В Казани Instamart пока взаимодействует только с Metro, но в будущем планирует подключить и другие магазины Фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

INSTAMART ВЫБРАЛ КАЗАНЬ ПЕРВЫМ ГОРОДОМ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ 

С 1 августа в Казани начинает работу сервис доставки продуктов Instamart. Этот оператор уже пять лет работает только в Москве, доставляя товары из магазинов Metro, «Вкусвилл», «Карусель» и «Лента», Казань станет первым городом, с которого начнется региональная экспансия оператора. В столице РТ Instamart пока взаимодействует только с Metro, но в будущем планирует подключить и другие магазины, сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя сервиса. Основатели сервиса — бывшие инвестиционные аналитики Петр Федченков и Андрей и Дмитрий Жулины. Надо сказать, что они собрали пул весьма солидных инвесторов: в декабре 2015 года в Instamart несколько десятков миллионов рублей вложили сооснователь Qiwi Сергей Солонин и его партнеры. А в начале 2018 года соинвестором Instamart стал экс-руководитель X5 Retail Group, а ныне первый зампред Сбербанка Лев Хасис.

Instamart зарабатывает на скидках от магазинов за объемы закупки, платной доставке заказов и рекламе от производителей продуктов питания. «Опорным» поставщиком для компании является Metro, ретейлер предоставляет Instamart скидку в 9% на свои товары. У сервиса около 50 тыс. активных пользователей — это и занятые деловые люди, и мамы с маленькими детьми, и корпоративные заказчики, и покупатели, которые приобретают продукты для пожилых родителей. Сейчас у Instamart, по данным Федченкова, около 50 тыс. активных пользователей. Ежемесячный прирост — 10 000 человек. В месяц Instamart развозит более 20 тыс. заказов. Средний чек в столице достиг 5 тыс. рублей. За 2018 год сервис, по словам Федченкова, планирует выполнить заказов почти на 1,5 млрд рублей.

По словам Федченкова, запуск в Казани финансировался из привлеченных инвестиций, в частности от Хасиса. Сколько именно денег потребовалось на этот проект, не называется. «За счет нашей операционной модели и сотрудничества с ретейлерами мы можем запускаться в новом городе за три-четыре недели с минимальными инвестициями около пары миллионов рублей», — пояснил Федченков «Ведомостям». У Казани высокий потенциал, проникновение смартфонов и покупательная способность населения — одни из самых высоких в стране, рассуждает представитель Instamart. «Перспективы для компании во всех миллионниках оцениваем как высокие, до конца года планируем запуститься еще в трех городах», — цитирует издание директора по развитию регионов Instamart Артура Саркисова. По словам Федченкова, до конца 2018 года сервис планирует запуститься в Екатеринбурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде.

В Казани Instamart будет работать сначала только с Metro, затем планирует сотрудничать и с другими магазинами, уточнил Федченков. Представитель Metro подтвердил партнерство с Instamart в Казани, отметив: «Этот сервис сотрудничает с нами как корпоративный клиент, его обороты растут, и мы относим его к числу партнеров с большой значимостью для нас».

Модель, при которой любой человек может подработать, собирая продуктовые корзины для заказчиков, не сработала — некоторые фрилансеры сбежали вместе с продуктами и банковскими картами Фото: «БИЗНЕС Online»

СБОРЩИКАМ ПРОДУКТОВ ОБЕЩАЮТ 20 ТЫСЯЧ

Несмотря на то, что сервис должен заработать только с завтрашнего дня, уже сегодня жители Казани могут скачать приложение на свой смартфон и заказать продукты, доставка которых будет организована из магазина Metro. Сервис выделяет 1051 товар, все они разбиты по категориям «продукты питания», «детские товары», «косметика и гигиена», «бытовая химия», «товары для кухни» и пр. Сервис позволяет заказать товаров минимум на 1000 рублей, первая доставка бесплатно. Доставку продуктов обещают через два часа после оформления заказа. 

Правда, пользователи дают приложению разнообразные оценки. Так, Amyleee похвалил разработчиков. «Отличный сервис для трудоголиков. Когда с утра до 10 вечера работаешь, сил на магазин уже не хватает. С Instamart нужно просто накидать товары с телефона в корзину и открыть дверь курьеру» — написал он. Зато пользователь Артем2346789 заявил, что удаляет приложение. «Где алкоголь? Да и вообще выбор скромноват», — отозвался он о сервисе. «Отсутствие алкоголя связано с законодательными ограничениями. Товары в приложении дублируют товары на полках конкретного гипермаркета. Исключение — это товары, которые не соответствуют ассортиментной политике Instamart, например алкоголь», — последовал ответ разработчика. Пользователь «сравч» пожаловался на то, что сервис обманывает людей. «Цены на сайте ниже чем в мобильном приложении, а вообщем цены выше, чем в магазинах» — отозвался он (орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

Любопытно, что с 28 по 30 июля Instamart разместил на сайте интернет-рекрутмента HeadHunter 10 видов вакансий. 7 из них касаются работы в Москве: руководитель отдела HR, инспектор по кадрам, комплектовщик заказов, курьер/водитель-экспедитор с личным автомобилем, оператор интернет-магазина. Самую большую зарплату обещают разработчику Ruby on Rails и Frontend-разработчику — 220 тыс. рублей в месяц.

Еще две разновидности вакансий в Казани — комплектовщик заказов с зарплатой от 20 тыс. рублей с задачами «собирать продукты питания прямо с полок магазина Metro C&C» и «взаимодействовать с клиентами» в двух магазинах Metro в Казани — на улицах Тихорецкая и Вахитова.

