Для начала, что такое SKYF. Универсальная авиагрузовая платформа с вертикальным взлетом. Размеры — 5,2×2,2 м, максимальный взлетный вес — 650 кг, грузоподъемность — до 250 кг. Для начала, что такое SKYF. Универсальная авиагрузовая платформа с вертикальным взлетом. Размеры — 5,2×2,2 м, максимальный взлетный вес — 650 кг, грузоподъемность — до 250 килограммов Фото: Сергей Елагин

СХОЖЕЕ В МИРЕ ЕСТЬ, НО…

Для начала, что такое SKYF. Универсальная авиагрузовая платформа с вертикальным взлетом. Размеры — 5,2×2,2 м, максимальный взлетный вес — 650 кг, грузоподъемность — до 400 килограммов. Крейсерская скорость — 70 км/ч, дальность (с грузом 50 кг) — 350 км, длительность полета (с такой же нагрузкой) — до 8 часов. Пока предусмотрены три варианта применения — обработка полей, доставка грузов в труднодоступные места, пожаротушение. Но вообще, это именно платформенное решение, с возможностью установки различного навесного оборудования. Аппарат готовится к полету за 10 минут.

Если пошерстить интернет, можно увидеть, что аналогичных проектов в мире немало. «Транспортные задачи для беспилотных авиационных систем — одни из перспективных как в военной, так и в гражданской сферах, — рассказал „БИЗНЕС Online“ ведущий российский специалист в области беспилотных систем Денис Федутинов. — Вместе с тем говорить о том, что данная разработка уникальна, нельзя. В мире существует немало разработок подобного рода как меньшей, так и большей размерности. Некоторые из них делаются для транспортировки людей и представляют „беспилотные авиатакси“ или „беспилотные мотоциклы“, другие делаются с расчетом на перевозку грузов».

В данном случае перед нами — воздушный трактор. Именно так в беседе с «БИЗНЕС Online» определил концепцию проекта его идеолог, 26-летний Дмитрий Арсентьев: «Да, именно трактор — максимально простой, надежный, крепкий, экономически эффективный». Трактор еще и потому, что первое применение планируется именно в сельском хозяйстве — на обработке полей.

В данном случае перед нами — воздушный трактор. Именно так определил концепцию проекта его идеолог, 26-летний Дмитрий Арсентьев В данном случае перед нами — воздушный трактор. Именно так определил концепцию проекта его идеолог, 26-летний Дмитрий Арсентьев Фото: Сергей Елагин

Но вернемся к вопросу об уникальности. Заявлено, что главная изюминка проекта — особая аэродинамическая схема. «Визуально схожие аппараты в мире есть, — соглашается Арсентьев. — Но технически у нас — на ступеньку выше. Дело в том, что мы разделили тягу и управление. Тягу создает бензиновый двигатель (вазовский, 220 л/с), работающий на два несущих винта, а управляется аппарат 8 электромоторами, приводящими в движение небольшие рулевые винты. Поэтому в мире нет другого такого беспилотника вертикального взлета, который поднимает так же много груза и при этом долго летает. Да, можно сделать электрический, со множеством маленьких винтов, но он будет ограничен емкостью аккумуляторов, и более продвинутых аккумуляторов на горизонте нет». Отметим, что сам Арсентьев — программист, окончил МГУ, но решил вернуться в Казань. «Всегда очень любил авиацию, — говорит он, — вот и немного самообразовался в этой области. Однако сейчас все расчеты делают выпускники КАИ, поработавшие на Казанском авиазаводе и КВЗ».

Заявлено, что главная изюминка проекта — особая аэродинамическая схема Заявлено, что главная изюминка проекта — особая аэродинамическая схема Фото: Сергей Елагин

В общем, не зря столь продвинутый проект и презентовали в соответствующем месте — на аэродроме Караишево (Лаишевский район РТ), который резонно назвать самым продвинутым малым аэродромом Татарстана. Широким народным массам туда вход заказан — это частное владение. Не смог в свое время туда попасть и «БИЗНЕС Online». Реальность (см. фоторепортаж под текстом) вполне соответствовала описанному нашими источниками: уютный гостевой домик, прекрасные ангары, идеальные полоса, перрон и рулежки. Словом, чувствуется любовное отношение к теме. 


