С громким обращением к депутатам Госдумы выступил накануне всемирный конгресс татар, обвинив авторов законопроекта о «добровольности» изучения родных и государственных языков в попытке дестабилизации ситуации в стране на фоне внешнего давления. Параллельно в сети набирает голоса петиция к Владимиру Путину с требованием «не допустить рассмотрения этого вредного для страны законопроекта». Сами депутаты, выступившие авторами инициативы, считают, что «заставительные вещи себя изжили».
В Татарстане и не только набирают обороты протесты против законопроекта о добровольном изучении национальных языков, внесенного 10 апреля на рассмотрение в Госдуму России
ВКТ: «ДАННЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ ЯВНО НЕ ВЕДЕТ К КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА»
В Татарстане набирают обороты протесты против законопроекта о добровольном изучении национальных языков, внесенного 10 апреля на рассмотрение в Госдуму России. Накануне они вышли уже фактически на государственный уровень, когда свое мнение по законодательной инициативе официально высказал всемирный конгресс татар (ВКТ).
В обращении к депутатам Госдумы, опубликованном на официальном сайте ВКТ, довольно высокопарный зачин: «Вместе с русскими татары стояли у истоков образования российского государства, внесли весомый вклад в социально-экономическое развитие страны. История помнит выдающиеся трудовые и ратные подвиги татар в различные эпохи отечественной истории. Татары и сегодня вместе с другими народами страны обеспечивают благополучие российского государства и ощущают себя в едином строю».
Далее в тексте говорится о «чувстве недоумения и тревоги», которое испытывает широкая татарская общественность страны «в связи с попытками сделать необязательным изучение родного языка, фактически ликвидировать государственный статус татарского языка в Татарстане, нивелировать конституционные гарантии в языковой среде».
В обращении под названием «Сохраним статус родных языков и государственных языков национальных республик в составе РФ!» говорится, что все изменения последних лет в языковой сфере, такие как отмена сдачи ЕГЭ на родном языке, ликвидация регионального компонента стандартов образования, объявление уроков национального языка «необязательными» лишает коренные народы страны исконного права на сохранение и применение родного языка в местах своего проживания. Такие действия по ограничению изучения и использования родного языка негативно сказываются на благополучии россиян, вносят раскол в общественную жизнь, уверены авторы письма.
В ВКТ вписывают свое обращение в широкий политический контекст. Авторы обращают внимание на то, что на фоне расширяющихся санкций, когда против России усиливается внешнее давление и возрастает риск военной конфронтации, новая инициатива депутатов нацелена на дестабилизацию ситуации в стране. «Данный законопроект явно не ведет к консолидации общества перед внешними угрозами, является далеко не продуманным и опасным шагом», — указывается в тексте. «Мы считаем, что в языковых отношениях недопустим этнический нигилизм. Нельзя порождать конфликт интересов между братскими этносами, нанося ущерб толерантным отношениям в обществе», — говорится в обращении.
«Как насмешка выглядит ситуация, когда два иностранных языка, согласно ФГОС, изучаются обязательно, а родные языки народов России лишаются такой возможности», — говорится в обращении.
Выражая мнение всей татарской общественности, ВКТ призывает депутатов Госдумы отказаться от рассмотрения и принятия данного законопроекта, как несущего потенциальную угрозу межнациональному согласию, миру и стабильности в стране. «Гарантированное право изучать родной язык как обязательный предмет — это неотъемлемое право всех народов России», — заключают во всемирном конгрессе татар.
ФАКУЛЬТАТИВНО И ЭЛЕКТИВНО
Напомним, что вызвавшая бурную реакцию в национальных регионах законодательная инициатива внесена шестью депутатами Госдумы — Аленой Аршиновой, Олегом Николаевым, Шамсаилом Саралиевым, Олегом Смолиным, Еленой Строковой и Борисом Чернышевым — и предполагает она серию правок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект уточняет, что «преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ».
