После небывалого взлета доходов и рентабельности АО «Транснефть – Прикамье» вернулось на круги своя. Выручка компании снизилась в прошлом году на 11,5% до 39,5 млрд, а чистая прибыль упала на 49% до 5,8 млрд рублей. О том, что стало причиной такого обвала, для чего «дочка» транспортной монополии заняла 11 млрд рублей и сколько не розданной акционерам прибыли накопилось в ее загашнике, читайте в материале «БИЗНЕС Online».
После небывалого взлета доходов и рентабельности АО «Транснефть – Прикамье» вернулось на круги своя
ПРОВАЛ ВОПРЕКИ ЛОГИКЕ
Год назад отчеты АО «Транснефть – Прикамье» напоминали победные реляции. Местная «дочка» транспортной монополии тогда объявила о рекордных в ее истории обороте и доходах. Свежий бухгалтерский отчет за 2017 год уже не столь бравурен: выручка компании снизилась на 11,5% до 39,51 млрд рублей, а чистая прибыль вообще упала на 49% с 11,3 млрд рублей до 5,8 млрд рублей.
Чем вызван такой обвал? Разберемся по порядку. Тарифы «Транснефти» на прокачку углеводородов по традиции индексируются исходя из прогнозной инфляции. В 2017 году федеральная антимонопольная служба установила коэффициент 0,9 (минус 10% к уровню инфляции), в результате тариф «Транснефти» вырос в среднем по стране на 3,8%. Разумеется, повышение было неравномерным: на восточном направлении — выше, на западном – ниже, но общей картины это не меняет. К слову, на текущий год аппетиты давнего приятеля Владимира Путина (напомним, на главной российской трубе «сидит» отставной генерал-майор ФСБ Николай Токарев) выросли в разы. «Транснефть» предложила увеличить цену прокачки на 21% (!), мотивируя смелую новацию необходимостью отдавать на дивиденды половину прибыли по МСФО — мол, в результате в бюджете компании возникает дыра в 88 миллиардов.
Однако номер не прошел: ФАС утвердила повышение тарифа только на 3,95%. Впрочем, транспортировки нефтепродуктов это не касается: по крайней мере, сама «Транснефть» уведомила клиентов о том, что с 1 марта цены на их транспортировку вырастут на 4,8%. Как говорится в сообщении ТАСС, «Транснефть» не является монополистом на рынке транспортировки нефтепродуктов и с этого года лишь уведомляет ФАС о своем решении... На рынке транспортировки нефтепродуктов «Транснефть» конкурирует с РЖД, которая индексировала тариф на эти услуги на 5,4% в 2018 году.
Как бы то ни было, названные цифры не могли привести к заявленному в бухгалтерском отчете падению выручки и прибыли. Получается, дело в снижении прокачки нефти?
ВИНОВАТА ЛИ СДЕЛКА РОССИИ С ОПЕК?
Как известно, Россия вместе со странами ОПЕК пошли на сокращение добычи, рассчитывая убрать переизбыток предложения на рынке и повысить цены. Пока что план работает, несмотря на то, что «сланцевые» компании в США тут же воспользовались ситуацией и резко увеличили поставки сырья. Средняя цена российской нефти Urals в прошлом году, по данным минфина, выросла на 26,6% до $53,03 за баррель (рублевая цена подросла на 10,4% до 3092 рублей за бочку).
Тем временем добыча нефти в РФ в прошлом году сократилась на 0,1% до 546,8 млн тонн. Может выглядеть странно, но на транспортировке сырья это не слишком-то сказалось: так, экспорт в дальнее зарубежье вырос на 1,1% до 238,7 млн тонн. И если, например, транзит нефти Казахстана через российские просторы году снизился на 1,2%, до 16,43 млн тонн, то прокачка азербайджанского сырья вырос на 29,5%, до 1,58 млн тонн.
