АО «Раритэк холдинг» планирует  начать мелкосерийное сборочное производство автобусов Lotos-105, разработанных для России совместно с китайской компанией Beiqi Foton Motor АО «РариТЭК Холдинг» планирует начать мелкосерийное сборочное производство автобусов Lotos-105, разработанных для России совместно с китайской компанией Beiqi Foton Motor Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

«ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ЗАФИКСИРОВАН НА 2019 ГОД НА УРОВНЕ 300 ЕДИНИЦ…»

АО «РариТЭК Холдинг», совладельцами которого являются известные бизнесмены Ришат Мухамадьяров и Рафаэль Батыршин, планирует в декабре 2018 года на площадке в Набережных Челнах начать мелкосерийное сборочное производство автобусов Lotos-105, разработанных для России совместно с китайской компанией Beiqi Foton Motor (производит грузовики и автобусы Foton), а уже в январе 2019-го перейти к их серийному выпуску по заказам потребителей. Информацию об этом накануне распространила представитель казанского Кремля Лилия Галимова в рамках традиционного брифинга. По ее словам, план объема производства на 2019 год зафиксирован на уровне 300 единиц автобусов Lotos-105. С 2020-го запланировано увеличение сборки в два раза — компания планирует производить до 600 автобусов Lotos-105 ежегодно.

Автобусная тема на брифинге всплыла не случайно. Именно вчера делегация Татарстана во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым отправилась в китайский Гуандун для участия в деловом форуме и проведения ряда деловых встреч. Известно, что сегодня президент РТ должен посетить компанию Beiqi Foton Motor, которая занимается проектированием грузовых автомобилей, автобусов, спорткаров и сельхозтехники.

Оборот компании составляет $7 млрд в год. В январе этого года была проведена встреча руководства китайской компании и «РариТЭКа», на которой и было принято решение о совместной разработке городских и пригородных автобусов, адаптированных под рынок России, использующих в качестве топлива природный газ метан, дизтопливо и электричество, а также создании сборочного производства автобусов под торговой маркой Lotos.

Было заявлено, что в рамках визита правительственной делегации в Китай стороны планируют обсудить вопрос о реализации стратегии сотрудничества до 2022 года. Речь, в частности, как раз и идет о планах по запуску в декабре текущего года сборочного производства этих автобусов на базе «РМЗ РариТЭК» в Набережных Челнах. Известно также, что в 2019 году запланирована разработка принципиально нового автобуса класса «Школьник» — современного аналога автобусов «КАВЗ».

Сегодня Рустам Минниханов посетил в Китае компанию Beiqi Foton Motor, которая занимается проектированием грузовых автомобилей, автобусов, спорткаров и сельхозтехники Сегодня Рустам Минниханов посетил в Китае компанию Beiqi Foton Motor, которая занимается проектированием грузовых автомобилей, автобусов, спорткаров и сельхозтехники Фото: president.tatar.ru

Опыт по производству автобусов, а не только по установке газовых двигателей на них у «РариТЭКа» уже имеется. В номенклатуре компании есть еще один Lotos — с литерой 206. Это транспортное средство, изготовленное по лицензии МАЗа, считается первым произведенным в России низкопольным автобусом среднего класса. Он имеет длину 8,8 метра. Компания производит его с января этого года.

Между тем гендиректор «РариТЭКа» Батыршин в ответ на просьбу «БИЗНЕС Online» подробнее рассказать о новом проекте заявил, что информация о начале сборки автобусов преждевременна. «На данный момент ни о чем не хочу говорить. Пока мы не договорились. Мы с КАМАЗом работаем, пока согласовываем», — сказал он, попросив перезвонить через недельку, когда ситуация окончательно прояснится.

Очевидно, что новость о сборке китайских автобусов, являющихся практически прямыми конкурентами камазовским «НЕФАЗам» (длина городского «НЕФАЗа» составляет почти 12 м, а габаритные размеры «китайца» на 1,5 метра меньше), не обрадовала руководство автогиганта. Учитывая, что «РариТЭК» является стратегическим партнером КАМАЗа по производству техники, работающей на компримированном природном газе (КПГ), и активно участвует в развитии газомоторной стратегии автогиганта, компания могла получить от КАМАЗа условия, после которых и были возможны заминки с реализацией проекта.