Однако этим авторы не ограничиваются, законопроект затрагивает также изучение родных языков. Сейчас они присутствуют в обязательной (инвариативной) части ФГОС. Если школа выбирает вариант учебного плана, где есть этот предмет, родителям остается только выбрать, какой именно язык они хотят изучать, но отказаться от предмета как такового они не могут. Поэтому, в частности, появился специфический предмет «русский язык как родной» — преподавать его приходится таким образом, чтобы ученики не получили преимуществ при сдаче ЕГЭ перед одноклассниками. Текст законопроекта же можно трактовать таким образом, что родные языки должны быть полностью перенесены в факультативную часть. То есть речь идет о той картине, которая была в советских школах — желающие изучать татарский язык будут оставаться на последний урок или, наоборот, приходить пораньше по субботам. Это будет дополнительная нагрузка, от которой можно будет отказаться.
В законопроекте прямо говорится, что родители вправе выбирать «факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включая родной язык из числа языков народов Российской Федерации и государственный язык республик Российской Федерации» (добавка к существующему тексту закона выделена курсивом).
Напомним, татарстанские власти согласились, чтобы родной язык школьники изучали по выбору и в добровольном порядке, но все-таки в инвариативной части программы. Также они до последнего настаивали на том, чтобы государственный язык республики (для Татарстана это татарский) все-таки остался бы обязательным для всех — хотя бы в объеме до двух часов в неделю. Эти надежды, казалось, рухнули после того, как минобразования РФ разработал новые ФГОС, однозначно отнеся государственные языки республик к вариативной части программы. После этого прокурор РТ Илдус Нафиков с трибуны Госсовета РТ огласил чеканную формулу, которая прослеживается и в скандальном законопроекте: «Добровольно, на основе письменного согласия родителей, в пределах до двух часов в неделю, за счет части, формируемой участниками образовательных отношений». По предложению спикера парламента Фарида Мухаметшина депутаты единогласно одобрили изменения, «не открывая прений и не задавая вопросов».
Фарид Мухаметшин заявил о том, что «добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить» / Фото: «БИЗНЕС Online»
«КОНФЛИКТОГЕННЫЙ» ЗАКОНОПРОЕКТ
Далее татарстанские власти старательно дистанцировались от проблемы — сказались предстоящие президентские выборы. Однако теперь, когда они прошли, тема стремительно размораживается. Ранее новый министр образования РТ Рафис Бурганов давал понять, что в этом учебном году изучение татарского языка будет идти в соответствии со ФГОС, а в дальнейшем возможны корректировки. «Этот вопрос будет рассматриваться совместно. Будут найдены нормальные варианты решения», — говорил он еще в начале марта. «Два часа татарского языка должны быть обязательной частью учебной программы. А как родные языки они уже должны быть в вариативной части, то есть ты их изучаешь дополнительно», — заявил председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов в интервью ИА «Татар-информ».
Неудивительно, что на новый законопроект, внесенный в Госдуму, казанский Кремль отреагировал болезненно. Официальный представитель Кремля Лилия Галимова заявила, что законопроект «носит конфликтогенный характер». Позднее она рассказала, что работа по устаканиванию вопроса работа ведется — «в рабочем режиме, кабинетно». «Это связано с тем, что мы в процессе учебного года и в очередной раз нарушать учебный процесс, менять учебные планы и вызывать волнение нет смысла»», — резонно объясняла Галимова. А на днях спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заявил ТАСС о том, что «добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить». «Есть понимание того, что мы просто запретом, ограничениями этими не сможем найти какой-то компромисс, какая-то конфронтация все равно остается вот в этом решении... Мы уже работаем над новым ФГОС вместе с Васильевой, министерством образования Российской Федерации... Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети... Антагонизм такой делать зачем?» — переживал Мухаметшин.
