Минфин РФ подготовил законопроект по введению с 2020 года экологического налога, заменяющего платежи за сбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и прочее вредное воздействие на окружающую среду Минфин РФ подготовил законопроект по введению с 2020 года экологического налога, заменяющего платежи за сбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и прочее вредное воздействие на окружающую среду Фото: duma.gov.ru

НАЛОГ НА СМЕНУ ПЛАТЕЖАМ. В ПАКЕТЕ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НАМЕК НА НОВУЮ «ЭКОСТРИЖКУ» РЕГИОНОВ

Сегодня стало известно о подготовленном минфином РФ законопроекте по введению с 2020 года экологического налога, заменяющего платежи за сбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и прочее вредное воздействие на окружающую среду (ОС). Пакет предлагаемых изменений накануне опубликовали на официальном портале проектов правовых актов РФ. Поступления от платы за негативное воздействие на ОС в консолидированный бюджет РФ в 2017 году составили 14,2 млрд рублей. На 2018 год указанные поступления запланированы на уровне 11,6 млрд рулей, на 2019 и 2020 годы —10,3 млрд рублей соответственно.

В минфине посчитали, что такая динамика поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет РФ свидетельствует о низкой эффективности ее взимания. «Что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

С введением экологического налога разработчики рассчитывают на то, что поступления от этого налога будут выше запланированных. При сохранении действующего уровня налоговой нагрузки разработчики поправок намерены не только повысить эффективность взимания нового налога, но и увеличить поступления в бюджет за счет улучшения качества администрирования. За этим словами кроется возможность применения мер налоговой, административной, а также уголовной ответственности и иные механизмы принудительного и бесспорного взыскания. «Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного УК РФ. Таким образом, в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», — говорится в пояснительной записке.

В числе плательщиков предлагаемого к утверждению налога — организации и физлица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. При образовании твердых коммунальных отходов плательщиками налога признаются операторы по обращению с такими отходами.

В числе плательщиков предлагаемого к утверждению налога — организации и физлица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду Фото: «БИЗНЕС Online»

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ, 159 ТИПОВ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ И СОМНЕНИЕ МИНПРИРОДЫ РФ

Обложению подлежат выбросы в атмосферу от стационарных источников, сбросы веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления. Налоговый период — календарный год. Срок уплаты — не позднее 1 марта, при этом предусмотрены квартальные авансовые платежи для налогоплательщиков, кроме малого и среднего предпринимательства. В качестве налоговой базы, которую компаниям предлагается рассчитывать самостоятельно, признается масса выбросов и сбросов веществ.

Не облагать налогом предлагают негативное воздействие на ОС, производимое в рамках деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней, размещение отходов на объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Без уплаты налога накапливать отходы для утилизации или обезвреживания можно в течение 11 месяцев.

Законопроект прописывает фиксированные налоговые ставки для каждого вида загрязняющего вещества (в документе отражены по 159 типов загрязнителей воздуха и воды), коэффициенты степени опасности и сохраняет весь объем вычетов из налоговой базы в случае реализации плательщиком мер по компенсации негативного воздействия на природу (70% ставки налога), а также повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка компаний превышает установленные регулятором объемы.

Напомним, проработать возможность включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей еще в январе 2018 года поручил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Еще раньше в правительстве РФ обсуждалась идея создания некоего «кодекса неналоговых платежей».

Впрочем, министерство природы и экологических ресурсов РФ уже усомнилось в целесообразности введения нового экологического налога. В министерстве считают, что действующий механизм показал свою эффективность, новый же не приведет к созданию новой отрасли по переработке и что цель нового налога — это только пополнение бюджета.

Обложению подлежат выбросы в атмосферу от стационарных источников, сбросы веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления Фото: eco.tatarstan.ru

«В КОНСОЛИДИРОВАННОМ БЮДЖЕТЕ ДЕНЬГИ ПОТЕРЯЮТСЯ, ЦЕЛЕВЫХ ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ»

Сейчас администратором доходов по плате за негативное воздействие на ОС является Росприроднадзор. Плательщики самостоятельно рассчитывают платежи и сдают отчеты в территориальные отделения ведомства. Уплаченные средства поступают в бюджет и расщепляются на три неравных потока: 55% идет в муниципальный бюджет, 40% — региональный бюджет и 5% — бюджет РФ. О том, как будет «расщепляться» новый налог, в законопроекте минфина ничего не сказано. Лишь в пояснительной записке есть пассаж: «Предполагается, что при сохранении действующих в настоящее время пропорций распределения  сумм экологического налога по бюджетам разного уровня в федеральный бюджет в 2020 году от введения экологического налога поступит около ____ млн рублей» (цифры не проставлены). Таким образом, некоторые сомнения в том, что пропорция останется прежней, у авторов все-таки есть.

