На этой неделе появился указ Владимира Путина, согласно которому Россия к 2024 году должна стать одной из пяти главных экономик мира. Какие меры могут позволить достичь такого результата? Какими темпами для этого должна расти российская экономика? И есть ли вообще шансы достичь подобного результата? «БИЗНЕС Online» отвечают Михаил Хазин, Айрат Хайруллин, Валентин Катасонов, Шамиль Агеев, Максим Калашников и другие.
«САМИ ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ ПРОТИВОРЕЧАТ ПОСТАВЛЕННЫМ ФОРМАЛЬНО ЗАДАЧАМ»
Валентин Катасонов – экономист:
– Шансов нет. Я внимательно слежу за тем, сколько было всяких лозунгов, разных стратегических амбициозных целей, провозглашено и удвоение ВВП, и «четыре И» медведевских, и создание международно-финансовых центров в Москве, и ускорение еще чего-то. Понимаете, это обычные вербальные интервенции, не более. Это примерно звучит так же, как у Ильфа и Петрова: «Я не более как вице-король Индии». То есть это даже не к экономистам вопрос, а к психологам, социальным психологам. Поэтому я такие заявления пропускаю мимо ушей.
Михаил Хазин – экономист, руководитель компании экспертного консультирования «Неокон»:
– Вообще, мы и так занимаем где-то 5–8-е место. Первые четыре – Китай, США, Япония и Индия, а дальше – Германия, Великобритания и мы. Там есть разные варианты – если считать честно, то есть имея в виду реальную экономику, а не фиктивные показатели. Хотя ВВП по логике – это добавленная стоимость. Так вот поскольку они постоянно считают добавленную стоимость, скажем, интеллектуальной собственностью, с которой ничего сделать нельзя, количество патентов растет, а толку... Соответственно, в этом случае может оказаться, что у нас результаты получше. То есть мы не на 5–8-м месте, а вполне себе на 6-м. Скорее всего, Германии мы уступаем, но это в связи с колоссальным экспортом. Германия экспортирует столько же, сколько и Китай в ценовом выражении. Но из-за торговых войн, которые устроил Трамп, может оказаться, что эта цифра упадет – кстати, и у Китая, и у Германии.
Нам бы нужно увеличивать абсолютный показатель, потому что ВВП у нас уже 5 лет падает, а для этого надо менять экономическую модель. Теоретически, если это сделать, мы можем за полтора-два года выйти примерно на 5–7 процентов экономического роста, устойчивого, на много лет вперед. Повторю, для этого нам надо сменить экономическую модель. Но абсолютно очевидно, что правительство, которое новое, этого делать не будет. Это противоречит его идеологическим установкам. Поэтому будем ждать следующего: поскольку осенью будет очередная волна сильного спада, то вполне может быть, что к Новому году или к началу следующего мы получим новое правительство. Ну а дальше будем смотреть по ситуации.
Айрат Хайруллин – депутат Госдумы РФ:
– Мировая практика показывает, что в истории были случаи, когда государства росли на 10–15 процентов каждый год, например, СССР в период индустриализации. Еще один пример – Китай. В последнее время эта страна растет стабильно на 7–10 процентов ежегодно. И мы сами видим, как у нас на глазах Китай из отсталой страны превратился в индустриальную державу. Это подтверждает, что ничего невозможного нет. Но, что сегодня мы имеем в России для того, чтобы выполнить поручение президента? Какие отрасли у нас будут прорывными, если лучшие специалисты, ученые, спортсмены, достигающие высоких результатов, сразу переманиваются другой страной, где им создают самые благоприятные условия? Даже чемпионка по фигурному катанию Медведева может покинуть Россию, уехав в Канаду, из-за лучших условий. Это то, что будет мешать нам достигнуть результатов.
Я глубокого убежден, что драйвером развития нашей страны, кроме развития сырьевого сектора, является сельское хозяйство по всем его направлениям, где мы можем создать и высокооплачиваемые рабочие места, и реально за предстоящие 6 лет сможем удвоить объемы производства. И если это сделать в сельском хозяйстве, оно за собой потянет, имея кумулятивный эффект, и другие отрасли, включая машиностроение, химическую отрасль, в том числе и наука подтянется. И вот удвоение объемов в сельском хозяйстве как раз может позволить достигнуть этой планки. Эта надежда пока нам помогает жить.
Максим Калашников – писатель, футуролог:
– Первой мерой должно было стать назначение не Медведева, а более адекватного человека на пост премьера, например, Дениса Мантурова. Путин в своем послании, фактически в своей предвыборной программе, не произнес четко слово «индустриализация», а раздробил на его несколько категорий, хотя на самом деле это новая индустриализация. То есть указ, подписанный в мае, уже не имеет смысла обсуждать, потому что Медведев остался премьером, а первым замом при нем стоит не промышленник, а бухгалтер. Причем бухгалтер прозападный, монетаристский. В общем, прямое продолжение штампа Гайдар – Чубайс.