«Данный законопроект мы обсудим на ближайшем заседании нашего комитета, где примем коллегиальное решение по поводу него, — заявил „Вечерней Казани“ председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. — Предварительно могу сказать, что многие депутаты против этой инициативы. На наш взгляд, она противоречит некоторым положениям Конституции России». По его словам, законопроект о национальных языках затем обсудят на заседании Госсовета РТ, направив резолюцию в Госдуму.
Заметим, что в случае, если Госудума все-таки примет закон о добровольности изучения национальных языков, татарстанскому парламенту придется заняться не самым приятным делом — внесением поправок в республиканский закон о языках, из которого придется убрать пункт об изучении русского и татарского в равных объемах. Собственно, он и так вступил в противоречие с реальностью.
«ЗАСТАВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ, МНЕ КАЖЕТСЯ, ДАВНО СЕБЯ ИЗЖИЛИ И ПОКАЗАЛИ СЕБЯ СОВЕРШЕННО НЕПРАКТИЧНЫМИ»
Один из авторов законопроекта о родных языках, депутат Госдумы от «Справедливой России» из Чувашии Олег Николаев объяснил «БИЗНЕС Online» суть предлагаемых мер.
— Олег Алексеевич, инициатива ваша и ваших коллег вызвала серьезное недовольство, в частности, в Татарстане. Чем вызвана необходимость в новом законе?
— Я бы вам порекомендовал посмотреть национальный состав Республики Татарстан. Там вы увидите, что тех, кто является татарином по национальности, в районе 40 процентов от тех, кто проживает на территории республики. А в Чувашии, кстати, это 71 процент чувашей. При этом норма, которая существует на сегодняшний день в законодательстве Татарстана, как и в Чувашской Республике, об обязательности изучения второго государственного языка, противоречит Конституции Российской Федерации. Проблема в этом заключается. И эта проблема не просто обостряется, а стала объектом широкого обсуждения. Например, в прошлом году эта тема поднималась в Марий Эл с участием Владимира Владимировича Путина. Как раз когда ему задали вопрос, он обозначил, что в России есть такие вещи, как родные языки, которые являются государственными языками отдельных республик. Но при этом какой-то обязательности в их изучении нет. У нас только один обязательный государственный язык.
В данном случае этот законопроект не сразу же появился после этого заседания. Законопроект стал следствием достаточно широкой аналитической экспертной работы. Вы помните, что достаточно большая работа проведена со стороны органов прокуратуры, которые проверили, как соблюдаются нормы федерального законодательства в отдельных республиках. Потом была проведена по итогам этой проверочной работы достаточно серьезная аналитическая работа. Потом все это было обсуждено на различных экспертных площадках. В итоге пришли к мнению, что в федеральном законе профильном, отраслевом об образовании все-таки необходимо закрепить такой четкий порядок изучения родных языков.
— И каково здесь место государтвенных языков национальных республик?
— Законом закрепляется приоритетность изучения языков. Сначала это государственный русский язык, потом уже родные языки, которые являются государственными отдельных национальных республик, а потом уже родные языки из числа народов Российской Федерации, которые изучаются по мере возможностей учебных заведений. Таким образом, законопроектом четко закрепляется право каждого гражданина изучать родной язык.
Я как раз сейчас нахожусь в Ульяновске, где проходило достаточно большое мероприятие, посвященное 170-летию рождения Ивана Яковлева — известного просветителя чувашского народа, который сделал большой вклад в развитие чувашского языка, культуры. Здесь на конференции и других торжественных мероприятиях фактически звучали голоса, что на сегодняшний день, в отличие от 90-х годов, созданы уникальные условия, чтобы развивались родные языки.
— И новый закон должен помочь в этом деле?
