Сопрано из Набережных Челнов Влада Боровко, окончив Казанскую консерваторию, отправилась покорять Туманный Альбион, не успев спеть ни одной большой партии на родине. Участие в молодежной программе Лондонской Королевской оперы дало старт ее карьере, которая сейчас включает ангажементы в театрах от Кельна до Сантьяго. «БИЗНЕС Online» поговорил с Боровко о главной статье расходов в личном бюджете молодых певцов, познаниях о Казани у европейцев и продвижении татарской культуры.
Сопрано из Набережных Челнов Влада Боровко, окончив Казанскую консерваторию, отправилась покорять Туманный Альбион, не успев спеть ни одной большой партии на родине
ПРЕМЬЕРА НА СЦЕНЕ, ГДЕ ВЫСТУПАЛ МОЛОДОЙ ДОМИНГО
— Влада, вот оно — торжество глобализации. Певица из Набережных Челнов, выпускница Казанской консерватории, но беседуете с нами из столицы Чили. Вы здесь поете Адальджизу в «Норме» Беллини. Как прошли премьерные показы в Муниципальном театре Сантьяго?
— Премьера прошла очень хорошо, это был мой дебют на южно-американском континенте, а также первая серьезная партия в опере бельканто. Постановка знаменитого режиссера Франчески Замбелло. Принимали замечательно, я очень рада.
— А что собой представляет главный оперный театр Чили? Насколько это «статусная площадка» в оперном мире?
— Понятие «статусная площадка» не совсем корректное. Театры делятся на три основные группы: A, B и C. Опера Сантьяго — это театр категории А, в которую входят оперные компании с большим составом оркестра и часто с хорошим финансированием. В Сантьяго один из главных театров Южной Америки. Здесь пели Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Федора Барбьери.
— Вы закончили обучение в молодежной программе Ковент-Гарден. Кельн, Сантьяго, Штутгарт, та же Королевская опера Лондона — география ваших нынешних ангажементов…
— Я окончила стажировку в молодежной программе Королевской оперы еще летом 2017 года. Хочу подчеркнуть, что проходила обучение и работала там как штатная солистка, получала гонорары за спектакли. Контракт с программой молодых артистов продлился два года, за это время я спела не только все плановые спектакли, но и четыре раза вышла на замену в главных партиях на сцене Ковент-Гарден. Сделав выводы по результатам работы в молодежной программе, театр пригласил меня в новую постановку «Богемы» на роль Мюзетты летом 2018 года. После окончания молодежной программы я выступаю как приглашенная солистка.
— Вообще, в Европе есть такая практика, когда уже, что называется, взрослые певцы связаны контрактом с одним театром, а не приглашаются на конкретные постановки?
— Существует практика приглашенных и штатных солистов. Постоянные контракты иногда есть в Европе, но они обычно заключаются на два сезона. Некоторые театры могут продлить контракты с понравившимися певцами.
— И как вам сейчас на вольных хлебах? Понятно, что для успешной карьеры на оперной сцене одних вокальных талантов недостаточно, необходим отличный менеджер, хороший PR…
— Да, связи с общественностью играют большую роль в карьере публичных людей, оперные солисты, конечно, не исключение. На начальном этапе карьеры певцы, не обладающие серьезной спонсорской поддержкой, вынуждены самостоятельно распределять бюджет. Как правило, первая статья расходов — это не PR, а музыкальные уроки с профессионалами, поездки на прослушивания, оплата жилья. Есть певцы, у которых даже в расцвете карьеры нет PR-агента. Они, конечно, не так известны, как те, кого продвигают в медиапространстве, но их имена знают в оперном бизнесе. Что касается менеджера, то на данный момент у меня эксклюзивный контракт с одним из крупнейших европейских агенств, Intermusica. Для молодого вокалиста очень важно, чтобы агент был хорошим стратегом, разбирался в вокале, не предлагал петь слишком крепкий на данном этапе развития репертуар.
«Норма» в Сантьяго: «Это был мой дебют на южно-американском континенте»
«МЕНЯ СРОЧНО ПРИГЛАСИЛИ СПАСАТЬ «ТРАВИАТУ» В ОПЕРЕ КАРЛСРУЭ»
— Поведайте нашим читателям, как певица из Татарстана попала в Ковент-Гарден. Можно ли сказать, что после работы там вы стали совершенно другой артисткой?
