Илья Стребулаев: «Никто не сомневается, что только что рожденные новые технологии и инновации приведут в 2019 и 2020 годах к коренным изменениям в бизнес-моделях во всех индустриях» Илья Стребулаев: «Никто не сомневается, что только что рожденные новые технологии и инновации приведут в 2019 и 2020 годах к коренным изменениям в бизнес-моделях во всех индустриях»

«ЧЕРЕЗ 3–5 ЛЕТ БОЛЬШИНСТВО УЧАСТНИКОВ РЫНКА УЙДЕТ, И ЛИШЬ ЕДИНИЦЫ СТАНУТ ПОБЕДИТЕЛЯМИ»

«В последние полгода в Кремниевой долине растут ожидания революционного перелома. Никто не сомневается, что только что рожденные новые технологии и инновации приведут в 2019 и 2020 годах к коренным изменениям в бизнес-моделях во всех индустриях — от самых технологических продвинутых до самых отсталых. И это будет сопровождаться высвобождением огромной массы людей, что может привести к мощным социальным потрясениям», — с такого интригующего заявления начал свое выступление Илья Стребулаев. Чтобы усилить эффект от сказанного, он сделал предсказание, что через 3–5 лет на всех рынках произойдет огромная концентрация — большинство участников уйдет, и лишь единицы станут победителями. Профессор предложил слушателям записать его предсказание и через пять лет проверить — так это или не так.

Что же так впечатлило «умников» из Кремниевой долины? По словам профессора, они пришли к мнению, что будущее принадлежит не просто маркетплейсу или не просто платформе, но маркетплейсу, который становится платформой. Именно в такие стартапы сейчас наиболее охотно инвестируют топовые венчурные капиталисты в Кремниевой долине.

ЭВОЛЮЦИЯ БАЗАРОВ

Слово «маркетплейс» в дословном переводе на русский язык можно перевести как базар — место, куда приходят потенциальные покупатели и потенциальные продавцы. Стребулаев привел газету «Из рук в руки» в качестве отечественного примера маркетплейсов первого поколения, которые отличались практически полным отсутствием дополнительных услуг, облегчающих поиск товаров, а также коммуникации между покупателем и продавцом.

Ситуация постепенно стала меняться с ростом популярности интернета. Так, в середине 90-х в США появился сайт Craigslist, где размещались объявления практически по всем сферам деятельности. Однако в 2000-е годы начался процесс выделения из Craigslist специализированных маркетплейсов, специализирующихся на конкретных узконаправленных индустриях.

Следующее поколение маркетплейсов связывают с появлением таких сервисов, как Uber или Airbnb. Главная их идея — предоставление услуг «по первому требованию» (on demand) — вы получаете услугу прямо сейчас, когда она нужна вам. Однако эти маркетплейсы мало изменили бизнес-модели, в которых важную роль играют посредники.

«Но в 2017–2018 годах появились совершенно новое поколение маркетплейсов, которые фактически делают многих посредников не нужными, — отметил Стребулаев, добавив, что хотя про эти стартапы еще мало кто знает вне Долины, скоро именно они будут определять мировую экономику.

Слово «маркетплейс» в дословном переводе на русский язык можно перевести как базар — место, куда приходят потенциальные покупатели и потенциальные продавцы Слово «маркетплейс» в дословном переводе на русский язык можно перевести как базар — место, куда приходят потенциальные покупатели и потенциальные продавцы

ПРОДАТЬ ДОМ ЗА 5 МИНУТ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ

В качестве примера маркетплейсов последнего поколения Стребулаев привел сервис Opendoor. В этот стартап 18 месяцев назад венчурные капиталисты из Долины вложили $5 млн, а недавно компания собрала уже $300 миллионов. Не исключено, что скоро компания будет стоить уже миллиарды долларов. «Это иллюстрирует, с какой скоростью растут компании в Кремниевой долине», — отметил Стребулаев.

Opendoor нацелился на рынок недвижимости. По словам профессора, в США большинство люди ненавидят продавать свои дома, потому что этот процесс сопровождается длительным общением с очень большим числом неприятных и зачастую нечестных посредников — юристов, агентов по недвижимости, оценщиков и т. д. «Во-вторых, это очень длительный процесс. Если вы хотите продать дом, это может занять от 6 до 12 месяцев. В-третьих, это очень дорого — порядка 10–15 процентов от стоимости дома уходит посредникам», — рассказал профессор.

Он описал алгоритм, по которому сейчас совершается сделка по продаже дома. «Если я хочу продать дом, я иду к агенту по недвижимости, который вызывает юристов и оценщиков недвижимости. Они выставляют мой дом на маркетплейс Zillow, который сейчас является лидером рынка. И покупатели, которые раньше обращались напрямую к агенту по недвижимости, сейчас идут на Zillow и там подбирают себе понравившийся дом. Но при этом они не покупают дома на Zillow — они покупают у продавцов через агентов по недвижимости. То есть Zillow не изменил первоначальную бизнес-модель», — рассказал Стребулаев.

