Круизное агентство речных перевозок «Волжские путешествия» испытывает финансовые трудности и уже отменило один круиз, еще несколько оказались под угрозойФото: Александр Гавриленко

«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» СЛОМАЛСЯ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», единственное в Татарстане и крупнейшее в Поволжье круизное агентство речных перевозок «Волжские путешествия» испытывает финансовые трудности и уже отменило один круиз, еще несколько оказались под угрозой. Около 140–150 клиентов компании написали заявления о возврате денег либо ждут рейса в другую дату.

По данным сайта компании, до сентября в сезоне планировалось 12 круизов по Волге – до Болгара и Свияжска, в Астрахань, Самару, Нижний Новгород и другие города. Проблема в том, что один из двух теплоходов компании – «Очарованный странник» — из-за технической неисправности не вышел в рейс 3 июля и до сих пор не починен. Другая часть круизов – на теплоходе «Борис Полевой» — имеет шанс отправиться в путешествие, однако и они находятся под угрозой из-за долгов компании перед речпортом. Сегодня до последнего момента было неясно, отправится ли круиз на «Борисе Полевом» до Костромы: по нашим последним данным, судно все же пустили к причалу – значит, речпорт все же договорился с компанией о выпуске судна в плавание под честное слово.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» глава ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов, поломка «Очарованного странника» подпадает под гарантию, однако подрядчик, выполнявший ремонт судна, отказался выполнять гарантийные работы. По всей видимости, «Волжские путешествия» не могут оплатить ремонт самостоятельно. Дело в том, что деньги, собранные с клиентов еще весной, пошли на плановую подготовку судов к сезону. «Деньги собираются, и туры заранее бронируются, а компания обновляет каюты, устанавливает новое оборудование», — объяснил Мифтахов.

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев, один из клиентов «Волжских путешествий» уже обратился в надзорный орган. «Такие жалобы поступают, по ним организована проверка. При наличии оснований будут приняты меры реагирования», — отметил Галиев.

Компания «Волжские путешествия» работает на рынке уже 28 лет. Владелец и руководитель ООО «Волжские путешествия+» — Вячеслав Самолин. Фирма организует прежде всего речные путешествия по Волге, но также и морские круизы – по Черному морю и за рубежом. У компании есть два собственных корабля: двухпалубный теплоход проекта 305 «Борис Полевой» и трехпалубный проекта 588 М «Очарованный странник». Они базируются в казанском речпорту. Как указано в базе данных «Контур.Фокус», на 2016 год баланс фирмы составлял 26 млн рублей, выручка – 49,4 млн рублей, чистая прибыль – всего 36 тыс. рублей.

Вячеслав Самолин Вячеслав Самолин уверен, что никто из его клиентов брошен не будет Фото: «БИЗНЕС Online»

«240 ТЫСЯЧ ПАССАЖИРОВ ПЕРЕВЕЗ Я НА СВОИХ СУДАХ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ!»

Стоит отметить, что о финансовых трудностях компании Самолин предупреждал прессу еще в мае. Тогда он винил в проблемах круизного агентства подорожавшее дизтопливо. «Мы просто остановим корабли, потому что не сможем выполнить свои обязательства перед туристами при таких ценах. Мы не продавали по таким высоким ценам путевки, мы продавали их из расчета максимум 35 тысяч рублей за тонну топлива, а не по 53 тысячи за тонну», — заявил он агентству «Татар-информ». Свои опасения бизнесмен подтвердил и в беседе с «БИЗНЕС Online». «Вся страна столкнулась с этой проблемой, только я слишком маленькое звено в этом государстве», — с горечью сказал предприниматель.

Сегодня Самолин отказался беседовать с «БИЗНЕС Online» по телефону. Однако он дал небольшой комментарий нашему корреспонденту, который пришел поговорить прямо в офис «Волжских путешествий» на ул. Достоевского. Надо заметить, что при этом он находился в весьма взвинченном состоянии, будучи раздражен и последними публикациями прессы, и самой ситуацией, которая двигает компанию к банкротству, и отсутствием помощи со стороны властей. Самолин берет электронный калькулятор и щелкает кнопками.

«Вот смотрите: 240 тысяч пассажиров перевез я на своих судах за пять лет! И это если считать, что мы только на двух судах ходили. А ведь у нас было и по четыре теплохода! А „Татфлот“ сейчас мои суда не пускает к причалу из-за долга, и 150 пассажиров мне звонят каждый день: когда же мы поедем?! А ведь „Татфлот“ – наш деловой партнер, они же должны нам помогать!» — эмоционально высказывается Самолин. Чуть позже бухгалтер компании объяснила, что директор занят выпуском теплохода в рейс.

