявление чиновника „Роскосмоса“ о „быдле из хрущевок“… Это все ровно из той же оперы! Господин Орешкин с этой точки зрения гораздо меньший грех совершил», — заключил политолог.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.