Уже 14-й по счету Казанский международный фестиваль мусульманского кино открылся накануне в «Пирамиде» Уже 14-й по счету казанский международный фестиваль мусульманского кино открылся накануне в «Пирамиде» Фото: gossov.tatarstan.ru

«ПРОСТО МИЛЯУША ЛЯБИБОВНА ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫХОДИТЬ — ЭТО ТОЧНО»

«А вот я японцев вообще не воспринимаю», — жаловалась взрослая дама своим подругам. Дело было возле красной ковровой дорожки в разгар традиционной церемонии перед официальным открытием уже 14-го по счету казанского фестиваля мусульманского кино. Ополчились женщины — судя по всему, завсегдатаи бесплатных показов феста — почему-то на одну из программ форума под названием «Дни японского кино» и, в общем, в этот момент были далеки от торжества гуманизма и толерантности, о чем все эти годы говорят участники КМФМК.

Так что корреспонденту «БИЗНЕС Online» пришлось найти взглядом других героев, чтобы восстановить количество и того и другого в организме, что было делом нехитрым. Вот рядом оказался кто-то из китайских участников фестиваля. Он очень методично и сосредоточенно ел чак-чак – очевидно, делал это не без удовольствия. Установить происхождение лакомства в руках молодого человека было нетрудно — его держали на подносах девушки в национальных костюмах, встречавшие тех, кто проходил по ковровой дорожке. Кстати, за барышнями очень строго следила шеф конкурсов «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова, кажется, единственная из здесь присутствовавших, кого не очень интересовали собственно герои феста. Дальше всех порадовал народный артист РТ, актер театра им. Камала Ильдус Габдрахманов: 51-летний мужчина появился весь в черном, в кожаных перчатках и с хвостиком в волосах, изображая то ли Майкла Джексона, то ли байкера, то ли друга Кунг-фу панды, то ли партнера Стивена Сигала по айкидо. В любом случае выглядело все это эффектно и очень позитивно. Наконец, окончательно поверить в то, что казанский фестиваль — это торжество гуманизма и толерантности, заставили эффектные красные носки композитора Эльмира Низамова.

Вдоль дорожки традиционно собралась сотня-другая зрителей, которые, надо сказать, довольно бодро встречали участников и даже откликались на просьбу ведущего – помахать руками и пошуметь Вдоль дорожки традиционно собралась сотня-другая зрителей, которые, надо сказать, довольно бодро встречали участников и даже откликались на просьбу ведущего помахать руками и пошуметь Фото: Сергей Елагин

Вдоль дорожки традиционно собралась сотня-другая зрителей, которые, надо сказать, довольно бодро встречали участников и даже откликались на просьбу ведущего помахать руками и пошуметь. Наверное, было не так круто, как на недавнем семинаре Тони Роббинса в «Олимпийском», зато на общественных началах и голом энтузиазме. «Просто Миляуша Лябибовна отказывается выходить — это точно», — так мотивировал конферансье публику, преимущественно старшего возраста, на аплодисменты. Кстати, если верить представлению, то Миляуша Айтуганова лишилась приставки «исполнительный» к своей директорской должности на фестивале, так что теперь официально может считаться его полноправной хозяйкой. Она была в хорошем настроении, не отказывала желающим сфотографироваться, и это несмотря на некоторые организационные трудности. Например, не всем понравился переезд КМФМК в «Ривьеру» (там в этом году и показывают кино, и устраивают творческие встречи) — все-таки далековато от центра.

Некоторые VIP'ы тем временем проигнорировали «ковровую» церемонию. Министр культуры Ирада Аюпова уже рулила внутри «Пирамиды», а депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов скромно прошел к входу, попав по ходу пару раз в дружеские объятия.

В итоге, по субъективному рейтингу «БИЗНЕС Online», самым стильным гостем красной дорожки следует признать Айдара Шарипова. Этот молодой оператор, уже успевший в местной прессе хорошо «проехаться» по татарстанскому кинематографу, на фестивале представляет казахский фильм «Ласковое безразличие мира», который участвовал в престижной программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года. Видимо, смокинг Шарипов сохранил как раз с подобной церемонии на Лазурном Берегу. Самым эффектным стоит назвать выход художника Даниила Fay в шубе, а за неформальность нужно поощрить зампредседателя Госсовета РТ Римму Ратникову, которая часть пути прошла с телефоном у уха, параллельно решая важные государственные вопросы, но не забывая при этом улыбаться и кивать окружающим.

Из именитых российских актеров перед публикой предстали Ирина Алферова, Марат Башаров, Эммануил Виторган. Из именитых российских актеров перед публикой предстали Ирина Алферова, Марат Башаров, Эммануил Виторган Фото: Сергей Елагин

«ИСКАНДЕР, А ПОЧЕМУ ТЕБЯ СЕГОДНЯ ВЕСЬ ВЕЧЕР НАЗЫВАЮТ МАРАТОМ БАШАРОВЫМ?»

