Арбитражный суд РТ в экспресс-режиме отклонил сразу три иска конкурсного управляющего ТФБ (АСВ) о взыскании принадлежащих ГЖФ акций «АК БАРС» Банка на 9,8 млрд рублей, которые были заложены в 2016 году по невозвратным кредитам структур Роберта Мусина. Аргументом, противоядие к которому так и не нашло АСВ, стало прошлогоднее решение Вахитовского райсуда по иску председателя ТПП РТ Шамиля Агеева о том, что глава ГЖФ Талгат Абдуллин превысил полномочия.
НА КАЖДЫЙ ИСК ПО 15 МИНУТ
Арбитражный суд РТ рассматрел сразу три иска ПАО «Татфондбанк» в лице конкурсного управляющего ГК «Агентство по страхованию вкладов» к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при президенте РТ» об обращении взыскания на предмет залога по кредитным долгам ООО «Метинвест», ООО «Торгбыт» и ООО «Люксор». Согласно расписанию суда, на рассмотрение каждого из исков отводилось по 15 минут, что выглядело довольно странно. Однако вскоре выяснилось, что составители расписания хорошо знают свое дело.
Послушать, как будет рассматриваться иск, пришли полтора десятка человек, по всей видимости, из числа пострадавших в результате банкротства Татфондбанка. Они оживленно делились друг с другом последними новостями, демонстрируя немалые познания в структуре собственности ведущих компаний Татарстана, которые приобрели за полтора года регулярного посещения многочисленных судебных слушаний.
Когда у Татфондбанка возникли серьезные проблемы, Талгат Абдуллин предоставил в залог по «мусорным» кредитам свои обширные земельные участки и 25,77% акций «АК БАРС» Банка / Фото: gossov.tatarstan.ru
КАК АБДУЛЛИН СПАСАЛ МУСИНА АКЦИЯМИ «АК БАРС» БАНКА
Напомним суть исков. Весной 2016 года, когда у Татфондбанка возникли серьезные проблемы, а ЦБ потребовал его оздоровления, многие серьезные структуры в республике пришли на помощь Роберту Мусину. Среди «добрых самаритян» оказался и ГЖФ во главе с Талгатом Абдуллиным, который предоставил в залог по «мусорным» кредитам свои обширные земельные участки и 25,77% акций «АК БАРС» Банка (позже этот пакет был размыт до не блокирующего путем допэмиссии), владельцем которых ГЖФ стал в сентябре 2015 года.
Как следует из судебных материалов, акции «АК БАРСа» «облагородили» кредитные обязательства 7 фирм, которые связаны с торговой сетью DOMO и другими мусинскими бизнесами: ООО «Весна», ООО «Умная Электроника», ООО «Алнаир», ООО «Торгбыт», ООО «МетИнвест», ООО «Люксор» и ООО «СК „Альбатрос“». Все они либо банкроты, либо ликвидируются.
Целесообразность сделки Абдуллин позже объяснял весьма специфически: якобы все эти фирмы обязались поучаствовать в достройке домов обманутых дольщиков, для этого и брали кредиты, но в итоге, мол, обманули...
Как позже говорили в суде представители ГЖФ, договоры залога были срочными и истекали в конце 2016 года. 27 октября банк направил фонду письмо, предложив продлить действие залога, но ГЖФ отказал, а 5 декабря, то есть незадолго до прихода в банк временной администрации, было подписано соглашение о расторжении договора залога.
«РИСКОВ НЕ НЕСЕТ»
В июне 2017 года АСВ обратилось в Арбитражный суд РТ с требованием восстановить залог, то есть вернуть акции в конкурсную массу. А в марте 2018 года Приволжский райсуд Казани частично удовлетворил ходатайство СУ СКР по РТ о наложении двухмесячного ареста на заложенное в Татфондбанке (ТФБ) имущество ГЖФ, в том числе на акции «АК БАРС» Банка. «Арест 20-процентного пакета акций не несет рисков для операционной деятельности финансового учреждения, так как этот пакет не является контрольным или блокирующим. Вне зависимости от какого-либо сценария развития событий влияние неблокирующего пакета на позицию контролирующего акционера — Республики Татарстан — будет ограниченным», — так прокомментировали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе банка решение Приволжского райсуда. В банке подчеркнули, что в настоящий момент республика контролирует более 85% акций банка (с учетом пакета ПАО «Татнефть»).