— Я попала в Ковент-Гарден сразу после окончания учебы в Казани. Таким образом, сценического опыта у меня было очень мало. На прослушивании в комиссии отметили хорошую вокальную школу и творческую индивидуальность. В Казанской консерватории занималась сольным пением с Галиной Трофимовной Ластовкой. Ее выпускники показывают высокие результаты в театрах по всей стране и за рубежом.
Конечно, в Лондоне я приобрела огромный опыт, углубила знания по певческим языкам, актерскому мастерству, музыкальным стилям. Два сезона в Ковент-Гарден я участвовала в концертах, пела на сцене с выдающимися певцами современности, такими как Пласидо Доминго, Брин Терфель, Анжела Георгиу, Людмила Монастырская, Роберто Аланья. Попробовала себя в разном репертуаре, включая барокко, которое достаточно редко ставят в российских театрах. Уже в первый год стажировки мне дали дублировать сложнейшие партии, такие как Виолетта в «Травиате», Леонора в «Трубадуре». В марте 2016 года я за час до начала спектакля получила уведомление о срочной замене в роли Виолетты. Это событие стало большим экзаменом на профессионализм…
— Так получилось, что это ваша первая большая партия в классической опере. И сразу в знаменитом на весь мир театре…
— Да, Виолетта — моя первая главная партия в карьере. И я ее спела на сцене такого прославленного театра, как Ковент-Гарден. К счастью, дебют прошел успешно, обо мне стали говорить в профессиональных кругах. Ближе к окончанию молодежной программы я также вышла на замену в партии Аспазии в опере Моцарта «Митридат, царь понтийский». Это тоже был экстрим. Поэтому в моем случае стажировка в молодежной программе оказалась крайне интересной и ответственной. Королевская опера открыла меня миру как певицу, поверив в мои возможности.
— В одной постановке вы ведь заменяли Альбину Шагимуратову?
— Да, Альбину я заменила в опере «Митридат, царь понтийский». Она спела на премьере, все было великолепно, а вот что произошло дальше, я не знаю. К сожалению, поговорить тогда не удалось, потому что дублеры репетируют отдельно от основного состава, пересечься не было возможности. Кроме того, не каждый исполнитель главной партии любит общаться с дублерами. Есть такой психологический момент.
— И стали поступать предложения от других театров?
— Безусловно. Меня стали рассматривать как человека, который может работать в непредвиденной ситуации, ведь в оперном мире солисту важно быть мобильным, ответственным. Когда исполнитель молодой, неопытный, но при этом может собраться и спеть сложнейшие партии без репетиций, на такого, конечно, обращают внимание. Да, мной стали интересоваться, начали предлагать сотрудничество. Я приехала осенью 2017 года петь Виолетту в Кельне. Пока была там, меня срочно пригласили спасать «Травиату» в опере Карлсруэ. В прошлом сезоне, например, поступило также предложение на замену в «Травиате» в одном из крупнейших театров Германии, но у меня не получилось, не было рабочей визы, а ввод был срочным. Опера Уэльса предлагала Виолетту осенью, но я до этого уже подписала контракт с оперой Сантьяго.
«ПЕВЕЦ, ЕСЛИ ОН РАБОТАЕТ В ЕВРОПЕЙСКИХ ТЕАТРАХ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ГИБКИМ»
— Вернемся в Лондон. Есть у вас любимые оперные постановки в Ковент-Гарден?
— Мои любимые постановки Королевской оперы, в которых я работала, — это «Травиата» Ричарда Эйра, «Кармен» Франчески Замбелло, «Адриана Лекуврер» Дэвида МакВикара и, конечно, «Богема» Ричарда Джонса, где я летом спела Мюзетту.
— Кажется, что у Королевской оперы репутация театра, в котором больше достаточно традиционных постановок, репутация места, где скорее чтут традиции, чем идут на радикальные эксперименты. Так ли это?
— Не могу сказать, что это совсем традиционный театр. За последние годы появилось много спорных режиссерских постановок. Сейчас у Королевской оперы сменился директор, будут меняться и спектакли. Я бы сказала, что грядет ветер перемен. Учитывая, что Ковент-Гарден — театр премиум-класса, один из крупнейших в мире, его руководство, конечно, старается держать марку, приглашать именитых режиссеров, которые уже себя зарекомендовали в других компаниях.
