В Арбитражном суде РТ состоялись очередные слушания по делу о банкротстве АО «Земельная корпорация „Лидер“ — одного из крупнейших собственников земли в Татарстане В Арбитражном суде РТ состоялись очередные слушания по делу о банкротстве АО «Земельная корпорация „Лидер“» — одного из крупнейших собственников земли в Татарстане Фото: «БИЗНЕС Online»

ВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ НАШЕЛСЯ С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ

В Арбитражном суде РТ состоялись очередные слушания по делу о банкротстве АО «Земельная корпорация „Лидер“» — одного из крупнейших собственников земли в Татарстане. Напомним, что 13 марта в отношении компании по заявлению ООО «Сельхозпредприятие „Свияга“» (через ООО «ФК „Тимерхан“» и ООО «Инвестиции и консалтинг» владеет гендиректор холдинга «Ак Барс» Иван Егоров) была введена процедура наблюдения сроком на три месяца. Долг «Лидера» перед «Свиягой» составляет 2,318 млрд рублей. Впоследствии Татфондбанк (ТФБ) предъявил АО «Земельная корпорация „Лидер“» требования на астрономическую сумму 13,49 млрд рублей по долгам 16 компаний перед ТФБ, по кредитам которых «Лидер» выступал поручителем (см. справку).

Большая часть этих компаний находится в процедуре банкротства, получить с них долги агентству по страхованию вкладов (АСВ) будет весьма проблематично, поэтому АСВ было вынуждено обратить взыскание на активы ЗК «Лидер». Часть сумм по решению суда уже вошла в требования кредиторов корпорации, другие иски вскоре начнут рассматриваться.

Примечательно, что первые две кандидатуры арбитражных управляющих, которых предлагал инициатор банкротства, попросили самоотвод. В результате громкое банкротство досталось Алине Хасановой. Она же ведет, например, банкротство ООО «Казан», принадлежащего родственникам бывшего владельца ОАО «Вамин-Татарстан» Вагиза Мингазова, а также ОАО «Каратунское хлебоприемное предприятие», входящего в холдинг «Ак Барс».

Большая часть компаний находится в процедуре банкротства и получить с них долги АСВ будет весьма проблематично. Поэтому АСВ было вынуждено обратить взыскание на активы ЗК «Лидер» Большая часть компаний находится в процедуре банкротства, получить с них долги агентству по страхованию вкладов будет весьма проблематично, поэтому АСВ было вынуждено обратить взыскание на активы ЗК «Лидер» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОНИ МАНИПУЛИРУЮТ И СПЕЦИАЛЬНО ЗАТЯГИВАЮТ ПРОЦЕДУРУ»

Предполагалось, что на последнем судебном слушании временный управляющий представит суду свой отчет по результатам процедуры наблюдения, анализ финансового состояния ЗК «Лидер», а также материалы первого собрания кредиторов должника, которое было назначено на 31 мая, чтобы принять решение о дальнейшей судьбе компании.

Однако Хасанова обратилась в суд с ходатайством о продлении срока процедуры наблюдения, сославшись на то, что не успела подготовить анализ и собрать необходимые документы, на основании которых можно было бы сделать заключения о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника. Она отметила, что 25 мая обратилась в суд с ходатайством об истребовании у бывшего директора компании Рустема Шарафиева бухгалтерской и иной документации. Суд назначил рассмотрение данного ходатайства на 25 июня. Отметим, что это ходатайство стало основанием для отмены первого собрания кредиторов «Лидера», которое перенесено на 21 июня. При этом Хасанова обмолвилась, что финансовый анализ должника она все же сделала и вывод однозначный — открыть конкурсное производство. Но, по ее словам, окончательный отчет для представления собранию кредиторов еще не готов.

В свою очередь, представитель Татфондбанка в суде Артур Зайнутдинов прямо обвинил временного управляющего в аффилированности и целенаправленном затягивании судебного процесса. «Это показательная ситуация, когда одному из должников холдинга требования подают дружественные кредиторы, которые назначают своего управляющего. Они манипулируют и специально затягивают процедуру. Я сомневаюсь, что Хасановой нужно 30 тысяч рублей, которые она получает в качестве вознаграждения», — без обиняков заявил он, напомнив о ст. 51 закона о банкротстве, согласно которому дело в Арбитражном суде должно быть рассмотрено в семимесячный срок.

В результате судья отклонил просьбу продлить срок наблюдения и назначил следующее заседание на 25 июня. «К этому времени прошу вас подготовить финансовый отчет о состоянии должника», — обратился судья к временному управляющему.

