Одна из самых заметных строк отчета группы Ак Барс Банка за 9 месяцев 2018 года — внушительная сумма 51 млрд рублей на счетах в Центробанке. Как и годом ранее, стабильную прибыль АББ обеспечили казначейские операции, инвестиции и розница генерировали лишь убыток, а автокредитование лежит в нокауте. В отчетности группы по МСФО разбирались аналитики «БИЗНЕС Online».
Валерий Сорокин: «Господдержка позволила банку убрать те вещи, которые не давали ему вздохнуть»
«БЕЗРИСКОВАЯ КУБЫШКА» В ЦБ ТО РОСЛА ДО 54 МЛРД, ТО ХУДЕЛА ДО НУЛЯ
Об успешном выходе Ак Барс Банка из кризисной ситуации и хорошем контакте с Центробанком заявил в конце ноября глава госхолдинга «Связьинвестнефтехим» Валерий Сорокин. По его словам, проверка, проведенная регулятором еще в 2017 году, показала, что банк в состоянии сам обеспечить все требования ЦБ и подпорки ему больше не нужны. «Господдержка позволила банку убрать те вещи, которые не давали ему вздохнуть», — констатировал Сорокин, отметив, что АББ вновь стать прибыльным и теперь республика начинает получать отдачу от своих вложений.
Что говорит свежая отчетность кредитной организации по МСФО за три квартала текущего года? Во-первых, объем депозитов АББ, размещенных в других банках, вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) втрое с 21,9 до 65,7 млрд рублей. Правда, следует учесть, что три четверти этой суммы или 51 млрд находятся на счетах в Центробанке, но только на отчетную дату. «На 1 октября объем средств, размещенных в ЦБ, вырос до 51 миллиарда по причине стабилизации межбанковского рынка и возвращения к стандартным уровням», — пояснили в пресс-службе банка. Впрочем, сумма непостоянна и может меняться: за последние четыре месяца она варьировалась от нуля (как, например, 1 сентября) до 54 млрд рублей. По словам председателя правления банка Зуфара Гараева, размещение депозита в ЦБ — это «вложения с минимальным риском». Конечно, никто не отменяет постулат: где небольшой риск — там и невеликий доход. Сорокин рассказал, что источников для подобных инвестиций несколько — привлечение на депозиты, средства на расчетных счетах и деньги населения. Но, говоря откровенно, если АББ пускает в такой оборот депозитные средства, привлеченные на рыночных условиях, под 7–7,5% годовых (представители банка говорят именно об этом), то должен нести убытки — своеобразная плата за «парковку кеша» в ЦБ. Например, Дмитрий Еремеев, подавший документы на регистрацию банка нового типа, планирует наваривать таким образом 1–2% годовых. Другое дело, если значительную часть составляют средства до востребования, а то и собственные деньги, хотя в этом случае речь уже может идти о потере альтернативной прибыли.
Картина проясняется, если вспомнить о дивидендах, полученных республикой от «Татнефти». «Объем средств подсчитать легко — примерно треть от того, что направила на дивиденды «Татнефть» минус налог на дивиденды», — рассказал Сорокин, подчеркнув, что у СИНХа нет задачи «получить средства и тут же их куда-то истратить». Давайте посчитаем: от 70,4 млрд за первое полугодие, треть — это 23,45 млрд, минус 13% налога на дивиденды, получаем 20,4 млрд рублей. Далее треть выплаченных «Татнефтью» по итогам прошлого года 92,9 млрд рублей за вычетом налога дают 26,9 миллиарда. Итого за полтора года СИНХу чистыми от «Татнефти должно было перепасть около 47,3 млрд рублей, что сопоставимо с размером кубышки на счетах ЦБ.
К слову, парковку «кеша» АББ в Центробанке мы заметили еще по итогам августа и октября прошлого года, когда АББ разместил там 29 млрд рублей. «Ранее были единичные случаи размещения средств в ЦБ РФ, размещенные на условиях, соответствующих ожиданиям банка по доходности размещаемых средств. С августа условия, предлагаемые Банком России по привлечению депозитов, для банка являлись оптимальными с точки зрения эффективности размещения», — пояснили тогда в пресс-службе АББ.
