Старт очередного ежегодного республиканского конкурса по распределению денежных грантов среди СОНКО обсудили в стенах Общественной палаты РТ Старт очередного ежегодного республиканского конкурса по распределению денежных грантов среди СОНКО обсудили в стенах Общественной палаты РТ Фото: gossov.tatarstan.ru

ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ТАТАРСТАНА РАЗДАДУТ 35 МИЛЛИОНОВ

Старт очередного ежегодного республиканского конкурса по распределению денежных грантов среди социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) обсудили в стенах Общественной палаты РТ. В этом году министерство экономики Татарстана запланировало раздать общественникам все те же 35 млн рублей, как и в прошлом году, и ни копейкой больше. Как пояснил председатель ОП РТ Анатолий Фомин, деньги раздадут в рамках подпрограммы поддержки СОНКО на 2017–2020 годы, которая вошла в состав более глобальной госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика РТ». Общий объем финансирования подпрограммы составляет более 2 млрд рублей, включая средства федерального и республиканского бюджета.

В настоящий момент в реестр СОНКО Татарстана, который ведет минэкономики РТ, входит около 600 организаций. В прошлом году министерство распределило 35 млн рублей между 112 социальными проектами, авторами которых являются общественники. К слову, как отметил Фомин, в республике не только минэкономики РТ занимается поддержкой некоммерческих организаций. Так, минтруд РТ также проводит ежегодный конкурс грантовой поддержки. В этом году министерство раздало 20 млн рублей 86 НКО. Для сравнения: в прошлом году среди победителей конкурса было 69 проектов на 10 млн рублей. По распоряжению президента РТ Рустама Минниханова бюджет конкурса минтруда РТ увеличили в 2 раза. Агентство «Татмедиа» также проводит свой конкурс, в котором могут принимать участие и НКО, с общим фондом в 400 тыс. рублей.

В прошлом году министерство распределило 35 млн рублей между 112 социальными проектами, авторами которых являются общественники В прошлом году министерство распределило 35 млн рублей между 112 социальными проектами, авторами которых являются общественники Фото: gossov.tatarstan.ru

Особое внимание Фомин заострил на конкурсе фонда президентских грантов, где татарстанские НКО своими социальными проектами уверенно откусывают большую часть пирога в 8 млрд рублей. Например, во втором конкурсе грантов прошлого года 69 проектов получили поддержку на 117 млн рублей. Победителями первого этапа конкурса президентских грантов на сумму почти 80 млн рублей в этом году стали 58 НКО. Сейчас данный конкурс вступил во вторую стадию. И в этом смысле глава ОП РТ призвал все НКО активно подавать заявки, срок подачи заканчивается 10 сентября.

Но вчерашний брифинг в стенах Общественной палаты все же был посвящен именно республиканскому конкурсу социально значимых проектов НКО. Замминистра экономики РТ Олег Пелевин сообщил, что в конкурс этого года внесены кое-какие изменения. Отбор проектов будет проходить по двум направлениям. Первое из них — развитие институтов гражданского общества, которое включает в себя номинации «Формирование в обществе нетерпимости коррупционному поведению», «Развитие благотворительности и добровольчества», «Патриотическое воспитание молодежи», «Укрепление гражданского единства и межнационального и межконфессионального согласия», «Выявление лучших практик в деятельности НКО в распространении успешных социальных технологий», «Развитие гражданских компетенций, навыков, традиции конструктивного диалога и обсуждения общественных и политических проблем». Второе же направление конкурса — создание условий для повышения качества жизни граждан и соответствующие номинации: «Развитие общественного и культурного пространства в муниципальных образованиях», «Повышение качества и доступности культурных благ», «Развитие сферы туризма и гостеприимства», «Создание условий для активного долголетия», «Развитие массового спорта, в том числе инклюзивных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, и популяризация ЗОЖ», «Развитие допобразования, цифрового просвещения, научно-технического и художественного творчества», «Развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения населения».

В прошлом году важным условием для выигрыша гранта было участие НКО в софинансировании, чтобы общественники, кроме как из республиканского бюджета, подыскивали деньги для своих проектов еще и на стороне. В этом году такого условия нет. Но если организация все же нашла соинвестора, то за это на конкурсе получит дополнительные баллы, заверил Пелевин. Подавать можно только одну заявку от одной организации, срок подачи заявок — до 11 сентября.

Олег Пелевин сообщил, что в конкурс этого года внесены кое-какие изменения Олег Пелевин сообщил, что в конкурс этого года внесены кое-какие изменения Фото: gossov.tatarstan.ru

«У МЕНЯ СРАЗУ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ТАМ НЕТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ? ИЛИ У НИХ НЕТ ДИАЛОГА С МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ?»

