Птичий грипп вплотную подступает к Татарстану, который изо всех сил старается не допустить эпидемии Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ НЕ МОЖЕМ ПОСТАВИТЬ ВРАЧЕЙ НА КАЖДОМ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ РЫНКЕ»

Татарстан оказался под реальной угрозой проникновения вируса птичьего гриппа — генома А вируса птиц. За последние три недели ряд регионов России, в том числе соседние с Татарстаном, оказался на пороге эпидемии. 7 очагов зафиксировано в Курской области, 2 — в Нижегородской, 4 — в Орловской, 14 — в Пензенской, 15 — в Саратовской. А в минувшую среду 6 очагов обнаружено в Чувашии, один из них — в 20 км от границы РТ. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказали в управлении ветеринарии кабинета министров республики.

В основном болезнь распространяется по личным подсобным хозяйствам, но есть и исключения. Так, производитель полуфабрикатов из птицы — группа компаний «Дамате» (торговая марка «Индилайт») — в июне был вынужден уничтожить в Пензенской области 10% всего поголовья. Ущерб компании составил около 400 млн рублей. Татарстан при этом прекрасно помнит прошлогодний пример, когда руководству лаишевской птицефабрики из-за обнаруженного вируса птичьего гриппа пришлось сжечь 100% поголовья в 450 тыс. кур. Владелец ООО «Птицекомплекс Лаишевский» Виктор Пашкеев понес ущерб минимум в 160 млн рублей, а это не менее половины от стоимости фабрики. В итоге он был вынужден продать бизнес и уйти из региона. Отметим, что этой истории также предшествовал приход в республику зараженного мяса индейки ростовского «Евродона».

Первая информация о том, что на откормочных площадках «Дамате» зафиксирован вирус птичьего гриппа, у ветеринаров РТ появилась 19 июня. По словам наших собеседников, госветслужбы Пензенской области заверяли, что продукция, которая продавалась и в магазинах федеральных сетей, безопасна, на что есть соответствующие документы, однако татарстанские ветеринары провели дополнительную проверку полуфабрикатов и выявили 124 кг инфицированной вирусом птичьего гриппа продукции. Несмотря на то что карантин на предприятии, как ожидается, будет снят в ближайшие дни, ветеринарная служба РТ пока не планирует отменять запрет на ввоз в республику продукции «Индилайт». Более того, введены ограничения на ввоз в Татарстан птицеводческой продукции из всех регионов, где зафиксированы очаги птичьего гриппа.

В республике изъяли 124 кг зараженной продукции «Индилайт» и закрыли ввоз птиц из соседних регионов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы ограничили ввоз и реализацию продукции и живой птицы из зараженных областей, но это касается только легального сектора экономики, — рассказал „БИЗНЕС Online“ начальник отдела инфекционных болезней животных и организации противоэпизоотических мероприятий главного управления ветеринарии кабмина РТ Александр Козлов. — Мы не можем поставить врачей на каждом несанкционированном рынке».

В пятницу вечером в кабмине ветнадзор доложил о ситуации Рустаму Минниханову. Президент РТ, как рассказали нам в ветнадзоре, пока не стал формировать чрезвычайную комиссию по защите от птичьего гриппа на республиканском уровне, но таковые уже действуют в муниципалитетах. При этом глава республики поручил максимально усилить меры безопасности. Речь в числе прочего идет о рейдах по торговым точкам. Вся подозрительная продукция изымается и отправляется на дополнительные проверки.

Особые опасения ветеринарной службы РТ вызывает регистрация птичьего гриппа на территории Чувашии, конкретно в населенных пунктах село Батырево, Полевые Яуши, село Яльчики, город Цивильск и поселок Молодежный Цивильского района. По данным управления ветеринарии, ситуация в Чувашии взята на особый контроль, эпидемиологическое расследование там продолжается. По некоторым данным, зараженная птица в некоторых из перечисленных районов попала на прилавки мини-рынков. По словам начальника отдела инфекционных болезней животных и организации противоэпизоотических мероприятий главного управления ветеринарии кабмина РТ, еще весной среди фермеров и птицеводческих хозяйств РТ были проведены необходимые профилактические мероприятия. «Мы предупреждали, что может возникнуть опасная ситуация, — пояснил „БИЗНЕС Online“ Козлов. — Под роспись всем были выданы памятки по профилактике птичьего гриппа. Также были разработаны „дорожные карты“. В каждом муниципальном районе было проведено заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям».

Александр Козлов Александр Козлов: «Мы ограничили ввоз и реализацию продукции и живой птицы из зараженных областей, но это касается только легального сектора экономики. Мы не можем поставить врачей на каждом несанкционированном рынке» Фото: guv.tatarstan.ru

Как отметил Козлов, все, кто содержит домашнюю птицу, обязаны перевести ее на закрытый режим и установить во дворах дополнительные отпугивающие диких птиц устройства. Ухаживать за птицей сейчас необходимо только в спецодежде, которая должна проходить дезинфекционную обработку. Кроме того, на территорию птицеводческих хозяйств запрещен въезд транспорта, не связанного с работой предприятия.

Рядовым же жителям республики пока что рекомендуется не подкармливать птиц в городских парках и скверах. 

