За пять лет, что работает агропромпарк «Казань», он превратился из пилотного проекта в многофункциональный комплекс с удобной инфраструктурой, мощными производственными цехами, с ассортиментом продукции в 20 тысяч наименований. Подробнее о том, как складывалась мозаика сегодняшнего дня, о перспективах комплекса — в интервью гендиректора АО «Агропромпарк «Казань» Олега Власова.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ АГРОПАРКА – ПОМОЧЬ МЕСТНОМУ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЮ. А НУЖНО ЛИ ЕМУ ЭТО?
– Олег Геннадьевич, в этом году агропромпарк празднует свое пятилетие. Проект уникален не только для республики, но и для страны. Действительно ли он был так необходим Татарстану?
– Самым сложным был первый год после открытия (10 мая 2013 года). Понимали, что от нас ждут результатов, что мы под строгим взглядом не только правительства республики, но и федерального центра, в проект были вложены средства как из бюджета Татарстана, так и России. И вот – ленточку разрезали, а с улетевшими надувными шариками испарилась иллюзия быстрого достижения успеха. Подсмотреть опыт других мы не могли, подобных комплексов нет ни в Татарстане, ни в России. В таком формате мы первые! Впереди предстояла очень серьезная, порой непредсказуемая работа, все процессы нужно было выстраивать с нуля.
Во-первых, пересмотра требовала сама концепция, основанная только на сельхозпроизводителях. Не были учтены мнения фермеров, для многих комплекс был территориально недоступен, так как невыгодно было вести продукт на реализацию в Казань за 200–300 километров. Да, и реально действующих хозяйств в пределах географической и экономической целесообразности работы с нами было весьма немного. Как выяснилось, в радиусе 150 км от столицы республики сегодня расположено не более 100 крестьянско-фермерских хозяйств. И еще не факт, что все функционируют, некоторые существуют только на бумаге. А теперь представьте – 400 мест только в торговом зале, и это на 100 хозяйств! Как совершить чудо и заполнить комплекс? Необходима была адаптация идеи и огромных площадей под чаяния сельхозпроизводителей, с учетом существующих реалий.
Во-вторых, очень часто приход фермера в агропарк не гарантировал его эффективной и успешной работы, сказывалось отсутствие профессионального продавца и невозможность постоянного личного участия в процессе в силу занятости на производстве. Да и предъявить все сопровождающие документы на свою продукцию, принять душой и выполнить наши требования по культуре продаж, санитарному состоянию, распорядку дня был готов не каждый. В-третьих, от комплекса ждали самоокупаемости. Но никто не мог сказать, как ее получить в сложившейся ситуации. Только на содержание агропромпарка ежемесячно тратилось более 9 миллионов рублей.
– Какие Вы стали предпринимать меры, чтобы «обрасти плотью»?
– Примерно через год после открытия эйфория исчезла совсем – комплекс был заполнен на треть. Я не говорю про производства, их вообще не было! Да и казанцы вниманием не баловали, потому что о нас не знали, логистика общественного транспорта отсутствовала, денег на рекламу не хватало, все малейшие средства, которые получали, вкладывали в нее. Также проводили социальные опросы, узнавали мнения, запустили бесплатный автобус от станции метро «Проспект Победы» в надежде увеличить востребованность. С помощью руководства города сделали удобные подходы к комплексу, переименовали остановку «Файзи» в «Агропромышленный парк „Казань“». Рекламные ролики, которые выпускали, себя не оправдывали. Покупатель откликался на приглашение, приезжал, а заявленного сельхозпроизводителя не видел. Фермеры же к нам не спешили из-за отсутствия должного трафика потребителей. Парадокс был в том, что основная цель агропарка – помочь местному сельхозпроизводителю, а они на том этапе в силу объективных причин не особо стремились. Получился замкнутый круг.
«СТАЛИ «ВЫТЯГИВАТЬ» ФЕРМЕРОВ ИЗ РАЙОНОВ»
– Как удалось выйти за границы этого рокового круга?
