Заявленная недавно модернизация бомбардировщика Ту-22М3 по эффекту для военных и КАЗа может оказаться посильнее, чем даже реанимация строительства «Белого лебедя». Преимущество новой «тройки» хотя бы в том, что она, похоже, уже есть, а Ту-160М2 еще неизвестно, будет ли. На заокеанских партнеров же произведет впечатление то, что версия Ту-22М3М, по информации «БИЗНЕС Online», получит аппаратуру, потенциально делающую машину еще одной «длинной рукой» России.
На Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) скоро начнут готовить к первому полету первый ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М
«...И ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ САМОЛЕТ»
На Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) готовят к первому полету новый ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М, сообщили «БИЗНЕС Online» на предприятии. Это радикальная модернизация знаменитых Ту-22М3, которых в Казани выпустили аж 268. Ранее сообщалось, что это будет, по сути, не модернизированный, а совершенно другой самолет: с новейшей авионикой, двигателями и вооружением. Но за перечислением всевозможных улучшений «потерялся» важнейший аспект модернизации. По данным источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме, на ракетоносцы вернут аппаратуру дозаправки в воздухе, которую с машин линейки Ту-22М в свое время убрали под давлением американцев.
Для понимания вопроса — немного предыстории.
Работы над Ту-22М начались в 1965 году и декларировались как глубокая модернизация Ту-22. Но в ходе развития проекта общего у них осталось только тактическое назначение. Характеристики нового бомбардировщика-ракетоносца подгонялись под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и поражение авианосных ударных групп и соединений. Постановление Совета Министров СССР от ноября 1967 года обязывало спроектировать дальний носитель ракеты типа X-22. Максимальная скорость оговаривалась 2300–2500 км/ч, дальность полета на дозвуке — 7000 км/ч, длина разбега и пробега не должна была превышать 1600 метров.
Результаты испытаний в 1969 году обозначили необходимость дальнейшей модернизации: Ту-22М0 показал дозвуковую дальность полета — 4140 км, максимальную скорость — 1530 км/ч и длину разбега — 2600 м, что, конечно, не могло удовлетворить ни ВВС, ни ОКБ. В декабре 1969-го принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1. К 1973 году в Казани построили 9 самолетов, но в строевые части они так и не поступили — основные характеристики оказались ниже требуемых. Крупной серией решили строить дальнейшее развитие темы — Ту-22М2. Головная «двойка» взлетела 7 мая 1973 года, а испытания и доводки проводились до 1975-го. Увы, по сравнению с «единицей», летные характеристики изменились мало. Тем не менее в августе 1976-го самолет приняли на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего до окончания в 1983 году серийного производства в Казани построили 211 Ту-22М2.
Но, чтобы обеспечить заданные еще в 1967 году параметры, надо было продолжить модернизацию. Она привела к созданию Ту-22М3. Его первый полет состоялся 20 июня 1977 года, а с 1978-го «тройку» запустили в серийное производство. По летно-тактическим характеристикам Ту-22М3 значительно превосходит Ту-22М2: максимальная скорость — 2000 км/ч, потолок — 13,3 тыс. м, дальность – 6800 км, боевая нагрузка — до 24 т, суммарная боевая эффективность по сравнению с предшественником увеличилась в 2,2 раза. Но из-за множества доработок официально машину приняли на вооружение только в марте 1989 года. Всего в Казани построили 268 этих самолетов. Производство прекратили в 1993 году (тогда же, когда и Ту-160), предположительно, по договоренности с американцами. Считается, что сегодня на крыле 62 Ту-22М3.
Отметим, что самолет нравился экипажам. Заслуженный летчик-испытатель России Михаил Ковбасенко, который в годы становления «тройки» был шеф-пилотом КАЗа, рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Настоящая солдатская машина. Легка в управлении, многое прощает — если даже ей управлять грубовато, она не будет обижаться. Несмотря на то, что это большой и тяжелый самолет, на нем можно было крутить „бочку“... И очень красивый самолет».
