Всего три года назад в Челны были закуплены 192 больших газовых «НЕФАЗа», а сейчас чуть ли не две трети из них находится в нерабочем состоянии Фото: nabchelny.ru

«ЭТО ПРАКТИЧЕСКИ НОВЫЕ МАШИНЫ, ЧУТЬ ЛИ НЕ ВЧЕРА ИХ ПОЛУЧИЛИ, А ТЕПЕРЬ ТАКУЮ СУММУ ЗАКЛАДЫВАЮТ НА РЕМОНТ!»

Сегодня челнинское МУП «Электротранспорт» разместило на сайте госзакупок заказ на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту 192 городских автобусов «НЕФАЗ 5299-30-51» и «НЕФАЗ 5299-40-51». Начальная цена контракта составляет 404,2 млн рублей, из которых около 212 млн приходится на запасные части. Согласно конкурсной документации, источником финансирования является бюджет «Электротранспорта». Контракт с поставщиком заключается на три года и истекает 20 июля 2020 года. Так, в этом году компания планирует потратить на обслуживание автобусов 108,8 млн рублей, в следующем — 186,6 млн рублей, а в 2020-м — снова 108,8 млн рублей.

Как указано в техзадании, в наличии у исполнителя заказа должно находиться специальное оборудование, такое как гайковерт для гаек колес, грузоподъемные механизмы, зарядное устройство для аккумуляторных батарей, компрессоры, комплект для очистки и проверки свечей зажигания и многое другое. В случае выявления поставки некачественного товара исполнитель должен будет произвести замену данного товара на аналогичный. Поставщик также должен иметь необходимое количество запасных частей и расходных материалов — в случае отсутствия таковых ему придется обеспечить поставку в течение пяти рабочих дней.

Сумма в 404,2 млн для такой задачи более чем солидная. Во-первых, получается, что затраты на один автобус в год превысят 700 тыс. рублей. В открытых источниках мы нашли, что приобрести городской «НЕФАЗ» с двигателем Mercedes (именно такие установлены на технике «Электротранспорта») можно по минимальной цене от 6,2 млн рублей. Получается, что за год обслуживание 10 автобусов МУПа обойдется в одну новенькую единицу транспорта. Во-вторых, сумма опять же кажется неадекватно высокой, учитывая, что челнинским «НЕФАЗам» всего чуть более трех лет. Они были приобретены в лизинг у АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“» в 2015 году. И через такой небольшой срок требуют столько серьезного вмешательства ремонтников? Очевидно, что так. В-третьих, указанная сумма явно серьезная для муниципального предприятия. Хотя источником финансирования указаны собственные средства МУПа. Напомним, что «Электротранспорт» и с лизинговыми-то платежами не справляется. Например, АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“» не раз подавала иски к предприятию за неуплаченные долги, более того, даже требовала расторгнуть договор с «Электротранспортом» и вернуть ей все автобусы. В результате по итогам 2017 года на уплату долгов из горбюджета было выделено 435 млн рублей. Благо прошлый год город исполнил бюджет с профицитом. Но кардинально ситуации это не изменило. В мае года нынешнего лизинговая компания вновь выставила иск МУПу на 120 млн рублей.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Но вернемся к тендеру. Опрошенные нами эксперты разошлись во мнении, адекватна ли стоимость обслуживания одного автобуса в 700 тыс. рублей в год. Зато многие согласны с тем, что состояние автопарка «Электротранспорта» оставляет желать лучшего, несмотря на то что транспорт был закуплен всего в 2015 году. Видимо, из-за состояния техники и получилась такая значительная сумма.

«Вы представляете, что это практические новые машины, чуть ли не вчера их получили, а теперь такую сумму закладывают на ремонт! — возмутился в беседе с „БИЗНЕС Online“ один из городских маршрутных перевозчиков, пожелавший остаться неизвестным. — Я бы эти автобусы лучше порезал и сдал на металлолом. Они же („Электротранспорт“прим. ред.) их просто угробили. Насколько я знаю, сейчас порядка 130 автобусов находится в нерабочем состоянии. В основном по причине поломок двигателя. Хотят на машины поставить китайские моторы. Стоит один такой — 1 миллион. То есть только на закупку двигателей им нужно порядка 130 миллионов. А есть ведь и другие запчасти, расходники и так далее. Это дойная корова бюджетных денег. Это в Америке сейчас бы шум подняли: куда уходят деньги налогоплательщиков? А у нас...»

