«Много раз приходилось слышать, что татарский язык нужно популяризировать, петь песни, плясать. То есть учитель татарского языка должен быть артистом или клоуном цирка?» — задается вопросом бывший преподаватель татарского языка школы Иннополис, ныне — преподаватель родного русского языка Ксения Зарипова. В своем материале для «БИЗНЕС Online» накануне нового учебного года она констатирует, что учителя татарского, несмотря на все заверения властей республики, остались не у дел.
Ксения Зарипова накануне нового учебного года констатирует, что учителя татарского, несмотря на все заверения властей республики, остались не у дел
«ПРЕДМЕТ «ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК» В РАСПИСАНИИ УЖЕ НЕ ОТОБРАЖАЕТСЯ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО ОБЩЕЕ НАЗВАНИЕ — «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Традиционный отпуск подходит к концу, но впервые в своей жизни я собираюсь на работу как будто в никуда: не знаю, что меня ждет в новом учебном году. Нет, меня не дети пугают, не бумажная волокита, которая забирает треть времени учителя, но становится не очень комфортно от неопределенности ситуации с преподаванием моего предмета — татарского языка и литературы. Но, к сожалению, предмет «Татарский язык» сейчас в расписании уже не отображается, есть только одно общее название для всех национальных языков — «Родной язык».
Прошел почти год с тех пор, как отменили обязательное преподавание татарского языка в школах республики. Чего только не услышали в свой адрес учителя татарского языка и литературы: были и громкие обещания, что ни один учитель до конца учебного года не будет уволен, что все пройдут переподготовку. Но кто проконтролировал ситуацию? Да никто! Были и увольнения, были и выживания учителей из школы.
Учителей татарского языка отправили на переподготовку. Да, прямо посередине учебного года отправили на курсы переподготовки продолжительностью 390 часов. Да люди учились по пять лет в вузах, чтобы освоить азы предметной области! А что было у нас? Реклама учебно-методических комплексов.
Были и оскорбления, унижения, вплоть до того, что учителям татарского предлагали ехать обратно в деревню «пасти коров» вслед за Фаттаховым (бывший министр образования РТ Энгель Фаттахов, ныне глава Актанышского района РТ, — прим. ред.).
Всем почему-то не нравится методика преподавания татарского языка, но я как учитель могу твердо сказать, что преподавание любого предмета в первую очередь зависит от педагога. Если у человека нет желания работать, пусть он освоит хоть 100 методик, толку от преподавания таким учителем не будет.
«Были и оскорбления, унижения, вплоть до того, что учителям татарского предлагали ехать обратно в деревню «пасти коров» вслед за Фаттаховым»
«НАС КАК НЕ СЛЫШАЛИ, ТАК И НЕ СЛЫШАТ»
Мне много раз приходилось слышать, что татарский язык нужно популяризировать, привлекать детей на уроках интересными методами, петь песни, плясать и еще много чего. То есть учитель татарского языка должен быть артистом или клоуном цирка? Да и так уже в качестве массовки на различных мероприятиях в большинстве своем выступают преподаватели татарского языка. Не заполнен зал концертный, где выступает малоизвестный артист? Не проблема — пойдут учителя татарского языка. Нужна массовка? Нет вопросов — пойдут они же...
Недавно в Казани прошел всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы. Как я и ожидала, формат проведения мероприятия ничем не отличался от съезда КПСС, но больше всего меня удивили выступления делегатов съезда. Большинство из них рассказывали, как хорошо преподается татарский язык в их школах, сколько в республике татарских школ и тому подобное. Как будто проблем с преподаванием татарского языка в школах и вовсе нет! Одна из выступающих так и сказала: «Что, к нам приезжают из Москвы и говорят: „Не учите татарский язык?“? Нет же, мы как учили, так и учим с детьми свой родной язык». Согласна, есть школы, где часы преподавания татарского языка остались на том же уровне, но не нужно забывать об учебных заведениях, где в начальной школе на изучение татарского языка и литературы (совместно) выделили всего 1 час в неделю! Русский язык и литература при этом изучаются 9 часов в неделю.
Недавно в Казани прошел всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы — формат проведения мероприятия ничем не отличался от съезда КПСС
На этот съезд в основном были приглашены учителя, работающие в татарских школах, а тех учителей, которые напрямую столкнулись с проблемами преподавания нашего родного языка, практически не было. После съезда мы обсудили с ними этот вопрос и пришли к выводу, что нас как не слышали, так и не слышат.