На 1 января 2013 года в собственности „Лидера“ были участки общей площадью 106 513 га (львиная доля — это сельхозугодия) На 1 января 2013 года в собственности «Лидера» были участки общей площадью 106 513 га (львиная доля — это сельхозугодия) Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТО ВЫ РАССТРАИВАЕТЕСЬ! ОТ ВАС ЗЕМЛИ НИКУДА НЕ УЙДУТ»

Однако даже после вынесения решения спор между сторонами продолжился. «На сегодня основная масса требований кредиторов приходится на Татфондбанк. Эти требования не являются прямыми заемными обязательствами. „Лидер“ — организация действующая, так что я не исключаю мирового соглашения. Но для этого должна быть сформирована вся сумма требований. Мы просто физически не успеваем все эти документы подготовить», — пояснила свою позицию юрист «Лидера» Лариса Андронова.

— Той суммы требований, которая уже включена в требования кредиторов, разве недостаточно, чтобы признать компанию банкротом? — удивлялся представитель ТФБ.

— А нам нужна вся сумма требований! Для того, чтобы дальше начать разговаривать, — продолжала намекать Андронова.

— Что-то изменится? — не понял Зайнутдинов.

— Они предлагают мировое соглашение, — не выдержала судья Резеда Гараева.

— Я что-то про такое соглашение не услышал, — удивился тот.

— Что-то вы сегодня ничего не слышите, после выхода из отпуска, — съязвила юрист «Лидера». — Вы нас целенаправленно хотите обанкротить.

— Они затягивают процесс. Сами в последний момент отменили собрание кредиторов, а сейчас что-то начинают говорить о мировом соглашении. Это очень странно, — продолжал демонстрировать жесткую линию юрист ТФБ.

— Что вы расстраиваетесь?! От вас земли никуда не уйдут. Это же не движимое имущество, которое можно за границу вывести! — прибегла к последнему аргументу Андронова.

В ответ, уже выходя из зала заседаний, Зайнутдинов тихо сказал ключевую фразу: «Дело-то не в земле». И действительно, вряд ли АСВ удовлетворится в разы переоцененными земельными участками, которые им вместо ликвидных активов настойчиво предлагают давние партнеры Мусина по бизнесу.

Земельная корпорация „Лидер“ создавалась в 2005 году как держатель земельного банка аграрной группы „Золотой колос“ — совместного детища экс-депутата Госдумы Рината Губайдуллина (на фото) и Роберта Мусина Земельная корпорация «Лидер» создавалась в 2005 году как держатель земельного банка аграрной группы «Золотой колос» — совместного детища экс-депутата Госдумы Рината Губайдуллина (на фото) и Роберта Мусина Фото: «БИЗНЕС Online»

СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЯХ ЗЕМЕЛЬ ТАТАРСТАНСКИХ

Чтобы прояснить картину, напомним, что ОАО «Земельная корпорация „Лидер“» создавалось в 2005 году как держатель земельного банка аграрной группы «Золотой колос» — совместного детища экс-депутата Госдумы Рината Губайдуллина и Роберта Мусина. На 1 января 2013 года в собственности «Лидера» были участки общей площадью 106 513 га (львиная доля — это сельхозугодия). «Указанные земли в Республике Татарстан составляют 13,2 процента от всех земель, находящихся в собственности юридических лиц, и более 2,3 процента от всех земель сельскохозяйственного назначения», — с гордостью писали в то время составители отчетности корпорации. Помимо этого, на балансе корпорации имелись ценные бумаги Татфондбанка на сумму 1,2 млрд рублей.

Отметим, что земельный банк «Лидера» формировался в основном за счет скупки по бросовым ценам земель, принадлежащих муниципалитетам. Так, как выяснила Счетная палата РТ, только в Дрожжановском районе было приобретено 2,7 тыс. га по цене, составляющей 11% от ее кадастровой стоимости.

Когда между Мусиным и Губайдуллиным пробежала черная кошка и агрохолдинг «Золотой колос» был признан банкротом из-за кредиторской задолженности в 15 млрд рублей, основные активы компании (около 40 предприятий) по договоренности отошли холдингу «Ак Барс» Ивана Егорова, включая Буинский сахарный завод, Буинский и Бурундуковский элеваторы.

Казалось, и контроль над АО «Земельная корпорация „Лидер“» перешел холдингу «Ак Барс». Но, как теперь выясняется, активы корпорации использовались в интересах сохранения финансовой империи Мусина — земли выступали в качестве залога по кредитам близким к нему компаниям, причем далеко не только сельскохозяйственным.