Из именитых российских актеров перед публикой предстали Ирина Алферова, Марат Башаров, Эммануил Виторган. На двух последних стоит остановиться особо. Дело в том, что экс-супруга Башарова, в рукоприкладстве над которой обвиняли артиста несколько лет назад, — это племянница Виторгана. И тогда в прессе Эммануил Гедеонович нелицеприятно отзывался о Марате Алимжановиче. Видимо, организаторы об этом не помнили и, сами того не желая, добавили церемонии открытия перчику.

В ожидании первых лиц, наблюдая за потоком машин, проезжавших мимо «Пирамиды», подумалось: было бы здорово, остановись сейчас перед красной дорожкой красный же автобус 6-го маршрута с надписью «Северный — речной порт», в дверях которого, например, «безбилетник» Башаров и «кондукторша» Алферова разыграли бы актерский этюд.

Наш Бабай был на этот раз без Сакины ханум, но с экс-гендиректором ЮНЕСКО Ириной Боковой Наш Бабай был на этот раз без Сакины ханум, но с экс-гендиректором ЮНЕСКО Ириной Боковой Фото: Сергей Елагин

Но это на будущее, а пока из белой бэхи вышел Фарид Мухаметшин, после чего многие подумали, что препати окончена: ну кто может здесь появиться круче, чем глава татарстанского парламента? Ан нет, и вот приезжает бессменный президент казанского фестиваля шейх Равиль Гайнутдин с внушительной группой поддержки, в которую входили, скажем, Дамир Мухетдинов и Фарит Фарисов. Всё, можно идти в зал? Нет! Мощной кодой церемонии красной дорожки стало появление на ней Минтимера Шаймиева. Наш Бабай был на этот раз без Сакины ханум, но с экс-гендиректором ЮНЕСКО Ириной Боковой, которая приехала в Казань на форум по межкультурному диалогу.

В самом концертном зале «Пирамиды» бросалось в глаза то, что часть мест в партере была отдана под стулья и пюпитры для музыкантов — церемонию открытия сопровождал оркестр La Primavera Рустема Абязова. В буфете между тем с полок убрали все бутылки с алкогольными напитками, хотя карта бара лежала рядом с прейскурантом цен на чай, кофе и выпечку. «У вас карта бара сегодня — это такая оригинальная часть декора?» — поинтересовался журналист «БИЗНЕС Online». Оказалось, что нет — горячительное вполне можно было заказать. Правда, справедливости ради стоит отметить, что желающих корреспондент так и не заметил.

В самом концертном зале «Пирамиды» бросалось в глаза, что часть мест в партере была отдана под стулья и пюпитры для музыкантов – церемонию открытия сопровождал оркестр  La Primavera Рустема Абязова В самом концертном зале «Пирамиды» бросалось в глаза то, что часть мест в партере была отдана под стулья и пюпитры для музыкантов — церемонию открытия сопровождал оркестр La Primavera Рустема Абязова Фото: gossov.tatarstan.ru

Пока народ еще занимал свои места, нельзя было не заметить, как в районе балкона активно перемещалась в ярко-голубом брючном костюме Аюпова. Видимо, VIP-персон было так много, что правильно всех рассадить оказалось непростой задачей, которую Ирада Хафизяновна со товарищи все же в конце концов решила.

Ведущими церемонии открытия стали главная нынешняя звезда татарской театральной сцены Искандер Хайруллин и актриса, продюсер Наталья Громушкина, пожалуй, больше известная как экс-третья жена Александра Домогарова. Самый яркий момент их конферанса был такой. Видимо, кто-то решил, что ведущим церемонии будет Башаров. Когда московский гость появился на сцене, то спросил Хайруллина: «Искандер, а почему тебя сегодня весь вечер называют Маратом Башаровым?» «Наверное, потому, что мы с тобой оба красивые!» — таким был ответ премьера Камаловского театра.

Нововведение этой церемонии открытия – главные официальные речи были произнесены не ближе к концу, а в самом начале. Самую официальную из них, с элементами отчета о проделанной работе, произнес спикер Мухаметшин Нововведение этой церемонии открытия — главные официальные речи были произнесены не ближе к концу, а в самом начале. Самую официальную из них, с элементами отчета о проделанной работе, произнес спикер Мухаметшин Фото: gossov.tatarstan.ru

«НЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ С МАЗХАБАМИ ДО КОНЦА, РАЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СУННИТОВ И ШИИТОВ И ТАК ДАЛЕЕ»

Нововведение этой церемонии открытия — главные официальные речи были произнесены не ближе к концу, а в самом начале. Самую официальную из них, с элементами отчета о проделанной работе, произнес спикер Мухаметшин.