Кроме того, желая поддержать опорный банк республики, СИНХ может размещать деньги или их часть до востребования, что дает АББ возможность заработать даже при их размещении в ЦБ. Сразу уточним сколько у банка было средств до востребования на 30 сентября: от государственных и некоммерческих организаций на 35,3 млрд, от иных юрлиц — на 21,4 млрд, от физлиц — на 15,7 млрд рублей, всего 72,4 млрд дешевой ликвидности против 65,5 млрд рублей годом ранее.
Что настораживает, так это сама ситуация, когда банки с избытком ликвидности паркуют его в ЦБ, в то же время набирая не самых дешевых кредитов у коллег по цеху. Например, привлеченные МБК у Ак Барс Банка за сентябрь выросли на 8,6 млрд до 23,6 млрд рублей, и эта сумма на 19 млрд рублей превышает показатель на 1 октября 2017 года.
Прибыль АББ сегодня имеет сильный «нефтехимический» привкус: очень уж успешно банк проводит сделки с акциями этого сектора
БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕНЕГ АББ СДЕЛАЛ НА РЕПО СО СБЕРБАНКОМ?
Мы не раз отмечали, что прибыль АББ сегодня имеет сильный «нефтехимический» привкус: очень уж успешно банк проводит сделки с акциями этого сектора. В целом же по итогам января-сентября группа отчиталась о сокращении прибыли, впрочем, не принципиальном — на 204 млн до 6,03 млрд рублей. Практически половина заработка приходится на третий квартал, как и год назад.
Самое прибыльное направление работы, казначейские операции, обеспечили АББ скорректированной прибыли до налогообложения в объеме 3,9 млрд — на 740 млн рублей больше, чем за АППГ. По сделкам обратного РЕПО (когда банк приобретает ценные бумаги, а продавец обязуется выкупить бумаги по определенной цене) в других кредитных организациях на конец сентября находились 34 млрд — на 10,6 млрд рублей больше, чем на начало года. «Да, действительно, на 1 сентября Ак Барс Банк размещал средства на межбанковском рынке и через операции РЕПО, т. к. условия размещения были лучше по сравнению с уровнем ставок ЦБ», — подтвердили нам в пресс-службе кредитной организации.
Сами сделки обеспечены ценными бумагами стоимостью 39,5 млрд рублей. Как и на начало года, основные суммы по сделкам обратного РЕПО (без малого 30 млрд на 1 октября против 23,4 млрд на 1 января) проходят с банками, имеющими рейтинг BBB- по шкале Fitch. В частности, такую оценку получили от агентства Росбанк, Юникредит банк, Райффайзенбанк, Ситибанк, «Нордеа», Банк оф Чайна, «Интеза» и Сбербанк. Все это «дочки» иностранных кредитных организаций, за исключением Сбера, ключевым акционером (с долей 51%) которого является Центробанк. Самым вероятным контрагентом для обратного РЕПО из этого списка выглядит именно Сбербанк, с которым найти общие точки соприкосновения проще всего.
Далее — инвестиционные банковские услуги принесли убыток 1,6 млрд, годом ранее выдали чемпионский результат — плюс 9,3 млрд рублей за три квартала.
На втором месте — корпоративные операции с 2,2 млрд рублей против убытка 10,8 млрд рублей за три квартала 2017-го. Убыток по рознице вырос на 376 млн до 432 млн рублей. Напомним, что убыточность розницы в АББ объясняют тем, что на данный сегмент ложится общая нагрузка: на содержание филиалов и т. п. В текущем году на это накладываются еще и беспрецедентные расходы на маркетинг, рекламу и спонсорство, подросшие в 3,7 раза до 2 млрд рублей на 1 октября. Главные затраты пришлись на реконструкцию и переоформление филиальной сети.
Резерв под обесценение, созданный в течение 9 месяцев, отличается от суммы, представленной в консолидированном отчете о прибыли или убытке в связи с восстановлением сумм, ранее списанных как безнадежные
ДОЛГИ ИДУТ НА УБЫЛЬ: «ВОСКРЕСЛИ» ВСЕГО 152 МИЛЛИОНА
Как отмечают составители отчетности, резерв под обесценение, созданный в течение 9 месяцев, отличается от суммы, представленной в консолидированном отчете о прибыли или убытке в связи с восстановлением сумм, ранее списанных как безнадежные. «В течение 9 месяцев восстановление составило 151 558 тысяч рублей. Эти суммы были отражены непосредственно в уменьшении строки резервов», — уточняют авторы документа. Впрочем, 152 млн выглядят весьма скромно на фоне 5,7 млрд рублей, «воскрешенных» за АППГ.