От водителя-экспедитора с личным автомобилем требуется «доставлять собранные заказы клиентам» и «напрямую взаимодействовать с клиентом». Курьеру обещают зарплату от 25 тыс. рублей. Претендентов по обеим вакансиям ждет 12-часовая смена с 9:00 до 21:00 по принципу 2/2. Еще одна вакансия касается Екатеринбурга, где компания хочет закрыть позицию территориального менеджера с зарплатой от 50 тыс. рублей.

Интересно, что поначалу компания ориентировалась на американский сервис доставки Instacart, который достиг капитализации в $2 миллиарда. Однако модель, при которой любой человек может подработать, собирая продуктовые корзины для заказчиков, не сработала — фрилансеры вели себя безответственно, а некоторые даже сбежали вместе с продуктами и банковскими картами, рассказывал Федченков. В итоге и пришлось нанимать работников на полную занятость.

В Казани сегодня действует порядка трех-четырех крупных компаний по доставке продуктов питания. Среди них, например, такие сервисы, как «Доставушка», «Фрешеф» и «Едамарт». При этом за последние годы много компаний по доставке продуктов закрылось — это объясняется тем, что доходность на этом рынке не очень высокая, а риски прогореть очень велики. Доставщики, как правило, не накручивают ценники, по сравнению с магазинными, а зарабатывать стараются на скидках и акциях, которые для них предоставляют торговые сети.

Основатель сервиса «Доставушка» Даниил Алимов в беседе с «БИЗНЕС Online» согласился с тем, что рынок доставки продуктов низкомаржинальный. «С одной доставки много не заработаешь. Чтобы на нем развиваться, нужны инвестиции, причем львиную долю здесь занимает софт», — отмечает Алимов. Также для «раскачки рынка» нужны траты на рекламу, работа по привлечению клиентов. «„Утконос“ в Москве работает уже 10 лет и только-только начал окупаться! Для Казани это новая вещь, и клиенты появляются очень медленно, постепенно. Кто-то не доверяет — боится, что привезут некачественные продукты, но мы с этой проблемой боремся. У нас возвратов продуктов практически не бывает», — делится основатель «Доставушки». Собеседник издания верит в то, что в ближайшие годы число клиентов сервиса будет расти: «Пока не было сенсорных телефонов, никто не хотел сенсорный телефон. Пока не было сервиса доставки, никто не искал доставку», — рассуждает Алимов.


«ДОСТАВКА ОКУПАЕТСЯ ПРИ НАЦЕНКЕ 35–40 ПРОЦЕНТОВ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, как на рынок ретейла повлияет развитие услуг доставки продуктов. 

Сергей Акульчев — председатель правления ГК «Акульчев»:

—- Instamart заходит в правильное время. Сейчас подрастает поколение, которое сидит в смартфонах. Это наши дети, которым сегодня, условно говоря, 15 лет. Заходить на рынок нужно тогда, когда начинается подъем. Если брать «Утконоса», то они заходили раньше, тогда все-таки и интернет-технологии были не развитыми, и поколение было «староверов», которым надо прийти в магазин, пощупать товар. Молодежь сейчас спокойно покупает товар в интернете, его обменивает, не боятся этого. При этом они не сильно коммуницируют друг с другом, для них пойти в магазин — это некий стресс. Для нового поколения это будет круто, сейчас они как раз начинают набирать «массу»: их уже миллионы, а в ближайшие 15–20 лет будет только больше.

Сейчас мы сотрудничаем с «Утконосом». Думаю, что любые торговые сети будут сотрудничать с такими компаниями, потому что для них это новый канал продаж, никто не откажется от дополнительной прибыли. «Сетки» друг с другом сильно конкурируют, и тот, кто предложит новый товар или сервис, выбивается немножко вперед, потому что в целом у торговых сетей все одинаковое, нужно чем-то выделяться.

Алина Ельмеева — директор по маркетингу «Эдельвейс групп»:

— Доставка до клиента в черте города окупается при чеке не менее 2 тысяч рублей и наценке 35–40 процентов. У нас таких покупок в день единицы. Для Москвы это нормально, но в Казани пока рано. Особенно если учесть, что продукты в Казани гораздо дешевле, чем в Москве. Можно посмотреть на стоимость продуктовых корзин федеральных сетей — их стоимость в столице на 10–15 процентов выше, чем у нас.

Даниил Алимов — основатель сервиса «Доставушка»:

— Рынок доставки продуктов будет только расти. Он уже вырос с тех пор, как мы начали на нем работать (один годприм. ред.), и будет увеличиваться еще. Это общемировой тренд, и поэтому так много новых компаний появляется. Приход Instamart в Казань для нас был ожидаем, потому что Казань это потенциально большой рынок. Но нам кажется, что они преувеличивают ожидаемый уровень спроса, и вполне возможно, что это будет для них убыточным направлением.

Мы прихода Instamart не боимся, потому что для них этот рынок никогда не будет приоритетным. Они работают в Москве, там очень высокая конкуренция, там за каждого клиента идет борьба, вновь появляющиеся компании готовы платить тысячи рублей за привлечение нового клиента, для них фокус будет всегда там. А наш приоритет — делать качественный сервис именно на рынке Казани, поэтому мы к этому готовы.

Казань — это столица мусульманской республики, здесь другая республика. Думаю, что в Instamart уже с этим столкнулись, когда готовились к выходу на наш рынок. На самом деле, они собирались зайти гораздо раньше, мы их видели. Думаю, для них это стало большой проблемой — товаров, которые есть у нас, в Татарстане, нет в Москве. Кстати, на наш взгляд, они гораздо более высокого качества — спасибо местным производителям. В Москве Instamart работает еще и с «Лентой» и «Каруселью», так что вполне вероятно, что в Казани они подключат и эти сети.