Тогда же официально стало известно, что спорный пакет акций «АК БАРСа» еще в апреле 2017 года был перезаложен. Между ГЖФ и ООО «Инвестнефтехим» (99% капитала принадлежит СИНХу) был заключен договор о предоставлении фонду кредита в размере 25 млрд рублей под залог все тех же акций «АК БАРС» Банка (частично). Причем сам кредит был предоставлен ГЖФ еще в декабре 2016 года, поэтому в суде представитель ГЖФ заявляла, что вернуть обеспечение, как того требует АСВ, уже нельзя.
Деньги СИНХа в ГЖФ, впрочем, не залежались, а пошли на выкуп у «АК БАРСа» кредитов строительной компании «Ак Барс Девелопмент», которая теперь в течение 15 лет должна вернуть многомиллиардный долг фонду за счет ударной работы.
Дело рассматривалось в гражданском, а не арбитражном суде, так как истцом выступило физическое лицо — председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев / Фото: «БИЗНЕС Online»
«ГЖФ НЕ ИМЕЛ ПРАВА ЗАКЛАДЫВАТЬ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЕМУ АКЦИИ «АК БАРС» БАНКА»
Впрочем, как уже рассказывал «БИЗНЕС Online», главным оружием в битве с АСВ за акции главного банка республики стало вынесенное еще 16 ноября 2017 года решение Вахитовского районного суда Казани, согласно которому договор поручительства, заключенный между ГЖФ и ТФБ, изначально был недействительным.
Напомним, что дело рассматривалось в гражданском, а не арбитражном суде, так как истцом выступило физическое лицо — председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. Иск он подал в качестве члена попечительского совета ГЖФ.
Свое решение Вахитовский райсуд обосновал тем, что Госжилфонд является некоммерческой организацией с четко очерченными уставными целями, в первую очередь — содействовать реализации гражданами их конституционного права на жилище.
«При обращении взыскания на акции „АК БАРС“ Банка по оспариваемым договорам залога ГЖФ утратит часть своих активов, которые подлежали использованию только для реализации своих уставных целей. Таким образом, принятие ГЖФ на себя обязательств по договорам залога противоречит его целевой правоспособности, в связи с чем оспариваемые договоры признаются судом недействительными по признаку ничтожности (посягающие на публичные интересы)», — говорится в решении суда.
«Мы исходили из того, что ГЖФ не имел права закладывать принадлежащие ему акции „АК БАРС“ Банка по договорам коммерческих структур, в том числе и с точки зрения обеспечения стабильности банковской системы. Мы уже много нахлебались с Татфондбанком», — пояснил тогда «БИЗНЕС Online» Агеев. В итоге своим решением Вахитовский райсуд фактически признал Абдуллина ответственным в нецелевом использовании вверенного ему имущества. Однако карьере самого Абдуллина такой поворот никак не повредил.
АСВ пыталось обжаловать решение Вахитовского суда, однако его апелляция была отклонена. В результате 28 марта АС РТ отказал агентству в удовлетворении иска о взыскании акций «АК БАРСа», заложенных по кредиту «Умной Электроники». После этого АСВ стало всеми силами тормозить рассмотрение своих исков о взыскании залогов ГЖФ по кредитам других компаний, надеясь найти противоядие от решения Вахитовского райсуда.