В общем, в федеральном масштабе не наблюдается серьезных факторов, давящих на финансовые показатели монополии. Это подтверждают и данные самой компании. В 2016 году «Транснефть» перекачала по трубопроводам 483,4 млн тонн нефти, из которых на экспорт ушло чуть меньше половины — 237,8 млн тонн. Год спустя объем транспортировки составил 477,5 млн тонн, в том числе на экспорт — 233,8 млн тонн. То есть снижение составило всего-то 1,2% по всей системе и 1,7% в «экспортном варианте» — с падением выручки и прибыли это явно не коррелирует. Да и на местах о каких-то серьезных провалах говорить не приходится. Так, крупнейшая добывающая компания Поволжья, «Татнефть», за прошедший год увеличила добычу нефти на 0,9% до 28,9 млн тонн. То есть спрос на прокачку со стороны главного регионального клиента вряд ли сильно уменьшался. Более того, по стандартам МСФО, за три квартала прошлого года (консолидированные данные за 12 месяцев пока не обнародованы) выручка ПАО «Транснефть» выросла на 4,6% до 657,8 млрд рублей.
У эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева есть своя теория по поводу странного падения выручки и обвала прибыли региональной «дочки» монополиста. «Все зависит от базы сравнения. Если, допустим, сравнить результаты 2017 года не с 2016, а с 2015 годом, то мы увидим совершенно гармоничную ситуацию: выручка выросла на 23,9 процента, себестоимость — на 23,1 процента, валовая прибыль — на 25,5 процентов. Заметьте, что себестоимость как раз растет достаточно ровно: в 2016-м относительно 2015 года — на 10,5 процентов, а в 2017 относительно 2016 года — на 11,5 процентов. Весь фокус с падением выручки и, соответственно, с обвалом прибыли связан со странным и не получившим своего объяснения скачком выручки в 2016 году. Она намного опередила естественный для отрасли рост: если у самого ПАО АК „Транснефть“ в 2016 году выручка выросла на 6,1 процента, то у АО „Транснефть – Прикамье“ — сразу на 40,1 процента. Вслед за выручкой (при росте себестоимости на 10,5 процентов) валовая прибыль подскочила на 97,8 процента, а чистая — и вовсе на 144,6 процента!» — говорит Калачев.
Аналитик считает, что сейчас трудно восстановить картину более чем 1,5-летней давности. «Может быть, какой-то возврат, какая-то продажа, может быть, продали какой-то объект или штраф взыскали. В общем, это наверняка было отклонение от нормы, о котором забыли упомянуть. Естественно, что по сравнению с такими данными за 2016 год нормальные данные за 2017-й выглядят бледновато — такой темп роста выручки не только невозможно поддержать, но и такой объем пока невозможно повторить», — считает он.
Что ж, версия Калачева выглядит довольно логично, хотя и построена исключительно на предположениях. Но и на этом спасибо: прочие эксперты, к которым мы обращались, вообще не стали комментировать отчетность «Транснефть – Прикамье», ссылаясь на недостаточность данных.
Финансовые показатели «дочки» «Транснефти» могли быть и лучше, но свою роль сыграл другой фактор, требующий немалых затрат, — инвестиционные проекты компании
НОВАЯ ТРУБА ПРИМЕТ 6,2 МЛН ТОНН В ГОД ОТ ТАИФ-НК И «ТАТНЕФТИ»
При всем этом финансовые показатели «дочки» «Транснефти» могли быть и лучше, но свою роль сыграл другой фактор, требующий немалых затрат, — инвестиционные проекты компании. Один из самых масштабных напрямую затрагивает Татарстан. Так называемый «Север-25» предусматривает увеличение поставок нефтепродуктов в направлении порта Приморск до 25 млн тонн в год, сообщила в конце ноября компания. В частности, на территории Татарстана закончено строительство новых объектов действующего магистрального нефтепродуктопровода Альметьевск — Нижний Новгород: перекачивающих станций (ПС) «Михайловка-1» и «Ковали-1». Компания при этом подчеркивает важность завершенной реконструкции двух головных перекачивающих станций (ГПС) «Альметьевск» и «Нижнекамск-2».
