В коррупционный скандал с участием высоких чинов минобороны РФ оказался вовлечен депутат Госсовета РТ Ренат Мистахов. Начальник 2-го отдела департамента аудита минобороны Юрий Ефимов рассказал о том, что директор судостроительной корпорации «Ак Барс» дал ему две взятки на 75 млн рублей за покровительство по двум госконтрактам. «Могу лишь твердо сказать одну вещь: мой клиент не виновен!» — заявил «БИЗНЕС Online» адвокат Мистахова.
Еще полгода назад оперативники ФСБ задержали с поличным начальника 2-го отдела департамента аудита минобороны России Юрия Ефимова, полковника в отставке
ЧИНОВНИК МИНОБОРОНЫ СНАЧАЛА СДАЛ СВОЕГО ШЕФА, А ТЕПЕРЬ РАССКАЗАЛ ПРО ГЕНДИРЕКТОРА СК «АК БАРС»
Криминальная история, связанная со взяточничеством в высших эшелонах министерства обороны РФ, получила огласку еще в июне 2018 года, но только на днях в ней всплыло имя депутата Госсовета РТ Рената Мистахова, генерального директора АО «Судостроительная корпорация „Ак Барс“». Еще полгода назад оперативники ФСБ задержали с поличным начальника 2-го отдела департамента аудита минобороны России Юрия Ефимова, полковника в отставке. Показания на него дал предприниматель Николай Спасский, совладелец ООО «НПП „Адвент“» (предоставляет услуги по проектированию и установке систем доступа, разрабатывает локальные вычислительные системы). Отметим, до этого эпизода Спасский попал под следствие по делу о мошенничестве в особо крупном размере, после чего начал давать признательные показания.
Уголовное дело в отношении Ефимова возбудило военное следственное управление следственного комитета России по Москве. Газета «Коммерсантъ» сообщает, что полковник Ефимов после возбуждения дела заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с военной прокуратурой и рассказал о трех коррупционных эпизодах. Взятка от Спасского, при передаче которой в московском ресторане и задержали экс-полковника, легла в основу первого эпизода. Ефимов признался, что получил 4 млн рублей (в первой публикации «Коммерсанта» от 23.11.2018 года фигурировали 2 млн рублей — прим. ред.) за то, чтобы департамент аудита госконтрактов минобороны РФ не изменил цены при заключении контракта на поставку систем контроля за обеспечением химической и биологической безопасности. При встрече с Ефимовым Спасский, утверждает издание, положил на стол пакет с деньгами, а через несколько секунд в ресторан вошли оперативники ФСБ.
Вторым эпизодом в деле стала взятка, которую Ефимов дал своему бывшему шефу, руководителю департамента аудита минобороны Максиму Куксину. Фабула дела в отношении Куксина такова: главный аудитор минобороны якобы намекал своему подчиненному, что департамент готовится к реструктуризации и места Ефимову может не найтись. В итоге, считает следствие, начальник 2-го отдела заплатил руководителю департамента 11 млн рублей и сохранил пост. Сам Ефимов по данному эпизоду проходит как свидетель (помогла явка с повинной), а Куксин находится под стражей.
Теперь же стало известно, что вместе со своим шефом Ефимов слил и участников рынка. В третьем и четвертом эпизоде дела упоминается гендиректор Зеленодольского судостроительного завода им. Горького Мистахов. Ефимов рассказал, что в 2014 году Мистахов обратился к нему и попросил не занижать стоимость будущих контрактов завода с минобороны РФ, а главное — согласовать их. Как уточнил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» адвокат Ефимова Сергей Черняков, поначалу Мистахов якобы передал его клиенту задаток в 30 млн рублей, а через год — еще 35. Поводом для взятки были два госконтракта, заключенные в 2014–2015 годах на поставку комплектующих для боевых катеров. Как уточнил Черняков, первый контракт касается поставки комплектующих для противодиверсионных катеров «Грачонок», а второй пока держится в секрете. «Но оба контракта точно связаны с судостроительным заводом», — добавил адвокат.
Отметим, поначалу у адвоката Чернякова была другая позиция по делу Ефимова. В июне 2018 года в беседе с «Коммерсантом» Черняков называл уголовное дело в отношении своего клиента спланированной провокацией, «когда фигурант одного уголовного дела пытается избежать ответственности за счет другого человека» (цитата по «Коммерсанту»).
Вместе со своим шефом Ефимов слил и участников рынка. В третьем и четвертом эпизоде дела упоминается гендиректор Зеленодольского судостроительного завода им. Горького Мистахов
«Мой клиент не виновен, у Ефимова есть вполне понятные причины давать такие показания»
Отметим, имя Мистахова в контексте уголовного дела Ефимова появилось в СМИ после того, как депутат Госсовета РТ попытался обжаловать в суде личный обыск, который провели сотрудники военно-следственного управления по Москве следственного комитета. Следователи не только осмотрели Мистахова, но и допросили его в качестве свидетеля и провели очную ставку с Ефимовым. Все эти следственные действия прошли еще 10 декабря, после чего защитники депутата пытались оспорить законность постановления об обыске спецсубъекта сначала в Савеловском суде, затем в Мосгорсуде. Обе инстанции признали действия следователей законными.
