«Никаких вежливых разговоров уже не будет!» — грозил накануне нерадивым байкерам на дорогах главный госавтоинспектор Татарстана Ленар Габдурахманов. Новый сезон стал поводом для очередной встречи руководства ГАИ с мотосообществом республики. За круглым столом стороны обсудили проблемы мотодвижения и новые камни преткновения в отношениях с ГИБДД. Как начальник управления призывал байкеров к компромиссу и мечтал о возврате к образу доброго дяди Степы-милиционера – в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ленар Габдурахманов: «Наша задача — не выявление как можно большего числа нарушений, ни в коем случае! Наша задача — профилактика, чтобы люди в принципе не выезжали на дорогу с нарушениями, двигались согласно ПДД»
«В ОТНОШЕНИИ ТЕХ ВОДИТЕЛЕЙ-МОТОЦИКЛОВ, КОТОРЫЕ БЕЗОБРАЗНО ЕЗДЯТ... БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ С НИМИ ОЧЕНЬ ЖЕСТКО!»
«У нас уже стало доброй традицией перед началом мотосезона встречаться с сообществом мотоциклистов для обсуждения вопросов безопасности дорожного движения», — этими словами открыл накануне начальник управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов круглый стол по профилактике аварий с участием мототранспорта. На встречу с главным гаишником республики пригласили наиболее активных в пропаганде «здорового вождения» представителей мотосообщества, в ком руководство Госавтоинспекции увидело верных союзников. Озвученная цель встречи поначалу не подразумевала ничего сверхъестественного: укрепление взаимодействия между Госавтоинспекцией и мотосообществом, обсуждение актуальных вопросов, определение плана совместных действий по обеспечению безопасности дорожного движения, повышение культуры вождения и формирование законопослушного поведения. Но несмотря на формальные задачи, рядовое собрание с мотоциклистами растянулось почти на двухчасовую дискуссию. «Такая встреча будет не одна, не две и не три, а столько, сколько понадобится для урегулирования всех проблем, которые есть у нас в сфере безопасности», — заявил Габдурахманов, переходя к вводному докладу о ситуации на дорогах.
Он привел первым делом статистику ДТП с участием мототранспорта. За прошлый год таковых в Татарстане зарегистрировано 143 инцидента, в которых 12 человек погибли и 145 получили ранения. Не успел еще толком начаться в республике мотосезон, как уже статистика 2018 года стала пополняться новыми трагическими ДТП. Так, 1 мая на 69-м километре автодороги Казань — Шемордан при столкновении с LADA Kalina и мотоцикла Yamaha на месте погиб 42-летний мотоциклист. Водитель автомобиля и пассажир отделались лишь легкими травмами. По словам начальника ГАИ, по предварительной версии, причиной стало то, что водитель авто резко остановился, его занесло, и он выехал на встречку, где и столкнулся с мотоциклистом. А тот был полностью экипирован, у него было водительское удостоверение трех категорий, и сам мотоцикл был зарегистрирован в установленном порядке. «Все, что зависело от водителя мотоцикла... Все действия он произвел, но, к сожалению, у нас здесь без трагедии не обошлось», — рассказывал Габдурахманов.
По его словам, более половины ДТП с участием мотоциклистов в 2017 году произошло по вине самих водителей мототранспорта. Он напомнил о громкой аварии прошлой осенью на улице Ершова, когда 25-летний пьяный водитель мотоцикла Honda выехал на скорости на встречку и столкнулся с иномаркой. Страшные фотографии с места тогда облетели все казанские соцсети. История постепенно обрастает все новыми подобными фактами. Например, 15 апреля на 5-м километре объездной автодороги в Мамадышском районе водитель Kawasaki без прав в состоянии алкогольного опьянения вылетел в кювет и был госпитализирован с тяжелыми травмами. «Все, что можно было нарушить на этом мотоцикле, он все нарушил. Ладно, никто по его вине не пострадал», — констатировал глава УГИБДД МВД по РТ.