Откуда проистекает чудесное возвращение «с того света», когда задолженность уже признана безнадежной, а значит, должен быть сформирован 100-процентный резерв на ее списание? Как маловероятный вариант, у безнадежных заемщиков появились средства. Хотя скорее речь может идти о продажах плохих долгов: всего за три квартала группа АББ передала по договорам цессии кредитов на 1,76 млрд рублей. Годом ранее сумма составила 2,6 млрд, а за 9 месяцев 2016 года — 5,1 млрд рублей.
Плюс отдельно по договорам цессии АББ переуступил кредитов на 1,91 млрд, хотя по этой линии риски и выгоды партнерам не передал: договор предполагает отложенный платеж со сроком до 10 марта 2023 года. За 9 месяцев 2017 года были проведены аналогичные сделки на сумму 1,94 млрд (до 4 июля 2022 года), за 9 месяцев 2016 года — на 4,9 млрд рублей (до 25 декабря 2024 года). Как видим, сумма проданных долгов сокращается год от года, что само по себе обнадеживает: похоже, токсичных активов становится все меньше.
Вопрос, кто мог согласиться выкупить безнадежные долги АББ по приемлемой цене? В самом банке его оставили без ответа
ПЛОХИЕ КРЕДИТЫ ВЫКУПИЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНТОРЫ?
Вопрос, кто мог согласиться выкупить безнадежные долги АББ по приемлемой цене? В самом банке его оставили без ответа. «Целью реализации долгов является передача задолженности, взыскание которой для банка неэффективно. В этом случае задолженность, как правило, продается с дисконтом коллекторам или компаниям-инвесторам, заинтересованным в развитии активов компании-заемщика. В анализируемых периодах проходила реализация активов различным компаниям, при этом структура реализации дифференцирована без концентрации на какой-либо компании», — заявили нам в пресс-службе банка.
Под подозрение у нас по ряду причин, в частности, попало прописанное в Высокогорском районе ООО «Агро-Лига», которое формально торгует автомобильными запчастями. С 5 июня текущего года 75% компании ее капитала оформлены на ООО «Лидерспорт» (закольцовано на «Агро-Лигу»), еще 25% — на Динара Шайхутдинова. Если заглянуть в финансовые показатели, то окажется, что выручка компании сократилась вдвое с 19,6 млрд в 2016 году до 9,7 млрд рублей в прошлом году.
Но это только цветочки. Чистые убытки «Агро-Лиги» за последние два года составили 36,7 млрд рублей (!) — 35,5 млрд в 2016 году и 1,2 млрд в прошлом. После этого уже не удивляет тот факт, что чистая стоимость активов фирмы — минус 36,9 млрд рублей. Выручка и себестоимость компании практически идентичны: оборот ради оборота. Итоговый же результат формируется на этапе прочих расходов, куда могут быть зашиты как курсовые разницы, так и продажа/списание имущества, штрафные санкции, спонсорская помощь и т. д.
Среди ранее учрежденных лиц «Агро-Лиги» есть целая цепочка любопытных компаний: «Жилой дом на Тукая 66» (баланс —3 млрд); «Таразед», в котором с января 2017-го 98,6% оформлено на ООО «Новэкс приоритет» Фаниля Харисова (выручка — 2,8 млрд, баланс — 10 млрд); с июня пребывающая в стадии ликвидации «Шифалы Су — Торговая марка» (баланс просел на 91% до 90 млн); вступившая в августе в процесс реорганизации «Лиридан» (баланс — 730 млн, выручка — 974 млн). И тут внимание: преемник «Лиридана» — ООО «Банковский долговой центр», причем его электронную почту использует и та самая «Агро-Лига». Во всяком случае, корреспондент «БИЗНЕС Online» позвонил по телефону «Агро-Лиги» с просьбой прокомментировать финансовые показатели компании, на что непредставившийся сотрудник предложил отправить наши вопросы на е-mail info@bdcentr.ru.
Продолжим список структур, учрежденных «Агро-Лигой». ООО «Капитал-Казань» оформлено на Екатерину Зайцеву и Альбину Хузиахметову, его баланс за последний отчетный год сократился на 46% до 1,1 млрд, убыток составил 585 миллионов. С июля прошлого года компания находится в стадии реорганизации путем выделения.
ООО «Эра» оформлено на Евгения Полякова: выручка упала на 40% до 1,3 млрд, баланс — 2,5 млрд, убыток — 113 миллионов.
