После ухода Рамиля Гайзатуллина фонд социального страхования по РТ, пока в ранге и. о., возглавил Камиль Фатыхов — один из управленцев, карьерным лифтом для которого стала Универсиада 2013 года. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, зачем и за счет чего хочет сокращать число сотрудников фонда и каким образом избежать злоупотреблений, подобных тем, что вскрылись в вахитовском филиале ФСС.
Камиль Фатыхов: «Обычно у нас при несчастном случае на соревнованиях вызывают скорую помощь, считают, что достаточно фельдшерской бригады. А требования у ФИСУ были совершенно другие»
«МНЕ ГОВОРИЛИ, ЧТО У НАС МЕДИЦИНСКИЙ ПУНКТ В ПРОТИВОПОЛОЖНОМ КРЫЛЕ ЗДАНИЯ: КОМУ НАДО, ДОЙДУТ»
— Камиль Шамилевич, вам было поручено исполнять обязанности руководителя татарстанского отделения ФСС после ухода Рамиля Гайзатуллина в «Ак Барс Капитал» на фоне разоблачений в руководимой им структуре. При подготовке интервью мы нашли в открытом доступе довольно мало информации о вас. Расскажите немного о себе: откуда вы, где учились, где работали?
— Я родился и вырос в Казани. Родители тоже казанцы. В 2009 году окончил Казанский медицинский университет по специальности «хирург». На выбор профессий повлияли родственники: моя мама и дядя — врачи. Так что мне с детства была интересна эта тематика. В 2008 году, на шестом курсе, я женился, и пришлось искать подработку — устроился инженером по ПТО в МВД по РТ (чисто техническая работа: привозил и отвозил документы). Параллельно работал медицинским представителем в одной казанской компании — что-то типа мерчендайзера в области фармацевтики. Ездил по аптекам, изучал спрос на лекарственные препараты и качество обслуживания.
Однако когда я в 2009 году поступил в интернатуру по специальности «хирургия и онкология», пришлось забросить параллельную работу. Единственное — для той фармацевтической фирмы, где ранее работал медицинским представителем, по ночам искал интересные тендеры, тем и подрабатывал немного.
Потом два года была ординатура по теме «организация здравоохранения». В 2010 году, когда в Казани началась подготовка к Универсиаде, подумал, что для меня это хорошая возможность набраться опыта, и прошел собеседование на должность ведущего специалиста в отделе медицинского обеспечения дирекции Универсиады.
— Чем вы занимались в дирекции Универсиады?
— В мои обязанности входило следить за лицензионным и медобеспечением спортивных объектов. В то время не было понимания того, как должно быть организовано медицинское обеспечение на соревнованиях такого уровня. Обычно у нас при несчастном случае на соревнованиях вызывают скорую помощь, считают, что достаточно фельдшерской бригады. А требования у ФИСУ были совершенно другие. То же касалось проведения тестовых соревнований европейского и мирового уровня, которые проводились в то время в Казани.
«В 2013 году Всемирная Универсиада была успешно проведена в том числе и благодаря усилиям всех сотрудников нашей сплоченной команды»
— Ну например?
— Историй была масса. Например, наличие необходимого оборудования и оснащение медицинскими расходниками и препаратами для оказания первой медицинской помощи зон проведения тренировок и соревнований. Несоблюдение этого требования может привести к крупным неприятностям. Но вначале мои доводы не были услышаны — я был всего лишь главным специалистом. Мне говорили, что у нас медицинский пункт в противоположном крыле здания: кому надо, дойдут.
В итоге в апреле 2011 года на чемпионате Европы по тяжелой атлетике главный врач соревнований неожиданно запретил проведение генеральной тренировки и срочно вызвал меня из дома. Я приехал и с трудом, но сумел убедить организаторов, что требования главного врача соревнований надо выполнить. И тренировка продолжилась.
— Как к этому отнеслось ваше руководство?
