Самой популярной формой празднования является специально организованный корпоратив на внешней площадке — такой вариант выбрали 55% опрошенныхФото: «БИЗНЕС Online»

КТО И КАК ОТМЕЧАЕТ НОВЫЙ ГОД

Служба исследований HeadHunter выяснила, как в татарстанских компаниях празднуют Новый год. Каждый четвертый работающий житель республики заявил, что никак вообще. Чаще других так отвечали представители рабочего класса (47%) и автомобильного бизнеса (40%). Не балуют вечеринками также студентов на временных работах, сотрудников, занятых в развлекательной сфере и масс-медиа. Не скупятся же на вечеринки в первую очередь банки, IT-фирмы, а также, само собой, предприятия, занятые добычей сырья. Только 19% топ-менеджмента отказывают себе в праве развлечься, по тому же принципу живут маркетологи и пиарщики.

Самой популярной формой празднования является специально организованный корпоратив на внешней площадке — такой вариант выбрали 55% опрошенных. 28% занятых проводят праздник скромнее — в виде совместного посещения кафе/ресторана/клуба. Заметно чаще такая форма популярна у медиков (55%) и юристов (40%). И только 8% работников Татарстана признались, что корпоратив у них проходит в форме посиделок в офисе. Как правило, так принято в научно-образовательной сфере.

Обязанность организовывать вечеринку в 49% случаев берет на себя департамент персонала. Еще 43% заявили, что все делают сами сотрудники, и лишь в 5% случаях привлекают внешнее агентство.

При этом почти каждый 10-й (9%) занятый в республике припомнил, как новогодний корпоратив для его коллег становился последним. В числе причин, которые стали поводом для досрочной отставки сотрудников мужского пола, указываются неприличные разговоры с руководством, разбитый в ресторане унитаз, драка с посторонними людьми. Для женщин причиной для отставки стало фривольное поведение: «дама напилась, разделась, приставала к сотрудникам», «девушка провела ночь с руководителем». На корпоративе расслабляться стоит в меру, советуют респонденты HeadHunter. Так, одному руководителю не понравилась шутка, которую направил в его адрес подчиненный, и в компании образовалась вакансия. Другой сотрудник попытался украсть сумку коллеги, но его заметили и после корпоратива уволили.

НОВОГОДНИЙ КОРПОРАТИВ «В ТЕАТРЕ», «НА ПРИРОДЕ» И «ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»

На эти дни также приходится пик корпоративного любопытства к новогодним вечеринкам в интернете. Как сообщила нашему изданию региональный представитель коммерческого департамента  «Яндекса» Ксения Кац, самые популярные запросы со словом «корпоратив» за последние 30 дней — «новогодние корпоративы 2019 Казань», «новогодний корпоратив с программой», «рестораны Казани новогодний корпоратив», «новогодний корпоратив цена», «новогодний корпоратив в театре» и даже «новогодний корпоратив бесплатно». 

Фантазия пользователей в части организации корпоратива и подбора нарядов к нему порой переходит гендерные и нравственные границы. Некоторые пользователи интересуются исключительно «женским новогодним корпоративом», другим подавай «сценарий новогоднего корпоратива для взрослых». Однако чаще всего вопросы стандартны: «как одеться на корпоратив новогодний», «сценарий новогоднего корпоратива год свиньи», но есть и неожиданные: «новогодний корпоратив на природе», «новогодний корпоратив для пенсионеров», «новогодний корпоратив в бане», «секс на новогоднем корпоративе» и даже «жена после новогоднего корпоратива».

В ТАТАРСТАНЕ 18% ЗАНЯТЫХ НА ПРАЗДНИКИ ОСТАЮТСЯ РАБОТАТЬ, А 13% ПОЕДУТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ

По данным Headhunter, 45% респондентов рассчитывают провести длинные новогодние выходные в кругу близких, еще 43% опрошенных хотят спокойный отдых дома. Почти четверть (24%) намерены продолжить работу. А вот путешествовать собираются лишь 15% респондентов: больше всего эта доля в Архангельской области (27%) и Приморском крае (22%). Чаще всего (от 24% до 21%) в путешествия на каникулы отправляются пиарщики и маркетологи, а также представители развлекательной сферы и масс-медиа, высший менеджмент, занятые в автобизнесе, информационных технологиях и юристы. Реже всего покидают насиженные места рабочие и сотрудники сферы безопасности (4% и 7% соответственно).