Отдельно он остановился на статистике зарегистрированных за мотоциклистами нарушений ПДД. За прошлый год таковых «накапало» более 2,5 тыс., из которых 209 — за управление в состоянии опьянения, 317 — за управление без прав. В Татарстане сегодня числятся 12 тыс. железных коней, что менее 1% от общего числа транспорта. Но, несмотря на это, по количеству погибших и пострадавших в авариях с мотоциклами это 3% от всех ДТП, что, разумеется, красноречивее кровавых фотографий с мест происшествий. «Наша задача — не выявление как можно большего числа нарушений, ни в коем случае! Наша задача — профилактика, чтобы люди в принципе не выезжали на дорогу с нарушениями, двигались согласно ПДД, — заметил Габдурахманов, а затем чуть повысил голос. — В отношении тех водителей мотоциклов, которые безобразно ездят, а именно лишенные прав, в нетрезвом состоянии, без госномеров, с измененной конструкцией выхлопных труб, которые не подчиняются законным требованиям сотрудника полиции об остановке... Мы будем с ними разговаривать очень жестко! И будем применять все возможные санкции, которые у нас есть в арсенале! Если ты водитель, который допустил незначительное нарушение, то есть приехал из другого города, что-то пропустил, то, конечно, будем стараться применять санкцию предупреждения. Но те, кого я перечислил, — с ними никаких вежливых разговоров уже не будет!» На все это пришедшие на круглый стол мотоциклисты лишь молча внимали словам главного инспектора республики.
Тот же продолжал свой доклад, подробно остановился на извечной проблеме — шумности байков. В летний сезон на мотоциклистов регулярно поступают жалобы. В 2017 году их было 28. Тут Габдурахманов сделал первое предложение представителям мотосообщества – организовать совместные рейды в Казани и других крупных городах по выявлению «шумных» нарушителей. Такие уже проводились в прошлом году, но их, по словам Габдурахманова, ничтожно мало — всего 14, нужно еще. А кто не может помочь своим участием в рейдах, того призывали сообщать о нерадивых мотоциклистах, срезающих свои глушители. Кроме того, прозвучало предложение о проведении под крылом ГАИ конкурса мастерства для байкеров наподобие известных «Автоледи», «Автобабая» и прочих.
«Мы хотели бы создать в общественном дивизионе Госавтоинспекции специальные отряды из представителей мотосообщества, наделенных правами и обязанностями сотрудников полиции с выдачей удостоверений и соответствующей атрибутики», — предложил неожиданно Габдурахманов. К слову, ФЗ-44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» такую возможность предусматривает.
«НИКАКИХ ПЕРЕГИБОВ СО СТОРОНЫ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ НЕ БУДЕТ»
На круглый стол пришли лишь шестеро представителей мотосообщества Татарстана, преимущественно из мотоклуба «Джимхана». Мотоджимхан представляет собой спортивное многоборье, когда участники соревнуются друг с другом на самое быстрое маневрирование на мотоциклах. Как оказалось, у байкеров также были свои вопросы. «Не будет ли ГАИ препятствовать проведению массовых мероприятий, занятий по повышению навыков управления сообществом „Джимхана“ в этом сезоне?» — спросил один из них начальника Госавтоинспекции РТ.
Габдурахманов ответил почти сразу: «Конечно, мы с ГАИ не против. Главное чтобы эти мероприятия проводились не на дорогах общего пользования, а в специальных местах». И он сразу предложил для этого использовать Kazan Ring. Но идея не всем пришлась по вкусу. Мотолюбитель Станислав Туганов заявил, что предложенное место, может, и хорошее, но слишком уж оно далеко. Он заметил, что раньше мотоджимханы казанцы устраивали на ипподроме, а потом по просьбе местных жителей переселились на стоянку за РКБ близ Березовой Рощи. Оказалось, что чем дальше площадка, тем меньше публики приходит посмотреть на виртуозное управление байком.
Станислав Туганов заметил, что чем дальше площадка, тем меньше публики приходит посмотреть на виртуозное управление байком / Фото предоставлено пресс-службой ГИБДД МВД по РТ
Ему вторил его коллега по цеху Марсель Хабибуллин, по словам которого, с вероятностью в 99% жалобы от жителей на шумность не связаны с джимханой. Эти мероприятия не подразумевают много шума, ведь мотоциклисты лишь безобидно объезжают змейку на пониженных передачах. Габдурахманов возразил, что байкеры в городе не одни, о местных жителях надо подумать и предложил компромиссный вариант — совместно обдумать такую площадку, где бы никто и никому не мешал. «Мы каждое предложение ваше готовы рассматривать, будем с вами обсуждать и определяться», — заверил он.
И тут мотоциклисты ударили по самому больному вопросу в отношениях с республиканским ГАИ — продолжится ли практика оформления нарушений за неисправные рулевые рейки. Габдурахманов заметил, что помнит скандальные события 2014 года, которые привели к байкерским забастовкам и открытому противостоянию с полицией. По его словам, инспектор, оформивший штраф на неисправную рулевую рейку, давно привлечен к ответственности за свою оплошность.