— Расскажите подробнее о постановке «Бориса Годунова» в Лондоне. Часто оригинальные интерпретации иностранных режиссеров именно этой оперы смущают певцов из России. С вами не было такого? Насколько знаменитый Брин Терфель соответствует нашим представлениям о том, каким должен быть царь Борис в опере Мусоргского?
— Я исполняла роль Ксении и могу сказать, что «Борис Годунов» Ричарда Джонса не относится к классическим постановкам русской оперы. Королевская опера обратилась к первой редакции Модеста Мусоргского, без польского акта с любовной линией.
Ричард много работал с певцами, очень четко обозначал свои задачи. Его режиссерское видение обладает определенной смелостью, но он не впадает в крайности. Отечественный зритель привык к другому прочтению царя Бориса, но думаю, что Брин Терфель проделал большую работу в своей первой русской партии. Я считаю его одним из выдающихся певцов-актеров современности. Он очень тонко чувствует свои образы, на публику магнетически воздействует его харизма.
— У певца из России не возникает проблем на Западе, когда он участвует в постановке русской оперы, а его взгляды, видение, природа восприятия музыки, исторического контекста не совпадают с режиссерскими?
— Певец, если он работает в европейских театрах, должен быть гибким, потому что трактовка режиссера может не совпадать с тем, что он привык делать на сцене. Так или иначе, необходимо следовать указаниям режиссера. Можно с чем-то соглашаться или нет, но если подписан контракт, то солист должен профессионально выполнять задачи. И по-другому не может быть, особенно у молодых певцов.
Мне было достаточно комфортно работать с Ричардом Джонсом, потому что я человек достаточно гибкий, люблю сотрудничать с людьми, у которых могут быть неординарные идеи, особенно если они могут их аргументировать и при этом не идут против музыки, я только за такие эксперименты. В рамках приличия, конечно (смеется).
— Вы сказали, что в Ковент-Гарден поставили «Бориса Годунова» в первой редакции Мусоргского. Сейчас именно эта версия оперы стала почему-то особенно популярной в мире. Была известная постановка Грэма Вика в Мариинке, недавно в Парижской опере поставили ее же с Ильдаром Абдрзаковым в главной партии. Почему она становится актуальной для оперных театров? Из-за того, что именно в первой версии наиболее выпукло выглядит политический подтекст сочинения?
— Я считаю, что сейчас есть тренд ставить оперы в первозданном варианте, так, как написал композитор, без дополнений, без цензуры. И «Борис Годунов» не исключение, хотя мне, например, больше нравится другая редакция Мусоргского.
Кстати, «Норму», которую я недавно спела, в Сантьяго исполняют так, как задумал Беллини: Норма поет более драматическим сопрано, а мой персонаж, Адальджиза, которую традиционно часто исполняют меццо-сопрано, в нашем спектакле ее поет сопрано, сохраняя оригинальные тональности в дуэтах.
— А вам ближе какой подход?
— Я разносторонняя исполнительница. Если посмотреть мой репертуар, то здесь есть и классические постановки, и современные, есть и характерные персонажи, и романтические. Я человек, который любит эксперименты, но при этом бережно относится к музыке автора. Конечно, я за то, чтобы оперы ставились в том виде, в котором их написал композитор. Та же «Норма»: мне нравится, что сопрано поет Адальджизу, так как она более молодая, более неопытная, в этом есть смысл. А если говорить о «Борисе Годунове», то да, была первая редакция, но потом композитор ее изменил. Видимо, посчитал, что должны быть дополнения. От этого опера не проиграла. Театры решают, в какой редакции ее ставить. В каком бы варианте она ни была, люди придут, так как «Борис Годунов» — это великая русская опера.
«В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ВСЕ БЫТОВЫЕ ВОПРОСЫ Я РЕШАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНО»
— Были ли проблемы с адаптацией в Англии на бытовом уровне? И много ли вместе с вами работало певцов из России?
— В Великобритании все бытовые вопросы я решала самостоятельно, оплачивала жилье со своей зарплаты, улаживала вопросы с документами. В языковом отношении не было сложностей, так как я свободно владею английским. Кроме того, руководство программы помогало советами. Молодые артисты программы Джетт Паркер (Jette Parker Young Artist Program — название молодежной программы Ковент-Гарден — прим. ред.) общаются между занятиями, иногда вместе выступают. Также руководство следит за тем, чем мы занимаемся после выпуска, где продолжаем карьеру, как развиваемся, и информирует об этом спонсоров. Спонсоры программы контролируют, насколько эффективно тратятся их деньги.
