... На ТАНЕКО запустили установки гидроочистки керосина и дизельного топлива
Фото: Олег Спиридонов

ТОПЛИВО КАК СЛЕЗА

Сегодня утром по пути на нефтяной саммит «Татнефти», который по традиции проходит в поселке Карабаш в Бугульминском районе, президент РТ Рустам Минниханов в компании заместителя министра энергетики России Павла Сорокина сделал остановку в Нижнекамске, на ТАНЕКО, где они приняли участие в торжественном запуске установок гидроочистки керосина и дизельного топлива. Новые мощности предприятия, как убедились наши корреспонденты, позволят на новом сырьевом компоненте — гидроочищенном прямогонном керосине и гидроочищенной прямогонной дизельной фракции — более чем в 4 раза увеличить производство авиационного керосина и более чем в два раза нарастить производство дизельного топлива. Как было заявлено, выпуск керосина марок РТ, ТС-1, Джет А-1 будет достигнут в объеме 950 тыс. тонн, а выпуск дизельного топлива «Евро-5» дойдет до 3 млн тонн в год. При этом, утверждают нефтепереработчики, на предприятии будет создано более 80 рабочих мест. Объем инвестиций — 13 млрд рублей.

По итогам прошлого года, напомним, ТАНЕКО выпустило 221 тыс. тонн авиационного керосина и 1,4 млн тонн дизтоплива. При этом оба продукта производились на комбинированной установке гидрокрекинга, а базовым сырьем был вакуумный газойль, часть которого ТАНЕКО из-за недостатка собственного приходилось закупать на соседнем ТАИФ-НК. Мощность установок гидроочистки керосина и дизтоплива по сырью составляет соответственно 500 тыс. тонн и 1,6 млн тонн в год. В процессе гидроочистки  удаляются соединения серы, азота, кислорода, непредельных углеводородов для достижения требуемого уровня качества.

Практически все оборудование отечественное. Три реактора для нового производства — предварительной очистки, гидроочистки дизельной фракции и гидроочистки керосиновой фракции, а также колонна горячего сепаратора высокого давления были изготовлены на ижорских заводах. Вакуумный осушитель, отпарная колонна и аминовый абсорбер высокого давления произведены на «Волгограднефтемаше». Участие в поставках оборудования также приняли «Уралхиммаш», «Петрозаводскмаш» и другие. Активная фаза строительства установок длилась чуть более двух лет. Сами установки занимают площадь порядка 4 гектаров.

Когда кортеж президента подъехал к месту запуска, где для этого случая соорудили специальную сцену, гендиректор завода Леонид Алехин, тепло поприветствовав президента, сразу принялся объяснять ему, каких показателей качества дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей удалось добиться.

... Судя по мензуркам, из установки гидрокрекинга топливо выходит абсолютно прозрачное как слеза, а продукт из установки гидроочистки имеет желтоватый оттенок
Фото: Олег Спиридонов

«По всем контролируемым параметрам производимое на ТАНЕКО топливо с большим запасом укладывается в нормы экологического стандарта «Евро-5», — объяснял Алехин. По его словам, полициклические ароматические соединения в дизтопливе не должны превышать 8% массы — на выходе из установки гидрокрекинга этот показатель составляет 0,4%, а из установки гидроочистки — 0,8%. По массовой доле серы то же самое — при норме не более 10 мг/кг в установке гидрокрекинга этот показатель составляет 2,2 мг/кг, а в установке гидроочистки — 5,8–7,3 мг/кг. По авиационному керосину, судя по его объяснениям, картина та же самая. Экологическим нормам выпускаемое на заводе топливо соответствует, причем с большим запасом.

«А здесь, Рустам Нургалиевич, мы приготовили образцы с топливом, чтобы вы могли визуально посмотреть, в каком виде приходит на установку сырье и что мы получаем на выходе», — рассказывал Алехин. Судя по мензуркам, снимок которых тут же появился в «Инстаграме» Минниханова, из установки гидрокрекинга топливо выходит абсолютно прозрачное, как слеза, а продукт из установки гидроочистки имеет желтоватый оттенок. Это отметил, кстати, и гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, также сопровождавший президента в поездке. Алехин при этом заявил, что абсолютно прозрачное топливо можно получить только на установке комбинированного гидрокрекинга.

... Наиль Маганов: «Буквально в чистом поле мы вместе с вами построили флагман отечественной нефтепереработки — самый современный завод нового технологического уровня, который работает сегодня с загрузкой 115 процентов» Фото: Олег Спиридонов

«РАНЬШЕ Я С НАИЛЕМ УЛЬФАТОВИЧЕМ СЮДА КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ ПРИЕЗЖАЛ»

Когда ведущие мероприятия пригласили почетных гостей подняться на сцену, перед которой уже выстроились в ожидании  работники, первым с приветственным словом выступил Минниханов. «На самом деле мы с вами присутствуем на знаковом событии. В январе этого года президент России запустил здесь два производства (по видеосвязи прим. ред.). Сейчас мы запускаем еще два, которые позволят нам увеличить производство дизельного топлива на 1,6 миллиона тонн и производство авиационного керосина — на 500 тысяч тонн в год. Это плюсом к тому, что уже было. И к тому же у нас есть большие задачи до конца этого года. Я уверен, что программа, которая у нас есть по развитию ТАНЕКО, будет реализована. Каждый месяц на этой площадке осваивается более 2 миллиардов рублей, 5,5 тысяч строителей работают на этой площадке. Раньше, когда мы здесь начинали строительство, я с Наилем Ульфатовичем [Магановым] сюда каждую неделю приезжал, сейчас, конечно, пореже бываю. Но мы видим очень большие изменения. Тогда мне казалось: как и когда мы эту территорию освоим? А сейчас мы видим, что места уже не хватает. Надо думать над площадкой, которая будет отдана под нефтехимию», — порадовал нижнекамцев президент. 

