«Такого нет в других ведомствах, это первый опыт», — рассказала министр культуры РТ Ирада Аюпова о старте конкурсного отбора на кресло нового директора Казанского цирка. Отработавший четверть века прежний директор Дамир Шарифуллин ушел на почетную пенсию. Теперь многочисленных кандидатов будет выбирать комиссия из пяти человек. «Наш цирк мы сами опустили, а хочется, чтобы его статус вернулся!» — надеются в минкульте.
Министерство культуры РТ объявило открытый конкурс на должность директора осиротевшего Казанского цирка. Прежний руководитель написал заявление об уходе еще летом
«МЫ ДОЛЖНЫ ПОСТАВИТЬ ДИРЕКТОРОМ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПОНИМАЕТ, КАК ЦИРКУ УЙТИ ОТ СТАТУСА ТОЛЬКО ПРОКАТНОЙ ПЛОЩАДКИ»
Министерство культуры Татарстана объявило открытый конкурс на должность директора осиротевшего Казанского цирка. Прежний директор этого учреждения культуры — Дамир Шарифуллин — оставил стены родного цирка еще в августе. Но быстро найти ему замену не удалось, отчего министр культуры РТ Ирада Аюпова вынуждена была впервые прибегнуть к открытому конкурсу отбора нового директора цирка. Ранее на эту должность всерьез рассматривали директора Татарской филармонии им. Тукая Кадима Нуруллина. Источники «БИЗНЕС Online» заверили, что действительно такие намерения в министерстве культуры РТ были, но все пошло наперекосяк, когда Нуруллин якобы ответил решительным отказом. «Нуруллин еще не отказался, его никто не ограничивает в желании занять эту позицию, — напротив, заверила сегодня глава минкульта РТ. — Просто есть определенные опасения перед объемом, потому что те, кто в цирке работает, знают, что это очень сложная кухня. Нужно очень четко понимать всю ответственность, потому что это синтетический жанр, много разных исполнителей. Когда-то даже шикарный оркестр был…»
«Мы никаких заявлений по ротации не делали. Мы бы хотели ввести эту конкурсную составляющую, и Рустам Нургалиевич тоже нас поддерживает. Обратите внимание, такого нет в других ведомствах, это первый опыт, — пояснила корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Аюпова. — Мы приняли решение, что назначения на определенные должности, там, где мы не знаем, куда двигаться дальше, в порядке эксперимента будут проводиться на конкурсной основе».
Ранее на эту должность всерьез рассматривали директора Татарской филармонии им. Тукая Кадима Нуруллина, но он якобы ответил отказом
К кандидату на кресло директора Казанского цирка выдвигается ряд необходимых требований. В частности, он должен иметь высшее профессиональное образование, быть не старше 60 лет и иметь опыт руководящей работы не менее пяти лет. К собеседованию он также должен будет подготовить свое творческое портфолио и концепцию развития цирка в пяти экземплярах.
Отбор кандидатов будет проводить специальная конкурсная комиссия, созданная вчера. В нее вошли пять человек: Аюпова, генеральный директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный, глава департамента госслужбы и кадров при президенте РТ Александр Белов, главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев и председатель общественного совета при минкульте РТ Марсель Таишев.
По словам Аюповой, на сегодняшний день Казанскому цирку требуется кардинальное переосмысление своего бренда. «У человека, который претендует на должность директора цирка, должно быть видение того, как развивать цирк. Вообще цирковое искусство очень сложное, желающих много, но для того, чтобы мы были объективными, мы и запустили этот конкурс. Мы должны поставить директором такого человека, который понимает, как наш цирк вывести в лидеры, как уйти от статуса только прокатной площадки», — пояснила министр культуры РТ.
Ирада Аюпова считает, что сегодня Казанскому цирку требуется кардинальное переосмысление своего бренда
Человек, претендующий на эту роль, необязательно должен быть связан с цирком. Кроме того, минкульт не ограничится территорией Татарстана. «Много ярких личностей есть и за пределами республики. Главное, чтобы было понимание, куда двигаться дальше, как использовать потенциал цирковой школы и превратить Казанский цирк в яркую, успешную площадку. Инфраструктура у него хорошая, сейчас нужно ее насытить», — объясняет Аюпова.