Но в самом автогиганте это предположение опровергают. Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев заявил: «Я не буду никак комментировать это предположение. К нам данный проект не имеет никакого отношения. Обращайтесь в „РариТЭК“. Компания заявила о своих планах, мы-то тут при чем? КАМАЗ работает с 3 тысячами компаний по газовой тематике. Что, нам теперь все комментировать?» — заявил он.

Олег Афанасьев Олег Афанасьев Фото: chelny-biz.ru

СОБИРАТЬ АВТОБУСЫ БУДУТ ИЗ МАШКОМПЛЕКТОВ, ПОСТЕПЕННО ДОВЕДЯ ЛОКАЛИЗАЦИЮ ДО 100%

Если сборка автобуса действительно будет налажена, то она сможет отобрать немаленький объем у НЕФАЗа. Напомним, по итогам прошлого года в Нефтекамске было изготовлено в общей сложности 720 автобусов. И «РариТЭК» со своими 300–600 автобусами может серьезно ухудшить сбыт камазовских.

Известно, что бренд Lotos с мая 2018 года принадлежит структурному подразделению «РариТЭКа» — ООО «Ремонтно-механический завод». Китайский автобус низкопольный, он рассчитан на перевозку до 76 пассажиров. Его длина составляет 10,5 метра. Оснащен автобус газовым двигателем Yuchai мощностью 260 л. с., который отвечает нормам «Евро-5» и способен обеспечить до 800 км пробега без дозаправки. Впервые Lotos-105 был показан в рамках санкт-петербургского газового форума и международного автобусного салона Busworld Russia 2018, прошедшего в московском «Крокус Экспо» в конце октября этого года. Автобус также стал участником самого протяженного автопробега газомоторной техники «Европа – Китай», спонсируемого «Газпромом». Протяженность автопробега охватила три государства — КНР, Казахстан и Россию — и составила 20 тыс. километров.

Основными заказчиками новой модели автобуса в «РариТЭКе» видят прежде всего перевозчиков, осуществляющих свою деятельность по городу и по пригородным маршрутам. Конструкцией, как отмечают на предприятии, предусмотрено четыре типа компоновки салона, которые смогут удовлетворить запросы любых покупателей. В пригородном исполнении салон автобуса рассчитан на 33 места. Главной фишкой сами производители считают его экономическую эффективность. Считается, что автобус, работающий на газомоторном топливе, может приносить его владельцам существенную экономию. Цена одного кубометра компримированного природного газа составляет сегодня около 15 рублей, в то время как цена дизтоплива превышает уже 43 рубля за литр.

При этом приобретение автобусов, работающих на природном газе и собранных в России, субсидируется по линии минпромторга. В 2019-м скидка на транспортное средство подобного класса составляет 1,96 млн рублей. Учитывая, что цена самого автобуса в следующем году прогнозируется на уровне 8,34 млн рублей, скидка почти в 2 млн рублей делает приобретение весьма и весьма выгодным.

Более того, в планах компании — снабдить этот автобус газовым двигателем, работающим и на сжиженном природном газе, так называемой системе LNG (Liquefied Natural Gas), когда природный газ искусственно сжижают путем его охлаждения до температуры минус 162 градуса по Цельсию. Причем объем газа уменьшается в 600 раз. На практике это означает, что LNG занимает объем в три раза меньший, чем такой же объем природного газа в сжатом состоянии, что ощутимо сокращает затраты на хранение и транспортировку. И скидка при покупке автобуса на LNG еще более существенна — 2,8 млн рублей. Более того, сама цена продукта благодаря субсидии минпромторга ниже, чем дизельные аналоги.

Известно, что еще в 2016 году «РариТЭК» подписал с компанией CIMC ENRIC Holdings Limited соглашение о создании в Набережных Челнах комплекса по установке на автомобильную и автобусную технику криогенных систем, обеспечивающих сжижение, а также о производстве передвижных автогазозаправщиков.

