«Для нас это актуально не только потому, что предстоящий для нас год выборный», — объясняли накануне замглавы минсвязи России Алексею Волину трудности перевода с аналогового на цифровое вещание. Его отсрочили для Татарстана еще минимум на полгода. На прошедшем совещании стало известно главное — татарстанские власти построили свой мультиплекс, но он пока в серой зоне. Пламенную речь в его защиту от Ильшата Аминова выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Совещание по переходу с аналогового на цифровое телевещание в России собрало вокруг себя, по словам спикера, всех самых главных специалистов в области телевещания
«Республика у нас многонациональная, наше телевещание давно устоявшееся»
«Нас беспокоит много вопросов, как и другие регионы», — заявил председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин на совещании по переходу с аналогового на цифровое телевещание в России. Мероприятие прошло в стенах Казанского техникума информационных технологий и связи и собрало вокруг себя, по словам спикера, всех самых главных специалистов в области телевещания. На совещание из Москвы специально прилетел замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, знающий все премудрости перехода с «аналога» на «цифру».
Как отметил Мухаметшин, в зоне неуверенного приема цифрового телевидения остаются всего лишь около 24 тыс. татарстанцев. «Казалось бы, цифра небольшая — 0,6 процента от населения нашей республики. Но ни один человек не должен остаться без внимания!» — заявил спикер Госсовета РТ. Накануне с утра у президента РТ Рустама Минниханова как раз было совещание на эту тему, где он дал четкие указания участникам обсуждения этой темы с федеральными коллегами. Татарстан на сегодняшний день находится в четвертой группе регионов, где запланирован переход с аналогового телевещания на цифровое. На это у республики еще полгода впереди, но расслабляться не стоит, призвал Мухаметшин. На уровне РТ уже было принято постановление о том, чтобы помочь малоимущим с переходом на «цифру». Новые телевизоры людям покупать не будут, но помогут приобрести преобразователи сигнала и, возможно, антенны.
«Мы, конечно, хотели бы поднять вопрос о том, чтобы федеральный бюджет в этом участвовал. Но это уже предмет других обсуждений. Думаю, что мы тоже в этой части могли бы вопрос поднять, — отметил Мухаметшин. — Нас волнует вхождение доступного мультиплекса регионального телевещания. Республика у нас многонациональная, наше телевещание давно устоявшееся и давно привыкший телезритель. Мы информируем наше население о жизни республики и многонационального народа по многим аспектам. Для нас это актуально не только потому, что предстоящий для нас год выборный по формированию парламента. Думаю, наши коллеги поднимут эти вопросы. Надеюсь, поищем совместно с пониманием решения и этих вопросов».
В свою очередь, почетный гость председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев напомнил, что речь идет о цифровизации, а не просто о переходе от одного вида телевещания к другому. И дело это благое, когда на каждом углу все говорят о цифровой экономике, IT и так далее. Мезенцев заверил Мухаметшина, что Валентина Матвиенко стоит полностью на стороне регионов в вопросах перехода к цифре и все мнения будут услышаны. Это подтвердил и председатель временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации Алексей Пушков, также прибывший на совещание в Казань.
Из Москвы специально прилетел замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, знающий все премудрости перехода с аналога на «цифру»
«В АВГУСТЕ 2019 ГОДА ИСТЕКАЛ СРОК ДЕЙСТВИЯ ВСЕХ АНАЛОГОВЫХ ЛИЦЕНЗИЙ. ЭТУ ДАТУ ПЕРЕДВИНУТ…»
«Это конкретно тот человек, кто занимается не первый год этими вопросами», — представил Мухаметшин главного на сегодня докладчика о проблемах цифровизации телевидения — Волина. Ему выразили большое доверие — «доклад по времени не ограничен».
По словам чиновника, Татарстан сегодня находится в лидерах по развитию телевидения в принципе, но не все так заоблачно прекрасно в вопросах перехода на цифровое телевещание. «Вы очень удачно совмещаете лидерские позиции с правильным местом в волне отключения аналогового вещания. По всем параметрам вы, конечно, должны были быть первыми как самые развитые. Но по отключению оказались в последних рядах, что в очередной раз свидетельствует о мудрости руководства и в целом народа», — заявил Волин в шутку. Впрочем, федеральный юмор зал воспринял не сразу, а после продолжительного неловкого молчания.
