Историческим шансом, которого больше может не быть, назвали возможность создания «Стратегии развития татарского народа»: накануне общественности представили ее эскиз. Презентация прошла на выездном заседании всемирного конгресса татар в Арске. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Первое, что мы делаем, когда рождается ребенок, ищем ему имя», — презентовал Василь Шайхразиев слоган «Кем мин — татар булмагач»
НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТАТАР
Это было первое зональное заседание для обсуждения стратегия развития татарского народа, на которое приехали люди из Мамадышского, Балтасинского, Сабинского, Кукморского, Атнинского, Высокогорского, Тюлячинского, Зеленодольского, Верхне-Услонского, Рыбно-Слободского и Пестречинского районов Татарстана. Стоит подчеркнуть, что 90% публики — женщины, преимущественно в калфаках. Презентовать эскиз стратегии в Арск приехал заместитель премьер-министра РТ, председатель национального совета ВКТ Василь Шайхразиев. Он отметил, что встречи подобного рода пройдут не только в Татарстане, но и «от Сахалина до Калининграда».
Открывая заседание, Шайхразиев подчеркнул: к 10 июня планируется, что из эскиза стратегия перейдет к проекту, после чего ее презентуют на форуме татарских имамов и на «Болгар жыены». А до этого пройдут «кустовые» встречи: в январе по Татарстану, в феврале и марте участники рабочей группы по созданию стратегии планируют охватить 7 федеральных округов, в марте — презентовать на съезде фермеров, в апреле — в Казани, а 30 августа стратегия должна быть принята. «Принятая стратегия для татарского народа, для исполкома ВКТ, для „Милли шура“ будет как закон. Вот этот путь предстоит нам пройти — от 16 июня до 30 августа каждый желающий может высказать свои предложения и принять участие в разработке», — добавил он.
Обосновывая необходимость создания стратегии, Шайхразиев отметил, что Татарстан по многим позициям лидер: «Это работа не десяти и даже не сотни лет, это наша история, это наш образ жизни. У нас были и периоды расцвета, и периоды падения, однако мы всегда были едины и смогли сохраниться как татары. И мы всегда думали не только о себе, но и о тех народах, что проживают рядом с нами на одной территории. И эта стратегия не только для татар, она для всех народов, в первую очередь для русских. У татар есть конгресс, возникает вопрос, а нужна ли стратегия. Мы этот вопрос задаем себе и по сей день. После того как меня избрали председателем „Милли шура“, первое, что я сказал: нам нужна стратегия. Но при помощи Всевышнего Рустам Минниханов в прошлом году поставил перед нами задачу разработать стратегию татарского народа. Поэтому это задача не только конгресса, но и всего татарского народа. Это поручение вошло в его послание».
«Стратегия еще не готова, это даже не проект, это еще только эскиз (представлен в виде слайдов на сайте ВКТ — прим. ред.)», — еще раз обратил внимание Шайхразиев, после чего перешел к презентации непосредственно самого текущего документа.
Главной целью стратегии обозначено развитие идентичности татарского народа в меняющемся мире
«В СССР БЫЛИ ПЯТИЛЕТКИ — У НАС БУДУТ ДВЕ ПЯТИЛЕТКИ»
«Первое, что мы делаем, когда рождается ребенок, ищем ему имя», — презентовал вице-премьер слоган «Кем мин — татар булмагач» («Кто я, если не татарин»). — Стратегия развития татарского народа создается для нас — для татарского народа, для каждого татарина, для татарской семьи. Поэтому вы не должны говорить «они написали», «он написал» — мы написали! Я, несмотря на все свои должности, прежде всего татарин, мои родители — татары. После принятия стратегии каждая татарская семья должна будет сказать: «Все, что я хотел, сюда вошло. Благодаря ей я хочу остаться татарином, своим детям, внукам хочу это передать». Отсюда вытекает слоган: «Кем мин — татар булмагач». Исходя из этого слогана мы должны осознать: «Я татарин, я таким родился. Я татарин, татарином родился, татарином умру. Но этого только мало, мы должны сделать татарами и своих детей». В разработке документа должен принять участие каждый татарин. Мы должны пропускать каждый момент через наши сердца и думать о сохранении своей национальной идентичности ради детей, ради внуков», — призвал он татарский народ работать сообща.