— Руководство одобрило, пожало мне руку и сказало: «Продолжай в том же духе». Дальше у нас не было никаких проблем с организаторами, все наши рекомендации сразу выполнялись. В 2013 году всемирная Универсиада была успешно проведена в том числе и благодаря усилиям всех сотрудников нашей сплоченной команды. Я до сих пор признателен, что стал частью большого спортивного праздника!
«Одна из главных задач ФСС — обеспечить льготников Татарстана качественными средствами реабилитации и своевременным лечением в санаториях»
«У КАЖДОГО СВОЯ — ИНОГДА ДУШЕРАЗДИРАЮЩАЯ — ИСТОРИЯ И ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ»
— Как вам работа в ФСС?
— Одна из главных задач ФСС — обеспечить льготников Татарстана качественными средствами реабилитации и своевременным лечением в санаториях. Придя в фонд социального страхования в 2013 году, я практически с первого дня ощущаю большую моральную нагрузку и ответственность перед людьми, жителями Татарстана. Это большая работа и зачастую ненормированный рабочий день.
— Моральная нагрузка?
— Да, особенно когда в 2016 году ФСС вновь вернули полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий, и путевками на санаторно-курортное лечение. К нам приходят люди, которым нужно особое внимание и подход. У каждого своя — иногда душераздирающая — история и вопросы, требующие индивидуального решения. Признаюсь, работа в ФСС добавила мне седины. Да и уровень зарплат, честно признаться, небольшой.
— По вашему мнению, какие первоочередные задачи стоят перед руководством татарстанского отделения ФСС?
— Работы с каждым днем становится все больше. Поэтому каждый раз приходится придумывать что-то, что помогает оптимизировать работу в отделении. Например, сейчас мы прорабатываем вопрос создания отдельного выплатного центра. Это будет своего рода филиал, который возьмет на себя все функции по выплатам компенсаций и другой финансовой деятельности. Работаем по данному вопросу с центральным аппаратом ФСС. Пока нам дают зеленый свет. Посмотрим, как будет дальше.
Также необходима оптимизация штатного расписания, чтобы можно было повысить уровень зарплаты сотрудников ФСС и поднять статус тех, кто работает непосредственно с людьми.
— Для чего нужен выплатной центр?
— Выплатной центр создается в первую очередь для удобства людей, которые к нам приходят. Но заодно это и централизация мер ответственности.
Мы уже реализовали такую схему для льготной категории граждан. Ранее ответственность за правильность обработки заявлений была поровну разделена между филиалом и региональным отделением, где она обрабатывалась. Но получалось так, что от этого филиалы лучше не работали: те ставки, которые мы в 14 филиалов отдавали для выполнения этих функций, размывались из-за кадрового голода, сотрудников нагружали дополнительной работой. Поэтому было принято решение аккумулировать все функции по обработке документов в отделении. Можно провести аналогию с банком, работа которого разделена на бэк-офис и фронт-офис.
— Это означает, что люди со всех концов Татарстана будут теперь приезжать в Казань, в выплатной центр за оформлением бумаг?
— Зачем? Мы специально для этого оставили по одной ставке в каждом филиале, сохранили функцию фронт-офиса: прием и проверка качества заполнения заявления, сканирование документов и их отправка к нам, в бэк-офис. В результате этого нововведения количество жалоб на сотрудников ФСС сократилось в разы, и при этом увеличилась скорость рассмотрения заявлений. Теперь мы хотим то же самое сделать по пострадавшим на производстве.
«С БАНКРОТОВ ВЗЫСКАТЬ НЕДОИМКУ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО»
— Какие поступления были в ФСС в минувшем году?
— Буквально недавно мы провели итоговую коллегию регионального отделения, на которой мы обозначили итоги работы за год. В 2018 году общий объем финансовых поступлений составил 18,5 миллиарда рублей (в 2017 году было 18 миллиардов рублей), из них 1,5 миллиарда рублей — дотации в резерв центрального аппарата фонда. Собственные доходы республиканского отделения ФСС составили более 15 миллиардов рублей, что на 850 миллионов рублей больше, чем в прошлом году.
