Татарстанское УФАС инициировало новое «молочное» разбирательство — на этот раз в отношении не перекупщиков, а переработчиков сырья. Молочные заводы, принадлежащие семье Вагиза Мингазова, Марату Муратову и «Данону», обвиняются в установлении слишком низких закупочных цен на сырое молоко в зимний период 2017–2018 годов. Под пристальным оком УФАС — и другие участники рынка. Депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин ждет «очень интересных выводов».
УФАС обвиняет молокоперерабатывающие предприятия в установлении необоснованно низких закупочных цен на сырое молоко в зимний период 2017–2018 годов
ФАС ОБВИНИЛА МОЛОЧНЫЕ ЗАВОДЫ ВАГИЗА МИНГАЗОВА И МАРАТА МУРАТОВА
В то время как татарстанское УФАС завершает дело о сговоре «молочных трейдеров» (решение ожидают в течение двух-трех недель), в республике начинается новое громкое «молочное» разбирательство. «Антимонопольная Фемида», что называется, пошла по цепочке — на этот раз взор ее пал на молокоперерабатывающие предприятия: ООО «Арча», ООО «Азбука сыра», АО «Зеленодольский МК», МК «Эдельвейс» (филиал АО «Данон Россия»), ОАО «Алабуга соте» обвиняют в установлении необоснованно низких закупочных цен на сырое молоко в зимний период 2017–2018 годов.
Логика рассуждений ведомства прописана в определениях, которые оно щедро разослало в адрес подозреваемых молокозаводов. Отмечается, что «с июля 2017 года по начало декабря 2017 года наблюдалась тенденция повышения закупочных цен на сырое молоко по всем основным предприятиям — переработчикам, закупающим молоко у сельхозпроизводителей». В период с декабря 2017 года по февраль 2018 года, когда традиционно идет рост цен на сырое молоко (в связи со снижением удоев в холодное время года) в Татарстане, тем не менее произошло снижение предприятиями-переработчиками закупочных цен на сырое молоко.
Такие действия молокопереработчиков антимонопольщики посчитали необоснованными. Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». В случае, если вина производителей будет доказана, им грозит ответственность по ч. 1 ст. 14.31 Кодекса об административных нарушениях РФ: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Нужно понимать, что в зону внимания УФАС попали предприятия, которые совокупно перерабатывают порядка 2 тыс. т молока в сутки, а это около половины всего производимого в Татарстане молока. ООО «Арча» принадлежит детям экс-главы «Вамина» Вагиза Мингазова — Фариде и Минтимеру. ООО «Азбука сыра» (Мамадышский сыродельный-маслодельный комбинат) на 77% контролирует первый замруководителя аппарата президента РТ Марат Муратов. Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат («Васькино счастье», «Очень важная корова», «Обнимама») близок к «Ак Барс Холдингу». Молочный комбинат «Эдельвейс» является филиалом АО «Данон Россия». «Алабуга соте» (бренд «Вкусняев») является дочерним предприятием ОАО «Челны-Холод» Газильяна Шакирзянова.
При этом антимонопольщики обошли стороной ряд других крупных производителей, работающих на этом рынке. А это и Набережночелнинский молкомбинат «Агросилы», и Казанский молочный комбинат удмуртского холдинга «Комос Групп», и молочный завод «Касымовский». Впрочем, как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе УФАС, дела в отношении других участников данного товарного рынка — на стадии возбуждения.