В отличие от маркетплейса предыдущего поколения, сервис Opendoor действует не как посредник между продавцом и покупателем, а как покупатель, то есть превращается в платформу, которая самостоятельно оказывает все услуги покупателю. Это означает, что клиенту не надо будет с платформы идти никуда больше.

Используя искусственный интеллект и технологии big data, Opendoor мгновенно оценивает выставленную на продажу недвижимость и предлагает купить дом в течение пяти минут. Таким образом, продавец избавляется от сомнительной радости в течение 6–12 месяцев, пока продается дом, принимать у себя экскурсии потенциальных. За скорость продажи владельцы готовы приплачивать. В результате Opendoor в результате берет за свои услуги не 6–10% от стоимости дома, как раньше, а 15%. Выгодно и конечному покупателю — он получает гарантии чистоты сделки и много мелких сервисов вроде возможности самостоятельно прийти на осмотр недвижимости, получив код от электронного замка. 

Таким образом Opendoor купил уже 250 тыс. домов. И хотя в масштабах США это мало — там ежегодно продается десятки миллионов домов, — это только начало: рост стартапа составляет 10% в неделю.

В ЖИВЫХ ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН

Стребулаев объяснил, в чем принципиальное отличие между маркетплейсом и маркетплейс-платформой. «В традиционных бизнес-моделях фиксированные издержки маленькие (нанимаете офис, покупаете компьютер, разрабатывайте сайт), зато переменные (операционные) издержки на проведение каждой сделки большие. Теперь все поменялось — фиксированные издержки огромные: сотни миллионов, возможно, миллиарды долларов, потраченные на разработку систем с искусственным интеллектом, зато операционные издержки стремятся к нулю», — рассказал профессор, подчеркнув, что аналогичные по бизнес-схеме стартапы маркетплейс-платформ уже появляются и в других индустриях — сельском хозяйстве, спорте, юриспруденции, здравоохранении и т. д.

Такая особенность маркетплейс-платформ неизбежно приведет к тому, что в результате конкуренции в каждой индустрии останется только одна платформа — победитель забирает все.

Стребулаев проиллюстрировал это примерами еще двух маркетплейс-платформ. HoneyBook специализируется на оказании комплексных услуг по организации различных мероприятий. Эта платформа не только подбирает субподрядчиков (фотографа, людей, которые отвечают за цветы, за оборудование, парикмахеров, стилистов, тамаду и т. д. и т. п.), но и курирует качество их работ. Буквально за год HoneyBook вытеснила всех своих конкурентов, и теперь все, кто хочет заниматься этим бизнесом, обязаны быть на HoneyBook.

Аналогичная ситуация с платформой AngelList, которая предоставляет стартапам полный спектр услуг — от доступа к инвесторам и консультантам до помощи в поиске сотрудников компании и даже первых клиентов.

«Теперь каждый стартап в США находится на AngelList. Недавно я провел среди своих студентов опрос (они все начинают свои стартапы во время обучения) — 100 процентов из них находятся на AngelList. Кроме того, люди, которые специализируются на помощи стартапам или хотят работать в стартапах, тоже все находятся на AngelList. Потому что если вы не на AngelList, то никто вас серьезно не воспринимает. То есть победитель забирает все», — отметил Стребулаев. По его словам, после появления AngelList в США стал наблюдаться многократный рост количества новых стартапов — начать свой проект стало намного проще.

«Сейчас в Долине каждый день 50 тысяч стартапов ищут финансирование и пытаются начать работу. Вдумайтесь в эту цифру. Большая часть из них разорится, провалится, окажется неудачным. Но будет много успешных, а один станет новым Opendoor. Самые успешные компании будущего, которые будут стоить более триллиона долларов, — это не Yahoo, не Uber и не Google, а те маленькие стартапы, которые сейчас только создаются. Потому что те стартапы, которые станут индустриальными платформами, замкнут на себя триллионные рынки», — подчеркнул он.

При этом до сих пор идут споры по поводу того, останутся ли только глобальные платформы или же некоторые локально будут привязаны к конкретной географической точке. «Есть возможность, что глобальные платформы будут созданы не в Долине, а где-то еще. Возможно, в Китае, Юго-Восточной Азии. Вряд ли в Европе по разным причинам», — сказал Стребулаев.