«Параллельно хочу сказать: по тому конкурсу, который был объявлен в 2017 году, соглашения о получении этих грантов были подписаны в декабре прошлого года. Он еще идет, он не завершен. То есть мы в прошлом году по инициативе татарстанского регионального отделения партии „Единая Россия“... Я оправдываю свое присутствие здесь, — подключилась к брифингу вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова, пояснив, откуда взялся этот конкурс для НКО. — Мы обращались к Рустаму Нургалиевичу Минниханову, поскольку в „Единую Россию“ обращается очень много общественных организаций за помощью. Проанализировав обращения, мы попросили Рустама Нургалиевича, и наша идея была поддержана. Уже второй год подряд у нас этот конкурс идет».

Она кратко напомнила о том, что в прошлом году в конкурс для социально ориентированных НКО заявилось около 300 организаций. Но при этом они представляли лишь 38 из 45 районов. «Вот где те 7 муниципальных районов? Почему они не заявляются? У меня сразу возникает вопрос: там нет общественных организаций? Или у них нет диалога с муниципальной властью? Или муниципальная власть просто не хочет, чтобы у них в районе развивалось гражданское общество? — восклицала Ратникова. — Начала комиссия смотреть по техническим моментам — еще три района отсеялось... Там слабая база, консультантов нет, общественные организации имеют какие-то идеи, но претворить их в жизнь, даже обозначить эту заявку, они не смогли. Потом на этапе самого конкурса, когда материалы стали смотреть эксперты, еще 9 районов отошло. И осталось 29 районов. Получается, что 16 районов по 2017 году у нас вообще не участвовало в конкурсе. Для меня это большой вопрос». Вице-спикер татарстанского парламента призвала глав муниципальных районов внимательнее относиться к таким вещам.

По просьбе корреспондента «БИЗНЕС Online» Ратникова назвала районы-аутсайдеры по развитию, видимо, гражданского общества. В их числе — Аксубаевский, Бавлинский, Высокогорский, Камско-Устьинский, Сабинский, Сармановский и Тетюшский. А в лидерах — Казань с 63 социальными проектами, Нижнекамск (6), Набережные Челны (5), Зеленодольский район (4), Тукаевский и Алексеевский (по 3), Дрожжановский, Алькеевский, Арский, Лаишевский, Нурлатский районы (по 2). «Иногда районы думают так: „Нам два все равно не дадут. Давайте мы с одним заявимся и его сильнее сделаем“. Но это неправильный подход», — пояснила Ратникова. А Фомин на это добавил: «Это излишнее стеснение и неверие в свои силы».

«Я оправдываю свое присутствие здесь», — подключилась к брифингу вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова, пояснив, откуда взялся этот конкурс для НКО «Я оправдываю свое присутствие здесь», — подключилась к брифингу вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова, пояснив, откуда взялся этот конкурс для НКО Фото: gossov.tatarstan.ru

Ратникова также пояснила, какие организации заявились на конкурс: «К сожалению, этот спектр оказался довольно узким». Обратились в большинстве своем религиозные, ветеранские, патриотические организации. И парламентарий поразилась тому, что мало было проектов по другим наиболее важным направлениям — демографической и семейной политике, например.

Кратко вице-спикер Госсовета РТ прошлась по наиболее интересным для нее проектам прошлого года, которые выиграли грант. Среди них — местная организация ветеранов и пенсионеров Буинского района с проектом «Святой источник села Большое Фролово», кукольный театр в Дрожжановском районе, а также проект «Играем, учимся жить» от региональной организации «Мы вместе». Но особенно Ратникова остановилась на проекте «Добрая Казань», куратором которого в исполкоме не так давно считался нынешний министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов. «Казанцы говорят, что есть такой проект. И мы его знаем — замечательный проект, и вы все знаете. „Дайте нам 10 миллионов на этот проект“. — „Ну как? У нас всего 35. Если мы отдадим одному проекту 10, то уже на всю республику...“ — „Но все равно же казанские будут подаваться! Все равно вы нам одну треть должны отдать!“ — „Ну да, можно отдать. Но тогда обедненными, неоцененными останутся десятки других проектов“. Здесь дело не в том, чтобы решить только одну задачу, а в том, чтобы как можно больше активистов вовлечь в этот процесс, — пояснила Римма Атласовна. — В итоге активисты Казани написали письмо Рустаму Нургалиевичу. Он поддержал».

Напоследок Фомин предложил тут же провести заседание комиссии по предоставлению премии президента РТ за вклад в развитие институтов гражданского общества. Его провели почти формально, лишь объявив, что в этом году выдадут гражданам не две, а три президентские премии по 250 тыс. рублей, а для организаций — не три, а пять премий по 400 тыс. рублей. Вручат награду общественникам 14 октября.

