Районный суд Грозного рассмотрел иск прокуратуры Чечни к ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» и обязал компанию списать задолженность местных жителей в размере 9 млрд рублей. Это бросает вызов общественному мнению и поощряет другие регионы пойти по тому самому пути, что в перспективе может иметь серьезные, негативные последствия для всей системы снабжения газом России, населения, ее экономических субъектов, считают эксперты «БИЗНЕС Online».
Районный суд Грозного рассмотрел иск прокуратуры Чечни к ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» и обязал компанию списать задолженность местных жителей в размере 9 млрд рублей
«А МЫ ЧЕМ ХУЖЕ?»
В Чечне местным жителям списали более 9 млрд рублей долгов за газ: о том, что Заводской районный суд Грозного обязал ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» сделать это, стало известно накануне. В региональной прокуратуре, которая выступила истцом в этом деле, отмечали, что ответчик не занимался списанием долгов с истекшим сроком давности и безнадежных к взысканию. При этом требования погасить долг, с точки зрения надзорного ведомства, «создавали в обществе социальную напряженность и могли повлечь протестные выступления населения». В итоге суд признал заявленные требования обоснованными. В пресс-службе главы Чечни Рамзана Кадырова заявили, что решение это справедливо и основано на сегодняшних реалиях.
Вскоре «Газпром межрегионгаз» заявил, что планирует обжаловать решение. Раскритиковал постановление суда Грозного и глава фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. «Если бы жители Московской области обратились в горсуд с вопросом, можно ли им не платить за газ, суд тоже бы принял такое решение? Я не знал, что газ у нас является бесплатным ресурсом и жители отдельных регионов могут заявлять, что если их будут заставлять платить, то начнутся бунты», — отметил он. По словам Симонова, во многих регионах Северного Кавказа сформировалась определенная неплательческая культура.
Весьма оперативно и логично после решения Грозненского суда из различных регионов Российской Федерации также начали раздаваться требования списать задолженность населения по газу и у них. Так, смоленские депутаты направили обращение областному прокурору с просьбой списать долги жителей за газ по примеру Чечни.
«Мы считаем, что коль скоро у нас все субъекты Федерации по Конституции равны, то, соответственно, на основании единства правоприменительной практики, я думаю, смоленской прокуратуре есть смысл заняться этим вопросом, это было бы справедливо», — заявил один из инициаторов запроса Андрей Шапошников, признав, однако, что это вряд ли возможно. Он предположил, что решение по списанию долгов за газ жителям Чечни было принято на федеральном уровне.
Константин Симонов: «Я не знал, что газ у нас является бесплатным ресурсом и жители отдельных регионов могут заявлять, что если их будут заставлять платить, то начнутся бунты»
«А мы чем хуже?» — задается вопросом депутат Госсовета Чувашии Константин Степанов, обратившийся в прокуратуру региона с требованием списать долги жителей за газ по примеру Чечни. «ЧР — ЧР: Чеченская Республика и Чувашская Республика. Так похожи. И в обеих есть миллиардные долги за газ. Ну в Чечне прокуратура выиграла суд и помогла списать безнадежные 9 миллиардов, которые негативно сказывались на соцнапряженности граждан. А мы чем хуже? Ничем, поэтому написал обращение прокурору ЧР [Василию] Пословскому и попросил провести аналогичную прокурорскую проверку деятельности филиала „Газпрома“», — написал Степанов на своей странице во «ВКонтакте».
Запрос в прокуратуру Башкортостана направил и депутат Госсобрания республики Дмитрий Чувилин. «Я оставаться в стороне не намерен и поэтому сегодня составил депутатский запрос прокурору Республики Башкортостан Андрею Ивановичу Назарову, чтобы башкирская прокуратура, так же как и их чеченские коллеги, обратилась в суд и списала с наших жителей все долги. Уверен, что справедливость и законность восторжествует и у нас», — написал он на своей странице «ВКонтакте».
А депутат заксобрания Красноярского края Денис Притуляк (ЛДПР) пошел еще дальше — он предложил по примеру Чечни простить не только долги за газ, но и за все коммунальные услуги и даже долги по кредитам и штрафам. Притуляк написал в «Фейсбуке», что «миллиардные долги за коммуналку возникли лишь из-за бедности населения», которая, в свою очередь, стала результатом плохой работы чиновников и бизнесменов. Он добавил, что сложившаяся в регионе ситуация стала благоприятной почвой для работы коллекторов, которые являются «вымогателями, жуликами и бандитами». Притуляк уверен, что такая амнистия оздоровит нашу экономику и улучшит настроение граждан.
