«За хулиганство платить не будут, но сообщений о терроризме и убийствах станет больше», — оценивают эксперты «БИЗНЕС Оnline» приказ МВД о поощрении гражданских информаторов. Гонорар за ценные сведения — до 10 млн, причем премию до 500 тыс. может назначать начальник МВД регионального уровня или его зам. В Татарстане богатая история подобных наград: за инкассатора Богаченко, за убийцу Гульшат Котенковой, за кладбищенских вандалов. Далеко не все они нашли «героев».
Минюст РФ узаконил выплату наград за ценную информацию для следствия
ОТ 50 ТЫСЯЧ ДО 10 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ – ЗА ЦЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ
Министерство юстиции России утвердило порядок выплат вознаграждений информаторам полиции, передает «Коммерсант». Как только документ будет официально опубликован на сервере органов госвласти, органы полиции по всей стране будут вправе предлагать гражданам материальное поощрение за ценную информацию – от 50 тыс. до 10 млн рублей. До этого практика денежных вознаграждений нигде не прописывалась, хотя и использовалась неформально. Публично же гражданские информаторы могли в основном рассчитывать на ведомственные медали и грамоты. Очевидно, что в современном мире этого недостаточно, и полиция решила закрепить законодательно полезный способ получения ценных сведений.
Подробная процедура раздачи таких вознаграждений прописана в приказе МВД России за подписью Владимира Колокольцева от 6 июня 2018 года. Так, согласно документу, их могут получить не только граждане России, но и иностранцы, и лица без гражданства. Словом, лишь бы помог раскрытию преступления. Принять решение о выплате может ограниченный круг лиц: министр внутренних дел РФ (если сумма награды превышает 3 млн рублей), его заместители (если сумма составляет до 3 млн) либо местный начальник МВД или его заместитель – начальник полиции (могут согласовать сумму до 500 тыс. рублей). В случае с Татарстаном это могут сделать министр Артем Хохорин или его замы.
Полиция будет публиковать объявление о вознаграждении на собственных интернет-ресурсах и в СМИ. В объявлении будет четко прописано, за что и какую сумму получит информатор. Награду заплатят гражданину «в случае инициативного предоставления достоверной информации в период размещения объявления». Решение о выплате будут принимать либо после задержания преступников, объявленных в розыск, либо после предъявления обвинения лицам, либо после закрытия уголовного дела – если продвижению этих действий помог гражданин.
Платить вознаграждение будут из фонда самого МВД – по согласованию с департаментом по финансово-экономической политике ведомства. Перед тем как объявить о вознаграждении, полицейский отдел должен будет согласовать сумму с департаментом. О решении выплатить награду гражданина уведомят в течение 14 дней (а об отказе выплатить – в течение 7 дней), после чего полиция оформляет выдачу денег наличным или безналичным путем – на банковский счет. Если информатор получил деньги наличными, он оформляет соответствующую расписку.
Власти Нижнекамска в январе этого года вручили сертификат на миллион рублей за информацию о предполагаемом убийце Гульшат Котенковой
«ЛЮДИ РАЗНЫЕ: КТО-ТО В ЭТОМ ВИДИТ СВОЕ ОБОГАЩЕНИЕ, КТО-ТО БУДЕТ СТАРАТЬСЯ ОЧИСТИТЬ ОБЩЕСТВО»
Источник «БИЗНЕС Online» в МВД по РТ предупреждает, что получить вознаграждение будет нелегко. «За пространные сведения кто будет платить деньги? Только если это реально будет способствовать поимке преступников. Но в этом вопросе много формальностей, ты же не можешь просто так позвонить, сообщить что-то и деньги забрать. Это не так просто: надо прийти в управление, дать показания, которые потом будут проверяться, и, если информация действительно стоящая, награда найдет своего героя», — заметил источник издания.
Между тем в Татарстане объявление награды на помощь в поимке опасных преступников не редкость уже сейчас. Например, власти Нижнекамска в январе этого года вручили сертификат на миллион рублей за информацию об убийце Гульшат Котенковой. Деньги получил заместитель генерального директора завода «Техно-Колор» Радик Сибгатуллин — именно его заявление в полицию о странном поведении нового сотрудника предприятия Даниила Котенева привели силовиков к нынешнему подозреваемому. При этом Сибгатуллин поступил благородно — передал миллион вдовцу погибшей, Евгению Котенкову, на попечении которого осталась грудная дочь.
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Сибгатуллин заявил о том, что приветствует новый порядок поощрения информаторов силовиков, который утвердил минюст. «Люди бывают разные: кто-то в этом видит в первую очередь свое обогащение, кто-то будет стараться очистить общество, — заметил собеседник издания. — В любом случае, если итог будет положительным и преступник будет пойман, неважно, чем руководствовался информатор — желанием обогатиться или работал бескорыстно. В любом случае это пойдет на пользу следствию, я это поддерживаю».
