«Мотивы моего выхода из СПЧ абсолютно политические — это несогласие с принципами и форматами власти в нашей России», — заявил журналист и правозащитник Максим Шевченко «БИЗНЕС Online», комментируя свой выход из совета по правам человека. О том, как казаки с нагайками, а также предательство российских интересов в Сирии и Иране побудили Шевченко пойти на полный разрыв с советом по правам человека, который только «пишет запросы», — в материале нашего издания.
Из титулатуры известного журналиста Максима Шевченко исчезло наименование «член СПЧ» (совета по правам человека при президенте РФ)
«Я ВООБЩЕ ПРОТИВ РЕЕСТРЕВОГО КАЗАЧЕСТВА. ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ РАЗОГНАНО И ЗАПРЕЩЕНО»
Из титулатуры известного журналиста Максима Шевченко исчезло наименование «член СПЧ» (совета по правам человека при президенте РФ). От участия в совете Шевченко отказался добровольно после того, как СПЧ не захотел собраться на срочное совещание в связи с использованием казачьих отрядов во время разгона митинга «Он нам не царь». «Михаил Федотов (председатель СПЧ – прим. ред.). говорит: „Мы пишем запросы и получаем ответы“. Это контора пишет, Михаил Александрович! Я не хочу работать в конторе! – эмоционально объяснил Шевченко „БИЗНЕС Online“ причины своего разрыва с президентским советом. – Я не хочу быть номенклатурой – ни бюрократической, ни общественной, ни экспертной!»
Напомним, что гнев правозащитника был спровоцирован участием активистов НОДа (национально-освободительного движения)и казаков с нагайками в подавлении протестной акции в Москве, состоявшейся 5 мая за два дня до инаугурации Владимира Путина. И если насчет казаков есть самые разные мнения – настоящие они или нет, имели ли они право выступать единым фронтом с полицией и т. д., то вот насчет нагаек двух мнений быть не может. Они были настоящими, и били ими по шее весьма чувствительно (как это запечатлели авторы фоторепортажа в «Новой газете»). При этом никто не объяснял протестующим, что все это, дескать, «ролевая игра» в казаков и разбойников – все происходило взаправду. Поэтому казачьи нагайки очень быстро стали хитом соцсетей, фрондирующие СМИ добавили масла в огонь тем, что сообщили о якобы многомиллионном финансировании, получаемом казаками от московской мэрии. Однако главным борцом с «добровольными казачьими формированиями» проявил себя Шевченко. Он потребовал назвать имена чиновников, разрешивших привлечь казаков для разгона «бунтовщиков» в столице, и предложил Михаилу Федотову собрать экстренное заседание СПЧ, на что тот уклончиво ответствовал, что непременно направит соответствующий запрос в правоохранительные и другие компетентные органы. Это и стало сигналом к разрыву. Выступая 10 мая в эфире «Эха Москвы», Шевченко официально заявил, что выходит из СПЧ, поскольку считает, что «публичные массовые аресты, жестокие избиения неизвестными вооруженными формированиями в центре российской столице граждан требуют открытого резонансного заседания с привлечением силовиков, пострадавших, журналистов, в том числе избитых журналистов, представителей этих самых так называемых казаков. Это требование проигнорировано», – резюмировал Максим Леонардович.
Гнев правозащитника был спровоцирован участием активистов НОДа и казаков с нагайками в подавлении протестной акции в Москве, состоявшейся 5 мая за два дня до инаугурации Владимира Путина
О том, кто были эти «люди с нагайками» и откуда они могли приехать, Шевченко рассказал «БИЗНЕС Online». «Во всяком случае, это были не кубанцы, –предположил он. – Кубанцы и в царское время отказывались разгонять народ нагайками. Мне, по крайней мере, так рассказывал Владимир Громов, историк и атаман Кубанского казачьего войска. Нет, это были люди, завезенные из Крыма, да и Московское казачье войско, видимо, принимало участие. Если посмотреть на фотографии – одни и те же люди, по всей видимости, сначала принимают участие в учениях Московского казачьего войска, а потом разгоняют народ. Я вообще против этого реестрового казачества. Оно должно быть разогнано и запрещено. Казаки должны быть этно-культурной группой. Жить они, как и все граждане РФ, могут, где хотят, но устанавливать свои казачьи порядки они могут в станицах и хуторах Терского, Донского, Кубанского и Сибирского войска, но никак не в столице России. Пожалуйста – устанавливайте там свои казачьи законы, если они не противоречат законам РФ. Может, кому-то нравится, когда его нагайкой порют в центре станицы? Вряд ли. Так почему это должно понравиться в центре столицы, а не станицы?»