Почему это важно для республики? Об этом в конце февраля рассказал заместитель вице-президента ПАО «Транснефть» Владимир Назаров. Он напомнил, что к трубопроводу должны подключиться ТАИФ и ТАНЕКО. По словам топ-менеджера, между «Транснефтью» и татарстанскими заводами был заключен трехсторонний договор, в рамках которого компания должна принимать до 3 млн тонн от ТАНЕКО и до 3,2 млн тонн — от ТАИФа в год. «Транснефть» выполнила со своей стороны все необходимые мероприятия и рассчитывает, что заводы подключатся к проекту «Север-25» в 2018 году.
Сами нефтепераработчики уже объявили, что готовы к поставкам дополнительных объемов дизельного топлива в Европу с НПЗ ТАНЕКО и ТАИФ-НК на построенные и реконструированные продуктоперекачивающие станции. В рамках проекта «Север-25» со второго квартала мощности трубопроводной системы будут способны обеспечить транспортировку до 25 млн т топлива в год. Об этом 11 апреля сообщило ИА «Девон».
(К слову, менеджеры «Транснефти» обнародовали любопытную статистику: в какие страны сегодня через Приморск уходит татарстанская нефть, в сыром и переработанном виде. Как выяснилось, среди получателей сырья на первом месте Нидерланды (59,79%), далее — Финляндия (15%), Литва (5,22%), Германия (3,4%). По импортерам нефтепродуктов картина иная: лидируют также Нидерланды (38,1%), но за ними идет Германия (19%), далее — Великобритания (15,1%) и Франция (11,3%).
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ВЫДЕЛЕНИИ СОРТА HEAVY URALS – СТРАТЕГИЧЕСКОЕ, НА 10 ЛЕТ ВПЕРЕД»
А что с предложением «Транснефти» трехгодичной давности вывести тяжелую нефть из Татарстана, Башкортостана и других поволжских месторождений в отдельную трубу? Как вы помните, оно наделало немало шороху. Конечно, на финансовых показателях «Транснефти» и компаний, добывающих «легкое» сырье, подобная схема сказалась самым благоприятным образом. Однако приволжско-уральские добытчики типа «Татнефти» удар получили бы серьезный. К счастью Татарстана, минэнерго заблокировало предложение, и все же транспортники до сих пор не отказываются от своей идеи, сообщил портал Energy Base.
«Если в 2014–2015 годах прирост высокосернистой нефти, которая во все западные грузопотоки подкачивается, было примерно 3 миллиона тонн в год, то, например, за 2017 год всего 1 миллион тонн, но он все равно сохранился, и влияние высокосернистой нефти на все западные грузопотоки будет и в дальнейшем. Поэтому предложение о выделении отдельного сорта Heavy Urals — стратегическое, на 10 лет вперед. Может быть, оно непопулярное, но позволило бы сохранить качество сорта Urals на западных направлениях», — заявил журналистам заместитель вице-президента компании Игорь Кацал.
Впрочем, как выяснилось, и тяжелой нефти можно найти применение — было бы желание и деньги. Кацал озвучил стоимость программы «поддержания качества» (которая только в этом году обойдется в 5 млрд) — 30 млрд в 2017–2022 годах. Программа предусматривает техническое перевооружение — установку блоков качества, систем оперативного учета нефти и строительство 20 новых станций смешения.
По его словам, в текущем году «Транснефть» планирует провести три группы мероприятий, которые помогут поддерживать сернистость нефти на «нормальном» уровне. Одно из них опять же напрямую относится к Татарстану — это строительство станции смешения нефти с разной сернистостью по соседству с РТ, в Самаре.