Главной целью стратегии обозначено развитие идентичности татарского народа в меняющемся мире. Точки опоры — великая история татар, единство и Казань как духовная и общественно-культурная столица татарского народа. Также обозначены разделы и пути реализации стратегии. О каждом из этих разделов подробнее хотела было рассказать вице-президент академии наук РТ Дания Загидуллина, которой, по всей видимости, и поручено возглавить рабочую группу, и даже вышла к трибуне, но в какой-то момент у нее сорвался голос. На помощь ей пришел Шайхразиев, который более часа подробно рассказывал о каждом пункте эскиза. Так, по его словам, первый промежуточный этап создатели стратегии обозначили через 11 лет, к 2030 году: «В СССР были пятилетки, у нас две пятилетки». К этому моменту необходимо приспособить жизнь татар к меняющемуся. Следующий рубеж — 2050 год, к которому необходимо достичь устойчивого развития татарского народа. При этом Шайхразиев пожелал всем собраться через 31 год в этом же зале, в том же составе. «В Сибири, когда мы об этом говорили, наши парни тут же полезли смотреть, какой это будет день — 16 января 2050 года. Главное, чтобы не воскресенье, правильно, татары же прагматики», — пошутил он.
Дание Загидуллиной, по всей видимости, поручено возглавить рабочую группу
Основные точки опоры по реализации стратегии, по словам председателя «Милли шура», это два министерства республики — образования и культуры. «Несмотря на споры, мы выбрали для себя четыре основных направления — организация жизнедеятельности татар, образование, культура и информационное пространство», — продолжил он. «Магариф, магариф, магариф (в переводе с татарского — „образование“ — прим. ред.) — если Ленин говорил: учиться, учиться и еще раз учиться, то мы говорим: образование, образование и еще раз образование», — остановился еще на одном важном разделе стратегии, процитировав вождя пролетариата, Шайхразиев, отметив при этом, что необходимо организовать полный цикл образования на татарском языке, начиная с детских садов до университета третьего возраста для пожилых людей.
«Как мы будем реализовывать стратегию? — задался вопросом Шайхразиев и продолжил — Вот, мы сдвинулись с мертвой точки. Для кого она? Для каждого татарина! Каждый татарин должен пропустить эту стратегию через свое сердце», — обратился к залу он. Важной составляющей в этом деле Шайхразиев отметил информационное поле — СМИ, в числе которых назвал и «БИЗНЕС Online». «Это наш рупор. Мы должны воспитывать своих журналистов, одним только сарафанным радио далеко не уйдешь», — добавил он.
По словам председателя «Милли шура», на основе эскиза будет сформирована дорожная карта. Для реализации стратегии у татарского народа, по словам докладчика, есть свои представители на всех уровнях — от правительства до муниципалитетов. «Свои меценаты и мы с вами», — добавил он.
Искандер Гилязов: «Мы очень своевременно подняли эту тему — приближается 100-летие Татарстана, и мы вновь задумались о своем будущем»
«МЫ ПЕРЕДОВОЙ НАРОД: И ПОСПОРИТЬ ЛЮБИМ, И ПОКРИТИКОВАТЬ»
Далее к трибуне вышел историк, член национального совета и член рабочей группы по созданию стратегии, директор Института Татарской энциклопедии Искандер Гилязов. «Мы очень своевременно подняли эту тему — приближается 100-летие Татарстана, и мы вновь задумались о своем будущем, о том, как можно сохранить татарский народ, татарскую культуру, татарский образ жизни. Ищем пути сохранения. Это очень важное явление, — подчеркнул он. — В истории татарского народа были разные периоды — и времена, когда мы управляли великими государствами, и более сложные времена. Но никогда татары не забывали о своей идентичности. В каких бы тяжелых условиях ни находились, старались сохранить себя, искали пути».
Также профессор провел параллели с началом ХХ века — периодом ренессанса татарского народа. «В начале века появилось столько выдающихся татарских деятелей, театр, издавались газеты, собирались съезды и прочее, это был ренессанс! В 1917 году возникли жаркие споры о том, как должен развиваться татарский народ дальше. Однако это был поиск будущего татарского народа, который в 1920 году вылился в Республику Татарстан. Да, этот проект можно и критиковать, давать неоднозначные оценки, но для нас — это пример. Тогда татары так видели свое будущее. Мы должны создавать стратегию, опираясь на свой исторический опыт».
«Мы передовой народ, мы и поспорить любим, и покритиковать», — однако в данном случае Гилязов призвал отказаться от критики, объединиться и не оставаться равнодушными, а также отбросить свою скромность и активнее участвовать в разработке стратегии, поскольку это касается каждого из нас, чтобы не случилось позже кусать локти. Это еще только эскиз, фундамент. Не будем равнодушными! Стратегия — это шанс для татарского народа, считает ученый.