Депутат Госдумы РФ от ЛДПР Сергей Иванов также направил запрос прокурору Ростовской области с предложением списать долги за газ жителям Ростовской области. А член комитета Госдумы по охране здоровья, первый секретарь ульяновского обкома КПРФ Алексей Куринный заявил, что задолженность за газ и другие коммунальные услуги необходимо простить в масштабах всей России.
Примеру Чечни решили последовать Башкортостан, Чувашия, Краснодарский край, Смоленская и Ростовская области
«ЭТО ШАНТАЖ В ЧИСТОМ ВИДЕ: «НАМ МОЖНО ВСЕ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ДРУГИМ!
Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались мнением экспертов.
Наталья Зубаревич — профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ:
— Во-первых, чеченцам не простили долги — это лишь решение суда, во-вторых, я уже много об этом говорила — это безобразие. Будем смотреть на реакцию «Газпрома», он против, будем смотреть, как к этому отнесутся суды высших инстанций. Пардон, это был районный суд, а они сумасшедшие. Я надеюсь, что это безобразие будет все-таки смикшировано. Это решение не правовое, оно безобразное, потому что самые высокие платежи за ЖКУ в республиках Северного Кавказа, и Чечня здесь не чемпион, а чемпионы — это Ингушетия, 60 с лишним процентов счетов не оплачено; Дагестан, почти половина счетов не оплачено. Чечня и Кабардино-Балкария — где-то 30 процентов счетов не оплачено. Получается, что все жители других территорий платят, а вот на Северном Кавказе создались особые условия по принципу «кому я должен, всем прощаю». Но у них не самые высокие платежки. Я понимаю, почему есть задолженности в Якутии, на Чукотке — там просто дорогие ЖКУ, отопительный сезон 9 месяцев! Но и то там задолженность 10–15 процентов от общего объема платежей. А тут 50–60 — да это просто отсутствует просто платежная дисциплина! Вдобавок суд сообщает, что будут народные волнения. Я даже знаю, какие: когда в Чечне под ружьем 40 тысяч человек господина Кадырова — это не народные волнения называется, а по-другому. Все, что мы сейчас видим, — это шантаж в чистом виде: «Нам можно все, что нельзя другим». Остальным регионам сейчас надо показать: «Раз вам можно, то и мы так будем», — это очень хороший вариант ответа, тоже шантаж, но правильный шантаж. Потому что правила игры в стране должны быть одинаковы, а не так, чтобы Чечне можно было то, что нельзя другим.
Эмиль Гатауллин — юрист:
— Опыт Грозненского суда не только могут, но и должны перенять другие суды, исходя из принципа равенства перед законом. Если там из-за безнадежности взыскания долги были списаны, то и у нас есть, наверное, такого рода вопросы. Я думаю, что это просто обязанность и долг наших республиканских доблестных органов — обратиться в суд с такого рода требованием. Кстати, и проверим, насколько они, наши республиканские органы власти, заботятся о тех, кто не в состоянии платить долги за газ. Я думаю, суд в Чечне разобрался и принял взвешенное, справедливое решение, а насколько оно законно — это проверит следующая инстанция.
Сергей Марков — директор Института политических исследований:
— Это очень странная история — региональный суд, который, очевидно, зависит от региональных властей, принял решение, по которому десятки тысяч жителей и крупные субъекты экономической деятельности получили, по сути, деньги через списание долгов. 9 миллиардов рублей — огромные деньги. Суд показал, по всей видимости, что он сильно зависит от региональных властей. Здесь несколько вариантов. Первое — что была договоренность федерального газового монополиста и федеральных властей с региональными властями по поводу регионального газового монополиста. Они о чем-то таком договорились — это форма субсидирования регионального газового монополиста. Но даже в таком случае это бросает вызов общественному мнению и поощряет другие регионы пойти по тому самому пути, что в перспективе может иметь серьезные, негативные последствия для всей системы снабжения газом России, населения, ее экономических субъектов. Вторая, более вероятная версия — это все-таки конфликтная ситуация между региональными властями и федеральными властями, либо региональным властями и федеральным газовым монополистом или региональным газовым монополистом. В рамках этого принимается подчеркнуто вызывающее решение для того, чтобы вынудить федеральные власти либо федерального монополиста на какое-то компромиссное решение. Это наиболее вероятная вещь. Сейчас большое количество регионов будет смотреть на развитие этой ситуации. Если это решение окажется в выигрыше, то по такому пути могут пойти и другие региональные суды.
Леонид Гозман — политолог:
— Разумеется, подобный прецедент может стать фактором для дестабилизации отношений между российскими регионами. Мы уже наблюдаем, как депутаты, представители субъектов страны заявляют о том, что у них есть что списать. Если мы говорим о том, что Чечня — особый регион, да, пусть так, но тогда не в составе Российской Федерации. Иначе о каких привилегиях может идти речь?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 148
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.