То есть сами действия власти противоречат поставленным формально задачам. Повторю, первый шаг – формирование вменяемой управленческой команды, способной провести новую индустриализацию в стране. Причем новая команда – это не только смена Медведева и экономического блока, но и руководства Центробанка, так как они должны работать рука об руку, так называемое большое правительство. А Набиуллина во главе Центробанка тоже может смело забыть обо всех путинских обещаниях. А есть ли шанс, что сменится вся эта команда? Я его сейчас не вижу. Должно произойти некое катастрофическое событие, экономическое потрясение, которое заставит сменить команду. Но к этому не привел даже кризис 2008–2009 годов. В жертву политтехнологии «царь хороший, а бояре плохие» была принесена экономика. Это было сделано и в нулевые годы, и сейчас в 2018-м. Поэтому вторым шагом должно стать то, что делает Трамп в Соединенных Штатах, – введение покровительственной протекционистской политики, плюс активная промышленная политика.
«ГЛАВНОЕ СЕЙЧАС – В ОРГАНИЗАТОРСКОМ МАНЕВРЕ»
Шамиль Агеев – председатель ТПП РТ:
– Да, я видел этот указ, там 12 главных, приоритетных направлений. Задача поставлена амбициозная, другое дело, что пока не просматривается механизм ее выполнения. Нет понимания в обществе, в предпринимательских кругах, какая будет создана атмосфера для этого. Одно дело, когда страна рванула вперед в 30-е годы, тогда был большой мобилизационный ресурс: большой ресурс крестьянского населения, потенциал, энтузиазм и прочее. Сейчас пока этих составляющих нет. Задача поставлена, она интересная. Из названных 12 направлений 8 связаны с предпринимательством. И в них, в общем-то, все правильно расписано. Но как это сделать? Какими силами? В этом отношении есть большие сомнения, насколько это возможно организовать.
Главное сейчас – в организаторском маневре. Поэтому сейчас нужно размышлять, как нужно реализовать этот указ. И вот эти темпы, которые заложены, которые должны быть, они же не свалятся с неба? Значит, люди должны напрягаться, должны это делать в ущерб чему-то. Поэтому сейчас самое главное – обдумать, и мы сейчас этим занимаемся, ищем, что предложить, какие шаги должны быть сделаны, какие меры предприняты. Не критиковать надо – потенциал у нашей страны большой, надо думать, как направить энергию молодежи на практические дела, как повысить качество образования. И главное – понять, какие специальности будут востребованы – с тем, чтобы не было напрасных ожиданий. У нас ведь еще от советской системы какие-то отголоски остались, что кто-то придет, государство все решит. Люди не настроены на напряженную внутреннюю работу – вот это самое главное. А для этого искусство управления должно быть. Это целый ворох вопросов, которые требуют достаточно быстрого разрешения. Но пока сказать трудно, какими темпами мы будем развиваться. На бумаге все можно красиво написать. А вот как это сделать...
Ярослав Лисоволик – экономист, управляющий директор по аналитической работе Евразийского Банка Развития:
– Я думаю, что шанс есть. В принципе, если мы посмотрим на опыт многих государств, в том числе азиатских, за предыдущие десятилетия, то увидим, что в условиях, когда формируется четкая и адресная повестка модернизации, которая учитывает и национальные экономические особенности, ставит амбициозные задачи, которые в то же время соразмерны возможностям, имеющиеся у страны, то в таких случаях результаты действительно бывают и могут быть очень значительными. За счет чего это может быть достигнуто? У России есть громадный потенциал, связанный с человеческим капиталом. И вот в этих «майских указах»во многом акцент ставится именно на финансирование этой сферы развития. Инвестиции в человеческий капитал, которые предполагается увеличить существенно, в течение следующих 6–7 лет – это прежде всего фактор ускорения роста производительности труда. Это, кстати, еще один такой важный резерв, который должен быть использован нашей экономикой для ускорения темпов роста. В предыдущие годы увеличение производительности производства вставало, развивалось медленно.
Вадим Хоменко – вице-президент Академии наук РТ, доктор экономических наук:
– Условие достижения 5-го места – это темпы роста. Нам надо иметь темпы не ниже, чем имеют те страны, которые являются лидерами, а может, и больше. Все исправимо, нужно понимать, что любая ситуация в наших руках, мы должны иметь темпы хотя бы 4–6 процентов годового роста, а сейчас у нас нет и 2 процентов. А как достигнуть этих темпов? Нам надо закреплять то место, которое у нас есть, сейчас обработка сопоставима с добывающей, и мы делаем ставку на обрабатывающую промышленность, надо ее развивать попутно наращивать темпы развития машиностроения, нефтехимии, авиастроения и так далее. А для этого должны быть четкие программы, перестроена схема финансирования развития экономики. У нас средняя ставка банковского кредита превышает норму рентабельности в среднем в два раза. Мы не можем выпасть из мирового интеграционного пространства — это однозначно, иначе это заведомо путь к отсталости. Мы должны иметь свою науку, мы должны изменить систему расходования бюджета, поднять затраты на образование. За счет чего? У нас есть две позиции, которые резко возросли, – это вооружение и поддержание правопорядка.