Главный свой доклад замглавы минсвязи РФ построил на проблемах по внедрению цифрового телевещания с повсеместным отказом от аналогового. Отметим, «цифру» хотели внедрить по всей стране сначала к 2016 году, потом объявили об отсрочке — до конца 2018 года, и теперь еще на полгода, как ни странно, из-за Нового года — россияне, мол, не поймут. Пилотом была выбрана изначально Тверская область, на полигоне которой и вскрылись главные нарывы, в числе которых и поддержка малоимущих, и учет интересов тех, кто окажется вне зоны покрытия цифрового вещания. Остро встал вопрос сохранения аналогового вещания для региональных и муниципальных телевизионных каналов. «Все замечания правительством России учтены», — подчеркнул Волин.
Он поспешил заверить, что отключения аналогового вещания 20 федеральных телеканалов не произойдет в начале января 2019 года. Оно будет проходить тремя волнами, при этом Татарстан включили в последнюю волну — отсрочка донельзя. Но бюджет не резиновый — продление «аналога» и так обошлось в 30 млрд рублей, тянуть больше нельзя, нужно подключать пропаганду и переманивать людей с аналога. Для этого, в частности, по всей стране до конца декабря должен заработать второй мультиплекс, в Татарстане — уже через 10 дней, заявил Волин… «Уже включили», — заявил голос в зале, поправляя федерального чиновника. Как выяснилось, на всей территории Татарстана 20 «обязательных» телеканалов уже транслируются в «цифре». А чтобы ретейлеры не погрели на реформе руки, ФАС и минпромторгу РФ даны поручения жестко следить за ценами на телевизионное оборудование, ресиверы, приставки и прочее.
Отдельного внимания в устах Волина заслужила больная тема регионального телевещания. По словам чиновника, те телевизионные каналы, что не вошли в мультиплекс, сохранят свое аналоговое вещание. То есть никакого принудительного отключения региональных каналов не будет, заверил Волин. «Дано прямое указание госкомиссии по частотам продлевать лицензии аналоговые телевизионных каналов, срок действия у которых заканчиваются. В августе 2019 года истекал срок действия всех аналоговых лицензий. Эту дату передвинут, чтобы все желающие вещать в «аналоге» имели такую возможность», — пояснил Волин. Впрочем, если зрителей переведут на цифровое «меню», толку от этого будет немного.
Телевизионные каналы, что не вошли в мультиплекс, сохранят свое аналоговое вещание. Никакого принудительного отключения региональных каналов не будет
«Был сложный вопрос по поводу третьего мультиплекса. Хотя для Татарстана он не так остро стоит. У вас есть свой тестовый, экспериментальный, часть коллег говорят, что серый, то есть не до конца юридически прописанный мультиплекс есть. Опытная зона — тоже. Действие татарстанского мультиплекса должно было закончиться 31 декабря в связи с окончанием ФЦП по переходу на цифровое телевидение. Точно на год его работа продлевается. Мы этот вопрос рассмотрели. Я вчера перед отъездом написал официальное письмо в Роскомнадзор с просьбой еще на год дать возможность мультиплексу проработать, — заявил Волин. — Нельзя, чтобы переход на цифровое телевидение привел к ухудшению ситуации для людей. Если они привыкли к тому, что он у них есть, то их не надо лишать привычного информационного продукта… А совершенно не потому, что Андрей Парамоныч [Григорьев], один наш хороший товарищ, один из лучших профессионалов в своей области. Товарища мы, может быть, обидеть бы и смогли. Но вот зрителей не можем!»
Поясним, что серый татарстанский мультиплекс, без особой шумихи построенный в республике, — это фактически два мультиплекса, в которые вошли по три канала. В первом — «ТНВ-Татарстан», «Майдан» и «Шаян», во втором — «Эфир-24», «Татарстан-24» и «Универ ТВ». Все в формате HD, поэтому только три кнопки, а не десять. Легализовать его пока получается только через особые поручения или письма, о которых говорил Волин.