Интересная деталь: в технических руководствах к самолетам раздел с описанием системы дозаправки заливался тушью, изображение штанги ретушировалось даже на старых фотографиях Ту-22М
ПУГАЛО ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЯ
Военная техника — это всегда не просто товар, но предмет политического торга, орудие для всякого рода манипуляций, а уж тяжелые ракетоносцы-бомбардировщики — тем более. С 90-х Россия попугивала возможностью поставки Ту-22М на экспорт, правда, оговариваясь: в варианте, исключающем применение ядерного оружия. Сообщалось, что в июле 1992 года велись переговоры о продаже 12 машин Ирану и что даже заключен договор... В 2001-м на авиасалоне в Бангалоре было объявлено о намерении поставить Индии в лизинг четыре Ту-22М3, а в 2004-м о достигнутых договоренностях (на этот раз — о продаже) сообщал тогдашний министр обороны России Сергей Иванов. В 2005 году в СМИ обсуждалась вероятность поставки партии Ту-22М3 в Китай... Один из руководителей казанского филиала «Туполева» Лев Недзельский рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, видимо, по политическим причинам не состоялась сделка по продаже Ту-22М3 Ливии: «Хотя мы были готовы продать, а они — купить».
А на заре Ту-22М, в начале-середине 70-х, информация о появлении в СССР нового дальнего ракетоносца-бомбардировщика крайне возбудила НАТО, аналитики которого приписали самолету качества межконтинентального носителя. В итоге Ту-22М2 стал камнем преткновения в переговорах по сокращению стратегических вооружений (ОСВ-2).
Накал политико-технических споров вокруг самолета хорошо описан в серии статей в журнале «М-Хобби». Оказывается, по наиболее острому вопросу о дальности Ту-22М2 западные разведывательные сообщества расходились во мнениях. Военная разведка США полагала, что дальность полета самолета без дозаправки — 10450 км, с одной дозаправкой возрастая до 14350 километров. ЦРУ трезво приводило показатели на треть скромнее. «Ту-22М становился средством пропаганды, представая настоящим пугалом для обывателя», — пишут авторы журнала. В издании американского оборонного ведомства International Defence Review в мае 1975 года появилась статья под названием «Бэкфайр (Backfire — так называют Ту-22М в НАТО — прим. авт.) — советский аналог американского В-1». Воображение читателей будоражили сведениями о том, что Ту-22М2 — стратегический самолет, способный доставить 10-тонную боевую нагрузку на расстояние в 12 тыс. км, а с дозаправкой — на 17 тысяч.
По легенде, ночью 14 мая 1976 года серийный Ту-22М2 выполнил испытательный полет на максимальную дальность с одной воздушной дозаправкой. Дальность полета самолета составила около 7 тыс. километров. Испытания засекли американские спутники, и на следующий день карту полета выложили на переговорах в Женеве. Несмотря на все старания министра иностранных дел Андрея Громыко, американцы настояли на включении Ту-22М2 в список стратегических сил СССР.
В итоге на переговорах решили, что СССР ограничит максимальную дальность полета Ту-22М, лишив его межконтинентальных характеристик, — демонтирует оборудование дозаправки в воздухе. Также американцы добились ограничения выпуска Ту-22М — не более 30 машин в год. Кроме того, Советский Союз обязывался не размещать эти самолеты на постоянной основе в арктических областях — в опасной близости к США.
В 1979 года со строевых машин начали снимать штанги дозаправки, а на новых самолетах они уже не устанавливались. Интересная деталь: в технических руководствах к самолетам раздел с описанием системы дозаправки «изымался» — заливался тушью. Доходило до маразма: изображение штанги ретушировалось даже на старых фотографиях Ту-22М. Возможно, таким показным рвением хотели скрыть «маленькую» хитрость: доработка не затрагивала прочих составляющих топливной системы, кроме штанги, — скрытые внутри агрегаты системы дозаправки оставались на месте. При этом снятые штанги не увозили с самолетных стоянок. Новые машины на заводе продолжали комплектоваться всеми необходимыми составляющими, включая и прилагаемую штангу, которую при необходимости можно было установить в полевых условиях. У Ту-22М3 появилась удлиненная носовая часть фюзеляжа, к которой «прилагалась» измененная штанга топливозаправки. Но, скорее всего, американцы об этом знали, а если нет, так узнали в 90-х. После распада СССР 60 оставшихся на Украине Ту-22М (17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3) было уничтожено по программе, финансируемой конгрессом США. Конечно, американцы изучили самолеты досконально, кстати, как и Ту-160, один из которых перевезли за океан.