При этом Сибгатуллин не исключает, что инициатива породит как охотников за головами, которые будут рыскать в поисках вознаграждения, так и коррупционные риски в среде самих правоохранителей. К примеру, некоторые сотрудники полиции на финальной стадии дела могут передать сведения о местонахождении преступников своим поверенным, чтобы впоследствии поделить с ними награду. «Я полагаю, что такие риски есть, люди в первую очередь думают о своем обогащении, но можно четко прописать порядок выплат, исключив вероятность коррупции, или отладить механизм поощрения в процессе работы. В конце концов, коррупция как была, так и будет, она не должна останавливать такие инициативы, — заключил собеседник издания, заметив, что ему взаимодействовать с полицией понравилось. — Они быстро сориентировались, все организовали и провели задержание. Сработали оперативно».
Еще осенью 2016 года Рустам Минниханов объявил вознаграждение в 5 млн рублей за информацию о вандалах, разрушивших надгробия на Ново-Татарском кладбище
ЗА ЧЬИ ГОЛОВЫ ОБЕЩАЛИ МИЛЛИОНЫ?
Чаще всего публичная инициатива материальных поощрений исходила от президента Татарстана Рустама Минниханова. Напомним, еще осенью 2016 года глава республики объявил вознаграждение в 5 млн рублей за информацию о вандалах, разрушивших надгробия на Ново-Татарском кладбище. От рук вандалов пострадала в том числе могила Салиха Сайдашева. МВД по РТ возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»), дело впоследствии передали в следственный комитет. Однако по сей день неясно, сыграло ли вознаграждение заметную роль в движении расследования. В феврале этого года глава МВД по РТ Артем Хохорин заявил, что злоумышленники найдены. «По нашим данным, мы знаем, кто его совершил. Но пока доказать причастность этих лиц к совершению преступления не удалось», — отметил Хохорин.
Второй случай объявления награды президентом РТ касается жестокого убийства неонацистами в феврале 2017 года студента КФУ родом из Чада Тиджани Хассана. Минниханов поручил взять расследование под особый контроль и назначил вознаграждение в 1,5 млн рублей за информацию, которая может помочь выйти на след и поймать преступника. Уже через 18 дней после трагедии были задержаны предполагаемые виновные — 21-летний Руслан Архипов и 19-летний Роман Халилов. Розыском занимались сотрудники МВД и УФСБ по РТ.
Коммерческие структуры также порой не прочь простимулировать информаторов в тех случаях, когда преступление их напрямую касается. Так было в случае с ограблением инкассаторской машины Сбербанка Игорем Богаченко. Поначалу банк объявил о том, что выплатит миллион рублей за помощь в поимке охранника, в январе 2015 года выстрелившего в ногу напарнику и скрывшегося с фургоном, в котором находились 63 млн рублей. Однако никто из гражданских информаторов так и не сорвал банк — пресс-служба кредитной организации объявила, что миллион не будет выплачен, так как помощь полиции никто не оказал. В то же время Сбербанк выразил полицейским благодарность за профессионализм и оперативность в раскрытии преступления.
МВД по РТ также уже вступало на путь объявления награды — самый громкий подобный случай произошел в 2013 году, когда все полицейские силы Елабуги были брошены на поиски маньяка, который жестоко изнасиловал и бросил умирать в сугробе 8-летнюю девочку. Поначалу группа депутатов из Елабуги пообещала заплатить за любую полезную информацию об изверге и его местонахождении 500 тыс. рублей. Позднее МВД России пообещало выплатить 1 млн рублей за достоверные сведения, которые помогут выйти на след маньяка-педофила. Спустя несколько лет педофил был задержан, им оказался 67-летний местный житель, который во всем признался. Однако награда в этом деле также не сыграла никакой роли — никому из информаторов следствия деньги не достались.
Коммерческие структуры также порой не прочь простимулировать информаторов в тех случаях, когда преступление их напрямую касается. Так было в случае с ограблением инкассаторской машины Сбербанка Игорем Богаченко
«ЕСЛИ ТЫ НЕ СООБЩАЕШЬ, ТО СТАНОВИШЬСЯ СОУЧАСТНИКОМ»
Рафил Нугуманов — депутат Государственного Совета РТ пятого созыва, общественный уполномоченный по реализации экономической амнистии в РТ:
— Такая практика всегда существовала. Вы же знаете, что если в каком-то округе или в каком-то субъекте Федерации происходило серьезнейшее преступление, которое возмущало весь народ, то губернатор, МВД или какой-то спонсор находили деньги и объявляли о такого рода вознаграждении. А когда раскрывали преступление – отдавали деньги.
Но такие вещи были как бы полузаконными, а сейчас им просто придали законную силу. И я думаю, что специально где-то бегать, искать преступника, чтобы получить за это деньги, никто не будет. Но кто будет иметь информацию, тот ее выдаст и получит за это деньги. А делить... Делить все можно. Но это же незаконно. Это незаконный распил. Но для этого есть соответствующие службы: следственный комитет, суд, которые и поставят в такой ситуации точки над i. Такие сотрудники не будут где-то коррупционно делить эти деньги. Так что я думаю, что нормальный документ появился, нужный документ.