«Никто специально останавливать мотоциклы и выискивать какие-то неисправности не собирается! — заявил Габдурахманов. — Если мы явно видим, что мотоцикл в ужасном состоянии, а такие, к сожалению, есть, конечно, к ним будет применяться данная статья. Но специально останавливать мотоцикл, специально искать неисправности — это ни в коем случае! Раз мы беседуем в рамках правового поля, если мы хотим, чтобы все мы занимались одним важным делом, то, конечно, игра должна быть честной. И никаких перегибов со стороны сотрудников Госавтоинспекции не будет». Главный автоинспектор республики добавил, что ГИБДД закупило пять новых мотоциклов... «Думаю, что наше взаимодействие в этой части станет еще более плотным», — подчеркнул он.
«ТУТ ЖЕ ЕСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — У КАЖДОГО ИНСПЕКТОРА СВОЕ НАСТРОЕНИЕ...»
На этом список «заготовленных» вопросов закончился, и участникам круглого стола предложили перейти к открытой дискуссии. Туганов поднял новую тему, а-ля новая система штрафов, но уже не за рулевые рейки, а за защитные дуги — приспособления, защищающие ноги мотоциклиста при падении от удара массивным байком. Туганов напомнил о подобном прецеденте в Москве, когда оштрафовали за незарегистрированные защитные дуги на байке и спросил, будет ли республиканское ГАИ за это наказывать рублем. Габдурахманов подчеркнул, что любая такая дуга — это внесение изменений в конструкцию байка, а значит, это должно согласовываться через испытательную лабораторию с выдачей соответствующего сертификата. Он поручил своему заму Дамиру Бикмухаметову проработать этот вопрос, чтобы эта процедура следования букве закона не помешала своими сроками предстоящему мотосезону. Представитель мотоклуба «Джимхана» Денис Юнин поинтересовался, как конкретно будет организована процедура согласования защитных дуг. По словам Габдурахманова, это можно описать простой схемой: заявление — осмотр — испытательная лаборатория — сертификат — регистрация в ГАИ. На все про все — несколько дней. Но Юнин все допытывал начальника ГАИ по каждому из пунктов, на что Габдурахманов, сдавшись, предложил тому вместе с ним пройти все эти «круги ада». Он позвал Юнина сегодня в 10 утра вместе посетить лабораторию на Тэцевской.
Сергей Галкин: «Некие изгои будут при любых раскладах, насколько бы вы лояльно ни относились. Их десяток, может, наберется. Можно запрещать, но они все равно будут. Это их форма протеста» / Фото предоставлено пресс-службой ГИБДД МВД по РТ
— Но тут же есть и человеческий фактор — у каждого инспектора свое настроение, — вмешалась в дискуссию Юлия Лобанова, представляющая интересы женской половины мотосообщества республики.
— Дело не в настроении инспектора, — заверил Габдурахманов.
— Да я вас уверяю! Я езжу на мотоцикле одиннадцатый сезон. Некоторые инспекторы пытались меня стащить руками с мотоцикла, несмотря на то, что я девушка. Это было в преддверии Универсиады. Говорить о том, что настроения инспектора нет... Оно есть! Все — люди. Если мы сейчас говорим про дуги, то был прецедент в прошлом году. Раньше это никого не волновало.
— Раньше проблемы такой не было — последовал ответ.
— Потому что раньше никакой инспектор до этого не додумался спросить. Был прецедент. Инспектор увидел дугу — и решил это дело...
Лобанова призвала начальника ГАИ установить конкретные сроки прохождения процедуры согласования. Но на это Габдурахманов ответил, что лишь действует в рамках федерального закона и менять его он не может. «Мы здесь не художники, не поэты, мы работаем в правовом поле, — твердил главный автоинспектор Татарстана. — Никто еще не пытался этого сделать, а вы уже критикуете за долгие сроки».
Возвращаясь к теме совместной профилактики безопасности на дорогах, девушка-любительница двухколесных коней поведала о своей акции 12 мая по раздаче автомобилистам памяток о культуре вождения. Лобанова посетовала на то, что автомобилисты часто ни во что не ставят мотоциклистов в потоке, и попросила помочь Габдурахманова раздавать листовки с призывами автомобилистам уважительно относиться к байкерам. Даже уже распечатали 15 тыс. таких памяток за своей счет. Тот заверил, что поможет, чем сможет.
— Поможете листовки на деньги бюджета распечатать? — поинтересовалась девушка.
— Мы тему поняли. Подумаем, что можем сделать.
Многие мотоклубы проигнорировали круглый стол. Например, не пришли всем известные «Ночные волки»...