«САМАЯ ГЛАВНАЯ РАБОТА»
После «тройки» должны были появиться модификации Ту-22М4 и Ту-22М5, но в дело вмешалась перестройка. «У нас были очень большие наработки, которые, впрочем, никуда не делись, но внедрять их будем не в комплексе, а частями», — рассказывал в начале 2000-х автору этой статьи тогдашний начальник конструкторского бюро казанского филиала «Туполева» Георгий Самерханов. Новые машины виделись глубокой модернизацией «тройки» — с новыми авионикой, прицельным комплексом, двигателями (теми же, что на Ту-160), вооружением, с доработанным планером.
Но до принятия решения прошло довольно много времени. Только в начале 2012 года появилась информация о том, что до 2020-го планируется модернизировать 30 Ту-22М3. Говорилось, что Ту-22М3М будет отличаться от Ту-22М3 так же, как последний отличается от своего предшественника — Ту-22. По сути, это разные самолеты. Источники СМИ в оборонке рисовали фантастическую картину перспектив переобучающихся на Ту-22М3М летчиков: им надо будет освоить новые системы управления оружием, навигации, контроля обстановки вокруг самолета; вся информация будет выводиться на электронные дисплеи, летчику останется просто выбрать режим, цель и произвести пуск, как в компьютерных играх».
Глубокая модернизация стартовала в апреле 2016-го, об этом сообщила газета КАЗа «Вперед», указав, что это «самая главная работа» года. Предположительно, тогда был заключен контракт на модернизацию четырех машин. В ноябре 2017-го источник ТАСС в ВПК рассказал о завершении разработки документации, отметивший, что сроки модернизации и количество обновленных самолетов зависят от «возможностей завода, от того, как пойдет работа по первым машинам».
Интересно, что на модернизацию Ту-22М3 повлияла война в Сирии. Напомним, 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (вместе с Ту-95МС и Ту-160) нанесли свой первый удар по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.). Если 95-е и 160-е работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии, то усиленная эскадрилья Ту-22М3, действовавшая с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы. Тогдашний командующий Дальней авиацией Анатолий Жихарев сообщил: «В ходе выполнения ударов самолеты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров». Если вам кажется, что в XXI веке метать «чугуний» это смешно, то можно привести данные одной из статей о Ту-22М2: одним ударом свободнопадающими бомбами он перепахивал площадь, эквивалентную 35 футбольным полям, а возможности прицельного оборудования позволяли попасть с 10-километровой высоты одиночной бомбой в отдельный дом. Для руководства СССР устроили показ самолета. На полигоне построили макеты походной колонны танкового полка, и один Ту-22М накрыл площадным бомбовым ударом всю колонну. Леонид Брежнев был настолько впечатлен, что наградил командира экипажа орденом Красного Знамени.
Так вот, по данным специалистов, Ту-22М3 отработали в Сирии вполне успешно, тем не менее были претензии со стороны минобороны, поэтому и приняли окончательное решение о глубокой модернизации. На предложения со стороны промышленности минобороны выдвинуло встречные, и в результате этого обмена мнениями сложился облик самолета, который очень близок к тому, что публиковалось по Ту-22М3М.
По данным специалистов, Ту-22М3 отработали в Сирии вполне успешно, тем не менее были претензии со стороны минобороны, поэтому и приняли окончательное решение о глубокой модернизации
СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
«На первом опытном образце глубокомодернизированного Ту-22М3М завершаются сборочные работы и подготовка к первому вылету, запланированному на третий квартал 2018 года, — сообщили вчера „БИЗНЕС Online“ на КАЗе. — В рамках глубокой модернизации было разработано новое современное цифровое радионавигационное, связное, радиотехническое, общесамолетное оборудование, система управления оружием, новый информационно-управляющий комплекс. Значительная часть нового бортового радиоэлектронного оборудования унифицирована с Ту-160М. Модернизация позволит расширить боевые возможности самолета, а также значительно продлить сроки эксплуатации парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков».