Весьма информативный доклад заместителя министра продолжил уже конкретными рекомендациями в адрес правительства РТ, которые должны стать реальными шагами. Первое — нужно определить ответственных лиц по переходу на «цифру» персонально. Второе — уделять внимание малообеспеченным и слабозащищенным слоям населения. Чтобы облегчить для них бремя перехода от аналога к «цифре», например, можно привлекать крупные предприятия… Этакая спонсорская помощь под девизом помощи ветеранам. Третье — активнее работать с теми, кто все еще живет на отшибе, вне зоны распространения цифрового сигнала. Четвертое — контролировать цены на телеприставки с помощью ФАС и СМИ, которым надо усилить информационное освещение данной тематики. Пятое — организовать горячую линию для граждан. По тверскому опыту, в момент отключения от «аналога» телефонные линии просто разрывались то от недовольных, то просто от несведущих в отключении своих телевизоров. Шестое — активнее привлекать волонтеров, которые бы ходили по домам и помогали настроить оборудование для цифрового телевещания. «Время есть, но нам нельзя расслабляться. Наша задача — чтобы общим усилиями не только смягчить переход с «аналога» на «цифру», но сделать его комфортным», — заявил Волин.
По словам Романа Шайхутдинова (слева), в республике телевизор остается основным источником информации для жителей
«ПЕРЕПИСЬ-ТО ПРОВОДИЛИ… НЕПРОСТАЯ ЗАДАЧА. А ТУТ ЕЩЕ НАДО ПРИЙТИ, ПОСМОТРЕТЬ ЕГО ТЕЛЕВИЗОР…»
Как же на сегодня обстоят дела с переходом к «цифре», с татарстанской колокольни доложил уже вице-премьер РТ — министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. По его словам, в республике телевизор также остается основным источником информации для жителей. Сегодня в Татарстане 46% домохозяйств подключены к кабельному телевидению, 26% — спутниковому телевидению и 13% — IPTV. 99% домохозяйств охвачены аналоговым эфирным вещанием и 99,3% — цифровым эфирным вещанием первого и второго мультиплекса. Всего в РТ почти 1,2 тыс. домохозяйств, использующих платное телевидение. Количество абонентов проводного телевещания составляет 845 тыс. домохозяйств, из которых 90% — городские жители. Исследования показали, что в республике прием цифрового вещания будет затруднен или недоступен в 157 населенных пунктах, или 12,5 тыс. домохозяйств, или для 30,9 тыс. жителей. По поручению президента РТ этот вопрос будет решаться отдельно.
На сайте госуслуг проводился и все еще проводится опрос татарстанцев о переходе на «цифру». Результаты опроса 60 тыс. жителей показательны: 63% татарстанцев используют кабельное телевидение, 20% — эфирное, 19% — интернет, 15% — спутниковое, IPTV— 7%. Не знает о том, что скоро произойдет отказ от аналогового телевещания, каждый третий житель РТ. Более того, напоминание в виде буквы А в правом верхнем углу экрана телевизора, говорящего об использовании аналогового вещания, не видят 83% опрошенных.
Опыт Твери показал, что 70% жителей области узнали о необходимости перехода на «цифру» только во время живого обхода домов. Шайхутдинов призвал провести такой домовой обход и в республике — задача для глав районов. Это к вопросу о персональной ответственности за переход к «цифре». «Перепись-то проводили… Непростая задача. А тут еще надо прийти, посмотреть его телевизор, насколько он соответствует аналоговому или нужно приобрести новый, только приставкой не решить эту задачу…» — вмешался в доклад Мухаметшин, напоминая о том, что о персональной ответственности настаивал Минниханов.
Из общего рассказа Шайхутдинова выбивалась история о состоянии сети коллективного телеприема многоквартирных домов. На сегодня в РТ насчитывается 19 тыс. многоквартирных домов, треть из которых оснащены сетями коллективного эфирного телевещания. И значительная их часть находится в плачевном состоянии, требует замены или ремонта. «Проработайте этот вопрос!» — обратился Мухаметшин к присутствовавшему замглаве минстроя РТ Алексею Фролову. А Шайхутдинов обратился, в свою очередь, к Мезенцеву с просьбой сформулировать документ, который бы обязывал при строительстве или капитального ремонта многоквартирных домов предусматривать работу по строительству и установлению сетей коллективного телевещания. «Мы только поддерживаем», — поспешил заверить Волин инициативу Татарстана. По его словам, не исключено, что данную инициативу обсудят в правительстве РФ отдельным пунктом.
«А вот про муниципальное телевидение, — спросил Мухаметшин. — Что-то у них изменится?» Но ответ на этот вопрос пришлось держать уже гендиректору ТНВ Ильшату Аминову.
