Талгат Абдуллин Исполнительный директор ГЖФ Талгат Абдуллин указом президента РТ освобожден от должности с пометкой «в связи с переходом на новую работу» Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАЛГАТ АБДУЛЛИН: «НУЖНО ПРОВЕТРИТЬ ЛЕГКИЕ»

Исполнительный директор ГЖФ Талгат Абдуллин указом президента РТ освобожден от должности с пометкой «в связи с переходом на новую работу». Об этом, стоя на фоне баннера в кабмине РТ, сообщила журналистам официальных СМИ представитель казанского Кремля Лилия Галимова.

«Учитывая огромный опыт работы Талгата Мидхатовича, ему будет предложена новая работа, о которой мы сообщим дополнительно», – добавила она.

Затем на сайте президента РТ появились два указа. Первый – об отставке Абдуллина, второй – о назначении на должность исполнительного директора Госжилфонда при президенте РТ Марата Зарипова.

Талгат Мидхатович трудился на посту в Госжилфонде 21 год – он был назначен в 1997 году. Указ об отставке выпущен аккурат в день заселения долгожданного жилого дома 11.3 в «Салават Купере», построенного ПСО «Казань». Такое вот получилось совпадение.

Сам Абдуллин, до которого удалось дозвониться «БИЗНЕС Online», рассказал, что вопрос об отставке обсуждался с ним вчера и сегодня, но окончательное решение стало для него неожиданным, так что дальнейшие планы он пока не наметил. Однако Талгат Мидхатович рассматривает работу как в государственных, так и в частных структурах. «Сил много, идей много. Нужно проветрить легкие», – заявил Абдуллин. Строить версии по поводу причин решения Рустама Минниханова он не стал.

В окружении Абдуллина рассказывали, что якобы при встрече с главой ГЖФ Минниханов говорил: «Талгат Мидхатович, вы знаете, сколько людей радуется, когда я вас публично распекаю» Фото: prav.tatarstan.ru

«ПУЗЫРИ НА ПОВЕРХНОСТИ»: ПАЛАТОЧНЫЕ ЛАГЕРЯ, УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА И ДРУГИЕ СКАНДАЛЫ С СОЦИПОТЕЧНИКАМИ

«Звоночки» о том, что Абдуллин может покинуть ГЖФ, уже приходили. Назывались и потенциальные сменщики: то глава «Ак Барс Девелопмента» Марат Шагитов, то глава ГИСУ Марат Айзатуллин.  

На поверхности, в публичном пространстве, фонд сотрясают скандалы. Казалось бы, благородная миссия помощи небогатым бюджетникам с переселением в новые квартиры должна приносить одни только бонусы властям. Благостная картинка счастливых жителей и их благодарность теоретически должна наполнять телеэфир и интернет. В конце концов, ежегодно фонд сдает полмиллиона квадратных метров – четверть всех новых «жилых квадратов» республики.

Но получается совсем наоборот. Проблемы в «Салават Купере» оборачиваются постоянными скандалами. Сроки строительства срываются. «Будущие жители» «заезжают» в палатки вместо квартир. И все это регулярно транслируется в СМИ, да что там СМИ – жалобы летят в прокуратуру и минстрой. В Кремль, наконец, – и не только казанский! Пишут и Минниханову, и Владимиру Путину.


В самом Госжилфонде свысока смотрят на своих клиентов, и зачастую вербальные интервенции по успокоению бурлящего моря соципотечников вынужден проводить минстрой РТ. Это отношение сквозит в последней истории, которую описывает «Вечерняя Казань»: оператор соципотечного жилья в одностороннем порядке расторг договор с многодетной матерью. Эльвира Садкина 5 лет ждала свою «трешку», попутно отстаивая свои права: ведь квартиру ей обещали сначала в 2015-м, затем в 2017-м, и вот теперь срок – январь 2019-го. Реакция Минниханова последовала быстро. Со слов Галимовой, он дал «жесткое поручение» Абдуллину разобрать ситуацию и сделать заявление для прессы – это было только вчера.

Тем временем следственный комитет добился домашнего ареста для одного из подрядчиков Госжилфонда. Меняя проваливших все сроки «крупняков» вроде «КамГЭСэнергостроя» и ПСО «Казань», фонд привлек довольно сомнительных персонажей из глубинки. Пришедший на объект Равиля Зиганшина «БарсЭлитСтрой+» в итоге тоже сорвал сроки.

Впрочем, все это, как бы ни громко смотрелось со стороны, – скорее «пузыри на поверхности». Есть и другие причины отставки – и они лежат гораздо глубже, подальше от публичности.

Главным победителем аппаратной войны несколько наших источников называют премьера Алексея Песошина. Наиболее накаленное противостояние было связано с программой расселения аварийного жилья
Фото: kzn.ru

НЕДРУГИ «ГЕНИЯ СХЕМ»: ОТ ПЕСОШИНА И  НИКОЛАЕВА ДО ШАЙХУТДИНОВА

В последнее время Талгат Мидхатович оказался буквально в кольце врагов, которые капля за каплей подтачивали фундамент его непотопляемости – личное доверие президента РТ. Да, в последние пару лет стало все чаще «прилетать» от главы республики. Но в окружении самого Абдуллина рассказывали, что якобы при встрече с главой ГЖФ с глазу на глаз Минниханов говорит: «Талгат Мидхатович, вы знаете, сколько людей радуется, когда я вас публично распекаю». Абдуллин же отвечает: «Рустам Нургалиевич, распекайте чаще, пусть порадуются». При всех сложностях их давний союз был намного прочнее, чем кому-то может показаться со стороны. Говорят, пару месяцев назад аппарату президента даже было дано прямое поручение поддержать ГЖФ в информационном пространстве.