Как выяснилось, активы корпорации использовались в интересах сохранения империи Мусина – земли выступали в качестве залога по кредитам близким к нему компаниям Как выяснилось, активы корпорации использовались в интересах сохранения империи Мусина — земли выступали в качестве залога по кредитам близким к нему компаниям Фото: «БИЗНЕС Online»

ДОЛГ В ОБМЕН НА ЗЕМЛЮ

Так, среди компаний, по долгам которых ТФБ намерен отсудить активы «Лидера», фигурируют уже известные по банкротным делам фирмы, входящие в финансово-промышленную империю Мусина. Например, через «Траверз компани» и ООО «Казанская СХТ», как подозревают следователи, Мусин выводил деньги ТФБ за границу, на счета TFB Investment LTD (Республика Кипр) и Barg AG (Швейцария). По данным следствия, конечным бенефициантом этих компаний ранее выступала Лидия Николаевна Мусина — супруга банкира, а ныне — его дочь Аида Гилязова. Общий размер выведенных за пару лет средств якобы составил 4,5 млрд рублей.

Претензии ТФБ к ООО «Галактионова» на 1,047 млрд рублей касаются заключенного в мае 2011 года договора цессии №С14/11-Ц, по которому банк передал «Галактионова» права требования с ООО «Золотой колос» долга по выданному 31 мая 2010 года кредиту. В качестве обеспечения исполнения договоров цессии 18 июля 2014 года между Татфондбанком и АО «Казанский хлебозавод №3» был заключен договор поручительства №С14/11-Ц-2, согласно которому хлебозавод обязался солидарно отвечать перед кредитором за исполнение ООО «Галактионова» обязательств по договорам цессии, но на сумму не более 300 млн рублей.

Однако в декабре 2017 года Арбитражный суд РТ признал недействительным договор поручительства №С14/11-Ц-2, поддержав позицию ООО «Татхлебопродукт» (100% принадлежит ООО «Инвестиции и консалтинг», контролируемому Иваном Егоровым, — прим. ред.), который владеет 15,05% акций АО «Казанский хлебозавод №3». Акционер заявил, что договор поручительства был для хлебозавода крупной сделкой, а значит, ее необходимо было одобрить на общем собрании акционеров, чего, по уверению «Татхлебпродукта», сделано не было.

В результате конкурсный управляющий ТФБ вынужден был перенаправить свои исковые требования по долгу ООО «Галактионова» на АО «Земельная корпорация „Лидер“», с которым 13 июня 2013 года был заключен договор об ипотеке: в соответствии с ним, банку в обеспечение долга «Галактионова» передавался земельный участок сельхозназначения в границах Федоровского сельского поселения (Тетюшский район) площадью 23,2 млн. кв. м (2520 га) залоговой стоимостью 1,047 млрд рублей. Примечательно, что кадастровая стоимость этого земельного участка более чем в 17 раз меньше — всего 59,4 млн рублей.

Даже после того, как один из крупнейших в РТ Бурундуковский элеватор был передан в холдинг «Ак Барс», проблема его долгов не была закрыта Даже после того, как один из крупнейших элеваторов в РТ, Бурундуковский элеватор, был передан в холдинг «Ак Барс», проблема его долгов не была закрыта Фото: drogganoye.tatarstan.ru

ЭЛЕВАТОРНЫЕ СХЕМЫ

Еще более запутана история с сельхозактивами ХК «Золотой колос», за которые развернулась нешуточная война между холдингом «Ак Барс» в союзе с одноименным банком, Мусиным, Губайдуллиным и конкурсным управляющим Татфондбанка.

Напомним, что даже после того, как один из крупнейших элеваторов в Татарстане, Бурундуковский элеватор, был передан в холдинг «Ак Барс», проблема его долгов не была закрыта. Основным кредитором элеватора оставался «АК БАРС» Банк, долг перед которым превышал 570 млн рублей.

В конце 2014 года права требования долга элеватора вынужден был выкупить холдинг «Ак Барс» через только что созданное новое юрлицо ООО «Дрожжановский элеватор» (через ООО «Интрейдпром» и ОАО «Каратунское хлебоприемное предприятие» владеет холдинг «Ак Барс» — прим. ред.). Однако это спровоцировало судебную войну с Россельхозбанком — другим крупным кредитором Бурундуковского элеватора. После жесточайшей судебной схватки Россельхозбанку удалось забрать у поручителя — холдинга «Ак Барс» — 855 млн рублей.

После этого 28 января 2016 года казанское ООО «Юрком» (стопроцентная «дочка» ЗАО «Холдинговая компания „Золотой колос“») выкупило на торгах заложенное у Россельхозбанка и Татфондбанка имущество ОАО «Бурундуковский элеватор» стоимостью 1,7 млрд рублей, в том числе 5 336 акций ОАО «Буинский элеватор» и задолженность 55 дебиторов.

