ЗАВЕТНОЕ СЛОВО ИЗ ТРЕХ БУКВ

Сергея Шнурова накануне можно было встретить прогуливающимся в парке им. Горького — многие прохожие выложили селфи с суперзвездой. В «Татнефть Арене» оказались забитыми и трибуны, и танцпол, и фан-зона. Билеты стоили почти столько же, сколько на концерт Земфиры, который состоялся в Казани накануне, — 2–4,5 тыс. рублей. И, кажется, чемпионат мира только поспособствовал наплыву любителей группировки «Ленинград». Люди большими компаниями приехали в Казань на четвертьфинал, а заодно почему бы и на Шнурова не сходить?

На удивление, сам Сергей на концерте старался обходить футбольную тематику: не стал исполнять песни про Игоря Акинфеева и про то, что российские футболисты из гадких утят превратились в героев. Однако без футбола все-таки не обошлось. «Мы никогда не думали, что эта песня превратится в футбольный гимн. Как это все происходит, я и сам не знаю. Наверное, это кто-то на верху решает», — обратился Шнуров к публике, после чего понеслась «Ты просто космос, Стас», которую народная молва после победы сборной России над Испанией тут же решила посвятить главному тренеру команды Станиславу Черчесову.

Через какое-то время Шнуров заставил всю многотысячную толпу скандировать слово из трех букв, на что благодарные и распаленные духовым угаром и коллективными плясками зрители радостно откликнулись. «Подождите, подождите, — осадил он публику. — Вам не стыдно? На дворе чемпионат мира по футболу, а вы тут сквернословите. Если себя не стыдитесь, постыдились бы тогда людей с иностранными паспортами». После чего многотысячный хор отчего-то стал скандировать «Россия, Россия!», но после того как заиграла музыка, он вновь принялся выкрикивать заветное русское слово.

В прошлом году в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шнуров, говоря о своем успехе, заметил, что «Ленинград» — один из немногих коллективов, который не пытается, как это принято в русском роке, вывернуть напоказ внутренности, не ноет о трудности бытия, а просто делает людям праздник. «Приходить поскучать за свои же собственные деньги — не вижу смысла, — говорил Шнур. — Сборище людей — это такая социальная практика, которая существует со времен первобытного человека. У вас же есть городские праздники — это ритуал. Люди собираются в общую массу, чтобы почувствовать что-то. Эти практики будут всегда. Если вы не можете быть инициатором всего этого – значит, не можете. Остальные группы, на мой взгляд, просто невеселые. Я сам стараюсь не грустить. Тот фон, в котором мы существуем, — это грусть. Но я что-то не хочу вливаться в общий поток. Поводов для грусти очень много — для радости бы найти».

И, кажется, Шнуров прав. По крайней мере, об этом свидетельствует его популярность и количество проданных на концерт билетов. Он четко умеет угадывать настроение и потребность публики и может ею манипулировать, реагируя чуть ли не каждую неделю новыми песнями на явления нашей жизни. И далеко не всегда его выступления аполитичны. Во время исполнения «Москва, по ком звонят твои колокола» на строчках «И Храм Спасителя, и бани, Лихачи сгорели, москвичи, А дома ждали россияне, Когда остынут кирпичи» зрители в зале повскакивали со своих мест и устроили овацию. Правда, Шнуров на концерте в Казани обошелся без насущной актуалочки — песня про пенсионную реформу осталась в загашнике. Видимо, еще не проверена временем. Ну или лишний повод для грусти.

«ТАК ХОРОШО ПРОСТО И ПРОСТО ХОРОШО»

2,5 часа группировка «Ленинград» делала с казанским зрителем что хотела. На сцене корреспондент «БИЗНЕС Online» насчитал в один момент 16 человек, и каждый механизм этой команды был нацелен на то, чтобы производить шоу. В одном из эпизодов девушке, которая стояла перед сценой, от духоты, похоже, стало плохо. Лидер «Ленинграда» сначала попросил охрану посмотреть, все ли там в порядке, а позже спустился со сцены, чтобы убедиться в состоянии барышни.

Дважды он отпрашивался у своих поклонников устроить антракт, чтобы можно было покурить. Причем во дворце спорта — сооружении, в котором вроде бы по закону не разрешается вкушать табачный дым, для публики устроили специально отведенные места.

Казалось, что и сам антракт — тонко спланированный маркетинговый ход, поскольку люди, выходя с концерта разгоряченные ленинградскими ритмами, тут же выстраивались в огромные очереди, причем неважно за чем — будь то пиво по стоимости такое же, как и в фан-зоне чемпионата мира по футболу, или продукция с символикой группы. Футболки расходились за 1,5 тыс. рублей, а бейсболки, которые в приличное общество не наденешь, поскольку на ней красуются три лаконичные русские буквы, можно было купить за 2 тысячи. Но люди, кажется, только рады были расставаться со своими деньгами: лето, тепло, отличный концерт и предстоящий футбол. Хотя если перефразировать строчку «Ленинграда» с ненормативного на литературный, то получается как-то не очень: «Так хорошо просто и просто хорошо».

В какой-то момент Шнуров сам не выдержал накала страстей и снял футболку, демонстрируя накаченное тело. «Рюмку водки накатив, излучаем позитив», — неслось со сцены. А после того как на танцпол повалились огромные шары, началось буквально какое-то помешательство. Люди словно в жизни не видели ничего подобного, и вместо того, чтобы отбросить шар подальше, пытались оставить его себе. Выглядело это смешно. Один такой деятель ходил после концерта и пытался продать добытый видимо в бою трофей с символикой группы за 500 рублей.

Закончил Шнуров также традиционно словами: «Спасибо большое за то, что в такую хорошую погоду в вашем прекрасном городе за собственные деньги вы пришли послушать нашу фигню (он сказал круче, но воспроизвести это нельзя прим. авт.). Мало того что потратили бабло, так еще и 2,5 часа драгоценного времени».

После концерта многотысячная толпа вылилась на улицу и продолжала исполнять песни Шнура: забавно было наблюдать, когда группа не совсем трезвых женщин шла по тротуару и, не попадая в ноты, орала: «Когда себе я вставлю сиськи».

Теперь мы, кажется, всегда будем ждать середины лета, чтобы снова сходить на концерт Шнура.