В ДУМ РТ планируют построить татарскую деревню для мусульман — эта новость, которую озвучил заместитель муфтия РТ, генеральный директор фонда «Вакф РТ» Мансур Джалялетдин, общественность широко обсуждала всю прошедшую неделю. В своем материале для «БИЗНЕС Online» Джалялетдин объясняет суть идеи, рассказывает о том, как она родилась в ходе бесед с муфтием РТ Камилем Самигуллиным, а также размышляет о том, что имамы должны учиться зарабатывать.
«Идея татарской деревни прозвучала на собрании имамов Казани, когда я в своем докладе говорил, что наше духовное управление мусульман Татарстана ушло далеко вперед по сравнению с другими муфтиятами России»
«В НАШЕМ ПОСЕЛКЕ БУДУТ ЖИТЬ ЛЮДИ ИЗ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ДАЖЕ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ»
Идея татарской деревни прозвучала на собрании имамов Казани, когда я в своем докладе говорил, что наше духовное управление мусульман Татарстана ушло далеко вперед по сравнению с другими муфтиятами России, которых в стране 80. Вы спросите: в чем ушло далеко вперед? Количеством мечетей, медресе, количеством мусульман. У нас только в Казани 86 приходов, 68 действующих мечетей. В Москве, например, только четыре мечети. У ДУМ РТ свое телевидение, радио, издательский дом «Хузур», по республике действует более полутора тысяч мечетей. Мы можем гордиться тем, что исламская академия построена именно у нас.
Мы работаем по потребностям. Нужна мечеть в каком-нибудь поселке — берем землю и строим; есть необходимость открыть учебное заведение — берем землю, строим, обучаем. Вот сейчас возникла необходимость в жилье. У нас очень много мусульман-имамов, преподавателей медресе, просто сотрудников мечетей, людей, работающих в других мусульманских структурах, у которых нет своего жилья. Они не могут брать ипотеку — это ведь проценты, харам, запрещено по шариату. Тогда как быть? Жилье же человеку просто необходимо: человек хочет создать семью, жениться, детей воспитывать, а денег нет... Мы как-то сидели с муфтием РТ и прозвучала такая идея, мечта: взять землю, для этого обратиться к правительству, после чего сделать проект, подсчитать количество домиков, стоянок для машин, всю инфраструктуру — медресе, детские садики. Деревушка — почему бы нет! Есть ведь у нас Иннополис, есть Сколково или даже Рублевка — отдельный поселок для отдельных групп граждан. Если на то пошло, строится рабочий поселок нефтяников, газовиков, а почему бы не создать татарскую деревню?
Сейчас стоит остро вопрос — наша молодежь на родном языке мало разговаривает, более распространен русский язык. Тем более родную речь теперь в школах чуть ли не запрещают. В детстве, помню, нас на летние каникулы отправляли к бабушке с дедушкой в деревню, ездили туда с большим удовольствием. Там культуру, традиции впитывали в себя, а приехав в город, пропагандировали это своим сверстникам, друзьям. Наше поколение, которое ездило в деревню, сумело сохранить родной язык, культуру, традиции. Если на сегодняшний день будет такая татарская деревушка или поселок недалеко от Казани, было бы неплохо.
Нам могут возразить: мол, есть ведь заброшенные села, езжайте туда, восстанавливайте. Но мы хотим создать татарскую деревню для городских жителей. Есть ведь примеры: Салмачи, Царицыно, Алтан, Вознесенское. Точно так же будет поселок, только татарский. Кто хочет — строится, кто не хочет — мы же туда никого не заставляем ехать, дело-то добровольное. Даже можно использовать как дачу: летний дом, растить там картофель, помидорчики, яблоки, малину, смородину. Мы обсуждали этот вопрос, разговаривали с архитекторами, строителями: они говорят, что есть дома по финской технологии, японской — щитовые, каркасные. Цены начинаются от 400 тысяч рублей. Может быть, это и маленькое жилье, но ведь там жить можно. У нас есть и банки, которые беспроцентно финансируют, строители, готовые работать в рассрочку. Я не буду называть эти компании, чтобы не делать им рекламу, но они есть, можем даже подсказать, где их найти.
Человек, живущий в этой татарской деревне, не обязательно должен быть сотрудником мечети — просто это человек, желающий жить в татарской деревне со всей своей инфраструктурой, но главным условием является, чтобы он совершал намаз. Хоть министр, хоть дворник — неважно. Равенство, как в хадже, — там ведь все одинаковы. В нашем поселке будут жить люди из разных социальных групп и даже различных национальностей. Главное, чтобы они исповедовали ислам и говорили по-татарски. Это несложно. Когда мы учились в медресе в Бухаре, там языки были узбекский, таджикский — мы их выучили. Что в этом такого? Если хочешь где-то жить, будь любезен — изучи язык.