«Да, сроки сжаты, и остается открытым вопрос относительно того, как поведет себя новое оборудование в процессе испытаний, но тем не менее задача поставлена, она интересная и, учитывая азарт, с которым подходит к процессу коллектив опытного производства, выполнимая», — говорится в одном из свежих номеров газеты «Вперед».
Подчеркнем, что коллектив КАЗа играл важнейшую роль в создании предыдущих модификаций Ту-22М. «Если московская головная организация была мозгами, то мы — мозгами и руками, — рассказывал Самерханов. — Работа была сложная и трудоемкая. Филиал обеспечивал не только запуск и конструкторско-технологическое сопровождение всех модификаций самолета в серийном производстве, но и выпустил большой объем конструкторской документации, выполнил множество работ силами опытного цеха... Такой пример. По головному КБ была объявлена программа „борьбы за вес“. И сразу же от наших конструкторов и бригад начали поступать предложения, давшие неслабый результат: было реализовано более сотни наших предложений, снизивших вес почти на 2,5 тонны... Все модификации дались непросто. Тем более что каждая была на голову выше предыдущей. Считаю, что, в конце концов, машина получилась очень удачная, это подтверждают и летчики, на уровне лучших мировых образцов военной техники. И в этом, конечно, огромная заслуга главного конструктора — Дмитрия Сергеевича Маркова».
Рождение линейки Ту-22М было непростым. Арское кладбище Казани, могилы Бориса Машковцева и Владимира Мещерякова, погибших при испытании Ту-22М2 23 ноября 1973 года
Надо сказать пару слов о Дмитрии Маркове на тему «Самолеты и личность». Один из его казанских коллег так вспоминал работу над «тройкой»: «Над устранением выявленных недостатков работал тогда коллектив, состоявший из людей, идеально чувствовавших друг друга, честных и прямых. Душой этого коллектива был Дмитрий Сергеевич. Все вопросы решались им в высшей степени оперативно и качественно, он всегда был безоглядно поглощен своим делом. Всегда спокойный, ровный тон его рабочих совещаний и четкий анализ обстановки и вопросов очень способствовали принятию наиболее правильных решений». Марков вникал в мельчайшие детали дела. Вспоминают такой случай. Разведчик Ту-22Р хотели выпускать не только в Казани, но и на Иркутском авиазаводе. Перед решающим совещанием в Иркутске Марков обошел все производство, вплоть до того, что выяснил, какие детали в данный момент обрабатываются на станках, а потом обстоятельно доложил об увиденном и заключил: «Запуск самолета Ту-22Р на заводе осуществляться не будет».
К слову, Самерханов утверждал, что в советское время построить самолет было проще — «на авиацию работал весь Советский Союз».
Проявятся ли такие личности и такой государственный коллективизм сегодня?
«Тройка» — настоящий символ Казанского авиазавода: здесь выпущено 268 (!) этих самолетов
«НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПОЛНУЮ КАТУШКУ»
В ответе на запрос «БИЗНЕС Online» КАЗ аккуратно обошел тему возвращения дозаправки в воздухе. Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, эта аппаратура на Ту-22М3М точно будет. «Своего рода возвращение к истокам», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online» и также добавил, что на новой «тройке» вместо аналоговых приборов будет стеклянная кабина с многофункциональными дисплеями. Но эксперт усомнился в том, что на самолет установят новейшие двигатели НК-32-02, производство которых только-только запускают в Самаре: «Не думаю, что НК-32 будут ставить на „тройку“ – жирновато, и вряд ли Самара потянет двигатели и для Ту-160М2, и для Ту-22М3М».
Не нарушит ли Россия международных договоренностей, установив на Ту-22М3М аппаратуру дозаправки в воздухе? «Договор СНВ-2 сейчас не действует, и мы вольны поступать в отношении Ту-22М3, как посчитаем нужным, — рассказал „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „Арсенал Отечества“ Виктор Мураховский. — Действующий договор — СНВ-3. По этому поводу там ничего не говорится. В договоре определяется количество носителей и количество ядерных боевых частей. Система зачетов такая: один дальний бомбардировщик засчитывается как один носитель и одна ядерная боевая часть».