«Транснефть» планирует провести три группы мероприятий, которые помогут поддерживать сернистость нефти на «нормальном» уровне
КОМПАНИЯ «ТРАНСНЕФТЬ – ПРИКАМЬЕ» ЗАЛЕЗЛА В ДОЛГИ РАДИ СТРОЙКИ
Итак, мы выяснили, для чего монополист и его «дочки» затеяли масштабную реновацию. Вернемся к отчетности «Транснефть – Прикамье» и узнаем, сколько ей это стоило. Собственно на модернизацию и реконструкцию в прошлом году компания потратила 5,2 млрд рублей, что в 1,9 раза, или на 4,5 млрд, меньше, чем годом ранее. Зато расходы на строительство выросли в 1,7 раза на 5,9 млрд до 14,3 млрд рублей. Наконец, затраты на покупку основных средств увеличились в 4,6 раза (на 5,4 млрд) до 6,9 млрд рублей. Итого: в основные фонды по первоначальной стоимости компанией было залито 26,4 млрд рублей — на 35% больше, чем в 2016 году.
Неудивительно, что столь основательная инвестпрограмма потребовала заемных ресурсов. Долгосрочные займы компании выросли в 3,6 раза до 11,4 млрд рублей на 31 декабря 2017 года. Уточним, что для финансирования собственных потребностей «Транснефть – Прикамье» не стала злоупотреблять «кредиторкой»: последняя подросла всего на 2% до 7,64 млрд рублей.
Несмотря на падение оборотов, себестоимость (зарплата основного персонала, аренда, сырье, материалы, энергия) увеличилась на 11,6% до 26 млрд рублей. Такой диссонанс выручки и себестоимости немедленно сказался на валовой прибыли «Транснефть – Прикамье» — она сократилась на 7,8 млрд до 13,6 млрд рублей.
Между тем управленческие расходы (содержание административных зданий, оплата труда управленческого и вспомогательного персонала) выросли на 16% до 5 млрд. Операционная прибыль предприятия обвалилась вдвое до 8,5 млрд рублей.
Проценты к уплате выросли более чем в пять раз, но итоговые 122 млн рублей на прочем фоне не выглядят неподъемной ношей. При этом заметно улучшился баланс прочих статей: отрицательное сальдо таких доходов и расходов сократилось в 6 раз до 300 миллионов. Основная заслуга в этом (1,2 млрд рублей) принадлежит нераскрываемым «прочим расходам», но мы можем точно сказать, что это были не социальные затраты, курсовые разницы или продажа основных фондов.
ДОЖДУТСЯ ЛИ АКЦИОНЕРЫ ДИВИДЕНДОВ?
Добавим, что компания аккумулировала на балансе 76,1 млрд рублей нераспределенной прибыли. «При распределении прибыли по итогам 2016–2017 годов, согласно решению общего собрания акционеров общества, дивиденды не начислялись», — пишут составители отчета «Транснефть – Прикамье». Напомним, что нежелание делиться прибылью с акционерами стало одной из причин выхода татарстанского госхолдинга «Связьинвестнефтехим» из капитала компании. В первом квартале 2015 года Валерий Сорокин уступил «Транснефти» 36% акций ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (как тогда назывался региональный монополист).
Будут ли выплачены дивиденды в этом году? В разделе событий после отчетной даты отмечается: «Решение о выплате дивидендов, размере дивидендов за год, приходящихся на одну акцию, и форме их выплаты будет принято во втором квартале 2018 года на общем собрании акционеров».
Несколько строк вдогонку нашей традиционной мартовской теме, посвященной VIP-зарплатам в татарстанских и российских компаниях. Члены правления головной компании во главе с Николаем Токаревым на десятерых получили 1,035 млрд рублей начисленной зарплаты и компенсаций против 883 млн рублей годом ранее. При этом расходы на совет директоров (9 человек) подросли на 6 млн до 50 млн рублей.
При этом общий фонд начисленной зарплаты составил 8,9 млрд рублей, так что остальному персоналу головной структуры — фактически менеджерам среднего звена — достался добротный кусок с барского стола — 7,8 млрд рублей. Как следствие, средняя зарплата по итогам прошлого года здесь выросла на 9% до 576 тыс. рублей в месяц.
В заключение вынуждены заметить, что обращаться с запросами в головную «Транснефть» или ее татарстанскую «дочку» — занятие бессмысленное. Вот и на этот раз сотрудники обеих пресс-служб отказались комментировать отчетность «Транснефть – Прикамье», поэтому наша статья отчасти и основана на предположениях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.