Затраты на топливо занимают не менее 30% в себестоимости услуг профессиональных автоперевозчиков, а из-за ужесточения корпоративных программ в ноябре эти расходы выросли в среднем на 30%

ТРАНСПОРТНИКИ ПРОСЯТ НОВОГО СОВЕЩАНИЯ С НЕФТЯНИКАМИ

Представители ассоциации транспортно-логистических, производственных и торговых компаний обратились с письмом к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. В сообщении говорится о том, какие последствия настигнут потребительский рынок из-за ужесточения условий по покупке корпоративными клиентами топлива у нефтяных компаний. Как сообщил «Коммерсантъ», письмо подписали, в частности, руководители национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), «Руспродсоюза».

Авторы обращения, датированного 14 декабря, указывают на то, что затраты на топливо занимают не менее 30% в себестоимости услуг профессиональных автоперевозчиков, а из-за ужесточения корпоративных программ в ноябре эти расходы выросли в среднем на 30%. Ассоциации подчеркивают, что транспортные компании работают на высококонкурентном и низкомаржинальном рынке и не смогут удерживать цены при таком росте себестоимости. Они предрекают рост стоимости транспортных услуг как минимум на 10%, что скажется и на розничных ценах на товары. Авторы обращения попросили Медведева поручить провести встречу с топливными компаниями для обсуждения ситуации и условий сотрудничества.

Напомним, о заморозке розничных цен на топливо было объявлено 31 октября после экстренного совещания под руководством вице-премьера Дмитрия Козака с участием всех крупных нефтяных компаний России, включая «Татнефть» и ТАИФ. По итогам встречи правительство и нефтяники подписали соглашение о стабилизации цен, которое предусматривало заморозку оптовых цен на бензин и дизтопливо на уровне июня 2018 года как минимум до апреля 2019-го (без учета повышения НДС), однако заткнутый фонтан прорвало в другом месте — буквально через несколько дней стало известно о том, что нефтяники запустили процесс скрытого повышения цен на розницу, отменив скидки для корпоративных клиентов.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор по внешним связям АКОРТ Роман Черниговцев заверил нашего корреспондента, что ответа от правительства РФ на обращение ассоциации пока не поступило.

О заморозке цен на топливо было объявлено 31 октября, но буквально через несколько дней стало известно о том, что нефтяники запустили процесс скрытого повышения цен на розницу, отменив скидки для корпоративных клиентов

«СЕЙЧАС НЕКОТОРЫЕ ПРОДАВЦЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ДОБАВОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ — 1,5 ПРОЦЕНТА ЗА ОБСЛУЖИВАНИЕ»

Эксперты, опрошенные корреспондентом «БИЗНЕС Online», посетовали на то, что ТАИФ и «Татнефть» уже месяц как отменили скидки для корпоративных клиентов. Некоторые продавцы топлива пошли еще дальше — ввели добавочный коэффициент на обслуживание. «Если раньше по договору с каким-то топливным оператором можно было экономить и получать еще вычет по НДС, то сейчас экономить не получается, это однозначно: бензин обходится дороже, чем фактически, — заметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ гендиректор ООО „Транспортная компания ЮЛ“ Алмаз Мифтахутдинов. — Допустим, Е100 предлагала нам „Татнефть“ от столба (стелы АЗС — прим. ред.) минус 1,5 процента, но в ноябре-декабре отменили все, сейчас цена для нас — плюс 1,5 процента (к той, что указана на стеле,прим. ред.). За несколько месяцев цена топлива выросла на 3 процента».

Учитывая это, собеседник «БИЗНЕС Online» указывает на то, что цены для потребителей услуг его компании вырастут. «Обычно мы в октябре нашим клиентам сообщали, какие будут расценки на следующий год, в этом году мы такие расчеты дать не смогли, потому что сами не знаем, сколько что будет стоить, — признался Мифтахутдинов. — Не знаем, сколько будет стоить топливо после Нового года, сколько будут стоить запчасти и так далее. Везде, где есть этот НДС, как все поднимут цены, мы не знаем». Однако перевозчик все же заметил, что цены на его услуги повысятся минимум на 10%. «Будем отталкиваться от рыночной ситуации, — заметил он. — Но все [топливные операторы] сообщают, что цены будут повышаться».