С ним согласен депутат челнинского горсовета Владимир Васев. «Я думаю, что это слишком завышенная сумма на обслуживание и ремонт автобусов „Электротранспорта“, — высказал он свое мнение в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Даже если учесть, что сейчас они находятся, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. По моим оценкам, сейчас „на приколе“ стоит 110–130 единиц техники. Не думаю, что у всех двигатели убитые. Скорее всего, это причина простоя только небольшого числа автобусов. Но в любом случае установка китайских двигателей, я считаю, нецелесообразна. Если они и дешевле окажутся, то все равно переоборудование автобусов под другие моторы, скорее всего, обойдется в копеечку. Кроме того, однозначно китайские двигатели не являются более надежными. Они будут сыпаться активнее, чем ныне установленные на „НЕФАЗах“. И еще вопрос: получено ли разрешение от лизинговой компании на замену двигателей? Это же переоборудование автобусов, не принадлежащих МУПу. Причем лизинговая компания — камазовская. Не думаю, что КАМАЗ даст на это добро. Это вопрос несколько даже политический для автогиганта».

Владимир Васев Владимир Васев Фото: «БИЗНЕС Online»

«МУП ОБЪЯВЛЯЕТ ТОРГИ, НО У НЕГО ЭТИХ ДЕНЕГ НЕТ, И В БЮДЖЕТЕ ОНИ НЕ ЗАЛОЖЕНЫ»

Впрочем, Васев, отклоняясь от чисто финансового аспекта, смотрит на ситуацию с точки зрения закона. По его словам, в свое время горсоветом было дано поручение исполкому отчитаться о состоянии парка «Электротранспорта», а также подготовить обоснование обслуживания автобусов, предложить варианты: то ли это будет создание собственной базы, то ли передача услуг на аутсорсинг. Сам депутат, кстати, считает, что создание собственной базы для ремонта и обслуживания автобусов обойдется гораздо дешевле, чем трехлетний аутсорсинг в 404,2 млн рублей. По его предварительным прикидкам, затраты в первый год составили бы не больше 100 млн рублей. Это с учетом закупки оборудования, создания собственных складов запчастей и ГСМ, найма персонала. В последующие два года расходы были бы, по мнению Васева, гораздо ниже и за три года вряд ли превысили бы 200 млн рублей. Поэтому нынешний тендер, считает депутат, это просто разбазаривание бюджетных средств.

Правда, тут он оговаривается, что собственную базу по ремонту и обслуживанию автобусов «Электротранспорту» нужно было создавать еще три года назад — сразу после приобретения техники на газомоторном топливе. «Автобусы с двигателями Mercedes подразумевают правильное и своевременное обслуживание, а это означает использование только оригинальных масел, запчастей и т. д. Изначально, когда покупали „НЕФАЗы“, надо было в первую очередь думать о техническом обслуживании. Должны быть хотя бы несколько человек, обученных и сертифицированных для этого дела, на предприятии должна быть ремонтная база со складами запчастей, с постами диагностики, жестким контролем за техсостоянием».

Возвращаясь же к этически-политическому аспекту вопроса, Васев считает объявление нынешнего тендера нарушением бюджетной дисциплины и даже намерен жаловаться — в генпрокуратуру РФ и следственный комитет РФ, то есть сразу в Москву, минуя местные и республиканские подразделения. «Вопрос обслуживания автобусов „Электротранспорта“ — создание собственной базы или через аутсорсинг — должен был обсуждаться на комиссии в июне, — сообщил он. — А они, получается, объявили тендер на аутсорсинг без согласия горсовета. Я на ближайшей сессии буду прямым текстом говорить, как воруются бюджетные средства, и обязательно направлю обращение в генпрокуратуру и следственный комитет РФ. Что мы сейчас видим? МУП объявляет торги почти на полмиллиарда. У него этих денег нет, нет их и в бюджете, они там не заложены. И сейчас они увеличивают дыру, причем без согласования с горсоветом. А потом это предъявят депутатам по вопросу распределения допдоходов и попросят утвердить данный вариант. Я считаю, это неисполнение бюджета. Получается, творят что хотят. То есть определенные должностные лица, заведомо зная, что эти деньги у них отсутствуют, расходуют данные средства, а впоследствии будут погашать из бюджета. Вывод: неважно, какой бюджет мы приняли, потом уже выполненный дадим депутатам на утверждение».