– Действовать нужно было решительно. По крупицам собирали сегодняшнюю картинку. Узнавали, что в районе фермер выращивает картофель, – ехали туда и убеждали в целесообразности работы с нами. Это был кропотливый труд! Запускали рекламные компании в районах, регулярно проходили встречи с фермерами в муниципальных образованиях. Порой недели уходили на переговоры, а в результате приходили всего один-два новых резидента. Мы тогда бросили большие силы на создание маркетинговой политики для сельхозпроизводителей, дабы увеличить заинтересованность последних. И сегодня она продолжает действовать. В нее входит ряд преференций: если хотите открыть производство, мы вам даем арендные каникулы. Согласовывайте проект, завозите оборудование, до запуска процессов можете аренду не платить. До 50 процентов снижаем стоимость торговых мест, предоставляем места с наибольшей покупательской проходимостью. Помимо этого, существует возможность однодневной аренды торговой площади, которая обходится сельхозпроизводителю всего в 300–500 рублей в день. Казалось бы, что все условия созданы, но сельхозпроизводители не торопились в агропарк; в зале, как следствие, значительно выросло число посредников. С одной стороны, тогда это было для нас определенным финансовым подспорьем, а с другой стороны, покупатель хотел, придя к нам, видеть именно сельчанина! А пока, за редким исключением, видел такие же продукты, что и в магазинах. Ни крупных переработчиков, ни известных фермеров в агропарке на том этапе практически не было.
Мы понимали, что ситуацию необходимо менять.
В минимизации процента посредников на площадке свою заметную роль сыграли агрохолдинги. В течение нескольких месяцев мы провели переговоры, и заключали договоры с основными агрохолдингами республики, так у нас появились «Майский», «Просто молоко», «ЗМК», «Ак Барс», «Татспиртпром», «Вамин», «Агросила». Они внесли значительный вклад в ценообразование в торговых залах, устанавливая минимальные цены на свою продукцию. А посредники конкуренцию не выдерживали и уходили. Но при этом мы осознали, что в силу того, что не все производители готовы самостоятельно организовать процессы розничной торговли, посреднические услуги имеют место быть. И это нормально! Сегодня на площадке представлены сельхозпроизводители из 30 районов Татарстана. Тех, кто производит продукт, выделяем знаком отличия «Произведено в Татарстане со 100-процентным качеством». Это делается только для истинных сельхозпроизводителей.
КОМПЛЕКС ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ И РЕАЛИЯМ РЫНКА, И ЗАПРОСАМ ПОКУПАТЕЛЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЯМ РЕЗИДЕНТОВ
– Когда наметился первый положительный финансовый результат?
– В 2015 году – была получена первая прибыль, комплекс стал самодостаточным. Хотя Рустам Нургалиевич Минниханов с самого начала подчеркивал, что получение прибыли не может быть для нас самоцелью. Наша главная задача – помочь сельхозпроизводителю, а не залезать к нему в карман. Стали думать, как можно зарабатывать, не накручивая на аренде – открыли хлебопекарное и кондитерское производство, пункты общественного питания, запустили цех по овощепереработке. Это были наши первые производства, и они позволили зарабатывать дополнительные средства, сегодня это достаточно мощные звенья финансовых доходов предприятия.
– Многие скептически относились к агропарку, но стоит уже признать факт, что сегодня это успешное, многопрофильное предприятие…
– Конечно, время меняется: что было эффективным и революционным вчера, завтра уже станет обыденностью. Расходы комплекса неминуемо ежегодно растут, стареет здание, изнашивается оборудование. Увеличиваются тарифы. Если остановиться в развитии, все эти затраты достаточно быстро съедят доходы. А это может вернуть нас к финансовому состоянию 2013 года. Так что убежден – проект постоянно должен совершенствоваться и прогрессировать, поэтому мы постоянно в поиске. К примеру, совсем недавно открыли производства в формате «за стеклом». Планирование, должно осуществляться через призму постоянного контакта с сельхозпроизводителями и покупателями, через обмен мнениями. Только это позволит выстроить доверие и эффективные процессы на площадке. В 2018 году одним из основных направлений станет дальнейшее развитие перерабатывающих производств. Планируем произвести модернизацию технологического оборудования в торговых залах. С целью оказания помощи производителям в реализации продукции в больших объемах планируем создать полноценное оптовое направление. И самая главная задача – постоянная адаптация существующей модели под сегодняшние потребности сельхозпроизводителей. Нам важно слышать и чувствовать их, помогая создать условия для продовольственного изобилия в республике.
Агропромышленный парк «Казань» сегодня – это финансово успешное предприятие, на его площадке работает 281 резидент, создано 1200 рабочих мест. Сегодня здесь работает 18 перерабатывающих производств, которые изготавливают более 7 000 тонн готовой продукции в год, с ассортиментом свыше 800 наименований. Если понимать, что их основу составляет мелкоштучная продукция, то это более чем достойный результат. Все основные функциональные площади заполнены полностью. Агропарк получил признание не только в республике, но и в странах Дальнего и Ближнего Зарубежья, представители которых едут в комплекс для изучения его опыта. В месяц за свежей сельскохозяйственной продукцией сюда приезжают до 360 тысяч человек, а за прошедший год товарооборот резидентов комплекса составил более 1,5 миллиарда рублей.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.