По словам профессора, когда в Стэнфорде происходят дебаты между коллегами по поводу того как будет развиваться мир, главные споры касаются проблем госрегулирования и социально-политических последствий этих изменений По словам профессора, когда в Стэнфорде происходят дебаты между коллегами по поводу того как будет развиваться мир, главные споры касаются проблем госрегулирования и социально-политических последствий этих изменений

«В КРЕМНИЕВОЙ ДОЛИНЕ С УДИВЛЕНИЕМ ОБНАРУЖИЛИ, ЧТО СЕНАТОРЫ ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРНЕТ И ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ»

По словам профессора, когда в Стэнфорде происходят дебаты между коллегами по поводу того как будет развиваться мир, главные споры касаются проблем госрегулирования и социально-политических последствий этих изменений. Во-первых, победившие в конкретных индустриях маркетплейс-платформы приобретут статус так называемых естественных монополистов, которые ранее были лишь в нескольких индустриях.

Во-вторых, в результате развития индустриальных маркетплейс-платформ в ближайшие два-четыре года от 10 до 40 млн человек в США (оценки разные — от 5 до 20% от общей массы рабочей силы) придется искать другую работу. Так, обычно консервативное агентство McKinsey только что выпустило предсказание, что к 2025 году количество агентов по недвижимости сократиться на 70% с 1 млн до 300 тыс. человек.

Это не означает, что они останутся без работы, но им придется каким-то образом переквалифицироваться. «Естественно, этот процесс совсем непростой, особенно если человек в среднем или предпенсионном возрасте. Это приведет к социально-политическим потрясениям по всему миру, которые примут гораздо больший масштаб, чем те, которые мы сейчас наблюдаем в новостях на экранах телевизора», — отметил профессор.

Поэтому он считает, что государство обязательно начнет регулировать деятельность маркетплейс-платформ. «Представьте себе, что Opendoor победит и будет продавать 95 процентов всех индивидуальных домов в США. Во-первых, эта компания будет стоить гораздо больше, чем Apple, Google и Amazon. По оценкам, монополист на рынке недвижимости США будет стоить порядка 5–7 триллионов долларов. Неизбежно, что такую компанию государство будет жестко регулировать», — пояснил Стребулаев.

При этом он пожаловался на американских регуляторов, которые, по его словам, живут в XIX веке. В качестве примера Стребулаев привел ставшие уже знаменитыми слушания в Сенате с участием гендиректора «Фейсбука» Марка Цукерберга. «Это было самое настоящее шоу! В течение 6 часов сенаторы допрашивали Цукерберга. Большая часть разумных американцев, по крайней мере, живущие в Кремниевой долине, с удивлением обнаружили, что ни один из сенаторов вообще не понимает, что такое интернет и что такое социальная сеть. Сенаторы вообще не понимали, что происходит. И это те, которые регулируют деятельность высокотехнологичных компаний. И как разрешится этот парадокс, я не знаю. Слишком много там зависит от результатов выборов», — подчеркнул Стребулаев.

«МИР ИДЕТ К ГОЛОСОВОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССАМИ»

Профессор также отметил прорыв в области голосовых технологий, который произошел в последний год. В начале 2018 года Google достиг распознавания 95% контекста — это выше порогового значения, ниже которого голосовые технологии вызывают раздражение у пользователей. По некоторым данным, Amazon достиг еще лучшего результата — 96–97%, что превышает уровень самых лучших профессиональных стенографисток. Есть еще много других конкурирующих разработчиков, также успешно занимающихся распознаванием голоса.

«Это еще один пример наступления новой эпохи: огромные фиксированные издержки на создание технологии распознавания голоса (Google потратил несколько миллиардов долларов) и практически полное отсутствие переменных издержек. Мир идет к голосовому управлению процессами, что коренным образом отразится и на интернет-индустрии в целом», — подчеркнул он.

По словам Стребулаева, это приведет к тому, что компании смогут безболезненно сокращать свои кол-центры, расположенные по всему миру и начать применять искусственный интеллект при обработке телефонных запросов клиентов. Причем те не будут знать, что общаются не с человеком. «А ведь если в таких кол-центрах работают миллионы людей, которые скоро останутся без работы. Это может стать большой проблемой для некоторых слаборазвитых стран, где большую часть дохода приносили именно такие кол-центры, работающие на крупнейшие мировые компании», — отметил профессор.

«Дерзайте. Я это рекомендую всем своим студентам в Стэнфорде. Но также я это рекомендую и крупным компаниям. Очень важно дерзать», — подчеркнул Илья Стребулаев «Дерзайте. Я это рекомендую всем своим студентам в Стэнфорде. Но также я это рекомендую и крупным компаниям. Очень важно дерзать», — подчеркнул Илья Стребулаев

СОЗДАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ ЗА ЧАС, НИЧЕГО НА ЗНАЯ О ПРОГРАММИРОВАНИИ

Кроме создания платформ, 2018 год стал критичным в области облачных вычислений (cloud computing). Скорость обработки данных и скорость создания умных приложений настолько сильно выросла, а стоимость вычислений так упала, что теперь почти все участники рынка, а не только самые-самые крупные корпорации типа Google могут участвовать в этом процессе.