— Есть долги перед ФСС у предприятий Татарстана?
— На учете в региональном отделении ФСС состоят более 131 тысячи страхователей с численностью работников более 1,4 миллиона человек. Общая полнота сборов составила 99 процентов. По обязательному страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 1 января 2019 года недоимка составила 138 миллионов рублей.
— В чем причина недоимок?
— В первую очередь рост числа страхователей-банкротов, рост недоимки крупнейших должников, постановка на учет страхователей из других регионов с недоимкой, а также тяжелое финансовое положение ряда страхователей. Так, 81 миллион рублей недоимки приходится на страхователей, которые находятся в стадии банкротства и не ведут финансовую хозяйственную деятельность более года. Взыскать эту недоимку практически нереально.
Более 41% недоимки (57 миллионов рублей) приходится на работающие предприятия. Крупнейшие должники: ООО «Идель» (4,3 миллиона), ООО «ПИК8» (3 миллиона), ООО «Камгэсжилстрой» (0,8 миллиона), ООО «Дизал» (0,6 миллиона), ООО «СТС» (0,6 миллиона). С них мы взыскиваем путем установления инкассовых поручений.
В результате принятых мер по уменьшению долга в бюджет ФСС в 2018 году поступило более 49 миллионов рублей. Также продолжено взаимодействие с прокуратурой РТ, УФССП по РТ, ПФР по РТ, ФНС по РТ, минфином РТ и минэкономики РТ. Благодаря этим дополнительным мерам поступило в бюджет фонда более 75 миллионов рублей. Итого за год по всем направлениям работы по недоимке поступило более 124 миллионов страховых взносов.
«Очередь за путевками есть, и она остается достаточно высокой, потребность в санаторно-курортном лечении у людей большая»
— Как обстоит дело с санаторно-курортным обеспечением?
— Очередь за путевками есть, и она остается достаточно высокой, потребность в санаторно-курортном лечении у людей большая. ФСС обеспечивает санаторными путевками пострадавших на производстве и льготные категории граждан строго согласно электронной очереди. Кстати, следить за ней можно у нас на сайте. Сейчас в очереди на санитарно-курортное лечение у нас стоят 48 тыс. человек. Из них почти 8 тыс. заявлений поступило только в прошлом году. Для них выделили из федерального бюджета более 156 миллионов рублей.
Мы пытаемся сократить тот промежуток, когда льготники находятся без санаторно-курортного лечения, ищем дополнительные средства в Москве. В 2018 году было выделено более 7 тысяч путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе тысяча путевок — детям. А что до пострадавших на производстве, то в прошлом году им выдано более 3,5 тысячи путевок.
— Предполагается, что к 2025 году все взаимоотношения государства с гражданами полностью будут в электронном виде. Что делает ФСС в плане цифровизации?
— В рамках исполнения федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2018 году Татарстан поднялся с 36-го на первое место по числу выданных электронных больничных листов среди всех 85 регионов РФ. Всего было выдано около 360 тысяч электронных документов — с начала года их число выросло почти в 300 раз!
Еще одной инновацией в 2019 году станет переход к информированию страхователей в виде массовой рассылки на мобильные телефоны посредством СМС-информации о росте недоимки по страховым взносам.
Кроме того, есть пилотный проект по оформлению электронного талона фонда на проезд в поездах дальнего следования, с помощью которого льготники могут через личный кабинет на сайте РЖД оформить проездные документы.
Также мы уже два года прорабатываем возможность использования «карты жителей» для работы с инвалидами. Напомню, что пилотный проект по внедрению «Карты жителя» был осуществлен в Зеленодольске. Были собраны положительные и негативные отзывы, сейчас разработчики работают над модернизацией начинки карты, с тем, чтобы распространить карту на всю республику.