Напоследок заседания Фомин предложил тут же провести заседание комиссии по предоставлению премии президента РТ за вклад в развитие институтов гражданского общества Напоследок заседания Фомин предложил тут же провести заседание комиссии по предоставлению премии президента РТ за вклад в развитие институтов гражданского общества Фото: gossov.tatarstan.ru

«СЕЙЧАС ВСЕ ШИШКИ НА МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ...»

После этого глава ОП РТ поинтересовался у зала, есть ли у кого вопросы. Единственным, кто поднял руку, был корреспондент «БИЗНЕС Online». Фомин позволил задать несколько как уточняющих, так и глобальных вопросов.

Сначала журналист нашего издания поинтересовался у Пелевина, какие же новые номинации появились в конкурсе этого года. «Добавили, чтобы расширить возможность участия некоммерческих организаций. Новые какие? Например, развитие благотворительности и добровольчества, развитие массового спорта, в том числе инклюзивных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, развитие дополнительного образования, цифрового просвещения, научно-технического и художественного творчества... Практически все новые, и они иначе называются. Основная задача была расширить перечень. Любая общественная организация может найти свое направление, которым они занимаются», — пояснил замминистра экономики РТ.

— Римма Атласовна, в свете последних событий будет ли уделяться какое-то особое внимание НКО, которые занимаются развитием национальных языков? — поинтересовался наш журналист.

— Они со всеми могут участвовать, — ответила Ратникова.

— А есть какие-то яркие языковые проекты?

— «Союзмультфильм» вот у нас... — вмешался Фомин. — Они требуют более широкого освещения жизни наших общественных организаций. Они активизируются.

— А какое-то особое внимание этой категории НКО будет уделено? — настаивал на своем корреспондент.

— Я бы не хотела говорить, что кому-то особое внимание... — заявила вице-спикер Госсовета РТ. — Это как раз [делается] для развития широкого спектра некоммерческих организаций. Пожалуйста, все подходите, у кого есть вопросы. У нас же есть проблема развития языков. И там есть возможность получать эти гранты. На самом деле даже далеко не все, о которых Анатолий Алексеевич сказал, имеют возможности. В министерстве культуры есть гранты, снимают фильмы. Есть у минмолодежи огромное количество грантов. «Татмедиа» вот у нас... Я вам одну крамольную штуку скажу, вы же любите такие вещи. Я давно в общественных организациях работаю, с 1995 года возглавляю союз журналистов. У нас в 90-е годы была ситуация, когда общественные организации были полностью отсечены от государственного финансирования. Сказали: «Нет! НКО не будет получать деньги из бюджета! Ищите сами, живите как хотите». В страну хлынули различные международные фонды с мешками денег. И вот уж сколько они нам там навредили — сегодня пожинаем плоды. А теперь наше государство, слава богу, опомнилось — стало поддерживать общественные организации и направлять их в конструктивное русло».

Видимо, все-таки татарстанцам не следует ожидать каких-то коренных изменений в отношении республиканских властей к теме родных языков. 

Получив ответ, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Ратниковой, будет ли Госсовет РТ инициировать какие-то законопроекты на республиканском и федеральном уровне, которые бы защищали НКО в случае крушения банков, где у них открыт счет. С такой проблемой общественники Татарстана столкнулись после краха ТФБ. Лидер пострадавших вкладчиков Александра Юманова даже пыталась внести в Госсовет РТ предложения, связанные с тем, что средства НКО никак не защищены в случае банковских форс-мажоров, и предлагала устранить эту юридическую дыру. «Здесь больше Анатолий Алексеевич скажет, — ответила Ратникова на адресованный ей вопрос, но после добавила. — Я знаю, что у нас в „Татмедиа“ очень многие пострадали редакции, которые имели свои счета в ТФБ. Но конкретно говорить, что этим поможем или нет...» И тут все-таки вмешался Фомин, напомнивший, что в республике есть фонд поддержки пострадавших вкладчиков, который честно и эффективно выполняет свою работу.

Буквально вчера «БИЗНЕС Online» рассказывал историю о том, как помощью и поддержкой фонда поддержки предпринимательства РТ воспользовались мошенники и недобросовестные бизнесмены. Корреспондент выразил озабоченность, как бы подобное не повторилось сейчас в случае раздачи грантов НКО. Но на этот вопрос Пелевин лишь заявил, что минэкономики РТ на сегодняшний день максимально открыто и никаких левых НКО быть не может. А если не верите, то, мол, смотрите сами список всех победителей на сайте. Фомин даже пригласил журналистов на комиссию по подведению итогов конкурса.

«Это вопрос ответственности руководителя самих общественных организаций. Сейчас все шишки — на министерство экономики... Мы просто можем сейчас ослабить дальнейшее развитие этой темы», — заявила в ответ Ратникова. «В отношении минэкономики скажу, что... Что такое хорошо, а что такое плохо — это надо еще понять. Есть определенные ориентиры, и эти ориентиры на сегодня дают пользу», — добавил под конец депутат Госсовета РТ Рифат Ганибаев.