«Татфондбанк» под управлением АСВ атаковал в Арбитражном суде РТ НКО «Фонд содействия развитию физической культуры и спорта» из-за долгов в 2,09 млрд рублей Татфондбанк под управлением АСВ атаковал в Арбитражном суде РТ НКО «Фонд содействия развитию физической культуры и спорта» из-за долгов в 2,09 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ТФБ УПЛАТИЛ ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ ЗА ПРАВО КРЕДИТОВАТЬ ФОНД, ЕДИНСТВЕННЫМ АКТИВОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ДОЛГИ «РУБИНА»

Татфондбанк под управлением АСВ атаковал в Арбитражном суде РТ некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию физической культуры и спорта» (сокр. НКО «Фонд спорта»). Повод для иска о банкротстве — долги в 2,09 млрд рублей. 

Ранее «БИЗНЕС Online» уже описывал старт этой громкой истории. Агентству уже удалось через суд истребовать те самые 2 млрд рублей. Тогда-то и выяснилось, что главной задачей НКО было спасение ФК «Рубин» от санкций УЕФА. Тогда союз европейских футбольных ассоциаций наказал казанцев за нарушение правил финансового fair play. За тучные чемпионские годы «Рубин» скопил огромные долги (по некоторым данным, общая сумма задолженности составляла от 5 до 9 млрд рублей, что так или иначе сопоставимо с бюджетом Набережных Челнов). Солидная сумма нарастала в основном из-за трансферных трат и различных агентских выплат. Все это ограничивало свободу действия клуба в преддверии ряда игр международного уровня. Интересно, что избавиться от нарушения клубу так и не удалось, говорил в своем интервью «БИЗНЕС Online» гендиректор клуба Рустем Сайманов. И сейчас УЕФА думает, как наказать «Рубин» еще раз, а в самом клубе изворачиваются, чтобы обойтись хоть каким-нибудь штрафом. Один из способов — снижение зарплат и общего бюджета «Рубина».

А тогда, в 2010 году, в попытках выйти из цугцванга было решено облегчить положение путем передачи долгов «Рубина» фонду, который, в свою очередь, привлек средства по довольно сложной схеме, которую мы уже подробно описывали. Согласно опубликованному определению суда первой инстанции, в декабре 2010 года ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“» дала в долг «Рубина» 1,65 млрд рублей под 8% годовых. Затем в 2014 году ТФБ выдал «Рубину» еще три кредита на сумму около 400 млн рублей. Потом пошла длинная череда смены сторон. В марте 2015 года «ТФБ Актив» вновь переуступил права требования по долгу Татфондбанку, который, таким образом, стал новым кредитором «Фонда спорта». При этом за перевод долга ТФБ заплатил компании «ТФБ Актив» всю сумму живыми деньгами.

Согласно данным базы «Контур.Фокус», «Фонд содействия развитию физической культуры и спорта» принадлежит ООО «Инвестнефтехим», которое подконтрольно ОАО «Связьинвестнефтехим» под руководством Валерия Сорокина. Самим же фондом содействия руководит Айрат Гараев (экс-директор «Рубина»), который, как прозвучало на суде, является и единственным сотрудником фонда.

«Когда нас уведомили о том, что кредитор поменялся, для нас было несколько удивительно, что Татфондбанк взял на себя долг, который предполагает достаточно серьезное обременение для банка в связи с необходимостью увеличения резервов для выполнения банковских нормативов. Хотелось бы узнать, по какой причине ТФБ принял такое решение. И тем более уплатил живые деньги в пользу „ТФБ Актив“», — обратился Гараев к представителю агентства по страхованию вкладов (АСВ) на одном из первых слушаний. Тот не смог прояснить мотивы решений бывшего руководства Татфондбанка, отметив лишь, что, возможно, именно такого рода действия и стали основанием для отзыва лицензии у банка. 

