Отчетность группы «Татнефть» по МСФО за три квартала пестрит любопытными цифрами. Доля экспорта сырой нефти в общих продажах упала с 73% до 59%, но ничуть не потеряла в деньгах, даже наоборот. Продажа нефтепродуктов в России «в деньгах» выросла на 29% до 134 млрд рублей, но зарубежная выручка росла в три раза быстрее, а локомотивом стало дизельное топливо. На чем зарабатывала и экономила «Татнефть», разбирался «БИЗНЕС Online».
Отчетность группы «Татнефть» по МСФО за три квартала пестрит любопытными цифрами
ДОЛЯ НЕФТЯНОГО ЭКСПОРТА УПАЛА, РОССИЙСКАЯ ВЫРУЧКА УДВОИЛАСЬ
«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена», — эта популярная советская песня вполне могла бы стать гимном «Татнефти». Практически каждая новая отчетность нефтяников устанавливает новые исторические максимумы. Не стал исключением финансовый отчет группы по МСФО за 9 месяцев текущего года. Выручка «Татнефти» от небанковских операций выросла на 38,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) до 675,2 млрд рублей, следует из документа. Прибыль акционеров вообще взлетела на 96,1% до 174,1 млрд рублей.
Сразу же отметим влияние «натурального» фактора: добыча нефти предприятиями группы увеличилась на 0,6% до 21,8 млн тонн.
Основной статьей заработка остается продажа нефти в дальнее зарубежье: эти доходы выросли к АППГ на 5,7% до 247,3 млрд рублей. Но и средняя рублевая цена на данном направлении скакнула практически вдвое: плюс 49,7% до 31 тыс. рублей за тонну, или 4,35 тыс. за баррель.
Нетрудно подсчитать, что физические объемы «дальнего» экспорта упали. «За 9 месяцев 2018 года группа экспортировала приблизительно 59% всей проданной сырой нефти по сравнению с 73% за соответствующий период 2017 года», — уточняют составители отчета. Сокращение поставок в физическом выражении сразу на 14 процентных пунктов (п. п.) — это круто. На каком направлении сильнее всего замедлился трафик «Татнефти»?
Три четверти экспортного сырья было прокачано по трубопроводу «Дружба», который контролирует «Транснефть». Это на 10 п. п. выше уровня января-сентября 2017 года. Основные страны поставки здесь — Германия, Польша, Словакия. Напротив, на 8 п. п. до 23% сократилась доля отгрузок через российские порты Балтийского моря, в основном через Приморск. В феврале представители транспортной монополии поделились с журналистами статистикой этих поставок. Как выяснилось, на «Татнефть» приходится 9% общего объема морской перевалки, на «Сургутнефтегаз» — 18,4%, на «Лукойл» — 29%, а лидирует, конечно же, «Роснефть» с 43,6%. С балтийских терминалов нефть уходит в Нидерланды (59,8%), Финляндию (15%), Литву (5,2%), Германию (3,4%).
Среди доходов группы на втором месте — поступления от продаж сырья на внутреннем рынке, которые в денежном выражении выросли в 2,1 раза до 138,7 млрд рублей. При этом рублевая цена здесь увеличилась на 51,6% до 22,15 тыс. рублей за тонну. Становится понятно, почему российские компании так стремятся продать как можно больше сырья «за бугор». Из отчетности «Татнефти» следует, что каждая тонна дает группе 9 тыс. рублей сверх внутренней цены, и вряд ли ситуация у нефтяников Вагита Алекперова или Игоря Сечина принципиально иная.
Производство нефтепродуктов увеличилось на 9,5% до 6,5 млн тонн
ПРОИЗВОДСТВО КЕРОСИНА ВЫРОСЛО В 8,5 РАЗА
Теперь о нефтепродуктах. Их производство увеличилось на 9,5% до 6,5 млн тонн. Выпуск средних дистиллятов (отдельные виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов — в частности, к ним относят печное и судовое топливо) просел на 0,43 млн до 2 млн тонн, но все компенсировало дизтопливо, производство которого выросло на 0,5 млн до 1,5 млн тонн. К слову, в начале октябре ТАНЕКО объявило о своеобразном юбилее: комплекс выпустил 7-миллионную тонну дизельного топлива «Евро-5». Производство керосина подскочило в 8,5 раза с 20 тыс. до 170 тыс. тонн.