Получше ситуация обстоит у некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана», чей президент Леонид Штейнберг добился заключения договора с ТАИФ-НК с максимальными скидками для своих перевозчиков. «Мы проводили собрание нашего НП — и там были представители ТАИФ-НК, — рассказал Штейнберг. — Я сейчас не помню, на сколько именно процентов будет скидка, поскольку уже два месяца болею. А так у них (ТАИФаприм. ред.) есть понимание, что корпоративным клиентам надо давать максимальные скидки».

Впрочем, перевозчик считает, что к формированию корпоративного ценника на топливо следует привлечь государство. «Всем производителям топлива должна быть дана команда — или ФАС это должен сделать, или кто-то еще: не увеличивать на 2–3–4 рубля цену на топливо, а уменьшить на 5 рублей! — считает президент НП „Логистика и автоперевозки Татарстана“. — А то как корпоративные клиенты мы получаем скидку в 2 рубля, потом едем на Север, а там цена на топливо на 6–8 рублей выше. Вот и все: „С приветом, Вася!“».

«Мало того что мы заправляемся как обычные розничные клиенты, что называется, по цене стелы, — негодует директор транспортной компании „Реверс“, руководитель комитета по транспорту и логистике ТПП РТ Сергей Сотников, — сейчас некоторые продавцы используют добавочный коэффициент. В некоторых организациях полтора процента берут за обслуживание». Компания Сотникова основной объем топлива приобретала у «Татнефти» со скидкой в 5%, но после совещания у Козака все скидки отменили. «Сказалось ли это на потребителях наших услуг? Конечно, сказалось, — говорит директор компании „Реверс. — Мы уже поднимаем цены. Нам бы хотелось поднять их процентов на 10, на 15. Повышается не только цена топлива, но и проценты по кредитам растут, а также цена запчастей. Плюс зимнее повышение стоимости, потому что зимой расход топлива увеличивается. Всем поднимаем по-разному — мы сейчас ведем очень тяжелые переговоры. С кем-то, может быть, придется расстаться, потому что и наши клиенты не могут поднимать цены на свои услуги бесконечно — у всех есть ценовой предел».

Следующий год будет сложным, предрекает собеседник «БИЗНЕС Online». «Повышение топлива — раз, отмена льгот на транспортный налог для плательщиков — два, повышение тарифа на „Платон“ на следующий год — три, повышение НДС до 20 процентов — четыре… — перечислил он. — Так что по всем признакам транспортные услуги возрастут где-то процентов на 20 как минимум».

Впрочем, в компании «Татнефть» опровергли сведения о полном исключении скидок. «Информация о том, что на АЗС „Татнефть“ для корпоративных клиентов отменили скидки, далека от истины, — рассказал корреспонденту нашего издания начальник группы корпоративных продаж ООО „Татнефть-АЗС Центр“ Алексей Чердаков. — Сегодня у нас есть скидки для корпоративных клиентов, правда, они стали меньше». Как пояснил Чердаков, скидочная система привязана к закупаемым объемам, а максимум, на который может рассчитывать очень крупный покупатель, составляет 2%.

Леонид Штейнберг добился заключения договора с ТАИФ-НК с максимальными скидками для своих перевозчиков

«У ЛЮДЕЙ НЕТ ДЕНЕГ ПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД, А МЫ НЕ МОЖЕМ НЕ ПОВЫШАТЬ, ПОТОМУ ЧТО САМИ ТОГДА РАЗВАЛИМСЯ»

Николай Тятюшкин — руководитель ООО «Пассажирские перевозки» (Набережные Челны):

