Айрат Валиев: «Наш коллектив преподавателей, в отличие от огромных вузов, более компактный, все общаются. Это единая большая семья, сплоченная команда»Фото: Сергей Елагин

«В РЕСПУБЛИКЕ МНОГО ХОЗЯЙСТВ, ГДЕ ТРУДЯТСЯ РОБОТЫ – И КОРМА РАЗДАЮТ, И ДОЯТ, И НАВОЗ УБИРАЮТ»

— Айрат Расимович, часто нынешнее школьное образование сравнивают с советским – не в пользу сегодняшнего. А высшее образование? Чем оно отличается сегодня от советского?

— Согласен, что советская система образования была лучше. Все-таки я и сам немножко застал ее. Тогда центральными фигурами были два человека: в школе – ученик и учитель, в вузе – студент и преподаватель. К сожалению, мы многого утратили из того, что было. Хотя в последние годы делаются попытки это изменить, но не секрет, что сегодня – я изнутри это вижу – все еще очень много внимания уделяется бумагам.

— На «девятый бумажный вал» жалуются даже в детсадах!

— Есть такой перекос. Чтобы система была эффективной, а именно такой мы хотим ее видеть, надо, чтобы центральное место в ней принадлежало студенту и преподавателю.

— Наверное, тут немало зависит от вас, как от ректора, от ваших коллег, которые другие вузы возглавляют…

— В какой-то степени, конечно. Должны быть созданы комфортные условия для творческой созидательной работы в коллективе. Необходимо восстановить доверие и уважение к преподавателю, а преподаватель должен чувствовать ответственность за свою работу. Но, как бы то ни было, пока мы работаем в рамках определенных стандартов. Шаг влево, шаг вправо…

— Неужели расстрел?

— Расстрел не расстрел (смеется), но у вуза могут отозвать аккредитацию, лишить лицензии. Что хорошо – в обновленных стандартах, на которые мы перейдем с 1 сентября 2019 года, уже дается больше свободы вузу: мы сами будем определять, на что надо обратить внимание – на теоретическую подготовку, на практическую, будем самостоятельно формировать профессиональные компетенции совместно с работодателями…

— Какие еще проблемы у вуза? Абитуриентами вы довольны?

— Все они разные. Не бывает так, что все плохие или все хорошие. Конечно же, сильна конкуренция за абитуриентов между вузами, тем более у нас в Казани, где есть федеральный университет с вековой историей, национально-исследовательские университеты, другие отраслевые вузы. Наш вуз ориентируется прежде всего на выпускников сельских школ, таких среди тех, кого мы принимаем, больше 80 процентов.

«У нас хорошая материально-техническая база. Наш вуз один из первых в России создал взаимовыгодную модель сотрудничества с заводами-изготовителями»Фото предоставлено КГАУ

— Так это здорово – хорошие шансы, что потом ваши выпускники вернутся на село.

— Конечно. Это наша основная задача – готовить кадры прежде всего для сельского хозяйства. И мы целенаправленно во всех 43 районах Татарстана ведем профориентационную работу со школьниками – вместе с министерством сельского хозяйства, с администрациями районов, роно. Рассказываем, какие в нашем аграрном университете можно получить специальности, какие перспективы у специалистов. Говорим и про современное сельское хозяйство. А оно у нас в Татарстане всегда было и сегодня тоже остается среди приоритетных. И это сейчас достаточно высокотехнологичная отрасль нашей экономики. В республике много хозяйств, где трудятся роботы – например, есть фермы, где и корма раздают роботы, и дойку ведут роботы, и навоз убирают роботы. Все это уже есть. Сегодня почти любой комбайн – с комфортной герметичной кабиной, с кондиционером. Комбайнеры как пилоты самолетов – кабины лайнера и комбайна сегодня не слишком отличаются. Во-первых, это интересно молодым людям, во-вторых, требует другого уровня кадров, другой, более высокой, чем раньше, квалификации.

— То есть сегодня есть чем привлечь школьников в аграрный вуз…

— Я сам, еще будучи студентом техникума, на летних каникулах работал два сезона помощником комбайнера – с июня и почти до конца сентября. Но тогда кондиционера в комбайне еще не было. Тем не менее мне было интересно, это был хороший практический опыт. Для молодых специалистов сегодня у нас в республике действуют различные программы поддержки – это единовременные подъемные, ежемесячная доплата к заработной плате, субсидии на жилье и другие меры стимулирования.


«ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РОБОТ НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ»

— Как на преподавателей, на студентов влияет интернет? Увлечение молодежи виртуальной реальностью не затрудняет работу?

— Наоборот, это хороший инструмент для преподавателей, они могут оперативно найти из любых источников самые новые, самые актуальные материалы, использовать их на своих лекциях. Студенты тоже, если их какой-то вопрос заинтересовал, могут найти в интернете подробности, могут, в конце концов, даже проверить преподавателя – а правильно ли он нам все рассказал (улыбается).

— Студенты сегодня лекции записывают в тетради или сразу на диктофон в телефоне?

— Не знаю, вряд ли на диктофон… И не думаю, что формат лекций, которые читают сейчас, кардинально изменился по сравнению с тем же советским временем. Суть все равно остается. Другое дело, что сейчас у преподавателя больше возможностей наглядно представить материал – мультимедийная техника, презентации. Но все равно формат лекции предполагает конспектирование того, что говорит преподаватель, основных мыслей. Это помогает лучше усвоить, запомнить материал.

«Наша основная задача – готовить кадры прежде всего для сельского хозяйства. И мы целенаправленно во всех 43 районах Татарстана ведем профориентационную работу со школьниками»Фото предоставлено КГАУ

— Какую оценку вы поставили бы… нынешним преподавателям? А то часто слышишь про фальшивые диссертации…

— Это точно не касается преподавателей нашего университета. У нас высококвалифицированный преподавательский состав: 40 докторов наук, профессоров, около 120 кандидатов наук, доцентов. Степени имеют порядка 90 процентов наших преподавателей, оставшиеся 10 процентов – это молодые аспиранты, ассистенты, они тоже защищаются, становятся кандидатами. А если про оценку – я ставлю нашим преподавателям только хорошую оценку, это профессионалы, которые отлично знают свой предмет, знают сельское хозяйство и передают знания студентам. Наш коллектив преподавателей, в отличие от огромных вузов, более компактный, все друг друга знают, тесно общаются. Это единая большая семья, сплоченная команда. И это очень важно для успешной работы.

— Молодежь охотно идет в науку?

— У нас в университете около 100 аспирантов, это будущая смена нашим преподавателям. Идут в аспирантуру с желанием, по всем направлениям есть конкурс.

— Скоро ли живых преподавателей заменят роботы?

— Я считаю, преподавателя робот никогда не заменит. Потому что обязательно должно быть живое общение между учителем и учеником. Конечно, сегодня есть различные дистанционные технологии, онлайн-курсы… Однако и там, пусть дистанционно, но предполагается общение с преподавателем. Уверен, что аналога живому общению просто нет.

«ДЕЙСТВУЕТ ВЗАИМОВЫГОДНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАВОДАМИ-ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ»

— Что собой представляет сегодня Казанский государственный аграрный университет?

— Это серьезный отраслевой вуз. Он относится к министерству сельского хозяйства Российской Федерации. Мы охватываем все направления подготовки специалистов для сельского хозяйства, кроме зоотехнии и ветеринарии. Мы готовим главных специалистов для села – это агрономы, технологи. В КГАУ есть инженерные специальности, получив которую, выпускник может работать везде, где есть техника, трактора, автомобили. Так что горожане к нам тоже поступают. Также мы готовим экономистов и бухгалтеров для наших сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, мы обеспечиваем специалистами и лесную отрасль нашей республики. У нас сегодня обучаются более 5 тысяч студентов, есть студенты-иностранцы, и каждый год их все больше, сегодня таких более 4 процентов. Приезжают поступать из Египта, стран СНГ, Средней Азии, например, много из Казахстана… Ежегодно на бюджетные места принимаем около 700 абитуриентов, есть также коммерческий прием. Один из показателей, который характеризует качество приема, это средний балл ЕГЭ. Минимальный порог – в среднем 60 баллов на один экзамен, мы принимаем по трем экзаменам — значит, 180 баллов. Этот пороговый показатель мы последние три года успешно выдерживаем. В России 54 аграрных вуза, этот показатель выполняют всего 7 вузов.

