Игроки рынка наружной рекламы, через суд выбившие право устанавливать на частных территориях рекламные конструкции, столкнулись с новым ограничением Игроки рынка наружной рекламы, через суд выбившие право устанавливать на частных территориях рекламные конструкции, столкнулись с новым ограничением Фото: kzn.ru

«АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ДО СИХ ПОР НЕ РАЗРАБОТАН»

Новые ограничения в сфере наружной рекламы обсуждали на прошлой неделе участники рынка. Первая встреча оказалась более камерной: представители бизнеса узким кругом собрались в Торгово-промышленной палате РТ, чтобы обсудить новшества. Комитет палаты, собравший мероприятие по наружной рекламе, ждал и представителей исполкома. Но перед самым мероприятием пришло официальное письмо с отказом — встречу по тем же вопросам управление наружной рекламы запланировало на следующий день. Эта новость и задала тон настроению круглого стола — участники немедля приступили к планированию действий и своего небольшого «крестового похода».

Предводителем этого движения стал председатель комитета по предпринимательству в сфере рекламы и информации ТПП РТ Артем Шахидуллин. Среди его недавних заслуг — выигранный суд, признающий право предпринимателей устанавливать рекламные конструкции на частной территории. Предварительно подчеркнув, что он является первопроходцем решения многих юридических аспектов в  области рекламы, Шахидуллин призвал присутствующих не допустить введения новых ограничений на установку рекламных конструкций. Эти ограничения прописаны в проектах постановлений «Об утверждении Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Казани» и «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета от 05.10.2017 №3977».

«Схема размещения рекламных конструкций — муниципальная услуга. На любую муниципальную услугу должен быть разработан административный регламент. Схема у нас согласно закону 2014 года, регламент о внесении должен быть тоже. Но он до сих пор не разработан. Мы пытаемся, толкаемся, чтобы принять его сейчас. А исполком пытается внести ограничения», — заметил Шахидуллин. Больше всего бизнесменов возмутило введение «максимально возможной суммарной площади информационных полей отдельно стоящих рекламных конструкций». Так, согласно новому проекту, в Казани допустимо размещение не более 1,85 тыс. кв. м конструкций сверхбольшого формата. «Они придумали понятие „суммарной площади“ — его в законах федеральных нет. Они хотят нас ограничить. Все, что связано с рекламными конструкциями, прописано в решении Казгордумы. Вот документ, куда надо вносить изменения, а они пытаются в другие акты все это засунуть. Пункт о размещении отдельно стоящих конструкций только на территориях общего пользования я опротестовал в апреле, но он все равно присутствует в документе». 

Принятие проектов казалось почти неизбежным. Тем не менее комитет надеялся все же повлиять на процесс, призывая участников встречи прийти на обсуждение в управление наружной рекламы. Главное — не отмалчиваться, предупредил Шахидуллин. Спикера поддержала Наталья Гаптрахманова, директор рекламного агентства «АтриА». «Сейчас, пока у нас есть шанс что-то сделать с этим, нужно делать. Согласна, что должно быть регламентировано внесение в схему, четких правил регламентирующих нет. Мы хотели, мы собирались и просили: дайте нам регламент, на основании которого будут включать изменения в схему. В итоге получили ограничения суммарной площади — совсем не то, что хотели. Я так же против, чтобы это было хаотично, чтобы рекламные конструкции ставились где угодно и как угодно. Но я считаю, можно разработать такие правила, согласно которым это все будет красиво, аккуратно, без нарушений. Но не ограничивая площади», — резюмировала она.

Предриниматели сразу озвучили представителям исполкома перечень волнующих вопросов Предриниматели сразу озвучили представителям исполкома перечень волнующих вопросов Фото: kzn.ru

 «ВСЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ, КАКИМ ГОРОД БЫЛ»

И предприниматели на следующий день пришли в управление наружной рекламы. Всего собрались 15 человек. Бизнесмены сразу озвучили представителям исполкома перечень волнующих вопросов. Начальник управления наружной рекламы и информации Аскар Багаутдинов сразу признал — размещать на частных территориях рекламные конструкции теперь позволительно. Впрочем, с оговоркой — речь о конструкциях малого формата: пилоны, пилларсы.

«Мы долго к этому шли, и очень прошу относиться к этому с уважением, потому что здесь и ваша заслуга, — взялась разъяснить позицию города главный художник Казани Жанна Белицкая. —  Все представляют, каким город был. Стояли щиты, стояли стелы. И то, что сейчас... Вы видите разницу. Если сейчас устанавливать эти щиты, вообще все типы рекламных конструкций на частных территориях, мы, получается, вернемся в обратное и даже сделаем еще хуже. Все мы были в Нижнем Новгороде, в Самаре. Вам нравится это, вам нравится среди этого жить? Нет, скорее всего», — обратилась она к предпринимателям. Возражающих не нашлось.

Ограничение конструкций «небольшим форматом» необходимо еще и потому, что в основном все рекламные конструкции размещаются на главных улицах города, где существуют требования к оформлению городской среды, обратила внимание Белицкая. «На частных территориях у нас возможно размещение информационных конструкций. Это и щитовые конструкции, и стелы — до 20 метров, в зависимости от территории. Но, естественно, каких-то крупных конструкций там нет, чтобы не закрывать и не перегружать фасады». 

Возможность вносить такие ограничения муниципалитету позволяет федеральный закон, добавил Багаутдинов. «Заблуждаются те, кто думает, что у нас этих полномочий нет. Именно город, муниципалитет регулирует схему размещения, определяя типы, места и количество рекламных конструкций», — заверил он участников рынка.