Как теперь выясняется, сделка, по всей видимости, была профинансирована за счет кредитов ТФБ, который в июне и августе 2016 года заключил с ООО «Дрожжановский элеватор» 7 кредитных договоров на общую сумму около 3,4 млрд рублей сроком на один год под 12% и 13,6% годовых.

Взамен кредитов ТФБ опять же получил в виде залогов активы ЗК «Лидер» и ХК «Золотой колос». Так, ЗК «Лидер» передала ТФБ по договору об ипотеке все тот же ранее заложенный до долгам ООО «Галактионова» земельный участок сельхозназначения площадью 2520 га залоговой стоимостью 1,047 млрд рублей, ЗАО «ХК „Золотой колос“» заложило пакет акций АО «Казаньзернопродукт» (залоговая стоимость — 149,2 млн рублей), а ОАО «Буинский элеватор» передало в залог Татфондбанку пакет акций АО «Казаньзернопродукт» (залоговая стоимость — 111,2 млн рублей).

Схема по постепенному возврату сельхозактивов под крыло ХК «Золотой колос» была прервана крушением Татфондбанка. 7 декабря 2016 года, когда ТФБ уже испытывал проблемы с ликвидностью, Дрожжановский элеватор снял 485,5 млн рублей для погашения задолженности по собственному кредиту. Однако по решению суда задолженность предприятия по кредитным договорам с Татфондбанком восстановлена. В результате по состоянию на 17.04.2017, когда Дрожжановский элеватор был признан банкротом, долг по кредитам ТФБ составил 2,86 млрд рублей.

Холдинг Ивана Егорова (слева) технично перевел почти 14 млрд рублей по долгам Мусина и Губайдуллина в доставшиеся по бросовой цене и при этом несколько раз перезаложенные земельные участки Фото: tatarstan.ru

АСВ ОСТАВИЛИ У РАЗБИТОГО КОРЫТА?

Также конкурсный управляющий Татфондбанка вступил в битву с «АК БАРС» Банком (АББ) за Буинский элеватор, который был признан в декабре 2017 года банкротом по заявлению дружественного ООО «Агрокомплекс Ак Барс» (Арский район).

Оказалось, что 6 октября 2016 года «АК БАРС» Банк подписал с Дрожжановским элеватором кредитный договор на 395,3 млн рублей, долг по которому в настоящее уменьшился до 293,3 млн рублей. Поручителем по этому кредиту выступило ОАО «Буинский элеватор», которое обязалось нести перед кредитором ответственность за исполнение ООО «Дрожжановский элеватор» обязательств по кредитному соглашению в том же объеме, как и заемщик.

В июле 2017 года АББ вошел в состав третьей очереди кредиторов элеватора, однако 31 августа по отработанной схеме перекинул долг на ХК «Ак Барс», заключив с ООО «Торговый Дом „Белый Барс“» (через ООО «Буинский сахар» принадлежит холдингу «Ак Барс» — прим. ред.) договор уступки права требования задолженности ООО «Дрожжановский элеватор». За это «Белый Барс» перечислил банку 247,2 млн рублей.

Соответственно, «Белому Барсу» перешел и договор поручительства Буинского элеватора. Уже на следующий день права требования по договору поручительства с Буинским элеватором перешли ООО «ТПК „Агро-Трейд“». У «Агро-Трейд» запутанная структура собственности — учредителями на паритетных условиях выступают ООО «Агропромышленный комплекс „Высокая Гора“» и ООО «Полет», конечными собственниками которых, в свою очередь, является «Агро-Трейд». Однако неофициально считается, что «Агро-Трейд» представляет интересы холдинга «Ак Барс».

Определением АС РТ от 5 марта 2018 года требование «Агро-Трейд» в размере 366,2 млн рублей было включено в состав третьей очереди реестра требований кредиторов ОАО «Буинский элеватор». Кроме того, «Агро-Трейд» стал процессуальным правопреемником «АК БАРС» Банка в реестре требований кредиторов ООО «Дрожжановский элеватор» в размере 293,3 млн рублей. Также в реестр требований кредиторов Буинского элеватора были включены требования ТФБ на сумму 613,7 млн рублей, в том числе те самые 111,2 млн рублей, обеспеченных залогом акций АО «Казаньзернопродукт» по кредитам, выданным Дрожжановскому элеватору.

Таким образом «АК БАРС» Банк сохранил хорошую отчетность, а холдинг Егорова технично перевел почти 14 млрд рублей по долгам Мусина и Губайдуллина в доставшиеся по бросовой цене и при этом несколько раз перезаложенные земельные участки, залоговая стоимость которых в десятки раз выше кадастровой. Вопрос в том, согласится ли на это само АСВ. Не зря же юрист Зайнутдинов прямо намекнул, что «дело не в земле»?