— Этим законом закрепляется четкое право на изучение родного языка. И, мне кажется, у региональных властей появляется дополнительная возможность пересмотреть саму методику преподавания языков, чтобы максимально вовлечь детей через игровое представление языка, его богатство, культуру и традиции, чтобы это было заинтересовано. А то, что сегодня пытаются закрепить обязательность изучения родного языка, — это, например... Допустим, человек жил все время в Москве. По воле случая он приехал в Чувашскую Республику, и у него дети учатся там. Получается, что его дети теперь обязательно должны изучать чувашский язык. У нас получается парадоксальная ситуация, когда нарушаются его права как гражданина РФ. Он всю жизнь жил спокойно, а тут вдруг для него появляется такое серьезное напряжение.
А если он переехал из другой страны? Он видит совершенно иные интересные представления на национальных языках, пронизанные культурой и богатством этого народа. И у него тем самым появляется интерес изучения этого языка, потому что культурное богатство только через него передается. У него появляется внутренняя мотивация все это изучать. Мне кажется, именно такие вещи и надо побуждать. А закрепительные, заставительные вещи, мне кажется, давно себя изжили и показали себя совершенно непрактичными.
«НЕТ ЗАКОНУ ПРОТИВ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ РОССИИ»
Тем временем параллельно с обращением ВКТ в сети набирает силу онлайн-петиция президенту России Владимиру Путину на сайте change.org, составленная инициативной группой «Нет закону против родных языков России» под аналогичным названием. К утру субботы число подписей под петицией подобралось к 2 тыс. человек. Инициативная группа, как выяснил «БИЗНЕС Online», создана активистами Татарстана и других регионов. «Создана инициативная группа из семи человек. В ее составе Руслан Курбанов из института востоковедения, Руслан Айсин — главный редактор интернет-журнала „Поистине“, Иван Шамаев – депутат из Якутии, Петр Николаев из Чувашии и другие», — рассказал нам соавтор петиции, зампредседателя всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов.
«Нас — представителей различных народов Российской Федерации — переполняет чувство глубокого возмущения и ощущение крайней несправедливости в связи с внесением 10 апреля текущего года в Государственную Думу законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон № ФЗ-273 „Об образовании в Российской Федерации“. Его инициаторы замахнулись на самое ценное и самое святое для нашей многонациональной семьи народов России — на родной язык. Эти депутаты видят „справедливость“ в лишении нас гарантированного права изучать свои родные языки за счет учебного времени в обязательной части учебных планов. Вместо этого нам предлагается возможность их факультативного изучения. То, что на это учебное время претендует целый ряд других учебных предметов и множество перспективных для изучения курсов, великодушно называется „выбором“», — пишут авторы петиции.
«Создается такое впечатление, что для авторов законопроекта родной язык — пустой звук. А ведь вслед за языком неизбежно будут деградировать и национальные культуры. Такой законопроект депутатов Госдумы противоречит и вашей позиции. Вы неоднократно отмечали, что „для каждого народа вопрос сохранения родного языка — это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций“ и „что нужно точно обеспечить — нужно обеспечить людям возможность изучения родного языка“», — продолжают они. По мнению авторов, предлагаемый авторами законопроекта «выбор» может привести к конфликту внутри школьных коллективов и родительского сообщества, к противостоянию в гражданском обществе, что негативно отразится на общественном согласии в стране. «Мы убеждены, что Вы не допустите рассмотрения этого вредного для страны законопроекта, — подытоживают авторы. — Верим, что Российская Федерация всегда будет большой многонациональной и дружной семьей, в которой ни один народ не будет обижен».
Инициативная группа готовит и коллективное письмо, которое направит Путину напрямую. По содержанию оно повторяет письмо, опубликованное на change.org, но еще в процессе сбор подписей авторитетных граждан — их уже поставили ученые, писатели, люди искусства, спортсмены. Так, свое несогласие с законопроектом выразили серебряный призер летних Олимпийских в Лондоне, заслуженный мастер спорта России Камилла Гафурзянова, писатель, лауреат новой Пушкинской премии, лауреат премии им.Катаева Ильдар Абузяров, заместитель председателя молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) Артем Малых и другие.
«ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК НА ЗЕМЛЕ ТАТАРСТАНА — ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, КАК МАТЕМАТИКА И ИСТОРИЯ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают сложившуюся ситуацию.