Черняков не уверен, что статус Мистахова по этому делу изменится. «Насколько мне известно, Мистахову обвинение еще не предъявлено, он свидетель. Следственный комитет по этому эпизоду набирает доказательства, но пока ничего не набрал, поэтому нет и обвинения. Не факт, что оно вообще будет предъявлено», — рассуждает адвокат.
Получить комментарий от самого Мистахова нашему изданию не удалось. Его номер телефона не отвечал, а в приемной депутата Госсовета РТ сообщили, что он сейчас находится в командировке, из которой вернется только завтра.
Адвокат Мистахова Андрей Олифир от комментариев нашему изданию отказался, сославшись на кодекс адвокатской этики. «Я не имею права разглашать детали уголовного дела, — сообщил он. — Могу лишь твердо сказать одну вещь: мой клиент не виновен, а для того, чтобы давать такие показания, у товарища Ефимова есть вполне понятные причины».
Именно с приходом Мистахова на заводе наступила эпоха массового строительства судов и кораблей
«стали настойчиво предлагать разные должности по России, А я очень хотел остаться в республике»
В апреле 2005 года стало известно, что стратегическим инвестором Зеленодольского судостроительного завода будет формирующаяся холдинговая компания «Ак Барс». В то время она на 100% принадлежала «Связьинвестнефтехиму», а сегодня более 2/3 акций контролирует правительство РТ — напрямую или через различные структуры. Холдингу передали 74,99% акций завода в обмен на 28,05% акций «Ак Барса». Для полноты картины добавим, что помимо пакета корабелов в уставный капитал холдинга были переданы акции таких разнородных компаний, как строительный «КамГЭСэнергострой», пищевые «Татарское республиканское объединение „Холод“» и «Булочно-кондитерский комбинат», авиатранспортное «Бугульминское авиапредприятие», а также «Казанский медико-инструментальный завод».
Мистахова совет директоров завода утвердил генеральным директором 1 декабря 2009 года (до этого предприятие возглавлял Сергей Ильин). Для многих назначение стало полной неожиданностью, поскольку до этого Мистахов никакого отношения к судостроению не имел — он пришел с должности начальника Казанского отделения Горьковской железной дороги. Поговаривали о родственных связях Мистахова и генерального директора ХК «Ак Барс» Ивана Егорова. Сам Мистахов в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» объяснил это так: «На железной дороге у меня все получилось очень рано: еще не было 29, стал первым замом начальника Казанского отделения Горьковской железной дороги, в 33 — начальником. Учитывая то, что молодой, да еще окончил и академию госслужбы в Москве, стали настойчиво предлагать разные должности по России. А я очень хотел остаться в республике. Не то чтобы боялся чего-то, но у меня тут родные, я здесь вырос, мне нравится здешняя деловая обстановка — не во всех регионах так… Так вот я лет пять постоянно бывал на разных совещаниях, коллегиях, меня знали как руководителя, и я изучал вопрос, как бы мне остаться в Татарстане. И в кабмине мне предложили: „Не хотите ли возглавить судостроительный завод?“».
Именно с приходом Мистахова на заводе наступила эпоха массового строительства судов и кораблей. Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что первый заказ, который впоследствии вылился в серию, был получен до Мистахова. И это оказался именно интересующий сегодня следствие противодиверсионный катер проекта «Грачонок» (разработка нижегородского ОАО «КБ „Вымпел“»). Первый такой корабль был заложен 18 февраля 2008 года. Катера этого проекта предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия пограничной службе ФСБ России. «Грачонок» оснащен гидролокатором, при помощи которого можно искать водолазов на глубине до 100 м в условиях течений и сложного рельефа дна. Гидроакустический поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяет обнаруживать пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла в толще воды на дистанции до 500 м, обследовать дно на глубине до 200 м и объекты с помощью телеуправляемого подводного аппарата. Водоизмещение «Грачонка» — 138 т, длина — 31 м, ширина — 7,4 м, скорость полного хода — 23 узла, экипаж — 8 человек. Вооружение: зенитный комплекс «Игла», 14,5-миллиметровый пулемет, 55-миллиметровые противодиверсионные гранатометы, имеется водолазное снаряжение (помимо экипажа на борту могут находиться пять водолазов). В результате отказа немецкой MTU поставлять двигатели для военных заказов начиная с 8-го «Грачонка» на эти катера будут устанавливаться дизели китайского производства.
А дальше пошло: прославившийся в сирийскую кампанию проект 21631 «Буян-М» (малый ракетный корабль — МРК), сторожевые корабли проекта 22100 «Океан», патрульные корабли проекта 22160, МРК проекта «Каракурт». Это не считая транспортного плавучего дока проекта 22570 «Квартира» для главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) министерства обороны России, двух кабельных судов проекта 15310 и скоростных теплоходов проекта А145. Добавим, что в 2011–2018 годах Мистахов провел на заводе масштабную модернизацию, для чего предприятие вошло в федеральную целевую программу 60 на 40: 60% — государственные деньги, 40% — средства предприятия.