«На данный момент 95 процентов платежей остается в республике. Республика использует их целевым образом на природоохранные мероприятия», — говорит руководитель татарстанского Росприроднадзора Фарид Хайрутдинов. К примеру, муниципалитеты могут потратить эти средства на очистку водоемов, оборудование площадок для сбора отходов, покупку контейнеров для сбора ТКО. Выполнение природоохранных мероприятий контролирует министерство экологии и природных ресурсов РТ.

«Если средства будут зачисляться в консолидированный бюджет, то они там потеряются, целевых денег не будет, — уверен Фарид Юсупович. — А сейчас надо развивать сортировку, раздельный сбор отходов, а также их повторное использование и утилизацию. Туда надо вкладываться».

Хайрутдинов вспоминает, что в лучшие годы с территории Татарстана собиралось 900 млн рублей платежей «за негатив природе». Сейчас собираемость упала в два раза, поскольку изменилось законодательство. «Многие предприятия получили освобождение по платежам. К примеру, предприятия 4-й категории уже не платят. Также изменился коэффициент экологического состояния региона, это также дало снижение. К тому же законодательно на два года были освобождены от платежей предприятия за размещение ТКО: ни образователь не платит, ни полигон», — говорит Хайрутдинов. В 2017 году сборы по платежам за негативное воздействие на ОС в РТ составили порядка 450 млн рублей.

Руководитель отмечает, что в 90-е годы уже была попытка передать экологические платежи в налоговые органы, но вскоре их вновь вернули в экологический фонд РТ (с 1991 до 2006 год сбором средств за загрязнение окружающей природной среды занимался экологический фонд РТ при минэкологии РТ). Хайрутдинов отмечает, что для работы с плательщиками за негативное воздействие нужны специалисты, способные разобраться в декларациях, которые сдают предприятия. Важно также иметь базу природопользователей, которые обязаны платить. Всего этого у налоговой службы, по понятным причинам, просто нет. А сегодня в числе плательщиков только по Татарстану порядка 18 тыс. организаций.

Фарид Хайрутдинов Фарид Хайрутдинов вспоминает, что в лучшие годы с территории Татарстана собиралось 900 млн рублей платежей «за негатив природе» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СРЕДСТВА ПРИДЕТСЯ ВЫПРАШИВАТЬ У ДРУГИХ, ЭТО БУДЕТ СОВЕРШЕННО ДРУГАЯ КАРТИНА!»

Глава комитета по экологии Госсовета РТ Тахир Хадеев еще не успел подробно ознакомиться с законопроектом, поскольку находится в отпуске, но слышал об инициативе. «Если экологические платежи пойдут напрямую на пополнение федерального бюджета, тогда целевое назначение платежей потеряется, все будет в общей куче. Поэтому я в раздумье — приду на работу и изучу проект», — обещал Тахир Галимзянович.

«Наполнять бюджет, конечно, нужно. Но данное предложение минфина в любом случае должно учитывать интересы субъекта. Если в Нижнекамске или другом городе предприятия платят за негативное воздействие и у муниципалов не будет инструмента, финансовой возможности использовать эти средства для выполнения природоохранных мероприятий в этом же городе, то [средства] придется выпрашивать у других, это будет совершенно другая картина!» — уверен Хадеев.

Гендиректор ООО «ПромИндустрия» Николай Атласов также уверен, что налог за негативное воздействие на ОС нужно целевыми платежами пускать на развитие индустрии, которая перерабатывает отходы. «У меня возникают вопросы. Как эти деньги будут потом расходоваться? Если все будет уходить федералам, то в сам регион, где произошло это негативное воздействие, как эти деньги будут возвращаться? Непонятно», — рассуждает наш эксперт.

Он вспоминает, что правительство РФ уже принимало необдуманные решения. «В 2016–2017 году, чтобы не разорились полигоны, пришлось отменять им плату за негативное воздействие на окружающую среду. Потому что плата была во много раз выше, чем те тарифы, которые были согласованы на уровне регионов. У меня, как у человека, который в этой отрасли живет и работает, с каждым днем такое чувство, что чем больше наше правительство создает таких подзаконных актов, тем больше возникает путаницы», — говорит Атласов.