«У нас только в Казани 86 приходов, 68 действующих мечетей. В Москве, например, только четыре мечети. У ДУМ РТ свое телевидение, радио, издательский дом «Хузур», по республике действуют более полутора тысяч мечетей»
«ХОТИМ, ЧТОБЫ ИМАМЫ ПРИ МЕЧЕТЯХ ИМЕЛИ СВОИ ДОХОДНЫЕ ДОМА»
Пока наши письма о выделении земли рассматриваются, вопрос решается. Я не понимаю, почему новость о татарской деревне вызвала такой ажиотаж. Да, мы хотим, чтобы наши дети общались на родном языке, чтобы там была большая стоянка: оставляешь машину, ходишь по улицам — экологически чисто все, люди могут скотину держать, огород иметь. Естественно, участок не будет огромным, в 15 соток, да что там, сейчас и в деревнях перестали картошку сажать, коров держать — дешевле купить молоко в магазине. Картошку так же сейчас выгодно на базаре покупать: взял два-три мешка на зиму — и все, тебе хватит. Не надо растить колорадского жука, собирать, копать, окучивать и так далее. Но, если человек хочет такой жизнью жить, мы предоставим такую возможность. Хотя в основном это будут люди, работающие в городе.
Нужна ли нам эта деревня? Приведу такой пример: сейчас есть много частных школ, в том числе с английским, физико-химическим, другими уклонами, и родители отдают туда своих детей, хотя, по логике, можно бы их отдать в государственные учебные заведения совершенно бесплатно. Мы тоже «Муззафария» — школу для девочек — открываем . Было распоряжение муфтия подготовить ее полностью, надеюсь, это будет. Это просто веление времени, потребность. Еще совсем недавно, в 90-е годы, построили бы сразу столько мечетей за раз: кто бы туда ходил? Постепенно стали появляться мусульмане, начали для них строить мечети, медресе. Тут то же самое: нет у молодежи жилья, как быть? Мы же духовное управление, мы же должны заботиться о своих людях.
Многие идею создания татарской деревни восприняли положительно, ко мне много людей уже после новости в «БИЗНЕС Online» обратилось: где написать заявление, куда пойти, где получить участок... Пока это лишь мечта в перспективе. Точно так же у нас остро стоит вопрос финансирования мечетей, медресе, выпуска книг, поэтому мы создали фонд «Вакф РТ» — структуру, занимающуюся зарабатыванием денег. Некоторые люди не понимают: как это так? Но ведь РПЦ, например, имеет свои свечные заводики, цеха по изготовлению гробов, венков и прочего. На это никто даже внимания не обращает — финансы идут на содержание церквей, семинарий и так далее.
Точно так же у нас — есть «Вакф», и я предложил имамам скооперироваться в каких-то направлениях. У нас есть бизнесмены-мусульмане, занятые каким-нибудь производством или, например, выращиванием птицы, КРС, — можно с ними работать. Хотим, чтобы имамы при мечетях имели свои доходные дома. До революции они были и в наших мечетях. Почему на сегодняшний день животноводство стало невыгодным? Потому что сбыта нет, продать не могут мясо, прийти в город и продать свое мясо трудно, перекупщики дадут маленькую цену — и до свидания. Колбасы, полуфабрикаты у нас завозятся в основном из Нижегородской, Пензенской областей, Мордовии, все оттуда приходит, своих заводиков нет практически. А ведь «Вакф» может спокойно зарабатывать деньги и финансировать программы духовного управления.
На собрании имамов выступил бизнесмен, занимающийся выращиванием утят, он готов совершенно бесплатно дать их желающим на откорм. Человек 40 дней кормит их, потом сдает бизнесмену, он платит деньги. Или дают на три-четыре месяца барашков, часть из которых человек оставляет себе. Таких программ много.
Еще раз повторю: ДУМ Татарстана семимильными шагами идет вперед, и мы далеко оторвались во всех направлениях. Да, у нас не хватает кадров, потому что выпускники учебных заведений не знают, куда они могут поехать. У имамов ведь зарплата мизерная, им зарплату никто не платит. А как мулле, особенно если он женатый, выкручиваться? Поэтому он вынужден держать скотину, а реализовывать ее трудно, нужно скооперироваться с теми, кто может дать ульи или скотину. Тот же бизнесмен говорил, что готов дать 10 тысяч утят, потом их режут, дают деньги, за месяц до миллиона рублей можно заработать. Это реально, это работает.
Возьмем пример Турции — там очень много мечетей, и сотовые компании усилители ставят на минареты, которых и у нас полно. Если установить туда передатчики, то вся республика будет покрыта сотовой связью. Операторам это тоже выгодно — не надо вышки отдельные строить, а тут заключить договор с мечетью и платить аренду. Идей много, которые я готов реализовать, но озвучу их после того, как мы что-то конкретно сделаем. У нас есть айтишники, готовые с нами работать. Дубаи, к примеру, как развиваются? Реализуют ислам-лайфстайл — исламский образ жизни. Мы ведь тоже так можем.
Мансур Джалялетдин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.