Жанна Белицкая: «Если сейчас устанавливать эти щиты — вообще все типы рекламных конструкций на частных территориях — мы, получается, вернемся в обратное, и даже сделаем еще хуже» Жанна Белицкая: «Если сейчас устанавливать эти щиты — вообще все типы рекламных конструкций на частных территориях — мы, получается, вернемся в обратное, и даже сделаем еще хуже» Фото: metshin.ru

ЕСЛИ НЕ ОГРАНИЧИВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ЩИТОВ, В НАШЕЙ СХЕМЕ БУДЕТ 10 ТЫСЯЧ КОНСТРУКЦИЙ

 «Мне очень нравится та система, по которой мы сейчас работаем с управлением архитектуры, — взяла слово директор компании „АтриА“. — Поэтому я все-таки хотела бы разрешения на частной территории устанавливать любые форматы — при условии согласования внешнего облика с комитетом внешнего благоустройства», — обратилась она к Белицкой. Гаптрахманова заметила, что и сама выступает против хаотичного размещения конструкций в любых местах. «Но те ограничения, которые вы вводите, например, касаемо указателей, то количество — это почти ни о чем. Тогда нет смысла их вводить совсем», — подытожила она.

Замначальника управления наружной рекламы Ильгам Ихсанов в ответ заметил, что программа, оспариваемая игроками, разработана всего на три года и  допустимое количество указателей может быть увеличено. «Когда программа разрабатывалась, там прописывалось: «с учетом перспективного развития». То есть это не такой большой вопрос». А Белицкая, отвечая на предложение Гаптрахмановой, пояснила: мнение творческой группы, к сожалению, не учитывается в судах, а точка зрения архитектора по поводу внешнего облика очень уязвима. «Спасибо, что вы отмечаете нашу работу, но на самом деле даже у нас нет четких прописанных правил по многим позициям. Все ситуации не пропишешь. И если будет какая-то нестандартная ситуация, они  обязательно найдут лазейку. И появится нечто, что будет уродовать город», — спрогнозировала она.

Чтобы вспомнить, как городское пространство выглядело еще 10 лет назад, участникам продемонстрировали слайды с высокими рекламными билбордами, которые один за другим были выстроены вдоль дороги. «Вот что происходит, если отсутствует контроль, — конца и края нет. Это 2006 год. Ладно там еще дальше мост, а то этот поезд не прекращался бы никогда», — заметил, комментируя слайд, Багаутдинов. Сокращение крупного формата длится уже в течение 10 лет, напомнил он. Новая схема, которую «отторговали» в этом году, предписывает сокращение мест под размещение рекламы на 33%. Осталось 898 конструкций. За это время уже и сами игроки в большинстве своем смирились с новыми правилами. «Для сравнения — в Новосибирске 5 тысяч, — привел пример Багаутдинов. — Но если открывать возможность установки щитов и еще и не ограничивать их количество, то в нашей схеме будет 10 тысяч конструкций». 

Представитель «АтриА» предложила представителям исполкома разрешить оставить на частных территориях хотя бы коммуникационные указатели и стелы. Именно этих форматов, по ее словам, больше всего не хватает игрокам. Оказалось, что вопрос вполне разрешимый. «Если там есть информационные конструкции, если там есть парковки и так далее — не будет возражений, если вы будете их устанавливать, согласовывая к проекту благоустройства», — примирительно заметил Багаутдинов. Белицкая, в свою очередь, обещала подумать, каким образом можно внести изменения в проекты благоустройства.

Чтобы вспомнить, как городске пространство выглядело еще десять лет назад, участникам продемонстрировали слайды с высокими рекламными билбордами, которые один за другим были выстроены вдоль дороги Чтобы вспомнить, как городское пространство выглядело еще 10 лет назад, участникам продемонстрировали слайды с высокими рекламными билбордами, которые один за другим были выстроены вдоль дороги Фото: «БИЗНЕС Online»

 «СУММАРНОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВЫ ОТОШЛИ ОТ ПРАВ, КОТОРЫЕ ВАМ ДАЛ ЗАКОН»

Осознав, что компромисс все же возможен, игроки решили обсудить и другие возмутившие их ограничения. Шахидуллин, в частности, предложил снять ограничение по установке пилонов. «Их вы ограничили только остановками, а заправки страдают», — заметил он. В управлении отреагировали с удивлением: мол, ни одной заявки по пилонам к ним еще не поступало. «Это не значит, что на них не будет спроса», — настаивал тем не менее Шахидуллин. 

В заключение представитель ТПП РТ решил поднять вопрос суммарной площади рекламных конструкций, допустимых к установке на частных территориях. «Суммарной площадью вы отошли от прав, которые дал вам федеральный закон. Вы можете согласовать 100 еврощитов, но суммарной площади у вас нет», — обратился он к представителям муниципалитета. Шахидуллин добавил, что провел собственные расчеты и по ним количество проданных мест уже не соответствует прописанному в схеме. «Вы уже продали на 160 метров больше, чем ставите ограничение», — заметил он. В зале его поддержали.

Расчетов и цифр под рукой не оказалось, поэтому Багаутдинов в полемику вступать не стал, лаконично пояснив: «Принимается, фиксируется».Тем не менее он решил напомнить об общем векторе, выбранном городом в плане размещения рекламы: «Крупный формат мы ограничиваем, сити-формат — развиваем». Несмотря на остроту постановки вопросов, собрание завершилось на примирительной ноте. В управлении предложили еще раз изучить поднимавшиеся вопросы, подумать над изменениями и направить проект для предварительного обсуждения в ТПП РТ. Представители бизнеса отреагировали положительно, но с оговоркой, попросив выделить на изучение документа побольше дней.