Впрочем, СПЧ, как известно, не только проигнорировал призыв Шевченко, но и очень прохладно прокомментировал факт его выхода из рядов совета, хотя ранее Максим Леонардович утверждал, что по «внутренней переписке» многие правозащитники поддержали его предложение. Тем не менее Федотов поспешил заявить, что не будет уговаривать Шевченко остаться в рядах СПЧ. «У совета есть вопросы, которые он задает, получает на них ответы, анализирует эти ответы, после чего делает выводы, о которых сообщает президенту, – напомнил о своем излюбленном „бюрократическом“ порядке Михаил Александрович. – Вот наш метод работы. А пиар – это не наш метод работы». Другой правозащитник из СПЧ Александр Брод тоже счел необходимым недоуменно пожать плечами: «Мы не можем просто собраться для того, чтобы пошуметь и разойтись, Это несерьезно, непрофессионально».
Михаил Федотов поспешил заявить, что не будет уговаривать Шевченко остаться в рядах СПЧ
Еще более сдержанно отреагировал бессменный путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков, когда его попросили прокомментировать отчаянный жест Шевченко. «Я никак не стану реагировать, — сокрушенно вздохнул Песков. — Все-таки, наверное, должен Федотов на это как-то отреагировать. В любом случае это право каждого члена совета — продолжать или не продолжать свою работу».
Однако пример Шевченко оказался настолько заразителен, что следом за ним воспользоваться «правом не продолжать работу» решил знаменитый телеведущий и член СПЧ Владимир Познер. В своем «Инстаграме» он написал: «Я окончательно понял, что, к глубокому моему сожалению, СПЧ не только не является самостоятельной организацией (что очевидно, раз он „при президенте РФ“), но он не имеет реального влияния и носит сугубо декоративный характер». При этом Познер отметил, что не стал, подобно своему коллеге, хлопать дверью и делать громких заявлений. Тем не менее он поддерживает Максима Леонардовича. «Очевидно, Максима Шевченко постигло такое же разочарование, как в свое время постигло меня, — рассудил Познер, разрывавший свои отношения с СПЧ уже дважды. — Но он об этом заявил во весь голос, что вызывает во мне чувство искреннего уважения».
Пример Максима Шевченко оказался настолько заразителен, что следом за ним воспользоваться «правом не продолжать работу» решил знаменитый телеведущий и член СПЧ Владимир Познер
«ИДТИ НА ПОКЛОН К «ЕДИНОЙ РОССИИ» Я НЕ БУДУ. ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО ЛЕНИН ПОШЕЛ БЫ В ЦАРСКОЕ СЕЛО ДОГОВАРИВАТЬСЯ»
Какие бы заявления ни сотрясали воздух, на официальном сайте СПЧ в перечне состава совета все еще можно отыскать фотографию Шевченко. Впрочем, как предполагает ряд «провластных» экспертов, журналиста в любом случае попросили бы выйти из совета после его нашумевшего конфликта с политологом и еще одним членом СПЧ Николаем Сванидзе. «На мой взгляд, это работа на опережение, — поспешил заявить член Общественной палаты РФ Максим Григорьев. — По отношению к Шевченко со стороны его коллег возникло неприятие после драки с господином Сванидзе, в которой он был провокатором. Было неприятие такого его поведения, и даже шла речь о его исключении из совета. К тому же мы увидели еще один странный кульбит, когда во время избирательной кампании он вдруг оказался коммунистом при известных ранее его демократических взглядах».
По версии Григорьева, в ближайшее время Шевченко «будет пытаться продолжать работать на коммунистическую партию», а также «при поддержке, в первую очередь финансовой, Павла Грудинина будет претендовать на пост мэра Москвы». «Еще ему может помочь кавказская диаспора, лоббистом которой он себя показывает», — добавил Григорьев.
«Григорьев — лжец, — отреагировал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Шевченко. — Он на теснейшей связи с администрацией президента, он, можно сказать, является их почти штатным озвучивателем. Возможно, он что-то знает про происходившее внутри СПЧ, но я ничего подобного (о запланированном исключении — прим. ред.) не знал. Если же говорить о моем конфликте со Сванидзе... Еще зимой был созван президиум совета, на котором мы руки друг другу не подали, но... отношения были установлены. Инцидент был закрыт еще зимой — к чему об этом сейчас говорить? Но Григорьев, видимо, такой человек. Мне важнее, что меня поддержали Владимир Познер и Людмила Алексеева. Это очень серьезные фигуры в общественном мнении и очень серьезная моральная поддержка».