В целом надо отметить способность завода им. Горького в непростые для всей промышленности времена обеспечить себя бесперебойной подпиткой заказами со стороны министерства обороны России и ФСБ, что, вероятно, во многом зависит от лоббистских усилий правительства РТ и его очевидно заинтересованного отношения к заводу им. Горького, который в последние годы стал одной из витрин Татарстана.
Надо отметить способность завода им. Горького в непростые для всей промышленности времена обеспечить себя бесперебойной подпиткой заказами со стороны министерства обороны России и ФСБ
СТАНЕТ ЛИ ДЕЛО МИСТАХОВА ТРЕТЬИМ ПОСЛЕ АЛЕКСАНДРА ГОМЗИНА И ВИТАЛИЯ ВОЛКОВА?
А в начале 2015 года руководство холдинга обратилось в правительство РФ с предложением передать ему ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), входящее в АО «Объединенная судостроительная корпорация». Причиной была названа необходимость создать в структуре АБХ региональный аналог ОСК со своими верфью, КБ, комплектаторами.
По словам Мистахова, во-первых, предприятие перестала устраивать роль только строителя корпусов и монтажника оборудования. Во-вторых, в преддверии неизбежного снижения объема гособоронзаказа заводу необходимо быть готовым к выпуску гражданской продукции, а это требует новых организационных подходов. По словам Мистахова, стратегическая цель корпорации — 20% рынка судостроения РФ, строительство судов водоизмещением до 300 тыс. т, диверсифицированный портфель заказов и производства (30% гражданской продукции к 2025 году, сейчас ее доля — 10%), доведение доли собственного производства в кораблестроении до 50%. Зеленодольскому ПКБ в новой структуре отводится роль ведущей интеллектуальной силы, способной оперативно проработать любые идеи заказчика.
Заявка на владение Зеленодольским ПКБ оказалась не просто первым, но главным и самым трудным шагом первого этапа формирования корпорации. Несмотря на неоднократно выраженную публично поддержку таких чиновников, как тогдашний вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин и в ту пору заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, идея о передаче ЗПКБ заводу встретила непонимание в ОСК. И вопрос в пользу передачи бюро (но пока только Татарстану) положительно решился только в 2018 году, когда и было объявлено о создании судостроительной корпорации «Ак Барс».
Аргументов приводилось несколько. Первый: для повышения конкурентоспособности государственным КБ необходима альтернатива. Второй: бюро не загружено, а корпорация гарантирует ему работу. Третий: эксперимент может стать важным для всей судостроительной отрасли примером диверсификации работы военного предприятия. Также эксперты указывали на то, что большие оборонные заказы в условиях снижения их объема, скорее всего, будут доставаться крупным петербургским компаниям, имеющим больший лоббистский ресурс, зеленодольский же судостроительный куст должен обратить внимание на гражданскую тематику. Отметим, что завод им. Горького известен как строитель скоростных теплоходов проектов А45 и А145 (разработчик — петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро»), которые вместе формируют едва ли не единственный в России проект по массовому строительству пассажирских судов. Сегодня теплоход А45 работает на Лене, четыре А45-1 — на Енисее, два А145 — в Ямало-Ненецком автономном округе.
Завод им. Горького известен как строитель скоростных теплоходов проектов А45 и А145
Первый проект, который принадлежит корпорации, — строительство двух прогулочных теплоходов проектов 03620 и 03621 (автор — ЗПКБ), заложенных 27 апреля 2018 года. Они должны быть сданы в мае 2019-го.
Интересно, что в вышеупомянутом интервью Мистахов, уже зная об уголовном деле, словно намекал на возможные осложнения: «…Есть и другие опасения. Понятно, сейчас мы выходим на другой уровень. Когда только задумывали корпорацию, меня предупреждали: вы столкнетесь с определенным давлением, за пределами республики у вас появятся серьезные оппоненты. Так и есть, ведь мы создаем конкуренцию. Проблемы могут возникнуть на ровном месте. К тому же, когда работаешь с большими объемами продукции, денег, всегда возникают определенные вопросы. Но давайте лучше открыто конкурировать — в цене, сроках, интересных проектах, а не подковерные игры устраивать. Они разваливают нашу промышленность».
Подозрения в отношении Мистахова — это уже третья за последнее время скандальная история с руководителями татарстанских оборонных предприятий. Так, сегодня у всех на слуху эпопея ОКБ им. Симонова, генерального директора которого — Александра Гомзина — подозревают в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и нецелевом расходовании бюджетных средств. А в начале ноября 2017 года свой пост покинул генеральный директор ЗПКБ Виталий Волков. Причина — проблемы со здоровьем, которые появились после того, как 22 июня СКР по Татарстану возбудил в отношении него уголовное дело по ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 145
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.