Главным победителем аппаратной войны несколько наших источников называют премьера Алексея Песошина. Наиболее накаленное противостояние было связано с программой расселения аварийного жилья. Однако взаимная неприязнь естественным образом накопилась еще со времен работы Песошина в исполкоме. Добавим к этому коалицию глав городов и районов, которые традиционно конфликтовали с Абдуллиным. 

Вряд ли работой главы ГЖФ были довольны и крупные строители, которых позвали «спасать» социальные стройки в «Салават Купере». Тот же Иван Егоров («Ак Барс Холдинг»), стоящий за «КамГЭСом», или Зиганшин имели возможность сказать свое слово – ГЖФ судился с обеими компаниями. Строители вообще давно точат зуб на Абдуллина: нереалистичные, по их мнению, расценки, собственно, и оборачиваются срывом сроков при низком качестве. Два года назад, закрывая попытку создания товарной биржи, Минниханов устало сказал: «Талгат, ты правильно пытаешься сэкономить, но так не получится».

Есть и другие фигуры. То же дело «БарсЭлитСтроя+» наводит на некоторые размышления. Не странно ли, что банальная невыплата заработной платы, с чего, собственно, все и началось, так заинтересовала следственный комитет Павла Николаева? Добавим, что следователи приходили и в «челнинскую империю» Абдуллиных – там расследуется дело о мошенничестве в ООО «Домкор». Как говорят, такой интерес не случаен, у силовиков были резоны наседать на Абдуллина.

Наконец, нельзя не учитывать, что за долгие годы ГЖФ накопил настолько серьезные активы, что стал важнейшей кубышкой властей республики. Напомним, что капитализация фонда, по данным «Контур.Фокус», превышает 170 млрд рублей. Вольно или невольно Абдуллин оказался вовлечен в сложносочиненные финансовые схемы, связанные с «ревитализацией» Ак Барса Банка и попытками спасти империю ТФБ Роберта Мусина. Таким образом, Абдуллин оказался на передовом крае арбитражных войн с АСВ. На этом фронте у него могли быть определенные трения с другим «магистром финансовой магии» – директором СИНХа Валерием Сорокиным.

Вишенкой на торте стала вчерашняя резонансная новость из Иннополиса. Утром 11 октября жители обнаружили в своих личных кабинетах уведомление о двукратном повышении цен на аренду жилья, а найм «однушки» тут стоил 7 тысяч, «двушки» – 10 тыс. в месяц, плюс «коммуналка». И ладно бы просто повышение – как оказалось, о грядущем росте цен не знали ни в министерстве связи, ни в мэрии города! Ошарашены были все. «Это инициатива ГЖФ… С нами ГЖФ это не только не обсуждал, но даже не уведомил. Эскалировали вопрос президенту республики», – написал в чате города мэр Руслан Шагалеев. «Решим», – пообещал иннополисянам министр информатизации РТ Роман Шайхутдинов. Сегодня с утра министр отписал, что «решили»...

Марат Зарипов Источники подтверждают, что Марат Зарипов – человек из ближнего круга Минниханова, который пользуется его доверием. Но все-таки он не строитель, а финансист... Фото: «БИЗНЕС Online»

В ГЖФ ЕДЕТ РЕВИЗОР?

Несколько слов надо сказать и о сменщике Талгата Мидхатовича. Зарипов родился в 1972 году в Казани, в 1994 году окончил татарстанскую «кузницу кадров» – казанскую сельхозакадемию – по специальности «экономика и управление в отраслях АПК». Недолго поработав экономистом отдела кредитования акционерно-коммерческого банка «Мета-Импекс», ушел на два года в армию, а затем продолжил работать в «Мета-Импексе».

В 1997 году Зарипов переходит на государственную службу в департамент по управлению целевыми (внебюджетными) фондами министерства финансов РТ и до 1999 года возглавляет его. Согласно положению от 1997 года, департамент по управлению целевыми фондами занимается управлением финансовых потоков, обеспечивает полноту и своевременность сбора доходов в целевые фонды, контролирует их расходование, а также анализирует инвестиционные правительственные программы, привлекает ресурсы с целью уменьшения дефицита республиканского бюджета.

Отметим, что время работы Зарипова совпадает со временем, когда татарстанским минфином (с 1996 по 1998 годы) руководил Минниханов. В 1999 году, когда он уже был премьер-министром, Зарипов становится замдиректора департамента казначейства министерства финансов РТ, а с 2000 и до 2012 года руководит управлением федерального казначейства по РТ. В 2012 году Зарипов сменил на посту главы госкомитета РТ нынешнего гендиректора АО «Татэнерго» Раузила Хазиева.


Вот что в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» 2014 года ответил Зарипов на вопрос нашего читателя: «А чей это сынок?» «Мой папа 1932 года рождения, он отработал на заводе 44 года рабочим. Мама – 1936 года, сейчас на пенсии. Никто из родственников высокие посты не занимал, я первый, кто стал начальником», – сказал Зарипов.

Наши источники подтверждают, что Зарипов – человек из ближнего круга Минниханова, который пользуется его доверием. Но все-таки он не строитель, а финансист. Не исключено, что его целью будет расчистка хвостов Госжилфонда и глобальный аудит наследия Абдуллина. И кто знает – может быть, и глубокое переформатирование созданной 21 год назад структуры, о полезности или бесполезности которой давно уже ломаются копья в высоких кабинетах.