Впечатляющие темпы роста переработки, в том числе и по глубине. Кроме того, осенью «Татнефть» начала выпуск премиального моторного масла — продукта, который говорит о достаточно высоком уровне технологий производства. Хотя запастись сырьем для выпуска технологичного продукта удалось не без проблем: по данным нашего источника, ТАИФ не желал поставлять сырье, хотя другим покупателям отгружал его в два раза дешевле.
Еще в 2012 году совет директоров «Татнефти» принял решение об увеличении перерабатывающих мощностей ТАНЕКО до 14 млн тонн в год, что с запасом бы перекрывало условие переработки не менее 50% собственной нефти. Также можно вспомнить 2014 год, когда «Транснефть» с подачи компаний, осваивающих месторождения легкой нефти, в своих претензиях к качеству татарстанской нефти дошел до предложения выделить для высокосернистой нефти отдельный трубопровод. И хотя номер не прошел, транспортный монополист не снял с повестки этот вопрос, периодически вбрасывая его на обсуждение в правительственные круги. Пока минэнерго не дает свое добро, но очевидно, что нефтедобытчикам Уральско-Поволжского региона (где в основном и сконцентрированы месторождения тяжелого сырья), надо иметь запасной вариант, и переработка в «шаговой доступности» от буровых выглядит идеальным вариантом. Если же исходить из производственных показателей «Татнефти» за 9 месяцев, получается, что ТАНЕКО за этот период переработала около 30% добытого сырья.
Уплаченный «Татнефтью» акциз за 9 месяцев подрос на 7,8% до 12 млрд рублей. Составители объясняют рост отчислений увеличением объема продаж подакцизных нефтепродуктов на внутреннем рынке
ВНЕШНИЙ РЫНОК «РАЗОГРЕВАЕТ» НЕФТЕПРОДУКТЫ
Уплаченный «Татнефтью» акциз за 9 месяцев подрос на 7,8% до 12 млрд рублей. Составители объясняют рост отчислений увеличением объема продаж подакцизных нефтепродуктов на внутреннем рынке. За три квартала они составили 134 млрд, или 29%, что на 30 млрд больше, чем в АППГ. То есть денежные поступления росли почти в 4 раза быстрее изымаемых акцизов.
О чем это говорит? В виде акциза было изъято около 9% суммы, вырученной от продаж топлива на внутреннем рынке, — и это, заметим, на 2 п. п. меньше, чем компании пришлось перечислить за три квартала прошлого года (11%). Таким образом, акциз вряд ли может быть причиной крутого взлета цен на моторное топливо минувшей весной, или мы чего-то не знаем.
Другое дело, что продажи топлива заграницу могут быть еще выгодней. Так, экспортные поступления от нефтепродуктов увеличились на 61,8 млрд (!), или 81%, до 137,6 млрд рублей. В итоге за январь-сентябрь «Татнефть» от зарубежных поставок выручила на 3,6 млрд рублей больше, чем с внутреннего рынка, хотя годом ранее пропорции были иные — российские потребители приносили на 28,2 млрд рублей больше. И экспортная пошлина на нефтепродукты, сумма которой у «Татнефти» скакнула на 89% до 6,1 млрд рублей, не охладила желания добытчиков качать сырье за рубеж. Необходимость отчислять 4,4% от заграничной выручки вряд ли является для нефтепереработчиков серьезным заградительным барьером.
«За 9 месяцев 2018 года группа экспортировала 4654 тыс. тонн нефтепродуктов (включая 207 тыс. тонн приобретенных нефтепродуктов) по сравнению с 3431 тыс. тонн за соответствующий период 2017 года (включая 150 тыс. тонн приобретенных нефтепродуктов)», — пишут составители отчета «Татнефти». То есть 68% собственных нефтепродуктов компания отправила на экспорт. Отсюда и рекордная выручка, рекордная прибыль, а значит, и рекордные дивиденды. Добавим, что поступления от экспорта нефтепродуктов в страны СНГ выросли в 2,4 раза до 15,1 млрд рублей. Экспортная пошлина здесь увеличилась в 15,8 раза до 63 млн рублей (0,4% от поступлений) — это самая низкая ставка, своеобразный привет «батьке» Александру Лукашенко. Напомним, что в 2016 году вице-премьер Аркадий Дворкович поднимал вопрос о резком росте экспорта нефтепродуктов в Беларусь со стороны дочерних компаний Газпрома и «Татнефти».