При этом Шевченко в разговоре с корреспондентом нашего издания отверг версию о том, что его выход из СПЧ — это пиар накануне выборов мэра Москвы, в которых он, по данным СМИ, собирается принимать участие. «Разве мне, члену „Левого фронта“, возможно пройти через муниципальный фильтр, которым владеет „Единая Россия“? — рассуждает правозащитник. — Идти на поклон к „Единой России“ я не буду. Это все равно что 100 лет назад кто-нибудь из большевиков, тот же Ленин, пошел бы в Царское село договариваться с монархистами, к Гучкову и Родзянко. Если бы это были бы просто независимые муниципальные депутаты, тогда разговор с ними имел бы смысл. В противном случае это абсурд. Зарегистрироваться на выборах можно — пожалуйста, но на каком-то первичном этапе до сбора подписей и прохождения упомянутого муниципального фильтра. Да и потом у меня нет амбиций стать мэром. У меня есть амбиции и задачи изменить политический курс страны. Я хочу, чтобы страна была современной народной республикой с сильным представительством народа хотя бы по типу расстрелянного Верховного Совета 1993 года. Это была бы страна, которая не заискивает перед Западом и не предает своих союзников, как сейчас это случилось с Ираном и Сирией. Это чудовищное предательство, которому, честно говоря, нет оправданий. И это — еще один из мотивов моего разрыва с властью. С этим... просто рядом нельзя находиться! Можно сколько угодно говорить, что нам выгодно сотрудничать с Израилем и невыгодно — с Асадом, но это называется предательством! Иного слова просто не существует! Мотивы моего выхода из СПЧ абсолютно политические — это несогласие с принципами и форматами власти в нашей России. И работать в обслуживающей экспертной структуре, которая не более чем приложение к этой власти, я не хочу! Мне это омерзительно, как Льву Толстому не хотелось быть в свое время частью так называемой аристократии. Этические примеры Толстого или Герцена для меня очень важны».
Похожие мотивы выхода из СПЧ обрисовал Шевченко и в прямом эфире «Эха Москвы», добавив, что все-таки благодарен президенту РФ Владимиру Путину за возможность работать на общественной основе в совете.
«ДАВАЙТЕ НЕ ХОДИТЬ НА НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ МИТИНГИ — ТОГДА ТЕБЕ НОС НИКТО НЕ РАЗОБЬЕТ»
О том, допустимо ли участие казачьих дружинников в действиях против протестующих и не пора лив таком случае подчинить казаков «Закону о полиции», чтобы не возникало вопросов, «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать своих экспертов.
Алексей Макаркин — политолог, первый вице-президент центра политических технологий:
— Я не совсем понимаю, в какой официальной роли выступали казаки на этой акции. Сначала на акцию национально-освободительного движения пришли патриотически настроенные люди. Потом рядом начала проходить акция сторонников Алексея Навального. И понятно, что патриотическая акция именно к этому была приурочена. Возник конфликт, в ходе которого казаки стали применять нагайки. Вопрос в том, в каком качестве там были эти казаки. Как я понимаю, они там никакого порядка не охраняли. Они были участниками акции. Но вот я вспоминаю, как у нас подобные акции проходят, и не могу себе представить, как туда пройти с холодным оружием, которым, по сути дела, является нагайка. Это просто невозможно! При проверке ее отберут, скажут, что это может кому-то причинить вред, что с этим запрещено ходить. А тут получается, что эти казаки и сами участвовали, и сами охраняли, и сами проносили это холодное оружие. Какая-то совершенно дикая вещь!
И еще такой момент: у нас очень много говорят о том, что если какие-то участники общественных акций начинают применять насилие, то это, безусловно, плохо. У нас распространена такая точка зрения, что закон есть закон, его надо безусловно соблюдать, и если мы сегодня не будем соблюдать закон, то завтра будут еще более грубые нарушения и страна вообще пойдет вразнос. А если какой-нибудь оппозиционер кого-нибудь толкнет, то нужно привлекать его по всей строгости. Но в ситуации с казаками многие сторонники таких взглядов начинают менять свой подход. Мол, если сторонник власти это сделает, то он делает это из хороших побуждений, он патриот, он на стороне силовиков. И если он перестарался, то мы, в конце концов, все делаем одно дело, все защищаем страну от нарушителей закона.
Надо ли не допускать казаков до таких митингов? Я считаю, что, если они приходят на такие акции с нагайками, это недопустимо. И тем более когда они их применяют. Есть определенные казачьи ритуалы, где они могут быть и с нагайками, и с саблями, но они проходят совершено в другой обстановке и в других местах.
Что касается того, чтобы приравнять казаков к полиции. На мой взгляд, это невозможно, потому что и в царской России казачьи подразделения имели четкое военное подчинение, это были не общественные структуры. А сейчас человек работает по гражданской профессии, а в свободное время надевает форму, берет нагайку и становится казаком. Если вы вспомните, то когда переименовывали милицию в полицию, была очень жесткая переаттестация, равно как и аттестация при приеме на работу. Человека проверяли врачи, исследовали его связи — только после этого он становился полицейским. А ведь казаков никто не проверяет, специалисты не решают, можно этому человеку давать оружие или нет. Поэтому я считаю, что приравнивать казаков к полицейским нельзя.