Он выразил уверенность, что компетенции и технологии, которые есть у строителей и проектировщиков, позволят обеспечить высокую эффективность эксплуатации комплекса. «Завод был 7-миллионником. Сегодня загрузка предприятия составляет 8,7 миллиона тонн, глубина переработки — 99 процентов. Я вас всех поздравляю с этим событием! Ну и дальше дерзать, чтобы ТАНЕКО был самым современным нефтеперерабатывающим заводом в новой России», — напутствовал Минниханов.

Заместитель Александра Новака, в свою очередь, отметил, что очень рад быть свидетелем этого запуска, так как он является очень важным для страны, и заявил, что останавливаться на достигнутом не стоит. Надо развивать нефтехимическое производство, а правительство будет стимулировать стратегическую отрасль.


«Россия находится в достаточно интересном геополитическом положении, — начал издалека замминистра. — Поэтому мы стараемся заниматься импортозамещением, стараемся дать дорогу российским технологиям, российским заводам. Мы облетели комплекс — он, конечно, впечатляет. Если мы вспомним, то буквально 8 лет назад здесь еще не было ничего. А сейчас стоит комплекс заводов — один из крупнейших в России и один из самых современных. А самое главное — здесь очень большая доля отечественного оборудования и комплектующих. В Татарстане была создана уникальная база из компетенций, технологий и персонала. И мы надеемся, что это будет основой в будущем для импортозамещения в российском нефтеперерабатывающем комплексе. На этом наши планы не заканчиваются. Мы и дальше будем стимулировать эту отрасль, будем дальше вкладывать в нее средства, направлять ресурсы, чтобы тот опыт и компетенции, которые были накоплены здесь, распространялись бы дальше по всей России, а потом выходили и на международные рынки. Завод будет давать качественный керосин и качественный дизель нашей стране. Я желаю вам с честью пройти этот сложный путь, на который вы встали, и идти дальше, развивая нефтехимическое производство, которое является следующим переделом и следующей целью министерства энергетики в области стимулирования импортозамещения по крупнотоннажным полимерам и по другим направлениям. И я надеюсь, что этот завод станет основой и базой для этого следующего шага».

Маганов на правах хозяина площадки обратился с приветствием к заводчанам последним, неожиданно вспомнив 2004 год, когда аналогичное производство запускалось на ТАИФ-НК. Видимо, момент соперничества с соседями, как ни крути, остается для нефтяников актуальным.

... Благодаря запуску установки гидроочистки авиакеросина и дизтоплива выпуск керосина вырастет в 4,3 раза, а дизтоплива — вдвое
Фото: Олег Спиридонов

«Ка-а-а-аким для нас тогда казался сложным тот проект, — протяжно начал гендиректор „Татнефти“. — А сегодня мы такие проекты штампуем, штампуем, штампуем. Буквально в чистом поле мы вместе с вами построили флагман отечественной нефтепереработки — самый современный завод нового технологического уровня, который работает сегодня с загрузкой 115 процентов и по глубине переработки, и по выходу светлых нефтепродуктов на уровне 87,5 процентов. Мы наработали здесь с вами уникальные компетенции, знания, смелость, опыт, которые нам позволят реализовывать такие проекты — не то что в нашей стране, а в любой точке мира! Такие проекты действительно значимы для нашей страны, они вселяют уверенность в то, что мы можем делать, можем реализовывать крупные и весомые нефтепроекты. Они укрепляют и наш статус, и престиж нашей компании и республики. Ну и конечно же, они усиливают экономическую и технологическую безопасность всей нашей страны», — заявил Маганов, поблагодарив Минниханова за решение строить ТАНЕКО.

«Спасибо Вам, Рустам Нургалиевич, что мы набрались смелости и решились строить этот завод. Может быть, не представляли, какие трудности будут, но была смелость, было решение и было желание и, самое главное, были люди, которые смогли это все воплотить. И этот завод стоит! Огромное спасибо министерству энергетики России. Мы знаем, с каким трудом принималось решение в Москве по строительству этого завода, о подключении первой очереди, о подключении второй очереди. Спасибо строителям, проектировщикам, пусконаладчикам — всем тем, кто день и ночь, в жару и холод вели эту стройку и запускали ее. Всем новых свершений, побед, благ. Огромное спасибо за работу, ребята!» — уже расчувствовавшись подытожил Маганов.

После этого все трое нажали виртуальную кнопку запуска производства, вручив благодарности и грамоты лучшим работникам предприятия, после чего направились на нефтяной саммит. Уже находясь в Карабаше, президент РТ обмолвился о несколько болезненной теме, неупомянутую на торжестве в ТАНЕКО, — производство бензинов «Евро-5», которое предполагалось запустить еще в декабре 2016 года, заработает, по его словам, к концу нынешнего. Ранее первые литры планировалось получить в августе-сентябре...