«У нас же есть что показать. Тот же Сабантуй может быть потрясающим номером эквилибристическим, совмещенным с воздушной гимнастикой. Или, например, кореш — силачи. Можно выделить элементы клоунады, арт-джигитовку… Потенциал-то у нашей культуры есть, хотелось бы, чтобы мы здесь тоже имели свое лицо, — отметила Аюпова. — Цирк дю Солей воспринимается как высокое искусство. Туда очереди, 7–9 тысяч рублей билет стоит. А это тоже цирк. Просто наш цирк мы сами опустили [по уровню], а хочется, чтобы его статус вернулся!»
Победителя открытого конкурса на должность директора Казанского цирка объявят во второй половине ноября, заявки будут приниматься только до 9 ноября включительно. По словам Аюповой, трудовой договор с новым директором будут заключать на три-пять лет: «Дольше все равно не стоит, а ограничивать человека одним годом тоже неправильно».
В марте цирк торжественно открыли после глобального обновления почти на миллиард рублей
«ЗАДАЧА У НАС СЕГОДНЯ ОДНА — ПОДНЯТЬ ПРЕСТИЖ ЦИРКА, УДИВЛЯТЬ ЗРИТЕЛЕЙ»
Прежний руководитель Казанского государственного цирка Шарифуллин написал заявление об уходе еще летом. «31 июля Дамир Минханович отработал заключительный день. А уже на следующий день я приступил к своим обязанностям», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» и. о. директора Артур Якушев. Оперативно связаться с Шарифуллиным не удалось — его мобильный телефон оказался выключенным.
Шарифуллин руководил Казанским цирком последние 25 лет. В сентябре ему исполнилось 62 года. «Человек уже пенсионного возраста… С этим связано», — пояснил мотивы Шарифуллина «по собственному» Якушев. Совсем недавно, в марте, он торжественно открывал цирк после глобального обновления почти на миллиард рублей. В цирке обновили отделку, отремонтировали кровлю, входные группы, фасад, отмостки, проблемные гигиенические помещения. «Обновился свет, звук, причем они очень хорошие. Система кондиционирования полностью новая», — не без гордости докладывал журналистам прежний директор. Открыли обновленный Казанский цирк 16 марта вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым, из рук которого Шарифуллин забирал благодарственное письмо коллективу Казанского госцирка.
Дамир Шарифуллин руководил Казанским цирком последние 25 лет. В сентябре ему исполнилось 62 года
«О нем всегда и все очень тепло отзывались. И коллеги, и цирковые артисты, и директора различных других цирков, — отметил Якушев. — Он долгое время занимался цирковым искусством. Как руководитель он был отличным — строгий, но справедливый. Повезло успеть поработать под его началом». По словам Якушева, в последнее время дозвониться до Шарифуллина, чтобы спросить совета по руководству Казанским цирком, сложно. Поговаривают, что после ухода экс-директор «очень-очень редко заезжал» в родной цирк. «Работа не встала, она идет, программа поставлена, чередуются события. В данный момент занимаюсь формированием новогодней программы, — пояснил и. о. директора. — Задача у нас сегодня одна — поднять престиж цирка, удивлять зрителей, как Татарстана, так и гостей, шикарными цирковыми программами. У нас же есть еще и школа, которую надо на уровень выводить. Они у нас на всевозможных фестивалях занимают призовые места, мы ими очень гордимся. У нас очень сильная преподавательская школа. Надо дальше планировать и развивать все это».
По словам собеседника «БИЗНЕС Online», среди артистов цирка ходят слухи о многих кандидатурах на кресло директора, но конкретики пока не знает никто. Сам же исполняющий обязанности не сможет принимать участие в конкурсе — не удовлетворяет требованиям минкульта РТ. «У меня, к сожалению, нет 5 лет руководящей работы. А так хотелось бы, конечно», — отметил Якушев, который, поднявшись с «низов», работает в Казанском цирке с 2013 года.
Эдгард Запашный (слева): «Замена директора в Татарстане — важное событие. Руководитель должен быть коммуникабельным и приятным человеком, умеющим отстаивать свою точку зрения и идти на компромиссы»
«ВАЖНО, ЧТОБЫ НОВЫЙ ДИРЕКТОР ПОЛЬЗОВАЛСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ АВТОРИТЕТОМ ВО ВЛАСТНЫХ КРУГАХ РЕСПУБЛИКИ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты «довольно специфической отрасли» рассказали, какими качествами должен обладать новый директор Казанского цирка.