— Сам ТАИФ, хоть и под вывеской «Автодорстроя» работал, делал нам скидку в пределах 2,5 рубля [на литр], но сейчас — уже почти два месяца прошло — нигде скидок нет. Они, правда, пошли по более хитрому пути. Выдают карту, на эту карту бонусы идут. Пока эти бонусы на бак скопишь — их уже отменили…

Потому мы и хотим поднять стоимость проезда. Готовим тарифное дело. Сейчас у нас проезд в автобусах стоит 22 рубля. Когда до этой цены поднимался проезд, солярка стоила 34 рубля, а сейчас зимняя солярка — 45 рублей. На 10 рублей цена повысилась! Поэтому мы хотим повысить стоимость проезда для пассажиров до 25 рублей. Но дело это небыстрое, процедура не из легких. Повышение на каждый рубль нужно в тарифном комитете доказывать, собирать бумажки и прочее. Буквально неделю назад мы все эти документы в исполком подали. Когда он этот вопрос рассмотрит, я не могу вам сказать.

Если бы оставили стоимость солярки на уровне 43 рублей, то мы, может быть, и не поднимали бы цены на билеты, ведь люди у нас и так небольшие пенсии и зарплаты получают. Но цена на солярку уже за 45 рублей, хотя им сказали не поднимать цену, а они уже подняли. И их можно понять — солярка пошла зимняя, ее плотность совсем другая. А скоро и Новый год наступит, после которого им разрешили поднять цену. И государство поднимет после Нового года на солярку акциз. А если государство акциз поднимет, то и цена на солярку уйдет вперед. И тут что получается? У людей нет денег платить за проезд и по сегодняшним ценам, а мы не можем не повышать стоимость, потому что сами тогда развалимся.

Марат Алтынбаев — учредитель ООО «АлтынТехноТранс»:

— До лета были скидки у ТАИФа, а потом их убрали. «Татнефть», насколько нам известно, убрала их осенью, когда тенденция к повышению [цен на топливо] пошла. Видимо, из-за вмешательства госрегулирования они розничный рынок не смогли поднять и решили отыграться на корпоративных клиентах, компенсировать это и все скидки убрали. У «Лукойла», насколько я знаю, скидка такая достаточно абстрактная. Боюсь ошибиться, но [раньше предоставлялось] до 4–5 процентов, в зависимости от объема выборки.

Если брать по категории «вывоз отходов», там сейчас ряд законодательных изменений. Если брать по населению, то там вообще введено госрегулирование с этого года для региональных операторов, отдельный тариф планируется, все эти цены на топливо будут туда вкладываться, тариф станет утверждаться в госкомитете по тарифам — там не сильно это повлияет, я думаю. А по строительным, по промышленным отходам я не вижу причин для резкого роста, потому что с рынка ТКО будет выдавлена часть компаний и им придется бороться за оставшиеся отходы — строительные и промышленные... И вот эта конкурентная борьба создаст, может, даже снижение небольшое. На фоне повышения издержек у нас будет нонсенс такой — снижение, но это из-за специфики отрасли: когда одна монополия выдавливает игроков на периферию, то на периферии начинается более жесткая конкурентная борьба, в первую очередь начинают снижать цены, конечно. В части вывоза отходов на население это сильно не повлияет.

А вот в части продуктов, товаров первой необходимости, возможно, услуг перевозки людей, перевозки прочих грузов, которые не являются госрегулируемыми, повышение однозначно будет, потому что рынок темп роста цен сдерживает. Напомню вам, что полтора года назад цены на топливо были на 25–30 процентов ниже. То есть, по-моему, в 2016–2017 году я брал дизтопливо по 34 рубля, сейчас оно стоит 43 рубля, а с учетом того, что скидки убрали, — уже около 45 рублей. Вот представьте: это 25–30-процентное повышение, а цены на услуги из-за повышения топлива сильно не поднимались. А сейчас как раз такой кульминационный момент, когда очередное повышение цен на топливо, перевозчики и другие категории, которые зависимы от цен на топливо, — они уже поднимут [цены], и поднимут нормально, в достаточной степени — отыграются за все предыдущие повышения.