— В КГАУ ведь не только учат теории, но и дают практические знания?

— У нас хорошая материально-техническая база. Наш вуз один из первых в России создал взаимовыгодную модель сотрудничества с заводами-изготовителями, с нашими компаниями, которые занимаются изготовлением, поставкой, продажей машин и оборудования для сельского хозяйства. На базе института механизации у нас есть учебно-демонстрационный центр, где сегодня представлены практически все новейшие образцы сельскохозяйственной техники – начиная от техники для подготовки почвы, посева, ухода за растениями, их защиты, внесения удобрений, уборки урожая, послеуборочной обработки зерна и так далее. Также у нас есть разные доильные залы, разные технические средства для механизации животноводства… Вся эта техника доступна для наших студентов, они изучают ее. Проводим мы и курсы повышения квалификации для специалистов села – техника постоянно обновляется, им тоже надо ее изучать. Эта техника нам не принадлежит, это техника наших партнеров, но они поставляют ее на базу нашего университета, а мы используем ее для обучения. Когда какую-то технику продают, то ее увозят – и тут же привозят более новую. Кроме того, компании – наши партнеры создают на базе наших аудиторий свои учебные классы, оформляют их в своих фирменных цветах, предоставляют какие-то макеты, узлы, агрегаты, другое оборудование, плакаты, видеофильмы… Таких классов у нас сегодня более 20. Вообще, учебных площадей у нас достаточно. У КГАУ четыре основных корпуса; главное историческое здание на улице Карла Маркса, где учились наши знаменитые выпускники – и первый, и нынешний президенты Татарстана.

Фото предоставлено КГАУНажмите, чтобы увеличить

— Да уж, ваш вуз – кузница президентских кадров…

— С одной стороны, безусловно, это создает вузу хороший имидж, студенты этим гордятся. С другой, накладывает на нас серьезную ответственность… Что касается площадей, то основная наша учебно-производственная база расположена на «Ферме-2», там старейший агрономический факультет и институт механизации. Еще одно здание – в Дербышках, где готовим специалистов лесного хозяйства. Есть у нас и общежитие, но, поскольку учатся в КГАУ в основном приезжие, тут имеются определенные трудности. Но планируем построить новое общежитие, это для меня задача на будущее.

— Какие еще задачи ставите себе как ректор?

— Одна из главных – это создание необходимых условий для работы наших ученых, обеспечение благополучия, благосостояния наших преподавателей, хорошего уровня зарплаты. Это тоже показатель работы вуза и его руководителя. По итогам нынешнего года мы должны обеспечить 200-процентную зарплату от средней в экономике региона. Сегодня средняя заработная палата у преподавателей – 63,2 тысячи рублей. Этот показатель мы выдерживаем, по итогам года даже будет существенно выше. Стипендия у бюджетных студентов примерно 2 тысячи рублей. Отличникам и активистам предусмотрены различные доплаты. Но, конечно, это очень небольшая сумма…

— Зато им и их родителям не надо платить за учебу.

— Еще одна серьезная задача – мы хотим создать агротехноопарк нашего университета. Это как учебная, научная, экспериментальная база, аналог бывших раньше в аграрных вузах учебных хозяйств, но в обновленном формате, в формате технопарка. Сегодня мы в качестве своего учебно-опытного хозяйства совместно с минсельхозом республики определили хозяйство «Нармонка», на его базе и планируем создать агротехнопарк. Там будем вести научно-исследовательские работы, создавать и отрабатывать технологии возделывания культур, создавать новые сорта, испытывать технику… У нас аграрный вуз, и наши преподаватели, наши студенты должны работать на земле, в поле. Создание агротехнопарка – задача серьезная, требует комплексных усилий. Здесь мы надеемся на помощь республики…

«ДОЛЖНА БЫТЬ СИЛЬНАЯ КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ»

— Было для вас, Айрат Расимович, неожиданным предложение стать ректором?