Danone не может согласиться с претензиями УФАС. Склады переработчиков сегодня забиты молокоемкими продуктами длительного срока годности. В этих условиях рынок больше не имеет возможности перерабатывать излишки сырья
«ЭТО ЯВЛЕНИЕ НЕТИПИЧНО ДЛЯ ЗИМНЕГО ВРЕМЕНИ ГОДА, ОДНАКО СВЯЗАНО НЕ С ДЕЙСТВИЯМИ НАШЕЙ КОМПАНИИ»
Обращает на себя внимание тот факт, что татарстанское УФАС инициирует дело только против татарстанских молокопереработчиков, как если бы они существовали в экономическим вакууме, хотя как сами участники рынка, так и официальные ведомства корнем проблемы снижения закупочных цен на сырое молоко называют массированный завоз по низким ценам сухого молока из Беларуси. На состоявшемся в редакции «БИЗНЕС Online» круглом столе участники рынка также высказали свое мнение о причинах крушения молочного рынка. Считается, что это сухое молоко — из европейских стратегических запасов, реэкспортом через Украину и Беларусь оно незаконно поставляется в РФ. Стоимость в пересчете на рубли соответствует 5 рублям за литр молока, в то время как рыночная цена была бы порядка 200–220 рублей за килограмм. Минсельхоз России в эти дни разрабатывает стратегию так называемого молочного протекционизма, обговариваются квоты поставок «молока от Батьки».
В январе 2018 года цены на сырое молоко установились ниже летних, а обычно все бывает наоборот: летом в период «большого молока» цены немного падают, но вновь повышаются к зиме, когда и надои снижаются из-за холодов, и зимнее содержание животных обходится гораздо дороже. Для сравнения: в январе 2016 года средняя закупочная цена в Татарстане составляла 27,8 рубля за килограмм молока, в январе 2018 года она опустилась до 21–23 рублей за литр. Как писал «БИЗНЕС Online», по данным минсельхозпрода РТ на 26 января 2018 года, самое большое падение закупочных цен было замечено на маслосырзаводе «Азбука сыра» — до 21,3 рубля за килограмм.
Ауфар Галиев: «В этом году нам нередко предлагали купить сырье на 30–35 процентов дешевле. Но для нас важна работа вдолгую, важно, чтобы наши партнеры были в плюсе»
«Версия о сговоре татарстанских переработчиков молока, как мне кажется, из разряда ненаучной фантастики. Если не считать совещаний в министерстве сельского хозяйства или в надзорных органах, мы практически не встречаемся, — говорит Ауфар Галиев, гендиректор АО „Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат“. — Закупочные цены на сырое молоко снизились не только у предприятий, названных УФАС. Снижение до 27 процентов — это общая ситуация на российском рынке. Просто в Татарстане она особенно болезненная, потому что наша республика, как мы знаем, лидер по производству молока. Если в других регионах традиционно был дефицит сырого молока, у нас — профицит, и это значимый для республики сектор экономики». Он подчеркнул, что цену на рынке диктует «не одно предприятие и даже не шесть», и в очередной раз назвал главную причину сложившейся ситуации. «Затоваривание рынка импортным сухим молоком и сырными продуктами по демпинговым ценам привело к тому, что ряд перерабатывающих производств в этот период просто остановился. В республике порядка 5–6 заводов заточено только на производство сухого молока. Есть компании, которые предпочитали платить штрафы, а не принимать молоко на переработку», — говорит он.
В то же время Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат, по словам Галиева, ни на литр не снизил объема закупок сырья. «Мы как работали, так и работаем в рамках долгосрочных контрактов с агрофирмами — согласно этим контрактам, цена устанавливается по взаимному соглашению. И мы не изменили этим соглашениям, хотя в этом году нам нередко предлагали купить сырье на 30–35 процентов дешевле. Но для нас важна работа вдолгую, важно, чтобы наши партнеры были в плюсе», — говорит гендиректор.
По его словам, маржа предприятия сегодня составляет не более 7–8%, и закупать сырье по нерыночным ценам оно может разве что непродолжительное время. Так торговые сети тоже отслеживают стоимость сырья и корректируют закупочную цену на готовую продукцию.
Директор по корпоративным отношениям региона Центр (Волга) ГК Danone в России Мария Жаркова сообщила «БИЗНЕС Online», что ее компания не может согласиться с претензиями УФАС. «В первой половине 2018 года действительно наблюдается снижение цен на сырое молоко. Это явление нетипично для зимнего времени года, однако связано не с действиями нашей компании, а наблюдается на всем рынке по всей стране. Объективно ситуация вызвана двумя факторами — ростом производства сырого молока и одновременно снижением спроса на готовую продукцию. Нас эта ситуация тревожит в той же мере, что и представителей властей: наконец, аграриям удалось переломить тенденцию снижения производства молока в нашей стране, но люди на фоне сокращения покупательской способности снижают потребление молочных продуктов», — объясняет Жаркова.