Во всяком случае, Самолин уверен, что никто из его клиентов брошен не будет. По его словам, есть процедура банкротства, у компании есть суда, другое имущество, так что даже при самом худшем варианте развития событий ни один из клиентов без компенсации не останется. Их число и задолженность компании он называть не стал. По словам Самолина, завтра «Волжские путешествия» опубликуют официальный пресс-релиз, текст которого сейчас согласовывается. В нем будут даны ответы на интересующие общественность вопросы.

Стоит отметить, что по крайней мере в татарстанском арбитраже за компанией не значится серьезных долгов и каких-либо исков. Не зафиксировано в суде и возбужденных дел о банкротстве.

«ОН НЕ АФЕРИСТ, НЕ БЕЗБАШЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»

Ситуацию вокруг старейшего речного перевозчика Татарстана прокомментировали участники туристического рынка республики.

Рамиль Мифтахов – глава ассоциации туристических агентств РТ:

– На сегодняшний момент «Борис Полевой» уже стоит на причале, готов к посадке пассажиров. Остается «Очарованный странник», который по технической причине не выпущен в рейс. Насколько серьезная поломка – я не в курсе. Но если ему дадут шанс, то его отремонтируют и выпустят в рейс.

Ассоциация в курсе проблем «Волжских путешествий», мы на связи, нам звонят некоторые туристы и задают вопрос, что делать. Мы советуем пока не пороть горячку: если корабль отремонтируют, то круизы состоятся, а если даты прошли, то нужно приехать в компанию и написать заявление о возврате денежных средств и ждать письменного ответа от оператора.

«Волжские путешествия» намерены работать дальше, это точно. Намерения компании не банкротиться принципиально. Ситуация не настолько критическая. Некоторые средства массовой информации пишут, будто это ситуация, схожая с «Натали Турс», но это ни в коем случае не может сравниваться по простой причине: у компании Вячеслава Андреевича есть теплоходы, есть собственность, в то время как у «Натали Турс», кроме офиса и компьютера, ничего не было. Есть реальные документы о том, куда деньги вложены, доказательства, что они не проедены.

Артем Силкин – директор свияжского музея-заповедника:

– В последние месяцы и раньше были случаи отмены рейсов как речного, так и автотранспорта, связаны они были с ростом цен на гостиницы в Казани в связи с чемпионатом мира и с ростом цен на топливо. При этом сложности были связаны еще и с ужесточением пропускного режима для автобусов в период мундиаля и с ремонтом трассы М7.

Что касается «Волжских путешествий», то они столкнулись с ростом цен на дизтопливо и пострадали от этого очень сильно. Это системное кризисное явление, оно важнее, чем перечисленные выше локальные проблемы. Чемпионат закончился, трафик вернулся на прежний уровень. Я давно знаю руководителя «Волжских путешествий», он не новичок на туристическом рынке, он не аферист, не безбашенный руководитель, который принимает неадекватные решения. Мне по-человечески будет очень жаль, если он уйдет с рынка. Хотя уход одной компании на сам рынок мало повлияет. У нас заключены договоры с несколькими десятками российских судоходных компаний, которые занимаются речными перевозками. Доля «Волжских путешествий» в этом объеме навскидку меньше 10 процентов. А если брать и другие виды транспорта, которые доставляют нам туристов, она и того меньше. При этом мы не сталкивались с тем, что другие компании массово отказывались от речных туров или объявляли о банкротстве.

Но тем не менее мы с тревогой следим за развитием этой ситуации. Пока все выглядит так, будто у федерального правительства отсутствует программа долгосрочного развития речного туризма. Федеральные власти должны обратить внимание на то, что у нас в России очень много водных артерий, которые использовались исторически, и задумались над тем, как использовать эти маршруты как источник для повышения динамики внутреннего туризма. Для этого надо принять программу поддержки строительства туристических судов разных классов, разработать лизинговые программы, поддержать судостроительные заводы, тем более что они есть и в Татарстане, и в Нижнем Новгороде. База технологическая есть, где-то можно использовать западные технологии, и рынок оживет при господдержке.

Кроме того, необходимо оптимизировать правила перевозки пассажиров и туристов на судах. Сейчас они оправданно жесткие и в итоге практически парализовали деятельность небольших юрлиц, которые могли бы этим заниматься. Надо пустить на этот рынок средний бизнес, устранить для них бюрократические препоны лицензионного характера. Пока же они ставят крест на развитии речного туризма.