Например, стремительно пробивает себе дорогу технология NCR (No coding required — больше не нужно писать код). «Все те, кто не занимается программированием, кто не знает, как писать код, с помощью уже многочисленных сервисов типа Quick base, Caspio или Appian, могут в течение часа создать свое приложение, которое будет выполнять нужные функции. Так что если здесь в зале находятся программисты, то вам тоже надо подумать о своем будущем», — сказал Стребулаев.

«Что это означает? Если раньше любой начинающий стартап должен был сначала потратить 6-12 месяцев, на то, чтобы создать прототип своей аппликации и потом пытаться продавать ее своим клиентам, то сейчас все перевернулось. У стартапов с самого начала уже есть аппликация, потому что это ничего не стоит сделать. К концу первой четверти из 20 стартапов моих студентов 18 нашли клиентов и уже приносят прибыль», — отметил профессор.

Подытоживая свою лекцию, Стребулаев выделил два самых глобальных тренда 2019 года, которые в некотором роде противоречат друг другу. Первый тренд: создание платформ приведет к тому, что победители заберут весь рынок данной индустрии. В результате произойдет огромное сокращение как компаний, так и рабочих мест. Второй тренд: Small is beautiful — то есть прекрасно быть очень маленьким. «Если вы оказываете какие-то нишевые уникальные услуги, то вы сможете подключиться к платформе и с ее помощью достичь гораздо большего числа клиентов», — пояснил профессор.

СОВЕТ ОТ СТЕБУЛАЕВА: «НАДО ДЕРЗАТЬ!»

После лекции Стребулаев пообщался с корреспондентом «БИЗНЕС Online» и рассказал, что его выступления дают толчок для российских предпринимателей и студентов к развитию собственных идей. «После прошлогоднего моего выступления в Казани я получал электронные письма от разных людей, которые решили начать свой собственный стартап. Я считаю это огромным положительным моментом», — отметил профессор.

На вопрос о том, есть ли у российских компаний шанс выйти на мировой рынок и не являются ли они сейчас «токсичными» для западных инвесторов, Стребулаев ответил, что конкурентным преимуществом российских компаний является хороший потенциал талантливых кадров, который, к сожалению, не полностью используется. При этом он признал, что к российской компании, которая пытается выйти на американский рынок, возникает много вопросов: зачем она выходит, кто за ней стоит? «Но Россия здесь не является исключением. Посмотрите, что сейчас происходит с Китаем и какие проблемы у крупной китайской компании Huawei», — отметил Стебулаев.

Однако сейчас, по его словам, в связи с развитием новых идей, технологий и платформ, у компаний всего мира, в том числе и у российских компаний, появляется очень много новых возможностей. «И даже не у компаний, а у талантливых людей. Примеры, которые я приводил на лекции, абсолютно аполитичные, где принадлежность к конкретной стране абсолютно не важна. Вы можете быть в России, но создавать глобальный стартап, глобальную идею. И я надеюсь… Нет, я уверен в том, что у отдельных предпринимателей в России есть такой потенциал. А как реализовать его — это вопрос», — ответил профессор.

По его мнению, закрепиться на мировом рынке в первую очередь мешает отсутствие опыта. «Не существует абстрактной Европы — существует много европейских стран, и вы должны найти к каждой стране свой подход. То же самое и в Азии. Даже в США в разных штатах разные подходы. Опыт — это практика. Пока вы не начнете экспериментировать в других географиях, у вас ничего не получиться. При этом надо отдавать себе отчет в том, что ваш эксперимент может быть неудачным. То же самое было у очень многих компаний — американских, китайских европейских. Иногда их выход на другие рынки был успешным, а иногда — неуспешным. Поэтому необходим опыт, необходимо экспериментирование, необходимо понимание того, что могут быть провалы. И необходимо правильное финансирование», — сказал Стребулаев, отметив, что удачные примеры в России есть — например компании «Яндекс» и Mail.Ru. «В Европе такого уровня компаний нет. В этом смысле Россия ближе к США и Китаю, чем к замшелой Европе», — подчеркнул профессор.

Но, чтобы стать лидером мирового рынка, по мнению Стребулаева, нужно несколько моментов. Во-первых, желательно улучшение геополитической ситуации вокруг России. Во-вторых, что очень важно, изменение миропонимания как в крупных российских компаниях, так и маленьких стартапах — чтобы они ставили для себя большую планку. Тем более что на многих рынках — азиатских, африканских, латиноамериканских нет своих собственных игроков. И токсичности у российских компаний там тоже нет. Например, в Индии, на Филиппинах, в Бразилии или Индонезии.

«Так что, дерзайте. Я это рекомендую всем своим студентам в Стэнфорде. Но также я это рекомендую и крупным компаниям. Очень важно дерзать», — подчеркнул Стребулаев.