В настоящее время, как стало известно нашему изданию, «РариТЭК» находится в стадии обсуждения предварительных условий по поставкам, но заказы потенциальных клиентов уже приближаются к 100 автобусам. При этом отмечается, что компания готова к полному техническому сопровождению проекта: продаже, техническому обслуживанию и гарантийному ремонту.

Первое время фирма будет собирать автобусы из машкомплектов, поставляемых из Китая; отечественными, вероятнее всего, будет лишь оборудование салона, стекла и шины, но, как рассказали на предприятии, РМЗ нацелился на организацию полноценной сборки автобусов на своей площадке с постепенным доведением локализации производства до 100%.

РЫНОК ПЛОТНО ЗАНЯТ «ГРУППОЙ ГАЗ»

Заместитель главного редактора журнала «Рейс» издательства «За рулем» Николай Мордовцев, говоря о перспективах Lotos в Челнах, отметил, что рынок автобусов очень плотно занят «Группой ГАЗ». По словам эксперта, она монополист в этом направлении и закрывает все сегменты рынка по автобусным перевозкам. «Я, честно говоря, не видел этот Lotos. На выставке просто мимо него прошел — не обратил внимания, не было времени. Но влезть на данный рынок очень сложно. А кроме того, есть ПАЗ и ЛиАЗ. То есть имеется все — от „Газели“ и до сочлененных автобусов вместимостью полторы сотни человек. Например, таких автобусов, которые сейчас производит ПАЗ, завод не делал никогда. Пневмоподвеска задней оси используется, машина идет очень мягко. Там хороший ярославский двигатель. Могут устанавливаться коробки-автомат на пазик. Долговечный кузов за счет использования оцинкованной стали. Если перейти к „ЛиАЗу“, там в кузовах даже нержавейка используется. Данный кузов проходит специальное катафарезное грунтование. Это очень серьезный уровень подготовки производства. Они могут демпинговать даже по ценам. И „РариТЭКу“ при всем уважении к этой компании, которая является одним из лидеров на рынке газобаллонных автомобилей, будет сложно. Даже НЕФАЗу камазовскому с „Группой ГАЗ“ конкурировать сложно», — вынес свой вердикт Мордовцев.

Что касается Foton Motor, то здесь перспективы сотрудничества эксперт оценил высоко. «Это очень серьезная китайская компания. Существует с 90-х годов. Так что она сравнительно молодая, в отличие, например, от Dongfeng. Партнерство с Foton достаточно перспективное. Во-первых, потому что у них очень плотное сотрудничество с Daimler. Foton использует много лицензий данной компании, но это на тяжелых грузовиках. А во-вторых, компания одна из лучших в Китае. Она, например, сейчас вывела на рынок интересный седельный тягач. У нее есть интересные среднетоннажники. Если сравнивать с Mitsubishi Fuso, который собирается в тех же Набережных Челнах, он тот же самый, но на фотоновских используются пневматические тормоза, что является одним из достоинств шасси для автобусов. Это более надежно. Особенно если вспомнить аварию в Москве в текущем году, когда у автобуса при подъезде к автобусной остановке заглох двигатель и автомобиль остался без тормозов, а водитель не смог вывернуть руль. Если бы на шасси был пневматический привод тормозов, а не гидравлический, то машина бы остановилась, а так ДТП привело к человеческим жертвам. Так что шасси Foton — это перспективно для России», — объяснил собеседник издания.

При этом заявленные преимущества автобуса в 500 км без дозаправки и миллионного гарантийного пробега эксперт оценил с долей скепсиса. «500 километров без дозаправки? А так ли она нужна? — задался вопросом Мордовцев. — Среднесуточный пробег автобуса — километров 200. Междугороднего, может, и 500. Но он же не по пустыне будет ходить. Заправки строят. Миллион километров двигатель ходит? На „Газелях“ стоит двигатель Сummins, которые делает именно Foton, а вот больших дизелей у них нет. И в любом случае, если там и есть двигатель, это будет или китайский Wechai или Yuchai. А у „Группы ГАЗ“ двигатель ничем не хуже — 530-я серия ярославских моторов. Он тяжело им давался, но он удачный, один из лучших в Европе. И потом автобус — это же не только двигатель и бензобак, там и салон надо уметь делать».