ООО «Гарант Менеджмент» в стадии ликвидации с 29 июня 2018 года: баланс — 3 млрд., крайний бенефициар также Поляков.
ООО «Юго-Запад проект», с января 2018 года бенефициар — Гузель Шайхутдинова: баланс — 3,9 миллиарда.
Отдельного внимания заслуживает ООО «Приммо проект», которое в 2017 году вдруг получило 2,45 млрд рублей чистого убытка, в то время как выручка торговца ценными бумагами снизилась на 20% до 4,8 млрд рублей. Что характерно, основная деятельность компания принесла 66 млн рублей операционной прибыли, а провал, как и у «Агро-Лиги», случился за счет круто подросших прочих расходов. Весь фокус в том, что «Приммо проект» не может себе позволить такие результаты: чистые активы компании ушли глубоко в отрицательную зону. Ее собственный капитал — всего 100 тыс. рублей, зато заемные средства по итогам 2017 года составили почти 3,5 млрд: долгосрочные — примерно 2,2 млрд, краткосрочные — 1,3 млрд рублей. Получается, компании просаживали огромные суммы одолженных денег, т. к. собственных капиталов у них в таком объеме не было?
ИПОТЕКА В ФОКУСЕ, АВТОКРЕДИТОВАНИЕ В ЗАГОНЕ
Вернемся к активам Ак Барс Банка. Гараев говорит, что не ожидает существенного роста ипотечного портфеля в 2019 году. «Тут мы подходим со здоровой осторожностью. Кредиты эти длинные, на срок от 15 до 20 лет, мы понимаем, что за это время возможны различные изменения в части движения процентных ставок, и банк в этой части несет определенные процентные риски», — пояснил Гараев, добавив, что упор предполагается делать на потребительское кредитование, «но ипотека все равно остается в фокусе».
Объем ипотечных кредитов на 30 сентября составил 54,2 миллиарда. Это на 22% больше, чем на начало года, и на 27% выше аналогичной прошлогодней даты. Пожалуй, здесь мы солидарны с предправления АББ. Любые долгосрочные кредиты несут как процентные риски, так и возможность серьезного ухудшения финансового положения заемщика. В случае с ипотекой основной риск — процентный, и возникнет он, если курс рубля резко упадет, из-за чего ЦБ будет вынужден круто поднять ставку на несколько пунктов. Однако пока Эльвира Набиуллина после печального опыта, приобретенного в декабре 2014 года, сегодня в тандеме с минфином показывает чудеса балансировки при управлении денежно-кредитной политикой.
Потребительские кредиты (15,1 млрд рублей), на которые планирует сделать акцент руководство АББ, выросли с начала года на 900 млн, рост за 12 месяцев был и того меньше — всего 130 миллионов. Если же сравнить сентябрьский показатель с началом прошлого года (16,7 млрд), динамика и вовсе отрицательная, (минус 1,55 миллиарда). В загоне находится автокредитование: его объем с начала года сократился на 56% до 369 млн рублей, что в 5,4 раза меньше, чем наблюдалось 1 января 2017-го.
Кредитование «юриков» с начала года выросло на 7,3 млрд до 125,4 млрд рублей
ЗА ГОД СРЕЗАНЫ 43% ДЛИННЫХ КРЕДИТОВ
Кредитование «юриков» с начала года выросло на 7,3 млрд до 125,4 млрд рублей. Локомотивом стали традиционно краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств, подросшие на 10,1 млрд до 78,5 млрд рублей. При этом объем долгосрочных инвестиционных кредитов сократился за 9 месяцев на 5,4 млрд до 33 млрд рублей. Если же посмотреть на разбивку корпоративного портфеля по продолжительности займов, выясняется, что на 1 октября сумма кредитов сроком более трех лет составила 50,4 миллиарда. Это на 2,4 млрд меньше, чем квартал назад, и на 38,1 млрд или на 43% меньше, чем годом ранее.
Это именно то, за что стоит похвалить тандем Сорокин — Гараев, так это за сброс балласта, в частности, от непрофильных активов и ряда долгосрочных кредитов, выданных юрлицам (механизмы, позволяющие избавиться от подобных историй и фактически понесенные убытки, — другая сторона медали красивого баланса). Еще раз подчеркнем, длинные кредиты несут серьезные риски для банка и, как правило, менее ликвидны при наступлении «часа икс».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.