РОМАН ШАЙХУТДИНОВ ГОТОВ НАЙТИ ДЕНЬГИ

Кто за всем этим стоит? Все началось в Казани в 2014 году с идеи Арсентьева. До поры до времени он вкладывал в проект собственные деньги. Но в конце 2017-го на проект вышел российский венчурный фонд FPI (сегодня ему принадлежит порядка 40% компании), специализирующийся на стартапах в сфере новых материалов, лазерных и энергосберегающих технологий и тому подобном. Появились первые серьезные деньги. На сегодня, по словам Арсентьева, в проект вложено около $2 млн частных денег и примерно $1 млн государственных — грант от Национальной технологической инициативы. Один из частных инвесторов — Игорь Малыхин (собственник и генеральный директор ГК «Миррико»). Он рассказал «БИЗНЕС Online», что ему сразу пришлась по душе идея грузового дрона, поэтому он и стал, по сути, бизнес-ангелом. «И впредь буду поддерживать этот проект, — говорит он. — Команда очень сильная, собственно дрон — только часть проекта: нам предстоит развернуть целую индустрию. Сам проект нравится за его масштабность, перспективность, сложность. Да, конечно, я ожидаю возврата инвестиций, но понимаю, что это небыстро…»

На сегодня, по словам Арсентьева, в проект вложено около $2 млн. частных денег и примерно $1 млн. государственных На сегодня, по словам Арсентьева, в проект вложено около $2 млн частных денег и примерно $1 млн государственных Фото: Сергей Елагин

В итоге в Лондоне зарегистрировали материнскую компанию ARDN Technology, а в Казани — ее «дочку», ООО «Авиарешения». Почему головная контора — в Великобритании? «Дело в том, что английское право всем понятно, — объяснил „БИЗНЕС Online“ бизнес-девелопмент директор SKYF Александр Иванов. — И именно такую компанию, с понятным юридическим происхождением, проще воспринимать нашим иностранным коллегам». Резонно: хотя основная часть акционеров — россияне, проектом больше интересуются за границей. Поэтому сегодня на презентацию приехали гости из Китая, Турции, Нидерландов, Панамы, Колумбии, Мексики.

А с Саудитами вчера подписали соглашение о сотрудничестве. «Эта компания работает с министерством обороны Саудовской Аравии, — рассказывает Иванов. — Коллега Мохаммед Хасим аль Араби говорит, что они изучили схожие проекты США, Китая, Франции, Великобритании, но наш оказался самым технологичным в нише крупных дронов. Но — подчеркну! — мы в первую очередь коммерческий проект и не хотели бы быть ассоциированными с военными и попасть на ограничения на ведение бизнеса».

Намерение всячески поддерживать проект высказал Роман Шайхутдинов. Он заявил, что «мы готовы найти средства, чтобы законтрактовать сезон на сельхозку» Намерение всячески поддерживать проект высказал Роман Шайхутдинов. Он заявил, что «мы готовы найти средства, чтобы законтрактовать сезон на сельхозку» Фото: «БИЗНЕС Online»

Отметим, что интерес проявляли и российские военные. Как рассказал Арсентьев, приходили их представители, которые ищут различные интересные технологии: «Посидели, поговорили. Но мы решили, что прежде всего пойдем в гражданский сектор, потому что военные  — хорошо, но с частными проще взаимодействовать. Их наш аппарат интересует как носитель полезной нагрузки, какой — даже не хочу спрашивать. Если интересно — можно купить».

Сегодня у компании в Казани есть коллектив из 48 человек, конструкторское бюро, лаборатория и участок сборки. Для выхода на серию — первоначально предполагается выпускать до 10 аппаратов в  год — потребуется некоторое расширение. А в том, что серия будет, похоже, никто не сомневается. Интересно, что поддержку проекту (во всяком случае, идеологическую) оказывает правительство Татарстана. «Нам готовы помогать, но помощи мы не запрашивали, — говорит Арсентьев. — Вот когда весной выйдем на этап опытной обработки полей химией, обратимся в минсельхоз — нам обещали выделить хозяйства для работы». Сегодня же намерение всячески поддерживать проект высказал эффектно прилетевший на вертолете вице-премьер правительства РТ — министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. Он заявил, что «мы готовы найти средства, чтобы законтрактовать сезон на сельхозку».