КАК «МАЛИНОВКА» КОНТРОЛИРУЕТ ПТИЧИЙ ГРИПП

В Казани на въездном посту «Малиновка» контролем за ввозом живой птицы и готовой продукции в постоянном режиме занимаются сотрудники Россельхознадзора по РТ и ветнадзора: специалисты от каждого ведомства сменяют друг друга через сутки. Машины на посту останавливают сотрудники ДПС, а специалисты занимаются проверкой груза. Как усилены меры безопасности в непростое время, в минувшую пятницу на месте проверил корреспондент «БИЗНЕС Online». Как рассказал нам оказавшийся на месте представитель Россельхознадзора, они работают здесь по 12 часов, сменяя друг друга, за одну смену проверяют 20–30 машин.


По словам госинспектора отдела внутреннего ветеринарного надзора управления Россельхознадзора по РТ Марата Шамсутдинова, в основном проверяются машины с «чужими» номерами: как правило, через «Малиновку» везут мясо, птицу, живой скот. «В регионах, где отмечен птичий грипп, уже объявлен карантин, а мы контролируем запрет на ввоз этой продукции в нашу республику. Мы контролируем все время, потому что другие регионы неблагополучны», — говорит Шамсутдинов. По его словам, в основном живой скот вывозят из Чувашии, Ульяновской и Кировской областей — в случае отсутствия документов сотрудники Россельхознадзора отправляют его обратно в эти регионы, сопровождая до самой границы.

Спустя несколько минут нам предстояло увидеть, как работает наш собеседник. Сотрудник ДПС тормозит фуру-холодильник, и Марат Фаритович начинает проверять документы у водителя. Спустя некоторое время возвращает документы и пропускает груз дальше. «Это колбасы из Подмосковья. С документами полный порядок», — объясняет инспектор.

Проходит еще немного времени, и к обочине встает еще одна машина. Это скотовоз — длинная фура с прицепом, в котором везут коров. Стенки прицепа решетчатые, в многочисленные дырки видны морды буренок, с любопытством оглядывающих окружающий пейзаж. Спустя некоторое время водитель и этой машины получает разрешение ехать дальше — все документы у коров в порядке.

«Проверяем тех, кто везет птицу, — это видно сразу. Скотовозы проверяем с животными. Птица без документов не встречалась», — поясняет наш собеседник. О полном запрете на ввоз птицы из проблемных регионов в нашу республику наш собеседник не упоминал.

За последние три недели ряд регионов России, в том числе соседние с Татарстаном, оказался на пороге эпидемии Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЕЗИНФЕКЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ — ЭТО НЕ СПАСАЕТ, НО ПРЕДУПРЕЖДАЕТ»

Обострение ситуации с птичьим гриппом вокруг Татарстана «БИЗНЕС Online» прокомментировали фермеры.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ:

— Ассоциация постоянно находится на связи с фермерами, которые держат довольно большое поголовье птиц. Решили, что необходимо ужесточить пропускную систему. Машины, прибывающие за продукцией, решено не запускать на территорию хозяйств, всю отгрузку вести за их пределами. В обязательном порядке в крупных хозяйствах действуют дезинфекционные барьеры — это не спасает, но предупреждает.

Дикая птица не знает границ, она опасна для хозяйств. Разумеется, все хранилища кормов должны быть герметичны, чтобы дикая птица туда не проникала. Это мы тоже проговаривали с фермерами, держим постоянную связь в WhatsApp, по другим каналам связи.

Конечно, в зоне риска не только фермеры, но и личные подсобные хозяйства, небольшие крестьянско-фермерские хозяйства, на которых птицу зачастую содержат на улице. Тут ветеринарной службе еще нужно поработать с ветобъединениями, работающими в муниципальных районах, поселениях. Информацию необходимо довести до КФХ, до ЛПХ, чтобы и они приняли все необходимые меры или как минимум некоторое время просто не выпускали птицу на улицу.

Фарид Хайрутдинов — глава КФХ «Рамаевское»:

— Это каждый год бывает, когда начинается жара: бактерии развиваются, разносятся быстрее. Наши ветеринары, наша ветеринарная служба, Россельхознадзор ведут системную работу, получаем от них все предупреждения. Работа идет на самом высоком уровне.

Принимаем все необходимые меры. На территорию хозяйства посторонним вход строго воспрещен, установили отпугиватель с имитацией криков сокола, коршуна, иногда залетных птиц даже приходится отстреливать из «воздушки». Вода в хозяйство подается только из собственной подземной скважины, мы не принимаем на работу людей, содержащих птицу дома: она может принести инфекцию на ногах, одежде. За всем, конечно, не уследишь, поэтому часть сотрудников перешли на режим постоянного проживания. Они приходят на смену и в течение недели не покидают ферму.

Есть небольшие проблемы с тем, что в рамках кооператива мы раздаем птицу партнерам в дальние районы — Атнинский, Балтасинский, Арский, Чистопольский. Там ситуацию мы полностью проконтролировать не можем, потому что далековато, тем не менее все предупреждены.

Мурат Сиразин — глава ЛПХ в Шеланге:

— Где-то около года назад, когда птичий грипп разразился на лаишевской птицефабрике, было указание не выпускать птицу на свободный выгул. Сейчас то же самое, выполняю. А что тут еще могут предпринять небольшие фермеры, личные подсобные хозяйства? Ничего тут не предпримешь? Пережидаем.

Что касается ветеринарных постов, здесь скажу так: с введением «Меркурия» я вообще никуда не вывожу свою продукцию для продажи, в том числе на рынки Казани. Как и все крестьяне, я сокращаю объемы производства, режу скот, так как система «Меркурий» создала для меня дополнительные затраты. Спасает постоянная клиентура, которая сама постоянно приезжает за продукцией.