Ковент-Гарден часто приглашает на постановки русскоязычных исполнителей из стран бывшего СССР, в том числе из России. Я работала с Людмилой Монастырской, с Анитой Рачвелишвили, Ксенией Дудниковой, Александром Виноградовым. Летом спела в одном составе с замечательной Екатериной Сюриной в «Богеме». Это лишь небольшой список тех, с кем удалось поработать. Русскоязычные певцы из нашего многонационального государства востребованы во всем мире.
— Кстати, в постановке «Травиаты», в которой вы дебютировали в Ковент-Гарден, пела в 2016 году главную партию и Венера Гимадиева.
— Да, у нее был тогда контракт. Нам удалось немножко поговорить. Она во время репетиций была нездорова, и я пожелала Венере скорейшего выздоровления. К счастью, она спела все свои спектакли, а во втором составе, где выступала другая сопрано, мне пришлось один раз выйти на замену и полностью спеть оперу. Это было в начале марта 2016 года. У меня были уроки в театре, и ближе к вечеру я получила сообщение о том, что солистка неважно себя чувствует, но планирует петь спектакль. Я сразу побежала повторять партию Виолетты и вспоминать сцены с ассистентом режиссера. За час до открытия занавеса меня уведомили о срочной замене. До этого никогда не пела партию с оркестром и не репетировала ее на главной сцене.
— А с кем больше общались в молодежной труппе? Например, сейчас немало говорят об Айгуль Ахметшиной из Уфы, которая также работает в молодежной труппе Ковент-Гарден.
— Во время стажировки со мной не учились ребята из России. Среди выпускников программы есть русскоязычные артисты из России, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы, Армении. Когда Айгуль Ахметшина приехала на неделю знакомства с молодежной программой, я ей переводила информацию на совместных занятиях. Все молодые певцы поддерживают друг друга. Выпускники программы Джетт Паркер часто возвращаются в Лондон учить партии, поэтому многие остаются на связи.
«Я человек, который любит эксперименты, но при этом бережно относится к музыке автора»
«В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ Я ТОЖЕ ПРОПАГАНДИРУЮ ТАТАРСКУЮ КУЛЬТУРУ»
— Работать в Лондон вы поехали одна?
— Контракт заключается на работу, оформляется рабочая виза, поэтому и едешь в одиночестве. В Лондоне все очень дорого, нереально привезти кого-то, если ты, как я уже говорила, не обладаешь большими финансами. Спонсоров у меня не было, в первый сезон приходилось экономить на всем. На второй год, когда заработок стал чуть больше, привезла мужа. Было тяжело, и мне нужна была поддержка. График был очень напряженный, я готовила много партий, помимо этого, каждый день уроки, выступления, прослушивания…
Если вы спросите, что такое молодежная программа, то вам ответят, что программа в Ковент-Гарден — это невероятно большая нагрузка. Молодые певцы поют не только небольшие партии на сцене Королевской оперы и участвуют в концертах, им также дают дублировать роли в постановках — иногда маленькие, иногда первого плана. Мне сразу дали Виолетту в «Травиате», Леонору в «Трубадуре». Понимаете масштаб? Сразу после окончания консерватории, не спев ни одной ведущей партии, дублировать сложнейшие роли на сцене Ковент-Гарден! Это огромная ответственность, и готовиться надо по максимуму.
— Вообще входят ли русские, не связанные с оперным искусством, в ваш круг общения в Лондоне? Не секрет, что там живут много наших соотечественников, дети и близкие родственники наших сильных мира сего.
— Знаете, в Великобритании у меня есть русскоязычные поклонники, они следят за развитием карьеры, ходят на мои выступления. Мне доводилось петь в российском посольстве в Лондоне, я выступала с сольным концертом в 2015 году, исполняла русские романсы. В зале присутствовал посол Александр Владимирович Яковенко. Еще однажды, после выступления в опере «Набукко» с Пласидо Доминго, меня представили Владимиру Познеру. На самом деле никогда не знаешь, кто может прийти на спектакль в Ковент-Гарден.