Ожидаемо остаются ковать железо представители туристического, гостиничного и ресторанного бизнеса (43%). Но от них не сильно отстают занятые в добыче сырья (40%), рабочие (38%) и безопасники (35%)

В Татарстане доля новогодних путешественников ниже, чем в целом по стране, — всего 13%. 22% респондентов планируют сосредоточиться на домашних делах. Почти половина (45%) рассчитывает встретиться с родственниками и друзьями, а 25% намерены провести время с детьми. В трудовые будни праздники превратятся только для 18% жителей республики, а 50% будут спокойно отдыхать дома.

«У нас ментальность народа такова: мы в любой ситуации всегда должны отметить праздник, не нарушая традиций»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, будут ли они в этом году проводить корпоративы и в каком виде. В ООО «Волгадорстрой» в 2018-м отказались от новогодних праздников. «Просто в этом году мы в августе отмечали десятилетний юбилей компании, поэтому с корпоративами решили повременить, — заметил в беседе с нашим корреспондентом директор предприятия Айрат Миннуллин. — Это никак не связано с экономической ситуацией, просто политика предприятия такая, зачем столько праздников?»

Вице-президент ассоциации предприятий МСБ РТ Рафик Шайхутдинов указывает на то, что некоторые компании в 2018 году отказываются от кэптивных торжеств, и не видит в этом ничего удивительного. «И в самые хорошие годы корпоративы проводились не всеми компаниями, ну и этот год оказался действительно сложным, сказываются последствия банковского кризиса в Татарстане, — сказал Шайхутдинов. — Плюс опять возникла проблема неплатежей по выполненным заказам. Образовались цепочки должников друг другу. Все обещают перевести деньги „завтра“. Эта ситуация должна разрешиться к Новому году в лучшем случае».

По словам собеседника издания, часть заказов для госкомпаний, которые оплачиваются из бюджетных средств, тоже не выполнены, что также пагубно сказывается на корпоративах. Организации не успевают забронировать банкетные залы и кафе. «Что касается нашей ассоциации, то мы корпоратив в этом году проводим. Конечно, мы сократили немного бюджет и программу, но он состоится в обязательном порядке. Мы должны увидеть друг друга, с кем мы работали весь этот год, и наметить планы на будущий, — говорит Шайхутдинов. — У нас ментальность народа такова, что мы в любой ситуации всегда должны отметить праздник, не нарушая традиций». Правда, он признался, что, даже если оставлять бюджет на прошлогоднем уровне, все равно на эти же деньги в 2018-м можно купить гораздо меньше, поскольку цены на продукты и напитки повысились. Поэтому они в ассоциации предлагают своим партнерам объединить веселье. 

Однако рестораторы не заметили, что в этом году новогодних мероприятий стало меньше, для работников ножа и вилки все осталось на уровне прошлого года. Хотя итоги проще будет подвести к 20 числам декабря. Тем не менее еще можно найти окошко для тех предприятий, кто не занимается планированием и принял решение о праздновании Нового года в последний момент. Раньше подобных опций было гораздо меньше. «Тенденция по снижению числа подобных праздничных мероприятий наблюдается еще с 2014 года, — говорит руководитель Bulatov Group (рестораны «Перцов», «Якитория», «Изюм», «Арт-кофе») Айдар Булатов. — Это касается не только госкомпаний — в основном коммерческого сектора. С точки зрения всех корпоративных и банкетных мероприятий сегодня все экономят бюджет. Это четко прослеживается на рынке. Поэтому задача заведений часто не увеличить ассортимент, а удешевить продукцию. Или работать над увеличением объема заказов».

Коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера» Елена Войтко отмечает, что, если предприятие пошло на отмену корпоратива, «Ривьера» предлагает альтернативные варианты поощрения сотрудников в виде покупки билетов в аквапарк, на колесо обозрения или на детские новогодние представления. «Финансовые результаты компаний разные, поэтому и пожелания к бюджету и наполнению новогоднего стола отличаются, но количество корпоративов в декабре этого года примерно соответствует числу мероприятий прошлых лет» — отметила Войтко. 

«В начале декабря поставщики продукции начинают поднимать цены на продукты в связи с тем, что спрос большой, поэтому мы стараемся закупаться в ноябре», — говорит владелец «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов. Он отметил, что предложение вице-президента ассоциации предприятий МСБ РТ объединить корпоративные усилия нередко воплощается в жизнь, некоторые компании для того, чтобы сократить затраты, объединяются с партнерами и проводят торжества совместно.