Фондом содействия руководит Айрат Гараев (экс-директор „Рубина“), который, как прозвучало на суде, является и единственным сотрудником фонда Фондом содействия руководит Айрат Гараев (экс-директор «Рубина»), который, как прозвучало на суде, является и единственным сотрудником фонда Фото: prav.tatarstan.ru

ЕЩЕ НЕ ИСЧЕРПАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРА: ФОНД НАМЕРЕН СНИЗИТЬ СУММУ ИСКА, ХОТЯ ТРЕБОВАНИЯ АСВ УСТОЯЛИ В ТРЕХ ИНСТАНЦИЯХ АРБИТРАЖА

В арбитраже накануне позицию фонда озвучил юрист Дамир Низамов, сходу заявив ходатайство об отложении судебного разбирательства. По его словам, еще не исчерпаны возможности для разрешения данного спора. Он признал, что есть вступившие в силу судебные акты. Но сделал акцент на том, что судебные споры шли долго, а значит, есть спорные моменты: «В апелляции было несколько заседаний, и в кассации, поэтому по сумме тоже есть вопросы. Просили бы отложить на один месяц». 

Судья Михаил Аверьянов перешел к сути. «Имущество какое есть?» — поинтересовался он. 

Выяснилось, что у должника есть право требования к муниципальному автономному учреждению «ФК „Рубин“» на 2 млрд рублей. На этом имущество организации, «по большому счету» заканчивается. Также было отмечено, что директор находится в административном отпуске. Но при этом, выполняя определение суда, он собирает документы об открытых счетах компании, и фонд обязуется представить их к следующему заседанию. 

Суд зашел с другой стороны, чтобы понять, как фонд собирается урегулировать спор. Во-первых, у фонда есть имущество, во-вторых сохраняется возможность для переговоров, так как они не согласны с суммой, которую предъявляет кредитор, и считают, что она должна быть меньше, пояснил юрист. Это вызвало удивление судьи, указавшего, что есть прошедший три инстанции судебный акт о выплате долгов, который обязателен к исполнению. Но здесь выяснилось, что фонд собирается обжаловать решение дальше: сейчас готовится жалоба в Верховный суд РФ. Наконец, юрист снова сделал акцент на том, что фонд хочет урегулировать миром вопрос по сумме задолженности, изменив ее в сторону уменьшения. 

Так как единственное имущество фонда – это требование к «Рубину», получается, что АСВ сможет выставить счет и ему, а затем потребовать банкроства Так как единственное имущество фонда — это требование к «Рубину», получается, что АСВ сможет выставить счет и ему, а затем потребовать банкротства Фото: Алексей Белкин

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО НИКАКОГО ИЗЪЯТИЯ АКТИВОВ 

Представитель АСВ Петр Савин возразил против отсрочки, отметив, что есть все основания для введения наблюдения. Кроме того, он полностью отмел какие-либо попытки урегулирования спора. «По поводу мирового соглашения либо какого-то другого варианта я не владею информацией», — пояснил Савин. 

Также он обратил внимание суда, что мировое соглашение вообще-то можно заключить и на стадии наблюдения: «Мы считаем, что необходима процедура наблюдения, чтобы был больший контроль за должником и за его действиями, чтобы не было никакого изъятия активов  у собственности должника. Также мы не понимаем, есть ли другие кредиторы». Однако в итоге суд все-таки дал месяц для попытки мирного урегулирования. Следующее заседание назначено на 27 августа.

Процедура наблюдения, напомним, является первой стадией в банкротом деле. Далее может последовать уже непосредственно само банкротство и реализация имущества. А так как единственное имущество фонда — это требование к «Рубину», получается, что АСВ сможет выставить счет и ему, а затем потребовать банкротства. Нюанс в том, что фактически клуб за это время успел сменить юридическую форму — теперь футбольная лицензия переброшена на частное ООО «ФК „Рубин“. На новое юрлицо переподписаны и контракты футболистов. Но кто знает, как поведет себя АСВ, поставив своего конкурсного управляющего в МАУ „Рубин“». Не исключено, что начнут добиваться возврата активов, а то и уголовных дел... Не проще ли все-таки заплатить?