Она также отмечает, что склады переработчиков сегодня забиты молокоемкими продуктами длительного срока годности (сухое молоко, масло и сыр). В этих условиях рынок больше не имеет возможности перерабатывать излишки сырья. «Нужно помнить также, что в предыдущие несколько лет рост цен на сырое молоко значительно опережал инфляцию, так что снижение стало закономерной рыночной коррекцией цены», — говорит представитель Danone.
«Что касается нашей компании, то средняя цена закупки молока на филиале „Молочный комбинат „Эдельвейс“ АО „Данон Россия“ остается выше рыночной, поскольку значительная доля молока приобретается нами по долгосрочным контрактам (контрактам с зафиксированной на определенный период времени ценой). Те поставщики, которые в 2017 году пришли вместе с нами к решению о стабилизации цены в контракте, сегодня получают цену выше, чем предлагает рынок. Подобная долгосрочная форма сотрудничества выгодна обеим сторонам, так как позволяет точно планировать финансовые показатели на достаточно долгий срок. Целью компании является постепенный перевод большинства поставщиков именно на данную форму сотрудничества», — сообщила Жаркова.
Айрат Хайруллин: «Надо изучить материалы минсельхоза РФ о том, какие заводы завозили сухое молоко из-за пределов РФ и по каким ценам. Если подойти к расследованию серьезно, то можно дождаться очень интересных выводов»
«НАДО ОТСЛЕЖИВАТЬ ВСЮ ЦЕПОЧКУ — ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ СУХОГО МОЛОКА ДО МОЛЗАВОДА В РФ»
Депутат Госдумы РФ от Татарстана и президент национального союза производителей молока «Союзмолоко» Айрат Хайруллин, напротив, приветствует желание УФАС разобраться с молочными заводами, но сожалеет, что контрольный орган сделал это лишь спустя пять месяцев после начала молочного кризиса.
«Скоординированность действий среди нескольких перерабатывающих заводов могла иметь место. Это бесспорно. Надо изучить по датам, кто начал первый снижать закупочные цены, и попробовать найти взаимосвязь между участниками рынка, начавшими этот процесс. Остальные заводы следовали тренду», — считает Хайруллин.
Снижая закупочные цены, все молочные заводы ссылались на то, что стало выгоднее завозить европейское сухое молоко высокого качества по низкой цене через Беларусь, отмечает депутат в ответе на запрос «БИЗНЕС Online».
«Надо изучить материалы минсельхоза РФ о том, какие заводы завозили сухое молоко из-за пределов РФ и по каким ценам. Если подойти к расследованию серьезно, то можно дождаться очень интересных выводов. При этом надо отслеживать всю цепочку — от производителя сухого молока до молзавода в РФ», — считает Хайруллин.
Он уверен, что в процессе такого расследования вылезут очень интересные схемы: во-первых, это занижение НДС при завозе из дальнего зарубежья; во-вторых, завышение для переработчика изначально низких цен при завозе в страну через цепочку юрлиц с целью снижения налога на прибыль; в-третьих, нарушение контрсанкций при ввозе продукции из санкционных стран.
Алена Белоглазова: «Тот факт, что у наших переработчиков молоко покупали на несколько рублей ниже, нужно было отслеживать онлайн, а не «опосля». Эти деньги все равно сейчас пойдут на премии проверяющих, а не на поддержку сельхозпроизводителей»
«КАКОЙ СМЫСЛ СЕЙЧАС УСТРАИВАТЬ ОХОТУ НА ВЕДЬМ, ЕСЛИ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА НЕ РЕШАЕТСЯ?»