Для нас принципиально важно, чтобы в карте жителя была возможность подключить электронно-цифровую подпись (ЭЦП). С помощью ЭЦП можно будет отслеживать факт доставки и качество выдачи товара инвалидам. Он сам сможет этой ЭЦП расплатиться (или не расплатиться, если товар его не устраивает по каким-то причинам) за тот товар, который ему привезут.
— Почему нужна именно ЭЦП? Ведь операции по банковским карточкам верифицируются по СМС?
— У нас немного другая категория граждан, им удобнее проводить операцию в одно касание, без смартфона. Центральному аппарату мы озвучивали наши предложения, они только за.
«ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ПРОВЕСТИ ВНУТРЕННЕЕ РАССЛЕДОВАНИЕ, СОТРУДНИКИ НАПРАВИЛИ ИНФОРМАЦИЮ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»
— В 2018 году республиканское отделение ФСС серьезно подмочило свою репутацию, после того как ФСБ вскрыло действующую несколько лет мошенническую группу во главе со скрывающимся сейчас от следствия экс-заместителем руководителя Вахитовского филиала фонда социального страхования Алексеем Беляковым. Она несколько лет наживалась на единовременных выплатах по уходу за ребенком. По некоторым данным, через эту схему прошли более 130 рожениц, которых задним числом устраивали на работу в подставные фирмы с зарплатами в сотни тысяч рублей, что позволяло им получать выплаты из ФСС в размере 600 тысяч рублей и выше. Расскажите, как идет расследование?
— Реально противоправную схему выявили бдительные сотрудники Вахитовского филиала. Они понимали, что происходит что-то не то, и обратились к нам, в региональное отделение. А те, к кому они обратились, вместо того, чтобы провести внутреннее расследование, направили информацию в правоохранительные органы. И только после того, как началось следствие, информация в полном объеме дошла до меня. Мне уже следователи рассказали, как все было.
— О какой сумме ущерба сейчас идет речь?
— Доказано около 49 миллионов рублей. При этом потерпевшей стороной признан филиал.
— Каким образом документы на выплаты проходят проверку в ФСС?
— Во-первых, у нас есть собственный контрольный отдел, который проводит проверки. Мы работаем в рамках программного обеспечения, которое предоставили ПФР и налоговая фонду социального страхования России. Одна из программ показывает данные по зарплате, другая — количество выплат. Базы данных ПФР и налоговой мы не видим, нужно делать запрос: онлайн-взаимодействия у нас, к сожалению, нет.
— Банки уже наладили такое взаимодействие, им теперь для выдачи кредита не нужны справки 2-НДФЛ, и без них знают, какая настоящая зарплата у клиента…
— У нас очень большой объем данных, с которым приходится работать. Сейчас-то, конечно, мы знаем, на что обращать особое внимание — прежде всего, на размер выплат. Там же они все были максимальные или близкие к максимальным выплатам. Теперь мы все такие подозрительные суммы берем на особый контроль. Но стопроцентных гарантий нет, что где-то чего-то там не проскочит, — пока не будет программы, которая в автоматическом режиме сможет проверять все источники доходов и другую подноготную заявителя. Только с помощью такой информационной системы можно будет добиться полной прозрачности выплат.
— Как часто вы проверяете свои филиалы?
— Контрольно-ревизионный отдел раз в год проверяет все структурные подразделения — начиная с регионального отделения и заканчивая всеми филиалами. План проверок спускается центральным аппаратом. Кстати, наш опыт проверок филиалов теперь используется и в других регионах страны.
— Подобные проблемы были выявлены только в Вахитовском филиале? Или в других тоже?
— Мы провели тщательную проверку всех филиалов. В некоторых были выявлены единичные случаи. И мы думаем, что это звенья одной цепи, так как они пересекаются с выявленными случаями в Вахитовском филиале: проживали здесь, застрахованы там или работали там и тут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.