Что касается музыкальных номеров, то они были вполне хороши, что-что, а «зур концерт» на правительственном уровне в Татарстане устраивать умеют. Но ни певица Зара, ни группа «Бастау» из Казахстана, конечно, не могли затмить выступления такого мастера художественного слова, как первый президент Татарстана. Минтимер Шарипович был привычно афористичен и подчеркнуто повторял одну и ту же мысль по-татарски и по-русски.

«Я уже один разучился ходить за время, пока мы занимались возрождением нашего наследия», — шутил Шаймиев, представляя бывшего гендиректора ЮНЕСКО Бокову, при которой Болгар и Свияжск вошли в число объектов всемирного наследия этой организации. «Ну как с такими людьми не творить, не работать, не находить общего языка?!» — сказал госсоветник РТ, обращаясь к коллеге. Бокова же на приличном русском языке напомнила Шаймиеву, что тот «20–30 раз приезжал в Париж», и назвала первого президента РТ великим гуманистом.

Касаемо музыкальных номеров — они были вполне хороши, что-что, а «зур концерт» на правительственном уровне в Татарстане устраивать умеют Касаемо музыкальных номеров, они были вполне хороши, что-что, а «зур концерт» на правительственном уровне в Татарстане устраивать умеют Фото: gossov.tatarstan.ru

После взаимного обмена любезностями и «маленького, но красивейшего» букета для международного чиновника из Болгарии Шаймиев вернулся и к самому фестивалю. Оказалось, что его идея пришла к тогда еще главе республики в... Каннах, который Шаймиев посещал в составе российской делегации: «Ходил, смотрел зал, в котором проходит Каннский кинофестиваль. И тогда я сказал нашему окружению: „Если есть Каннский, почему не должно быть казанского кинофестиваля?“ И вот отсюда пошла эта история».

Говорил госсоветник РТ и о более глобальных вещах: «Я должен сказать, что мусульманский мир очень непрост... Мы с вами знаем, что он очень неспокоен и разнообразен: не определились с мазхабами до конца, разные течения суннитов и шиитов и так далее. Недоброжелатели всегда использовали, используют эти противоречия, стараются их подогревать. Есть разные течения, мир большой. Главное — стараться понять друг друга».

Президент фестиваля шейх Гайнутдин был на этот раз на редкость лаконичен для себя и говорил всего 7 минут, продолжая мысль Шаймиева: «Мусульман показывают с очень негативной стороны. И мы всегда оправдываемся, что ислам — это религия мира, религия добра, религия взаимопонимания, религия сотрудничества. Но, к сожалению, некоторые люди, которые говорят, что являются мусульманами, дают поводы для того, чтобы обвинять ислам и мусульман. А вот мы в свое время поняли, ведь и языком искусства, в том числе и киноискусства, можно показать дух ислама, показать открытость ислама. И мы поняли: если мы будем развивать диалог, нас узнают».


Кстати, надо отдать должное первому президенту РТ: он присутствовал на церемонии почти до конца, хотя это были довольно утомительные 2,5 часа, а когда уехала Бокова, то Минтимер Шарипович, как настоящий дамский угодник, нашел собеседника в лице председателя жюри этого года, туркменской актрисы, народной артистки СССР Мая-Гозель Аймедовой.

А на сцене Виторган и Громушкина пели, Алферова и Башаров читали стихи. Последний благодарил Аллаха за то, что тот наконец-то дал ему работу в Татарстане, и просил жюри обратить внимание на фильм «Мулла», который присутствует в конкурсной программе. Интересно, что, по признанию сотрудников пресс-службы феста, при этом больше всего заявок на интервью пришло на американского актера Шона Стоуна, самое примечательное в биографии которого — это его отец, Оливер Стоун. Зато Стоун-младший работает на Russia Today и даже вроде как принял ислам. Видимо, это еще одна примета нашего возвращения к советскому прошлому — приглашение пусть и не самых известных в мире культуры американцев, зато с прогрессивными взглядами. Роль коллективного «доктора Хайдера» на фестивале отдана авторам фильма «Поле битвы», где снимался Стоун-младший, в котором рассказывается о встрече ветерана иракской войны с таксистом, беженцем из этой страны.

А еще было объявлено, что сразу после церемонии здесь же покажут фильм — открытие форума, «Саякбай. Гомер XX века» (Киргизия), одним из героев которого стал Чингиз Айтматов. Идея справедливая, ведь на серьезных кинофестивалях так и происходит. Но обычно этому предшествует лаконичное короткое открытие, после чего и переходят к самому главному — к кино. Накануне же после «зур концерта» мало у кого в десятом часу вечера оставались силы на просмотр серьезной картины. «Завтра людям на работу», — справедливо заметил кто-то в зале.