«КАК ПРОЙДЕТ МОЛВА, ЧТО САМ НАЧАЛЬНИК ГИБДД ЕЗДИТ НА МОТОЦИКЛЕ ПО ГОРОДУ... ТАК ЭТО САМЫЙ МОЩНЫЙ ВКЛАД В БЕЗОПАСНОСТЬ!»
«Вы повели диалог в сторону, что, мол, помогите тут, помогите там. Да, нужно помогать. Но не нужно путать требование к эксплуатации ваших транспортных средств на дорогах общего пользования и требования к спортивным и тренировочным мероприятиям, — продолжил дискуссию начальник ОГИБДД УМВД России по Казани Игорь Новиков. — Из вас же никто не будет отвечать за приехавших людей? Никто из вас не сказал, что он готов взять в свои руки ответственность за проведение ваших мероприятий и занятий. Много было сказано про взаимодействие. Но все это должно быть взаимно».
И только на это пытался парировать Юнин, мол, все это безопасно и не стоит наговаривать на «джимхановцев», как за микрофон взялся Сергей Галкин. Он представился мотогонщиком и мотоинструктором, готовившим республиканский мотобат. «Получается так: „Господа гибэдэдэшники, помогите нам, найдите площадку, а мы приедем туда тренироваться“. Нехорошо, если это будет за городом, потому что у нас народ туда не приедет... — ерничал в адрес своих коллег-байкеров Галкин. — У меня уже нервы в этом отношении не выдерживают, слушая вас. Если бы в свое время ГИБДД так лояльно относилось к мотоциклистам, то такие круглые столы в шашлычные давно бы превратились! Вам уже идут навстречу во многих вопросах».
Денис Юнин допытывал начальника ГАИ по каждому из пунктов, на что Габдурахманов, сдавшись, предложил вместе пройти все эти «круги ада». Он позвал Юнина сегодня в 10 утра посетить лабораторию на Тэцевской / Фото предоставлено пресс-службой ГИБДД МВД по РТ
Он обратил внимание на то, что многие мотоклубы проигнорировали круглый стол. Например, не пришли всем известные «Ночные волки»... «Некие изгои будут при любых раскладах, насколько бы вы лояльно ни относились. Это единицы, кто гоняет с оторванными глушителями. Их десяток, может, наберется. Можно запрещать, но они все равно будут. Это их форма протеста», — подчеркнул Галкин.
— Ленар Ринатович, хочу вас пригласить на обучение. Я хочу вас обучить ездить на мотоцикле, — неожиданно закончил он свою речь.
— До этого еще надо в автошколу сходить, отучиться на эту категорию, — отшутился Габдурахманов.
— Решим этот вопрос. Я прежнему начальнику ГИБДД предлагал это сделать. Но у него была какая-то своя манера общения, и не хотел он... А мне бы хотелось, чтобы вы изнутри чувствовали, каково это самому ехать по городу на мотоцикле, чтобы своими глазами посмотрели на поведение автомобилистов. Возможно, позиция мотоциклистов вам ближе станет. Я вот сам в городе практически не езжу. После того, как пройдет молва о том, что сам начальник ГИБДД ездит на мотоцикле по городу... Думаю, это самый мощный вклад в безопасность! Если будут знать, что начальник ГИБДД иногда выезжает в город на мотоцикле, то это многих водителей приструнит.
И тут Галкин указал на корень всех проблем и конфликтов с участием байкеров. По его мнению, проблема заключается в менталитете людей. Только видят мотобат — так обязательно все подумают, что выехали на дороги, чтобы только наказывать людей. «Мне даже сообщение сегодня прислали — „мотобат в центре“. И подпись — „началось...“» — заметил Галкин. На этих словах Юнин — совпадение или нет — разбил казенный бокал.
Габдурахманов спорить с менталитетом россиян не стал, но твердо отказался соглашаться с критикой в адрес пришедших мотолюбителей. И даже встал в каком-то смысле на их сторону — мол, каждый пришедший, как никто другой, обеспокоен вопросами БДД, и журить их за это не стоит. И дело, по его словам, в подобном круглом столе не в желании показать свою лояльность, а просто делать общее дело.
В завершение дискуссии главный автоинспектор республики озвучил общую позицию всего ГИБДД: „Сотрудник ГАИ не должен восприниматься как человек, который тебя должен остановить, по-любому за что-то оформить, после чего ты уезжаешь. Я сам на линии сколько стоял. И я горжусь, что был инспектором. Моя мечта — чтобы сотрудник автоинспекции воспринимался как... Помните дядю Степу-милиционера? Он был таким жестоким и всех закрывал, что ли? Он же высокий — всех увидел, всех закрыл, и стоит один на перекрестке улыбается. Нет! Дядя Степа был авторитетом».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.