По поводу дружбы с кем-то хочу сказать, что она требует много времени, а из-за очень плотного графика у меня его не было. Учитывая, что впервые за всю свою жизнь я училась музыке бесплатно, конечно, хотела каждый день в молодежной программе использовать максимально. На мероприятия ходить было некогда.
— Знает ли кто-то в Лондоне про Казань, приходилось ли объяснять, кто такие татары? Знают ли про КАМАЗ и про ваши родные Набережные Челны?
— Меня, конечно, часто спрашивали, где я училась. Объясняла, что училась в Татарстане, в Казани, там Волга-река, родина Шаляпина. Набережные Челны иностранцам сложно выговаривать, а вот Казань запоминают быстро. Про татар некоторые знают. Многие имеют представление, что у нас многонациональная страна.
Кстати, был случай, когда мои корейские коллеги смотрели чемпионат мира по футболу, матч Корея — Германия. Увидев заставку Казани, начали усиленно припоминать, где же они могли слышать название этого города. Оказалось, это Влада Боровко рассказывала про Казань. В Лондоне однажды на сольном концерте я спела произведения Рустама Яхина и Сары Садыковой. Зрителям очень понравилось, особенно «Вальс о вальсе» Садыковой. Возможно, еще что-то выучу на татарском языке, чтобы продолжать знакомить иностранную публику. В какой-то степени я тоже пропагандирую татарскую культуру.
«МЕСТНЫМ ВОКАЛИСТАМ ДАЮТ ШАНС КАК-ТО СЕБЯ ПРОЯВИТЬ В КАЗАНСКОМ ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ»
— В начале этого года вы участвовали в гала-концерте Шаляпинского фестиваля. Не удивило это предложение и не было ли других идей о сотрудничестве с театром имени Джалиля?
— Почему меня должно было удивить это предложение? Я еще в студенческие годы исполнила несколько небольших партий на сцене казанского оперного театра. Мой профессиональный дебют состоялся там в 2013 году — я пела партию Мерседес в «Кармен», когда училась на четвертом курсе консерватории. После этого два года подряд выступала на Шаляпинском фестивале. А так как на пятом курсе у меня уже был подписан контракт с молодежной программой Ковент-Гарден, то сотрудничество с казанской оперой временно прекратилось.
В прошлом сезоне театр имени Джалиля предложил спеть Леонору в «Трубадуре» во время чемпионата мира по футболу, но у меня на тот момент уже была Мюзетта в Лондоне.
— Для города это больной вопрос — востребованность выпускников Казанской консерватории нашим же оперным театром. На ваш взгляд, эта проблема существует?
— Считаю, что местным вокалистам дают шанс как-то себя проявить в казанском оперном театре, я же не единичный случай. Михаил Казаков начинал здесь петь еще студентом, меццо-сопрано Катя Воронцова, которая сейчас поет в Большом театре, Артур Исламов, Ирек Фаттахов тоже начинали в студенческие годы сотрудничать с казанской оперой, сейчас в штате. За всех говорить не могу, но знаю, что люди есть. Театр дает возможность заявить о себе, но не всем. В настоящее время местные вокалисты во всем мире не пользуются приоритетом. Думаю, глобализация проникла во все сферы искусства, а театры берут тех, кто, по их мнению, впишется в какой-то определенный ансамбль на конкретный репертуар. Национальность обычно играет незначительную роль. Я полагаю, это проблема не только нашего рынка, она общая, везде сейчас так происходит.
— Какой бы вы совет дали нынешним студентам Казанской консерватории — уезжать или пытаться пробиваться в казанский оперный театр?
— Я бы посоветовала использовать разные возможности, не зацикливаясь на каком-то одном театре. Например, я в студенчестве изучала информацию о зарубежных конкурсах, молодежных программах по интернету. Готовиться надо ко всему, пробовать везде. Сейчас такое время, что все доступно: прослушивания, мастер-классы, конкурсы, молодежные программы. Выбирай, готовься, езжай. И важно понимать, что нет певца, который бы нравился каждому театру, иногда случается так, что одному понравился, а другому — нет. Искусство субъективно.
— Как вы думаете, реально было бы создать молодежную труппу в театре имени Джалиля? И что думаете о создании татарского музыкального театра в Казани — решило бы это проблему трудоустройства выпускников консерватории?