«У ИСТЦА БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАНОВО ОБРАТИТЬСЯ С ИСКОМ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ»
Вот и на прошедшем на днях заседании представитель АСВ Елена Седова первым делом выступила с ходатайством об очередном отложении рассмотрении дела в связи с тем, что 18 мая ПАО «Татфондбанк» подало в Верховный суд РТ кассационную жалобу на решение Вахитовского районного суда и определение апелляционной инстанции, в которой содержится ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта. Правда, свое решение о принятии жалобы к рассмотрению Верховный суд вынесет в течение месяца.
Представитель ГЖФ Резеда Гарипова тут же возразила, отметив, что судебное решение Вахитовского районного суда вступило в законную силу. «Подача кассационной жалобы — это пересмотр судебного решения, вступившего в законную силу. И в случае его отмены, у истца будет возможность заново обратиться с иском по данному делу по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, подача кассационной жалобы не имеет значения при рассмотрении данного дела», — сказала она, подчеркнув, что ходатайство об очередном отложении — это лишь способ затянуть рассмотрение дела.
В итоге судья Савельева приняла доводы ГЖФ, отказала ТФБ в удовлетворении ходатайства и объявила завершенным исследование материалов дела. После нескольких минут обдумывания в совещательной комнате судья огласила свое решение — отказать в удовлетворении иска ТФБ к ГЖФ об обращении взыскания на предмет залога по кредитным долгам ООО «Метинвест».
— Это в нашу пользу решение-то? — переспросила у товарищей одна из сидящих в зале активисток. Когда женщине растолковали, что нет, что акции «АК БАРС» Банка на миллиарды рублей не пойдут в конкурсную массу погорельцев Татфондбанка, она начала причитать: «Мы опять остались ни с чем!» Другая удивилась скорости рассмотрения иска и высказала предположение, что решение было заготовлено заранее. «Совести у них нет!» — безапелляционно сказала она.
Если агентству все же удастся обжаловать «историческое» решение Вахитовского райсуда, картина может диаметрально поменяться / Фото: «БИЗНЕС Online»
«МЫ ГОТОВЫ ВСЕ ЗАСЕДАНИЕ СТОЯ ПРОСТОЯТЬ, ЕСЛИ РЕШЕНИЕ БУДЕТ В НАШУ ПОЛЬЗУ»
Тем временем судья объявила начало рассмотрения следующего иска ТФБ к ГЖФ — о взыскании залогов по кредиту ООО «Торгбыт». Ситуация повторилось с точностью до фраз. Представитель ТФБ опять выступила с ходатайством об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что в Верховный суд РТ направлена кассационная жалоба. В свою очередь, представитель ответчика вновь заявила, что это не имеет значения при рассмотрении данного дела. Суд опять отказал в ходатайстве и за пять минут вынес решение об отказе в удовлетворении иска ТФБ.
Правда, на этот раз активисты демонстративно сидя встретили выход судьи из совещательной комнаты и начало оглашения решения. Судье даже пришлось прерваться и сделать замечание: «Вы пришли в суд, так что проявляйте уважение!» Один из активистов, нехотя вставая, пробурчал: «Мы готовы все заседание стоя простоять, если решение будет в нашу пользу». На это судья указала, что присутствующие в зале всего лишь слушатели и им никто слова не давал. «Да нас и потерпевшими не считают!» — пожаловались ей из зала. Впрочем, присутствующие все же встали и молча дослушали решение суда.
Затем пришел черед рассмотрения следующего иска ТФБ — по залогам ООО «Люксор». Когда доводы сторон начали озвучиваться по третьему разу, некоторые сидящие в зале не выдержали и начали нервно смеяться. А когда судья удалился в совещательную комнату, кто-то из «погорельцев» ТФБ предложил демонстративно покинуть зал. Сошлись на том, что свою акцию они проведут, когда судья начнет зачитывать решение. Что и было сделано. Впрочем, судья никак не отреагировала на такую эскападу и спокойно дочитала свое решение. Его с грустью в глазах выслушала представитель АСВ. Впрочем, если агентству все же удастся обжаловать «историческое» решение Вахитовского райсуда, картина может диаметрально поменяться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.