Как заявил Ильшат Аминов, на картинку в аналоговом вещании смотреть тяжело уже и ему
ИЛЬШАТ АМИНОВ: «Я САМ, ЕСЛИ ЧЕСТНО, С ТРУДОМ ВОЗВРАЩАЮСЬ К АНАЛОГОВОМУ»
«Есть такое выражение: слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Поэтому сегодня буду говорить от сердца. Надеюсь, что в ваше сердце мои слова тоже проникнут», — сразу же эмоционально заявил Аминов, выйдя на сцену. Сразу было видно, что он долго готовился к выступлению: его речь была яркой, формулировки четкими и выстраданными.
По словам главы ТНВ, есть несколько основных проблем в вопросе перехода от аналогового к цифровому вещанию. Например, в их числе судьба муниципальных, городских и районных телекомпаний в кабельных сетях на 22-й кнопке, судьба регионального телевидения в рамках развития эфирного цифрового телевидения и недолгая жизнь регионального телевидения в аналоговом вещании. Как заявил Аминов, на картинку в аналоговом вещании смотреть тяжело уже и ему: «Я сам, если честно, с трудом возвращаюсь к аналоговому. Как мы заставим наших жителей, зрителей работать на лампочку Ильича, когда есть современные потрясающие источники света на телевидении?»
«Аналоговое телевидение будет, а смотреть его возможности не будет в домах коллективного приема», — отметил Аминов, обращая внимание также на проблему установки дециметровых антенн на многоквартирных домах для «цифры». Нужно корректировать федеральную программу, чтобы телевизионные антенны на подъездах были установлены с возможностью принятия аналогового сигнала, которому «пока эту жизнь продлили», отметил глава ТНВ.
Другая поднятая тема — решение проблемы муниципального, городского и районного телевидения в кабельных сетях на 22-й кнопке. «Недавно беседовал с одним руководителем СМИ из соседнего региона. И он мне нарисовал такую картину, что регионы сегодня столкнулись с огромной проблемой. У них практически не остается каналов надежной коммуникации между властью и населением. В „цифре“ регионов нет, „аналог“ практически уходит, охват районной печати снижается, проникновение высокоскоростного интернета в области максимум 30 процентов населения. Есть только региональные врезки в ВГТРК. Но, при всем уважении к коллегам, они не могут закрыть все информационные потребности районов, городов, людей. Этот руководитель СМИ мне говорит: „Мы уже готовы печатать и расклеивать по столбам, листовки, чтобы как-то достучаться до людей или направлять глашатаев на поселковые сходы“. Такова реальность», — заявил Аминов. Особенно он давил на национальный аспект — если не будет телевидения на родном языке, то как «общаться» власти со своим населением?
И почему бы не помочь с 22-й кнопкой? Ведь с 21-й кнопкой в кабельных сетях Волин в свое время уже помог (там расположился ТНВ)… «Это было очень нужное и важное решение. Низкий вам поклон за это. Но это неполное решение проблемы», — пояснил Аминов. Он напомнил, что в Татарстане есть новостной канала «Татарстан-24» с круглосуточным вещанием в «аналоге» и «экспериментальном» режиме цифрового мультиплекса, что в рамках «Татмедиа» работает 17 городских и районных телекомпаний, 11 из которых осуществляют эфирное кабельное вещание и 6 только — кабельное. Есть еще 8 коммерческих станций, частная телекомпания «Эфир», «обладающая высоким рейтингом и любовью зрителей». 22-я кнопка в кабельных сетях помогла бы ограничить кабельных операторов, которые требуют огромных денег за вещание в кабеле, либо отправляют такие каналы за 500-ю кнопку, где их не найти. 22-я позиция в сетях — это вопрос выживания городского и районного телевидения по всей России, отметил Аминов. Кроме того, по его словам, сегодня ему все жалуются, мол, почему в пакете эфирного цифрового телевидения нет телеканала, вещающего на родном языке. «Цифровое эфирное телевидение было призвано уменьшить информационное неравенство. Но, к сожалению, оно порождает экономическое неравенство, когда за просмотр телеканала на родном языке зритель должен платить», — заявил глава ТНВ.
Он призвал узаконить вещание региональных асинхронных цифровых мультиплексов и провести конкурсы на лицензии. «Тем самым вы памятник себе воздвигнете нерукотворный и обретете вечную благодарность потомков», — закончил Аминов, которого зал провожал бурными аплодисментами.
«Пошел готовиться к памятнику и вечной благодарности потомков», — улыбнулся Волин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.