— Молодежную программу, думаю, было бы реально создать, если бы были определенные условия. В большей степени нужна заинтересованность меценатов в развитии оперы в нашем регионе. Например, программа в Ковент-Гарден существует на деньги фонда Oak Foundation. Налогоплательщики Великобритании средства на ее содержание не выделяют. Если в Казани найти меценатов, организаторов, преподавателей — тех, кто будет заниматься молодежной программой, то эта идея вполне осуществима.
Что касается нового музыкального театра, то часто возникают споры, нужен ли отдельно татарский театр. Думаю, он нужен для популяризации и сохранения музыки татарских композиторов. По поводу трудоустройства казанских выпускников я думаю, что татарский музыкальный театр полностью этот вопрос не решит, потому что в опере огромная конкуренция, а театров в стране мало. Так или иначе, многим придется работать не по специальности. Но если в России будут строиться новые театры, министерство культуры приложит усилия для развития академической музыки в регионах, привлечения новой аудитории, проведения воспитательной работы в школах, то, будьте уверены, талантливые ребята найдут возможность работать на российском рынке, в том числе в Татарстане, в Казани.
Влада Боровко — оперная певица (сопрано).
Выпускница молодежной оперной программы Ковент-Гарден, в которую она попала сразу после окончания учебы в Казани (вокальный класс Ластовки Г.Т.).
В знаменитом оперном театре Лондона молодая сопрано дублировала Виолетту в «Травиате», Леонору в «Трубадуре», Голос с Неба в «Дон Карлосе» Верди и Аспазию в «Митридате» Моцарта. Боровко четыре раза исполнила главные партии в спектаклях Ковент-Гарден.
В роли Виолетты Влада дебютировала в Королевской опере в 2016 году, а летом 2017-го заменила Альбину Шагимуратову в партии Аспазии (опера Моцарта «Митридат, царь понтийский»), получив уведомления о заменах за час до открытия занавеса.
Во время стажировки в Королевской опере на главной сцене театра певица также исполнила партии Фраскиты в «Кармен», Ксении в «Борисе Годунове», Анны в «Набукко», Клотильды в «Норме», Мадемуазель Жувено в «Адриане Лекуврер», Джаннетты в «Любовном напитке». Партнерами Боровко становились такие звезды, как Пласидо Доминго, Брин Терфель, Анжела Георгиу, Джозеф Каллейя, Соня Йончева, Роберто Аланья, Анита Рачвелишвили и другие.
В старейшем зале «Уилтон Холл» артистка исполнила Эрмиону в барочной опере «Орест» Генделя, в спектакле молодежной программы Джетт Паркер. Певица принимала участие во многих концертных программах, в том числе в благотворительном концерте популярного певца Брайана Адамса.
В июне 2017 года Боровко спела сольную партию сопрано в «Реквиеме» Верди на Гранж Фестивале в Великобритании. Осенью 2017 года молодая сопрано исполнила Виолетту на сценах немецких театров Карлсруэ и Кельна.
Летом 2018 года дебютировала в роли Мюзетты в новой постановке «Богемы» Ричарда Джонса в Ковент-Гарден, партию Мими исполнила известная русская сопрано Екатерина Сюрина.
Осенью 2018 года дебютировала в роли Адальджизы в опере «Норма» для оперного театра Сантьяго (Чили).
Боровко является финалисткой конкурса «Опералия» Пласидо Доминго 2017 года, участвовать в котором знаменитый тенор пригласил ее лично. Впервые за всю 25-летнюю историю конкурса маэстро присудил денежные премии всем финалистам.
Спектакли 2016 года «Борис Годунов» и «Норма» с участием Боровко были показаны в кинотеатрах разных стран мира, «Набукко» с Доминго транслировался в интернете, а концертная версия «Бориса Годунова» из «Альберт-холла» была выложена на BBC радио.
Боровко окончила факультет английского языка Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова. В студенческие годы, услышав исполнение арии из фильма «Пятый элемент», члены жюри детско-юношеского конкурса посоветовали юной певице учиться оперному пению профессионально. За годы обучения Влада спела несколько ролей в оперной студии при Казанской консерватории и дебютировала на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля в операх «Кармен», «Набукко», Порги и Бесс», также приняв два раза участие в международном оперном фестивале им. Федора Шаляпина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.