Эдгард Запашный — генеральный директор Большого Московского государственного цирка:
— Сложности с подбором кадров есть. Дело в том, что сейчас цирки по требованию министерства культуры должны выйти на совершенно другой коммерческий уровень и работать в иных реалиях. То есть необходимо увеличивать поток зрителей, находить дополнительные возможности для заработка и приносить больше прибыли. И, казалось бы, поставь хорошего менеджера — и вопрос будет решен. Но специфика цирка заключается в том, что здесь идет работа с творческими людьми. С людьми порой очень сложными, с разными подходами к жизни. И директор должен разбираться в жанрах циркового искусства, дабы его не уничтожило само цирковое сообщество. Потому что если человек не отличает зебру от тигра, акробата от гимнаста, то ему в цирке ловить просто нечего. В буквальном смысле этого слова. А значит, директором должен быть человек либо с опытом работы в цирке, либо прошедшим цирковую школу, каковым, например, являюсь я. Я еще и действующий артист. И такие кадры, конечно, на вес золота. Тем более когда идет разговор о значимых цирках. Например, таких как в Екатеринбурге, где сейчас идет громкое увольнение народного артиста Марчевского. Замена директора в Татарстане — тоже важное событие. Это очень имиджевые заведения в нашей стране, места массового посещения зрителей. И к выбору директора надо подходить очень внимательно. Руководитель цирка должен быть максимально коммуникабельным и приятным человеком, умеющим отстаивать свою точку зрения и идти на компромиссы. Потому что ему придется общаться со зрителями, давать интервью, ну и, конечно, работать с артистами.
Очень важно наладить и хороший контакт с местными властями. В Татарстане этот вопрос решен. Там цирк напрямую подчиняется руководству республики. Но во многих других цирках подчинение идет через Москву. И директора часто жалуются на то, что Москва им денег не дает. А ты с губернатором или мэром найди общий язык! Впрочем, и в Татарстане были, к сожалению, недоработки. Например, Шаймиев, по-моему, ни разу не зашел в местный цирк за время своего пребывания на посту президента РТ. Это не красит ни его, ни директора цирка, который не нашел подхода к властям республики. И важно, чтобы новый директор пользовался определенным авторитетом во властных кругах республики и имел возможность к ним обращаться.
Что касается переезда менеджера из одного региона в другой, то такая практика есть. Это происходит тоже во многом из-за нехватки кадров. Например, бывший замдиректора Казанского цирка, он же сын директора Рамиль Шарифуллин, был направлен в рязанский цирк. Значит, там не нашлось хорошего кандидата. А у Рамиля опыт работы в качестве замдиректора очень положительный. И хотя прямого подчинения между компанией «Росгосцирк» и независимым Казанским цирком нет, Рамилю было сделано предложение, и он его принял.
Айгуль Горнышева — директор Театра юного зрителя Казани:
— Я так сразу затрудняюсь назвать какие-то конкретные персоналии по фамилиям. Я просто хочу сказать, что директором нашего цирка должен быть человек, который уже имеет за плечами успешный опыт по развитию подобных учреждений в сфере культуры. Но жизнь показывает, что и из сферы бизнеса приходят довольно-таки успешные менеджеры. Вот в нашей среде есть понятия «театральный человек» и «не театральный человек». А человек может очень хорошо разбираться в театре, в искусстве, но не обладать качествами, опытом, знаниями, которые необходимы для дальнейшего развития этого учреждения.
Я думаю, что директор цирка, конечно же, должен знать специфику работы, потому что цирк — это не только звери, это в первую очередь люди. Он должен знать, как это направление развивается у нас в стране и за рубежом, знать об успешном опыте своих коллег. И немножко, мне кажется, смотреть в будущее. Я это из своего опыта говорю. У нас тоже немало проблем, нас ждут большие изменения. Поэтому мы должны думать не только о сегодняшнем зрителе, мы должны понимать, каким наш зритель будет завтра, и идти в этом плане на опережение.
Я знаю, что у нас в цирке есть прекрасная цирковая школа, где занимаются очень талантливые дети. И мне бы хотелось, чтобы этих детей видело как можно большее количество зрителей у нас в Казани и Татарстане, в России. Я знаю, что они очень много ездят за рубежом, но у меня сложилось впечатление, что за рубежом их знают лучше, чем у нас. И очень важно, чтобы для этих детей, воспитанников казанской цирковой школы, были созданы все условия, чтобы они остались работать здесь. И дальше работали на развитие и процветание нашего цирка.