Из сказанного можно сделать вывод: заявления правительства РФ о возможном введении заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты, которые призваны сдержать отток топлива на внешние рынки, выглядят не беспочвенными. Юридические основания для этого также имеются. В июле президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий минфину поднять экспортные пошлины нефтепродуктов до 90% от ставки пошлины на нефть. То есть ставка для светлых нефтепродуктов, товарного бензина и масла с текущего уровня 30% может подскочить на 60 п. п., проще говоря, утроиться. Для прямогонного бензина с его 55% рост может составить 1,6 раза. Если грубо прикинуть, в случае максимального, трехкратного роста пошлины «Татнефть» вместо текущих 4,4% столкнется с необходимостью отчислять 13,2%. Станет ли экспортное направление после этого невыгодным?
«В обычных условиях экспортировать дизель было бы выгоднее, но сейчас, с изменением мнения правительства насчет внутреннего топливного рынка, можно хорошо зарабатывать и на внутренних продажах, не наращивая экспортную долю, — говорит старший аналитик компании „Альпари“ Анна Бодрова. — Основная часть производителей топлива на текущий момент балансирует между экспортом и внутренними продажами, почти постоянно „перевешиваясь“ в сторону зарубежных поставок».
По ее словам, с экспортом нефтепродуктов не все просто: «Для разных видов сырья работает разная тарифная ставка, в то время как продавать сырую нефть на экспорт значительно проще и удобнее. В таком свете вполне можно говорить о том, что „Татнефть“ зарабатывает в первую очередь на поставках самой нефти и только затем — нефтепродуктов».
Цена литра 95-го в розницу на момент написания текста — 43 рубля. Таким образом, акциз занимает 14,3%, или седьмую часть от розничной стоимости
ТАК ЛИ ВЕЛИК АКЦИЗ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ?
Пожалуй, стоит задержаться на ситуации с акцизом, уплачиваемом продавцами бензина. Федеральный центр с 1 июля умерил свои аппетиты: 84,4% от акциза на бензин и дизтопливо должны идти в региональные дорожные бюджеты. До этого центр оставил субъектам РФ только 57,1% поступлений. Как мы помним, реверанс в пользу регионалов был сделан после вынужденного летнего снижения акцизных ставок — иначе бы области и республики лишились серьезного куска доходов. С 1 января 2019-го регионам достанется 86,9% топливных акцизных сборов, но продлится это недолго. Уже с 1 февраля им останется только 58,1% отчислений.
Ставка бензинового акциза после летнего снижения вместо планового повышения составила 8,2 тыс. рублей за тонну. С учетом того, что литр 95-го бензина весит 0,75 кг, сборы составят 6,15 тыс. рублей с 1000 литров или 6,15 рубля за литр. Цена литра 95-го в розницу на момент написания текста — 43 рубля. Таким образом, акциз занимает 14,3%, или седьмую часть от розничной стоимости. Но уже с 1 января правительство повысит акциз до запланированных ранее 11,9 тыс. за тонну — то есть до 8,93 тыс. рублей за 1000 литров, или 8,9 рубля за литр. При той же (допустим) цене 43 рубля за литр АЗС придется отдавать уже 20,8%, если, конечно, розница не начнет снова изображать пляски святого Витта. При тех же условиях с 1 января акциз составит 15,7% в цене простого и 15,4% премиального дизеля. Если повторится весенняя история, даже при 13,2-процентных отчислениях с экспортной выручки курс на Запад все равно должно останется более выгодным. Поэтому, как это часто случается, куда более действенным окажется привычное ручное регулирование.
Следует понимать, что главный денежный интерес республики несколько иной. Во-первых, чем выше прибыль компании до налогообложения, тем больше налога на прибыль поступит в республиканский бюджет. Напомним, что на период 2017–2020 годы 15 из 100 рублей (3% из 20%) уходят в федеральный бюджет, а остальные 85 рублей — в бюджет региона, в котором прописана компания. По цифрам: если сумма уплаченного за январь–сентябрь налога на прибыль выросла на 82% до 48,5 млрд рублей, то 41,2 млрд причитается бюджету РТ.
Во-вторых, Татарстан, крупнейший акционер Татнефти с долей около 36% голосующих акций, а значит, опять же заинтересован в максимизации прибыли и дивидендов. По итогам 9 месяцев совет директоров «Татнефти» рекомендовал к выплате 75% от прибыли по РСБУ, суммарно 122,2 млрд рублей. Аналогично 75% от прибыли по российским стандартам или 70,4 млрд рублей было рекомендовано к выплате по итогам полугодия. Татарстан претендует на треть за вычетом 13-процентного налога на дивиденды — 35,4 млрд рублей.