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ГАЗОВЫХ «НЕФАЗОВ» — ДВИГАТЕЛИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДОРАБАТЫВАТЬ И ДОВОДИТЬ ДО УМА»

В корне не согласен с предыдущими экспертами и Фаргат Набиев — экс-начальник управления транспорта и связи исполкома Набережных Челнов. Он считает адекватной среднегодовую стоимость ремонта техобслуживания газовых «НЕФАЗов» в чуть более 700 тыс. рублей. «Получается, что средняя месячная стоимость техобслуживания одного большого автобуса обходится в сумму меньше чем 90 тысяч рублей. Это нормальная, в принципе, стоимость, учитывая, что основные расходные материалы и комплектующие — те же самые форсунки, электроника или поршни для двигателей — приходится применять импортные, закупающиеся за евро. Поэтому, учитывая высокий курс валюты, думаю, что эту сумму можно назвать вполне адекватной», — заявил он. При этом Набиев добавил, что у данных автобусов есть две основные проблемы — электроника автоматических коробок передач, а главная — двигатели, которые для суровых условий российской эксплуатации необходимо дорабатывать и доводить до ума.

По информации нашего собеседника, зарабатываемых сегодня МУП «Электротранспорт» средств от продажи билетов хватает только на выплату заработной платы работникам предприятия, на погашение лизинговых платежей денег уже не остается. При этом экс-начальник управления транспорта также считает, что для Набережных Челнов 190 больших автобусов — это слишком много. «У нашего города потребности в таком количестве больших автобусов нет. 190 — это слишком много. Думаю, что вполне хватило бы и 100 штук. У нас четыре основных проспекта, по 25 штук на каждый запустили бы — и денег предприятию удалось бы зарабатывать больше», — высказывает свое мнение Набиев.

Отчасти с ним согласен и другой наш эксперт, который по непонятной причине также пожелал остаться неизвестным. «Весь вопрос в том, входит ли в стоимость контракта ремонт и техобслуживание всех 190 автобусов, числящихся на балансе „Электротранспорта“, или речь идет только о тех транспортных средствах, что еще находятся на ходу, — задается он риторическим вопросом. — Дело в том, что, по нашей информации, из 190 автобусов еще в феврале этого года в работоспособном состоянии находилось только около 70 единиц. Остальные транспортные средства стояли „на приколе“. Основная проблема, с которой столкнулись эксплуатанты, — это поломка газотопливной аппаратуры. Дело в том, что на некогда единственной в Набережных Челнах АГНКС, расположенной на повороте на БСИ, где и заправлялись метаном „НЕФАЗы“, не были установлены влагоотделители, а топливная аппаратура газовых двигателей Mercedes, которые установлены на этих автобусах, очень чувствительна к качеству топлива. Этим и был обусловлен массовый выход ее из строя. Поэтому вопрос, завышена ли стоимость контракта, напрямую зависит от того, входит ли в него реанимация неисправных автобусов».

При этом эксперт поясняет, что техобслуживание и ремонт стоящих на балансе его компании автобусов «НЕФАЗ» с газовыми двигателями производства ПАО «КАМАЗ» обходится ему чуть менее чем в 450 тыс. рублей в год за единицу техники. И, по его словам, обслуживание автобуса с газовым двигателем Mercedes должно обходиться приблизительно на 30% дороже, то есть около 600 тыс. рублей в год.

Слухи о ситуации с «большими автобусами» до «БИЗНЕС Online» доходили уже давно. Гендиректор МУП «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов еще месяц назад отказал нашему изданию в устных комментариях по заявлению Васева и дольше месяца игнорировал официальный запрос, презрев требования закона о СМИ. Однако подтверждение тому, что на автобусах пока не поставлен крест, удалось найти и без помощи МУПа — все тендеры последних месяцев от «Электротранспорта» запрашивают поставки на 190 автобусов. Именно на такое количество «Электротранспорт» заказывает и заказывал еще до подозрений депутатов обслуживание бескондукторной системы оплаты, системы спутникового мониторинга, страховку ОСАГО и прочие услуги. Сегодня издание опять попыталось получить комментарий по данной ситуации у Шамсудинова. Но сделать это не удалось. Сначала корреспондент нашего издания довольно продолжительное время не мог дозвониться до топ-менеджера. Затем Шамсудинов перезвонил сам, но, когда узнал, что попал в газету «БИЗНЕС Online», бросил трубку и больше ее не поднимал.