Самолет ждет еще одно интересное новшество. Оно не столь прогрессивно, как появление стеклянной кабины или аппаратура для заправки в воздухе, зато эффектно с точки зрения своего рода идеологии воздушного боя и авиаэстетики. С «тройки» уберут кормовую пушечную установку. «На сегодня это архаизм, — констатирует Мураховский. — Сегодня ближний воздушный бой и перехват истребителями с помощью стрелково-пушечного вооружения — это ретростиль (что наподобие киберпанка — прим. авт.). Поэтому, конечно, надо пушку убирать, но усиливать при этом самолет современным комплексом радиоэлектронного подавления. Возможно, это не конкретно комплекс „Витебск“ будет, а что-то адаптированное под Ту-22М3: ведь масса пушки с боекомплектом достаточно большая, поэтому вместо нее вполне можно сделать достаточно мощную станцию радиоэлектронного и оптико-электронного подавления».
«Этой пушки по идее вообще не должно было быть, она там совершенно не нужна, — объяснил Фролов. — Но военные в конце 60-х настояли. Почему? Дело в том, что военные устали от проблем с комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на Ту-22 и, чтобы Ту-22М вообще не остался без средств пассивной защиты, если этот комплекс работать не будет, решили поставить пушку, ведь из нее можно отстреливать ловушки. Получалось последнее средство защиты самолета». Дело в том, что дистанционно управляемая (прицеливание — по телевизионному или радиолокационному каналам) кормовая пушечная установка УКУ-9А-502М с 23-мм пушкой ГШ-23М может вести как обычный автоматический огонь, так и стрелять противоинфракрасными (ПИКС, снаряжен высокотемпературной горючей смесью) и противорадиолокационными (ПРЛ, снаряжены дипольными отражателями) снарядами. Не проще ли было довести до ума систему РЭБ? «Не проще, — уверен Фролов, — потому что она даже на Ту-160 долгое время мертвым грузом была. Кстати, то же самое было на американском Б-1».
Возвращаясь к заправке в воздухе: Фролов сомневается, что ее восстановление уместно именно сегодня: «В нынешних условиях это отчасти бессмысленная работа: по одной простой причине — у нас меньше 20 заправщиков, при этом количество пользователей со штангой каждый год увеличивается. Наращивать группировку самолетов со штангой, когда у тебя менее 20 заправщиков Ил-78... Да, подняли прототип нового заправщика, но Ульяновск в лучшем случае будет только по три-четыре машины в год делать. Если случится большая война, приоритетом будут пользоваться стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, поэтому в чем смысл оборудовать дозаправкой Ту-22М3М, непонятно. Да, можно ее поставить везде, но вот недавно новость была: морские летчики на Су-30СМ первый контакт делали, то есть до них только сейчас очередь дошла!.. Но да, можно дорогущие опытно-конструкторские работы провести только для того, чтобы в далеком будущем иметь возможность заправиться. Это к вопросу о приоритетах и эффективности расходования средств».
Мураховский обращает внимание на другое: «Учитывая нынешний акцент на создание систем вооружений, обеспечивающих стратегическое неядерное сдерживание, то дозаправка в воздухе — вполне разумное решение: машина есть, перспективное высокоточное средство вооружения создается, и, если вернуть аппаратуру дозаправки, самолет превратится в средство стратегического радиуса. В дополнение к группировкам, осуществляющим стратегическое неядерное сдерживание обычных средств (крылатые ракеты морского базирования „Калибр“ и воздушного базирования — Х-101), очень полезно иметь дальний Ту-22М3 с высокоточными средствами поражения, с дальностью, позволяющей решать стратегические задачи. Планер хороший, задачи самолет нормально выполняет, особенно после оснащения СВП-24 (новый прицельно-навигационный комплекс — прим. ред.). Надо использовать на полную катушку его возможности».
Словом, за продекларированными возрождением производства стратега Ту-160 и вертолета Ми-14, это будет уже третья «кузькина мать» для американцев родом из Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 107
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.