— Наверное, да, учитывая, что я достаточно молод для высокой должности ректора, тем более большого федерального вуза. Хотя я здесь 10 лет проработал проректором по научной работе. Но быть ректором аграрного вуза – большая ответственность, учитывая еще, что Татарстан – в числе лидеров в России по производству сельскохозяйственной продукции. И это несмотря на то, что республика находится в зоне рискованного земледелия. А чтобы дальше развиваться, нужны новые молодые кадры, те, которые сегодня обучаются у нас. Многое будет зависть от них, от их квалификации, от того, насколько они знают и любят свое дело.

— Расскажите, пожалуйста, о себе.

— Я человек сугубо сельский, родился и вырос в деревне Куюк Сабинского района. Отец всю жизнь проработал механизатором, мама была врачом скорой помощи в районной больнице. Еще маленьким, дошкольником, как многие деревенские мальчишки, порой весь день катался на тракторе с отцом, и он иногда на поле давал мне порулить.

«У нас высококвалифицированный преподавательский состав: 40 докторов наук, профессоров, около 120 кандидатов наук, доцентов. Степени имеют порядка 90 процентов наших преподавателей»Фото: Сергей Елагин

— Вам повезло – вы в повседневной жизни рулили настоящим трактором. А сегодня дети чуть не сутками в виртуальной реальности, в компьютерных играх…

— Я к таким играм отношусь отрицательно. Это трата драгоценного времени, которое нужно использовать для себя, для своего развития, для получения знаний… Хотя, конечно, есть и развивающие игры.

— Учились в сельской школе?

— У нас в деревне была своя начальная школа в стареньком здании, три класса, сейчас ее уже нет. Потом в соседней деревне ходил в среднюю школу – сегодня у нее новое современное здание. После школы поступил в механический техникум в Зеленодольске, потом в аграрный университет, он тогда назывался Казанская государственная сельскохозяйственная академия. Понятно, что пошел на факультет механизации сельского хозяйства, это было естественно для мальчишки, который рос среди техники, тракторов, комбайнов… Наш инженерный факультет считается самым сложным в вузе, но мне учиться было нетрудно и интересно – на этом факультете сильные преподаватели и очень сильная инженерная школа. После вуза поступил в аспирантуру, написал кандидатскую диссертацию, защитился. Стал работать преподавателем. А нынешним летом защитил докторскую, сейчас она в ВАКе на утверждении.

— Кто по жизни оказал на вас большое влияние?

— Прежде всего мама. Она человек требовательный, но и очень справедливый. Меня и сестер – старшую и младшую – ей довелось поднимать в 90-е. Я помню, что тогда колхоз зарплату годами не платил, только мама что-то получала за свою работу. Сейчас, когда я сам стал родителем, с трудом представляю, как родители тогда справились, как им удавалось одеть, обуть, накормить нас троих. Когда стали студентами, еще и денег надо было найти на билеты из города и в город – мы же приезжали домой на выходные. На все, на все деньги были нужны… Чем старше становлюсь, тем больше понимаю огромную роль матери и отца в нашей семье, очень благодарен им.

— Родители, конечно, гордятся вами – ректор!

— Я и сестры всегда стараемся, чтобы они не краснели за нас…

— У вас есть враги?

— Я бы сказал – нет. Я считаю, что это слишком шикарно – тратить свою драгоценную жизнь на ненужную борьбу, которая ведет не к позитивному развитию, а к разрушению. Нужно работать на созидание, а не с кем-то воевать.

— Вы стали ректором – и сколько теперь длится ваш рабочий день?

— Начинается он в 7 утра и длится в лучшем случае до 7 вечера, хотя бывает и дольше… Это, конечно, не совсем правильно, ведь, безусловно, нужно время и для отдыха, и для восстановления, для работы в своей профессиональной сфере, для того, чтобы развиваться в нравственном, в духовном плане. Надо и книги читать, и спортом заниматься, на лыжах покататься…

— Предпринимателям мы задаем традиционный вопрос – три секрета успешного бизнеса? А есть ли три секрета успешности ученого, преподавателя, ректора?

— Прежде всего, нужно трудиться, вкладывать душу в свою работу, любить ее. Второе – должна быть сильная команда единомышленников, которая уверенно работает на будущее. Третье – учиться, учиться и учиться, всегда самосовершенствоваться.