Шанс есть, если выполним эти условия, но это пока не заложено в программе, пока есть только заявление президента. Надо начинать с текущих усилий по регулировке инфляции, а мы просто снижаем платежеспособность населения, спрос населения и говорим, что у нас инфляция упала, продавцы не имеют возможности повышать цены. Это примитивный способ удержания инфляции. Нормальный способ заключается в том, что у нас развивается производство и объемы производства товаров и услуг растет быстрее, чем растут наши доходы, и тогда это идет на снижение, стабилизацию цен.
Павел Сигал – президент центра микрофинансирования:
– Экономика – многообразная вещь. Есть ли у нас шансы стать одной из пяти главных экономик мира к 2024 году? Если будут экономические реформы – есть. Если создадут условия для развития малого и среднего бизнеса – есть. А без этого, на мой взгляд, ничего не получится.
«НУЖНА СЕРЬЕЗНАЯ ЧИСТКА ВСЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА»
Рустам Курчаков – экономист:
– Нужна серьезная чистка всего государственного аппарата – это первая исходная мера, во-вторых, надо сказать правду, а когда людям говоришь правду, то они мобилизуются и начинают не саботажничать, не воровать, а строить лучшую жизнь. Экономисты подсчитали, что 6–8 процентов в год – это необходимые темпы для того, чтобы догнать Великобританию, она сейчас на 5-м месте, а такие лозунги ведь важны для подъема духа, то есть простые, понятные большинству, чтобы у людей загорелось, чтобы лозунг совпадал с жизненными целями, установками большинства людей. А чтобы лозунги были духоподъемными, нужно, чтобы поверили, а как можно это сделать, если люди не верят своему государственному аппарату? Проблема не в том, что есть нефтяная зависимость, – это все преодолевается. Любые проблемы решаются, если люди возьмутся за работу. Проблема в том, что накопилось много лжи и вранья за 25 лет.
Айдар Шагимарданов – президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:
– В первую очередь это поддержка малого и среднего бизнеса, потому что большой бизнес – это выросший из малого и среднего, и эта поддержка должна быть широкомасштабной. Она не должна быть только на отчетах: сколько чего провели, организовали. Это поддержка начиная со льгот по налогам, предоставление стартового капитала для начала бизнеса до непосредственно помощи тем предприятиям, которые открылись и работают. Во-вторых, нужно сделать инвестиционно привлекательной нашу страну тоже во всех аспектах, не только в праздниках и цветочных мероприятиях, а чтобы были конкретные реальные кейсы, то есть те ситуации, когда бизнесмены сюда пришли, вложили – эти примеры нужно популяризировать. В-третьих, нужно поднимать морально-нравственный облик граждан нашей страны, чтобы они максимально сами хотели оставаться здесь, трудиться и не смотрели на Запад, чтобы туда уехать.
Айрат Гимадутдинов – генеральный директор ООО «АКФ «Аудэкс»:
– Это должен быть системный подход, все должно быть проанализировано и выработан план. Первое, что приходит в голову, – это повышение производительности труда, создание благоприятной среды во всех отношениях для развития предпринимательства на всех уровнях. Конечно же, здесь и образование, обучение, просвещение бизнесменов, предпринимателей по ведению бизнеса. В целом должен быть принят план, возможно, тот план, который Кудрин разработал, и жизненно необходимо, чтобы первое лицо государства, президент определил для себя развитие экономики как приоритет. Темпы роста навскидку должны быть 5–6 процентов. Шансы, я думаю есть, хочется верить, что результат будет достигнут, но для того, чтобы он был достигнут, развитие экономики, предпринимательства как его составной части должно стать приоритетом номер один. Все должно быть мобилизовано, все усилия должны быть направлены на развитие экономики, и это стоит того, потому что от развития экономики и предпринимательства много зависит. Здесь и обороноспособность государства, здесь и уровень жизни людей, здесь и решение социальных проблем – все это базируется на экономической базе.
Радик Абдрахманов – совладелец и управляющий ресторанного комплекса «Туган авылым»:
– Я думаю, надо дружить с исламским странами, надо развивать экспорт – до этого у нас было импортозамещение. Понятно, что мы сейчас находимся под влиянием санкций, нам как никогда тяжело, но тем не менее цены на нефть растут, и Всевышний Аллах нам помогает. Я считаю, что нужно развивать свое производство, интеллектуальные разработки в сфере экспорта и импорта, нужно делать большой рывок, п потихоньку развиваться и быть ближе к тем странам, которые к нам дружественно относятся. Конечно, это будет сделать непросто, задача очень серьезная. Темпы развития должны быть максимально большими, но, если честно, я даже не представляю, как это можно сделать. Это невероятно сложная задача. Я лично от себя говорю, что верю в свою страну, свою родину, что мы станем ведущей экономикой мира, но как это можно будет сделать, не могу сказать. Сейчас страна находится под санкциями, обнадеживает то, что наш народ терпелив. Нам нужно объединяться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 87
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.