Павел Шмаков — директор школы «СОлНЦе»:
— Мне понятна ситуация. Есть какие варианты? Есть вариант, что ни родных языков в обязательной сетке нет, ни государственных языков нет. Тогда это все существует в вариативной части. Понятно, что люди будут знать математику, русский язык, нужные для ЕГЭ, и так далее. Будет некоторое количество людей, в душе у которых теплится родной язык, и они его выберут. Есть второй вариант, который чуть лучше, — это когда родные языки будут введены в обязательную сетку. Но тогда татары будут выбирать татарский, практически все русские выберут русский. И будет тогда разделение между татарами и русскими. Есть третий вариант, который, как мне кажется, еще более правилен, — это когда государственные языки изучаются всеми, но в малом количестве. То есть с хорошей методикой, в малом количестве. Соответственно, на земле Татарстана все живущие будут хоть немного говорить по-татарски. Все живущие в Чувашии хотя бы немного будут знать чувашский. Есть еще и четвертый вариант, который даже не обсуждается, он существует в Финляндии. У меня просто дочка учится половину времени в Финляндии, половину в России. Там все дети в школе изучают четыре языка. Есть множество вариантов!
Мне кажется, если ребенок увлечен историей и не любит математику, то это не причина не учить совсем математику. Ребенок, увлеченный программированием, но терпеть не может историю, немного надо ему ее учить. И это делают взрослые. Татарский язык на земле Татарстана — это обязательный элемент, как математика и история. Потому что это единственное место, где компактно живут татары. Не учить татарский язык вообще — это неуважение к татарскому народу. Согласен с тем, что ситуация снова обостряется вокруг этой темы. К сожалению, среди русских и татар есть по 5 процентов людей, которые стоят всегда на крайних позициях, которые стоят на том, чтобы раскачать лодку. А эту лодку раскачать очень легко. Мы все знаем, что было в Нагорном Карабахе, в Донецке. Национальный вопрос очень легко раскачать. И здесь надо очень аккуратно делать.
Айрат Файзрахманов — зампредседателя ВФТМ, соавтор петиции «Нет закону против родных языков России»:
— Мое мнение выражено в этом обращении, и насчет конфликтогенности я тоже согласен. Потому что, если логически рассуждать, то языки попадают в необязательную часть, в вариативную. А вариативная часть составляет в учебном плане два-три часа. И родные языки в данном случае будут «бороться» с основами предпринимательства, с программированием, с робототехникой. И это приведет к тому, что одни родители будут говорить, что нам нужно сохранять родной язык, культуру и так далее. А другие будут говорить, что им этого не нужно. И прежде всего представители русского народа, потому что русский язык и так изучается в большом количестве, им уже русский язык в предмете «родной язык» не особо нужен. Такие мнения очень часто приходится слышать. Это прямое следствие того, что произошло осенью. Таким образом, может возникнуть конфликт внутри класса. Каким образом его решать? Класс должен выбрать что-то одно. Поэтому я считаю, что поправки в этот законопроект абсолютно не нужны. Нужно оставить все как есть. Преподавать родной язык как обязательный предмет в обязательной части. И выбираем: кто учит русский язык, кто татарский, кто удмуртский.
Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель:
— Не надо экстремистские и этнофобские законопроекты выдвигать. Слова «добровольное изучение» не нужно использовать, это такая гладкая обтекаемая формулировка. Не добровольное, а факультативное. Просто давайте заменим его словами «необязательное изучение» — и все. Если хотят изучение национальных языков в национальных республиках, в том числе в Татарстане, где живут почти 60 процентов татар, объявить необязательным (причем эти полномочия принадлежат субъектам федерации), я считаю, что это экстремистский законопроект. В мире сегодня много проблем — экономика, экологи, война, — а тут, видите ли, в национальных республиках объявляют их государственные языки необязательными!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 800
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.