Также прозвучали слова, что изучать татарский язык нужно дома, общаясь с детьми на татарском. Тут я как человек, который испытал на себе все прелести ассимиляции, никак не могу согласиться. Вот родители с утра оставляют своих чад в детских садах, школах и забирают их только вечером. Дети весь день находятся в русскоязычной среде. Вечером после работы родители уставшие, особо не разговорчивы, а мамы, которые выступают в роли хранителей языка, и вовсе заняты: им нужно приготовить ужин, прибраться... А ребенок садится за просмотр мультфильмов. И что он смотрит? Кроме как посмотреть каналы Nickelodeon и «Карусель», ему больше ничего и не остается, так как «Шаян ТВ», который должен был транслировать мультфильмы и интересные передачи на татарском языке, вещает только в дневное время и как отдельный канал до сих пор так и не заработал.
Василь Шайхразиев повторяет одну и ту же фразу: «Нужно работать с родителями и детьми». Но кто должен это делать? Кто-нибудь работает или работал с ними?
«СКОРО, СКОРЕЕ ВСЕГО, НАЧНЕТСЯ МИССИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Также из раза в раз председатель нацсовета «Милли Шура» Василь Шайхразиев, в том числе и на вышеупомянутом форуме, повторяет одну и ту же фразу: «Нужно работать с родителями и детьми». Но кто должен это делать? Кто-нибудь работает или работал с ними? Нет и еще раз нет. Составы первоклассников уже сформированы, заявления написаны. И официальная статистика в 70 процентов (выбравших татарский язык в качестве родного — прим. ред.) очень далека от реальности. Среди моих знакомых много родителей первоклашек: с ними никто не встречался, никаких бесед не проводил, не объяснял реалий. Интересно, с какими виртуальными родителями работал и работает ВКТ?
Конечно же, есть семьи, в которых родители заботятся о том, чтобы их ребенок воспитывался и получал образование на своем родном языке. Они возят детей из одного конца города в другой в татарские детские сады и школы, пытаются своими силами привить любовь к языку. Я знаю семью, которая возит своих детей в татарскую гимназию в Московском районе Казани из Пестречинского района республики! Есть люди, которые самостоятельно пытаются решить вышеуказанные проблемы, занимаются переводом популярных мультфильмов и книг на татарский язык. Насколько хватит этих людей без поддержки государства? Я уверена: они бы тоже хотели, чтобы в шаговой доступности от их дома — во дворе — была школа с татароязычной средой. Такая школа, где бы их детям не пришлось переходить на русскоязычное обучение из-за единого государственного экзамена и всероссийских проверочных работ, которые можно сдавать только на русском языке. Почему русскоязычные дети обеспечены такой возможностью, а татарские — нет? Даже в Казани... За последние 13 лет в столице РТ открылось 19 школ — и ни одна из них не татарская!
«Есть семьи, в которых родители возят детей из одного конца города в другой в татарские детские сады и школы, пытаются своими силами привить любовь к языку»
Мне часто говорят: «Кто вам мешает учить ваш татарский? Учите сколько хотите, но нам его не навязывайте». Да, мы хотим учить его, но, как я уже сказала, в условиях глобализации без поддержки государства ни один язык не выживет. Чтобы выучить язык, нужна языковая среда, погружение в эту среду с головой. Таких условий для изучения татарского языка у нас пока нет. Раньше в татарских районах республики уровень еще держался, но все эти ЕГЭ и ВПРы, которые можно сдавать только на русском, внесли свои коррективы: сейчас во многих школах в городах и районах со стопроцентным татарским населением изучают предметы на русском языке.
В заключение хочу сказать лишь одно: я как учитель очень разочарована. Учителей татарского языка и литературы не поддержало ни государство, ни власти Татарстана. К сожалению, многие уже не верят в то, что положение изменится. Преподаватели молча отступают и покидают ряды учителей или меняют сферу деятельности. К примеру, прекрасный учитель — молодой мужчина — был вынужден уехать из Казани в другой город, так как ему для ставки педагога не хватило четырех часов.
Недавно был репортаж по ТНВ, из которого следовало, что в другие регионы и страны требуются учителя татарского языка и литературы. И скоро, скорее всего, начнется миссионерское движение. Да, по-другому это назвать нельзя. Есть еще среди нас учителя с запалом, готовые покинуть родную страну, родной город ради развития и сохранения татарского языка. Но кто уготовил учителям татарского языка и литературы роли артистов цирка и миссионеров?
Ксения Зарипова
Ксения Зарипова — преподаватель татарского языка и литературы, родного русского языка школы Иннополис, координатор сообщества татароязычных родителей Республики Татарстан.
Родилась в 1975 году в Актанышском районе Республики Татарстан. В 1997 году окончила Елабужский педагогический институт по специальности «филолог». Участник научно-практических конференций по сохранению татарского литературного наследия, делегат VIII всемирного форума татарской молодежи. Автор печатных статей, где освещены вопросы развития татарской литературы и воспитания детей. Проходит курсы наставника Университета Талантов. Награждена почетной грамотой министерства образования и науки Республики Татарстан за подготовку победителей олимпиады по татарскому языку и литературы. Замужем. Воспитывает четверых детей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 265
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.