Я думаю, очень хорошо, что такой конкурс объявлен. Ведь туда могут заявиться амбициозные люди, готовые взять на себя эту ответственность. Быть может, мы узнаем о таких талантливых, творческих людях. Я думаю, тут не важно, из какого региона и даже с каким гражданством они будут. Конкурс — это возможность встретиться, поговорить, пообщаться, провести кастинг. Это достаточно открытая форма отсмотра претендентов, общения с ними. И, согласитесь, более демократичная, чем кулуарное назначение кого-либо в четырех стенах кабмина. Возможно, как раз этот кастинг и откроет для нас этих людей, о которых мы сейчас, возможно, и не знаем. Более того, это возможность подготовить «скамейку запасных». Возможно, этот конкурс выявит интересных лидеров, готовых взять на себя ответственность руководить серьезными культурными учреждениями. И, быть может, этим заявившимся претендентам на место директора цирка со временем предложат другие должности. Жизнь же не стоит на месте. А нас, нынешних руководителей учреждений культуры республики, это будет держать в тонусе. Здоровая конкуренция всегда будет подталкивать нас самообразовываться, развиваться, не застаиваться. Это тоже важный момент.
«Будет удачная программа, будет зритель и будет успех. А значит, и билеты будут хорошо продаваться»
«должно что-то быть в цирке, отражающее казанскую, татарстанскую культуру»
Азат Абзалов — начальник управления культуры исполнительного комитета Казани:
— Почему бы нет, специалисты у нас есть, надо только поискать. Тем более объект очень непростой — несмотря на то, что была проведена солидная реновация, он требует развития: Казанский цирк должен отвечать определенным условиям. Я считаю, что нужно посмотреть всех кандидатов, и предложение от конкурсанта должно быть комплексное. Может, это должна быть история с предложением реальной концепции — надо смотреть по условиям конкурса.
Прежде всего он должен обладать компетенциями управленческого характера в области культуры. Цирковое искусство в России — это искусство со своими традициями, своими уникальными особенностями. В Казани цирк имеет свою историю, поэтому должна быть определенная преемственность и наш национальный татарстанский, казанский колорит, отраженный в деятельности самого цирка. Помимо гастролей должна быть как минимум наша казанская труппа. У нас есть казанская цирковая школа, которая тоже требует организационных решений. Она должна развиваться и давать нам выпускников. Они сейчас есть и востребованы, успешно трудятся во всемирно известных труппах. Я считаю, что такие выпускники должны быть обязательно востребованы и в Казани, в казанской труппе. Что касается вообще цирковых представлений, должно что-то быть, отражающее казанскую, татарстанскую культуру.
Сергей Беляков — директор Большого государственного Санкт-Петербургского цирка:
— Конечно, это должен быть профессионал именно в своей отрасли, то есть конкретно профессионал циркового искусства. Речь идет о специалисте узкой направленности. Это весьма специфический труд и узкоспециализированный. Нужно понимать, из каких номеров собрать программу, нужно понимать, как организовать рекламную кампанию этой программы для того, чтобы она продавалась. Кроме того, каждый регион своеобразен по-своему. В Казани, например, очень хорошо проходит «клетка», хищники, а где-то предпочитают классическую цифровую программу… Нужен человек, который особое внимание будет уделять именно программам. Будет удачная программа, будет зритель и будет успех. А значит, и билеты будут хорошо продаваться, и все будут довольны!
Да, практика нашей работы подразумевает частые переезды. Из города в город постоянно переезжают и директора и артисты, следуя за программой. Среди иногородних директоров очень много успешных руководителей, есть масса примеров, когда действительно хорошие директора переезжают из региона в регион. Великолепный пример — Дамир Минханович Шарифуллин, который на протяжении длительного периода времени возглавлял Казанский цирк, в верхней степени профессионал циркового дела.
Дефицит профессионалов существует в целом в стране, поскольку человек должен полностью отдаваться своему любимому делу, посвящать ему время. А в цирке это ощущается в большей степени, потому что речь идет о программе. Например, чтобы цирковая программа приехала в Казань, директор цирка должен предварительно приехать в город, где проходят гастроли группы, и принять решение: подходит ли эта программа для казанского зрителя? Может быть, что-то нужно видоизменить, что-то добавить, что-то убрать…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.