По мнению Гилязова, разработка стратегического документа, определяющего векторы развития татарского народа, которая началась в прошлом году, — это показатель зрелости татар как нации. По словам директора Института Татарской энциклопедии и краеведения, раньше татарских детей, проживающих в городе, можно было за одно лето, отправив в деревню, обучить татарскому языку. Сегодня эта модель разрушается. «Сегодня воспитание ребенка в татарском духе в городе становится все сложнее и сложнее. Это факторы, не зависящие только от нас, это в первую очередь глобализация. Разработка стратегического документа пробуждает надежду», — отметил он.
Уже после заседания «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Гилязова: не считает ли он недостатком, что в эскизе никак не отражены политические вопросы? «Федерализм, статус республики — это уже политическая стратегия, а мы в данном случае говорим о национальной стратегии татарского народа. Но, если будут предложения, надо размышлять, обсуждать. Сейчас можно вносить любые предложения, и Василь Гаязович об этом сказал, и направлений может быть не 4, а 8, может быть 12. Пока предложено 4», — ответил историк.
«Мы здесь не голосуем, это не проект, это объявление. Руки будем поднимать в июне и августе. Вы, как рупор, должны донести эти идеи до каждой семьи»
«ЭЛЕКТРИЧКА УХОДИТ!»
При этом к трибуне вновь вышел Шайхразиев и процитировал Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть». После чего пригласил поэта Гарифжана Мухамметшина. Однако заседавшие уже два часа женщины в калфаках начали галдеть и захлопывать спикера со словами: «Электричка китә!» («Электричка уходит!») Но выступление директора татарской гимназии №2 Казани Камарии Хамидуллиной, которая высказалась о важности организации полного цикла образования на татарском языке, в том числе возрождения татарского национального университета, встретили бурными одобрительными аплодисментами. «Второго такого шанса может не быть», — отметила она.
«Красной нитью стратегии должна проходить полнокровная система образования на татарском языке. Мы должны работать над восстановлением национального образования: татарские детские сады, школы с преподаванием предметов на татарском языке с 1-го по 11-й класс и восстановление национального университета (громкие аплодисменты). Академия наук у нас есть. Если мы сможем это сделать, то есть надежда, что в 2050 году про нас скажут: „Менә без булдырдык“ („Вот, мы смогли“ — ответ на лозунг „Без булдырабыз“ — прим. ред.). Нам, татарскому народу, дается исторический шанс, мы должны воспользоваться им, другого такого шанса может не быть», — сказала она.
После этого Шайхразиев подвел итоги встречи: «Мы здесь не голосуем, это не проект, это объявление. Руки будем поднимать в июне и августе. Вы, как рупор, должны донести эти идеи до каждой семьи. Если бы это был проект, то сегодня мы бы за него голосовали, а вы бы на меня обиделись, мол, Шайхразиев что-то там принял, а нашего мнения не узнал. Поэтому мы даем вам возможность высказаться, прислать свои предложения по стратегии», — предложил высказаться собравшихся председатель «Милли шура», но к микрофону никто не вышел, ограничившись записками. С возгласами «Спасибо, все понятно!» участники встречи поспешили на уходящую электричку.
«Я специально приехал именно в Арск, чтобы посмотреть на реакцию людей, поскольку это Заказанье! Но никакой реакции не было. Это тоже определенный показатель», — сказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из участников встречи, не пожелавший назвать своего имени. «Про важность документа можно судить по его отношению к нему руководства республики — на разработку стратегии одной только агломерации, не республики, потратили более 30 миллионов рублей, — отметил еще один участник встречи. — А стратегию татарского народа создают сотрудники конгресса».
Но были среди присутствующих и те, кто отнесся к стратегии достаточно серьезно. Так, активистка женской общественной организации «Ак калфак» Йолдыз Шакирова из Высокогорского района в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметила о своевременности данного решения: «Вчера я просматривала работы 9-классников, участвующих в конкурсе, который мы организуем, — ответы на вопрос, куда нам двигаться дальше. Многие вещи, о которых говорят дети, прозвучали и здесь».
Удастся ли Шайхразиеву объединить не столько разобщенный татарский народ, сколько его интеллектуальную элиту, ведь уже на первое заседание не приехал директор института истории Рафаэль Хакимов, хотя тоже был приглашен. По слухам, он поставил условие: «Там, где есть Загидуллина, я выступать не буду…» Лучшая иллюстрация, как говорится, ключевого тезиса будущей стратегии — мы вместе…
Следующее обсуждение стратегии запланировано на 18 января в Нурлатском районе, 23-го — в Бугульме, 25-го — в Набережных Челнах, 30-го — в Буинске.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 293
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.