Что касается их вспомогательной роли в виде дружинников, то и здесь не все просто. Ведь казаки выходят на улицу не как обычные граждане, а некие идеологизированные общественники, у которых есть какие-то полномочия и которые эти полномочия могут понимать весьма и весьма расширительно... Все это ведет к ментальным, культурным конфликтам. И зачем нам это надо?
Олег Матвейчев — политолог, профессор Высшей школы экономики:
— Давайте начнем с самого начала, а не с казаков. Ситуация, как вы ее представляете, выглядит так, что казаки чуть ли не по поручению власти пришли и напали на мирных протестующих граждан. На самом деле все было не так. В действительности власти разрешили митинг на Сахарова, но вместо того чтобы пойти на Сахарова, сторонники Навального провели несанкционированный митинг совершенно в другом месте и призывали всех туда явиться. Соответственно, казаки, добровольным образом, зная, что те придут на митинг в другое место, пришли туда, чтобы высказать свое непринятие действий Навального. Сами пришли. Власть, которая разрешила и гарантировала безопасность оппозиционерам в другом месте, на Сахарова, в данном случае ничего не смогла этому противопоставить. Просто не была к этому готова, да, собственно, поэтому и не разрешала митинг на Пушкинской площади, потому что там много москвичей, гостей столицы, все перемешано, множество разных людей, и казаков тоже. Поэтому отгородить одних от других в акции, которая была запрещена, было чрезвычайно трудно. Отсюда все эти происшествия и возникли. Поэтому если каждая общественная организация, которая подает заявки на митинги, будет приходить туда, где ей этот митинг согласовали, то никаких разгонов, никаких казаков там не будет, потому что там будет стоять милиция, которая будет охранять этот митинг. Если же, условно говоря, в день ВДВ некие люди решат устроить несанкционированный гей-парад и придут купаться в фонтанах и если там произойдут столкновения, то не надо в этом обвинять власть. Давайте соблюдать закон, и тогда все будет в порядке. Давайте не ходить на несанкционированные митинги, а приходить туда, где все согласовано. Тогда никто тебе нос не разобьет.
«СЕГОДНЯ ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАЗАКА — ЭТО УЛЫБКА И ВРАЗУМИТЕЛЬНОЕ МУДРОЕ СЛОВО»
Михаил Беспалов — первый заместитель (товарищ) атамана войскового общества «Всевеликое войско Донское»:
— Любой человек сегодня может переодеться в казачью форму, она продается открыто, и нагайками махануть. А можно это сделать специально на экран, чтобы потом рассказать, что казаки участвуют в охране общественного правопорядка и вот такие плохие действия совершают — осуществляют разгон демонстрантов без полиции. Я разговаривал с заместителем атамана Центрального казачьего войска, по крайней мере, у него нет информации, что там участвовали реестровые казаки. Ведь есть еще казаки-общественники, которых могли и спровоцировать на это дело, а могли быть и просто люди, которые переоделись в казачью форму. Например, сегодня много людей надевают на себя казачью генеральскую форму, у нас есть и маршалы казачьих войск, и генералы, и адмиралы. Но на самом деле генеральский казачий чин вправе присваивать только президент Российской Федерации единственному человеку в войске — войсковому атаману. Поэтому правоохранительные органы должны еще выяснить, кто там махал нагайками.
Казаки планируют нести службу по поддержанию безопасности в ходе чемпионата мира по футболу, но они будут это делать совместно с полицией, будут патрулировать улицы города, помогать гостям куда-то добраться, а может быть, кого-то словом и приструнить. В экипировке казаков нет нагайки, у них нет права ее использовать. Это скорее символ казачества, как шашка, как кинжал. Казаки могут оказывать помощь полиции, например, при составлении протокола или при доставке нарушителя в опорный пункт правопорядка. Именно — помогать полиции. Это оговорено в должностной инструкции. Они могут подойти и с людьми поговорить, предупредить, призвать к совести, попросить прекратить нарушать общественный порядок. Например, в 2014 году во время присоединения Крыма — кубанские и донские казаки в основном словом людей останавливали от каких-то кровавых или противоправных действий. Сегодня основное действие казака — это улыбка и вразумительное мудрое слово.
Валерий Шамбаров — историк русского казачества, писатель:
— Считаю, что казаки имеют право применять физическую силу. Думаю, что это оправданно — в случаях, когда агрессивно настроенная толпа, и в случаях, когда они, естественно, действуют вместе с силами охраны общественного правопорядка, то есть казаки помогают полиции и применяют силу. Думаю, что в этом случае они должны подчиняться закону «О полиции» и действовать согласованно с полицией. Самодеятельность недопустима. Казаки, конечно, должны участвовать в общественных мероприятиях с целью охраны порядка, иначе зачем они нужны?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.