Я думаю, что после выхода такого документа минюста ни президент республики, ни коммерческие структуры не перестанут жертвовать деньги на поощрение граждан, помогающих раскрывать преступления. Если произойдет какое-то дерзкое преступление с жертвами, то я думаю и президент, и какие-то богатые люди помогут финансово. Им никто не запрещает это делать.
Раньше таких фактов было множество, сотни! Даже если посмотреть газеты прошлых времен, то часто видишь: такой-то задержал, такой-то помог. Вознаграждение, конечно, тогда было небольшим. Начальник полиции или отдела МВД вручал какой-нибудь ценный подарок, благодарность или почетную грамоту. Это всю жизнь было, есть и будет, потому что всегда есть категория граждан, которые мимо не пройдут, а их надо поощрять.
Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:
— Эта практика существует во многих цивилизованных странах мира, и я считаю, что у нее очень большое профилактическое значение. Сам факт того, что кто-то может за деньги тебя выдать и человек может активно проявить свою гражданскую позицию, может удержать людей от совершения преступлений. Потому что сейчас свидетелей днем с огнем не сыщешь, ведь на них это накладывает определенные неудобства, связанные с потерей рабочего времени, и я считаю, что они хоть таким образом смогут увеличить доказательную базу. В США есть практика поощрения розыска преступников. Так они поддерживают гражданскую активность людей, и ничего в этом плохого нет, потому что это тот же самый труд, те же самые риски. Ну а то, что существуют коррупционные риски, — они существуют при любой форме распределения денег. Те же госзакупки любых материальных ресурсов ничем, по сути, не отличаются от того, что мы будем покупать информацию. Поэтому здесь мы ничего совершено нового не изобретем. Нужно будет выстраивать хороший системный контроль. Но мне, в принципе, нет разницы – раскроют ли преступление с помощью активного гражданина или его раскроют недобросовестные сотрудники полиции в компании с доверенными лицами... Главное, что преступление в принципе будет пресечено. Мне без разницы, куда эти деньги уйдут – полицейскому или информатору. Главное, чтобы преступление было раскрыто. Это куда важнее, чем следить, куда деньги ушли. Поэтому пусть хоть таким способом зарабатывают деньги, но самое главное – решают проблемы раскрытия преступлений. Для меня как для гражданина это значительно важнее.
Когда я работал в органах, я видел, что граждане это делали с большой неохотой, потому что никому не хотелось связываться с правоохранительной системой, когда месяцами нужно приходить на допросы, на очные ставки, на судебные заседания. Ведь активная гражданская позиция и патриотизм здесь очень эфемерные понятия. В наше время это подразумевает какую-то форму компенсации. У потерпевших есть чувство мести, желание возместить свои убытки, поэтому они будут давать показания до конца судебного процесса, а потенциальные свидетели не желают связываться с правосудием.
Я считаю, что нам давно пора отказываться от понятия «стукачество» — атавизма советских времен. Это позволяет людям безнаказанно совершать преступления и не чувствовать над собой гражданского контроля. В Германии люди боятся не столько полиции, сколько активности со стороны неравнодушных граждан, которые могут тебя остановить или заявить в полицию. И за счет этого германское общество поддерживается в чистоте и порядке и как следствие – процветает. Только за счет этого в обществе есть порядок. Порядок создают не полицейские, его создают общественные институты, в которых гражданское общество играет главную роль.
Александр Аввакумов — бывший заместитель начальника управления угрозыска МВД по РТ:
— Мне кажется, что вознаграждение коснется какой-то определенной категории людей, находящихся в розыске. Если сообщать о том, что сосед ударил соседа, то о каком вознаграждении здесь идет речь? Если человек совершил какое-то тяжелое преступление, убийство двух-трех людей, и милиция по каким-то причинам не может его найти, то гражданина, сообщившего о местонахождении преступника, конечно же, можно награждать. Охоты за головами не будет, однозначно, потому что очень сложно проникнуть в преступную среду, чтобы человек смог обладать сведениями, представляющими интерес для полиции. Здесь есть определенные сложности, за которые человек будет получать вознаграждение. Оно ведь одноразовое.
Возможны ли при этом коррупционные риски? Я думаю, это маловероятно. Ну вот сообщил я вам, что в такой-то квартире живет преступник. Вы пошли в МВД и рассказали, требуя вознаграждение. Но ведь любой следователь спросит: а как я узнал, что он именно там находится? Обстоятельства получения этой информации будет выяснить очень просто. Шила в мешке не утаишь.
И раньше случаи сообщения граждан о преступниках были, но о вознаграждении речи не шло. Когда я работал, люди помогали «за бесплатно». Но не забывайте, что у нас любой гражданин, который знает о готовящемся или совершенном преступлении, должен сообщить об этом в правоохранительные органы. Это входит в его обязанности. А если ты не сообщаешь, то совершаешь такое преступление, как недонесение, становишься соучастником этого преступления. Существуют обязанности любого порядочного человека, о которых не стоит забывать.
Я не думаю, что после решения минюста о поощрении таких людей станет больше. Я повторюсь: эти выплаты будут относиться к терроризму, убийствам, другим тяжелым формам преступления. А за «Хулиганство» никто платить не будет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.