Глава КФХ Белоглазова Алена Белоглазова уверена, что штрафы переработчикам, если они будут вынесены, никак не помогут производителям сырого молока. «Помогут только полный запрет на использование заменителей молочных жиров в молочной и сырной продукции и введение уголовной ответственности за нарушение данного запрета», — говорит Белоглазова.
Она поясняет свою мысль тем, что из-за высокой себестоимости молока продукция, имеющая в своем составе только молоко, становится слишком дорогой для основной массы населения, поэтому производителям, чтобы продавать больше, приходится снижать затраты. Зачастую это происходит за счет использования заменителей жиров.
«Какой смысл сейчас устраивать охоту на ведьм, если главная проблема не решается? — недоумевает фермер и добавляет. — Тот факт, что у наших переработчиков молоко покупали на несколько рублей ниже, нужно было отслеживать онлайн, а не „опосля“. Эти деньги все равно сейчас пойдут на премии проверяющих, а не на поддержку сельхозпроизводителей».
Белоглазова считает, что штрафы переработчикам станут лишь «замыливанием проблемы». «Лучше бы проверили, сколько недобросовестных трейдеров обманули производителей, и через суд отстаивали бы права товаропроизводителей, потому как основную маржу на сыром молоке получают трейдеры и, если уж нужно пополнить бюджет, лучше тряхануть эти фирмулечки под общим названием „Рога и копыта“», — говорит она.
Напомним, что ранее УФАС по РТ уже инициировало дело о сговоре «молочных трейдеров». В список ответчиков попало 10 крупнейших татарстанских молочных трейдеров: ГК «Канталь», «Молочная усадьба», «Молочный край», «Молком», «АгроМол», «Молочная индустрия», «Файза», «СелЭнерго», «ОМК Групп» и «Дружба». Одно из последних заседаний по этому делу прошло как раз сегодня, окончательное решение ожидается в течение двух-трех недель.
Директор ГК «Канталь» Ленар Мухаметзянов, оказавшийся в числе тех самых молочных трейдеров, которые отвечали на обвинения УФАС по РТ по первому молочному делу, прокомментировал «БИЗНЕС Online» теперь уже второе — разбирательство против молокозаводов. Он считает, что снижение закупочных цен на сырое молоко стало естественным следствием падения розничного спроса на молочную продукцию, так что новые подозреваемые не виноваты. «Наша компания начала заниматься реализацией готовой молочной продукции с заводов. Мы заметили, что цены на готовую продукцию каждые две недели просто рушились — на сливочное масло, сухое молоко и сыры. В конце октября – ноябре – декабре в среднем на 25 процентов цены обрушились. Теперь мы сами реализуем готовую продукцию и видим, что ее уже никто не покупает по той цене. Естественно, молокозаводы не могут давать высокую цену на молоко», — говорит Мухаметзянов.
Молочные трейдеры рьяно протестуют против обвинений УФАС. Так, сегодня в ходе рассмотрения дела о «молочном сговоре» представитель ГК «Канталь», адвокат Артем Гаврилов, внес ходатайство о приостановлении рассмотрения дела, пожелав участвовать в разбирательстве только вместе с представителями всей цепочки — и молокозаводами, и ретейлерами: «Это снижение цен, вызванное экономическими причинами, и мы считаем, что в отрыве от ситуации с заводами и торговыми сетями данное дело невозможно рассмотреть». Правда, ведомство ему отказало. А компания «Фаиза» внесла ходатайство о приобщении к материалам дела обращения Госсовета РТ к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, где указываются причины снижения цен на молоко, и выдержки из СМИ.
Руководитель жалуется на то, что антимонопольная служба сразу ставит компанию в позицию виновного, не пытаясь докопаться до корня проблемы. «Если бы в УФАС действительно хотели бы разобраться в ситуации, то попытались бы выяснить причины происходящего на рынке. Например, в 2016 году на самом деле был бурный рост закупочных цен на молоко. В 2017 году — начале 2018-го, наоборот, дикое падение. Почему это произошло?» — недоумевает директор ГК «Канталь».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.