«За 9 месяцев […] расходы на добычу нефти составили в среднем 254,0 руб./барр. в сравнении с 258,5 руб./барр. за соответствующий период 2017 года»
СЕБЕСТОИМОСТЬ ДОБЫЧИ УПАЛА НА 4,5 РУБЛЯ ЗА БОЧКУ
Перейдем к затратным статьям «Татнефти». Операционные расходы группы увеличились всего на 3,1% до 92,3 млрд рублей. При этом операционные расходы на добычу нефти…упали на 1,3% до 39,4 млрд рублей! «За 9 месяцев […] расходы на добычу нефти составили в среднем 254,0 руб./барр. в сравнении с 258,5 руб./барр. за соответствующий период 2017 года», — указано в отчете. И так, или 1,7%. В отчете снижение расходов на 4,5 рубля объясняется успешной реализацией «различных мероприятий по снижению затрат в текущем периоде», без конкретизации этих мероприятий.
Простой средний курс национальной валюты за три квартала текущего года составил 61,6 рубля за доллар США, то есть добыча обошлась приблизительно в $4,1 за бочку, или $29, за тонну. Составители отчета уточнили полный спектр затрат, включенных в эти 254 рубля за бочку: «Расходы группы на добычу состоят из расходов на добычу нефти, понесенных подразделениями и дочерними предприятиями компании, добывающими нефть и газ. Они включают в себя затраты на услуги по эксплуатации, текущий ремонт и страхование добывающего оборудования, заработную плату, затраты по искусственному воздействию на пласт для увеличения нефтеотдачи, затраты на топливо и электричество, товары и материалы, используемые при производстве сырой нефти, и прочие подобные расходы».
Далее, затраты на переработку выросли на 21% до 9,4 млрд рублей, причины понятны. А вот транспортные расходы увеличились всего лишь на 2% до 27,3 млрд рублей. Так что один аргумент из июньских тезисов главы НК «Роснефть» Игоря Сечина, объяснявшего стремительное весеннее подорожание топлива в том числе ростом транспортных затрат, можно не принимать всерьез. В отличие от слабеющего (на фоне дорогой нефти) рубля и, как следствие, резкого скачка рублевых цен на черное золото в дальнем зарубежье. Кто ж виноват, что минфин с одобрения Центробанка «пылесосил» иностранную валюту, набивая кубышку и не давая укрепиться рублю. А тут еще и свежие пакеты санкций заокеанских «партнеров» подоспели. Впрочем, в ноябре Игорь Иванович сменил курс и разглядел в повышении топливных цен заговор независимых АЗС в отдельных регионах при поддержке ФАС.
Самая крупная статья отчислений «Татнефти», разумеется, налоги (кроме налога на прибыль): они выросли на 56,1% до 215,8 млрд рублей — это 32% выручки от небанковской деятельности группы. Первую скрипку здесь играет перечисляемый в федеральный бюджет НДПИ, выросший на 58% до 209,5 млрд рублей. Правда, нефтяникам удалось сэкономить на основном Ромашкинском месторождении, где из-за повышенного износа сумма НДПИ была снижена на 38,6 млрд рублей — на 17,3 млрд рублей больше, чем годом ранее. И раз уж речь зашла об этом, амортизационные расходы выросли на 19% до 22,4 млрд рублей. Кроме того, экономия от снижения НДПИ на добычу сверхвязкой нефти на Ашальчинском и некоторых других месторождениях составила 21,4 млрд рублей — на 10,5 млрд рублей больше, чем за АППГ.
Наконец, о перспективах открыть свежие месторождения: затраты на разведку упали на 41% до 552 млн рублей. Напомним, «Татнефть» и запланировала в своей стратегии-2030 нарастить ее на 33% к уровню 2017 года до 38,4 млн, вложив 799 млрд рублей. Для сравнения, за последние пять отчетных периодов, с 2013-го по 2018-й, добыча нефти группой по итогам 9 месяцев выросла на 10,1%. Посмотрим, оправдаются ли надежды Наиля Маганова и его команды, возлагаемые на технологии гидроразрыва и эффект от других инноваций. До того, чтобы те начали приносить эффект, по плану остается 7 лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.