Как стало известно «БИЗНЕС Online», КАМАЗ по примеру мировых величин вроде Airbus и Audi задумался о создании летающего автомобиля. Как и у грандов, речь идет прежде всего о такси: участие водителя в движении авто ограничивается только выбором маршрута и высоты полета — остальное сделает автоматика. Одни эксперты полны скептицизма по поводу жизнеспособности идеи, другие указывают на то, что и наземные беспилотники раньше казались несбыточной мечтой.
По нашим данным, на автогиганте курирует тему «летающих «КАМАЗов» главный конструктор по инновационным разработкам Сергей Назаренко (в центре)
КАМАЗ ПРИМЕРЯЕТ КРЫЛЬЯ
По нашим данным, уровень обсуждения темы «летающих „КАМАЗов“» — заместитель генерального директора, курирует тему главный конструктор по инновационным разработкам Сергей Назаренко. Кажущуюся фантастикой тему уже обсудили на совещаниях. «БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать эту информацию пресс-службе предприятия. «О всех новых разработках КАМАЗа вы можете узнать на нашем сайте и в сообщениях пресс-службы, — обтекаемо ответил нам пресс-секретарь автогиганта Олег Афанасьев. — Могу добавить, что наши конструкторы и разработчики постоянно находятся в поиске новых идей и трендов, о чем свидетельствуют наши разработки в области беспилотного транспорта и электроавтомобилей. Однако на данный момент основные усилия компании сосредоточены на развитии и повышении качества текущего модельного ряда поколений К3 и К4 и запуске в производство грузовиков поколения К5».
Тем не менее, по нашей информации, концепция «летающего „КАМАЗа“» уже набросана — крупными мазками, но все же. Машина с рабочим названием «Пегас» (логично, особенно учитывая эмблему камских автомобилестроителей) будет весить примерно 1,5 тонны. Она состоит из наземной и воздушной платформ, которые объединяются по мере надобности. Двигатель автомобиля — электрический, летающего модуля — классический, внутреннего сгорания. Скорость на земле — 110 км/ч, в полете — 150 км/ч. Запас хода в автомобильном варианте — пока 100 км, длительность полета неизвестна. Предполагается два варианта авто — пассажирский и грузовой. Добавим, что цена серийного «Пегаса», по предварительной оценке, будет в районе $150 тысяч.
Похоже, прежде всего рассматривается вариант такси, когда участие человека ограничивается выбором маршрута и высоты полета. Можно сделать вывод, что на камазовских конструкторов большое впечатление произвел представленный в 2017 году концепт беспилотного такси Pop Up от Airbus, Italdesign и Audi. Все строится вокруг двухместной капсулы (2,6 м х 1,4 м х 1,5 м). Если вам надо ехать, то она устанавливается на колесную платформу, если лететь — к крыше «приклеивается» квадрокоптер. Вмешательство пассажиров в управление не предусмотрено: надо лишь сделать заказ, остальное — дело автопилота. Отметим, что Airbus в этом году испытал своего рода прообраз Pop Up — беспилотное летающее такси Vahana.
Есть и другие примеры. Американцы из Terrafugia намерены в год продавать до 200 самолетомобилей Transition. Стоимость — $194 тыс., и машину уже можно забронировать, заплатив $10 тысяч. А недавно компания представила концепт четырехместного «трансформера» TF-X — преображение из автомобиля в конвертоплан и обратно занимает пару минут. Крейсерская скорость — 320 км/ч, а запас хода — 800 километров. Стоимость — $279 тысяч.
В 2014 году словацкая компания AeroMobil представила двухместный летающий автомобиль AeroMobil 3.0. Запас хода — 875 км, дальность полета — 700 километров. Чтобы взлететь, аппарат должен разогнаться до 130 км/ч. Стоимость — 200 тыс. евро.
В этом году должны пройти летные испытания аэроавто Toyota Skydrive, при помощи которых в 2020-м зажгут олимпийский огонь в Токио. Интересно, что этот проект — инициатива группы молодых инженеров Toyota, которые трудились над ним в свободное от работы время. Теперь Toyota выделяет на создание прототипа $375 тысяч.
Все эти разработки и планы недвусмысленно говорят нам: будущее уже рядом, скоро аэромобиль станет не то чтобы обыденной, но вполне представимой в повседневности вещью. «Люди, которые занимались разработкой беспилотных автомобилей и довели дело до их вывода на рынок, сегодня переключаются на летающие такси-дроны, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заместитель директора российского подразделения аудиторско-консалтинговой компании KPMG Вадим Топоров. — Так что дело перспективное. Да, сегодня летающие автомобили выглядят так, как автомобили-беспилотники где-нибудь в 2008-м, — что-то такое далекое, хотя уже и летает. Много скептически настроенных. Но по отношению к беспилотникам тоже было много скептицизма, однако в следующем году минимум три производителя выведут такие машины на рынок».
ОБЯЗАНЫ КОНСТРУИРОВАТЬ БУДУЩЕЕ
Зачем это КАМАЗу, у которого, судя по комментарию Афанасьева, и без того забот полон рот? Да и денег на все не напасешься.
Во-первых, не исключено, что денег из прибыли на такую забористую «футурологию» компания тратить не будет, а попытается получить грант, например, по линии автомобильного подразделения Национальной технологической инициативы. И шансы добиться своего у автогиганта, учитывая высокий статус генерального директора Сергея Когогина, высоки.
Во-вторых, идея с аэроавтомобилем вполне лежит в русле инновационных устремлений КАМАЗа и теории Топорова о том, что занимающиеся беспилотниками рано или поздно переключатся на летающие авто. Напомним, в 2015 году челнинцы создали на базе своего «КАМАЗа-5350» прототип первого в России беспилотного автомобиля. Он умеет ездить по заданным маршрутам, различает дорожную разметку, знаки и других участников дорожного движения.
Как сообщил в марте глава Росавтодора Роман Старовойт, испытания камазовского беспилотника начнутся летом 2018 года на трассах Казань — Набережные Челны и А-181 «Скандинавия». В феврале Когогин заявил, что в 2018-м КАМАЗ планирует направить на развитие беспилотных грузовиков около 500 млн рублей. А год назад он сообщил, что на 2017-й инвестиции КАМАЗа в беспилотники потянут на 400 миллионов. Весьма щедро.
Также напомним о намерениях КАМАЗа построить собственный инжиниринговый центр, который вел бы фундаментальные исследования. А апробировать наработки планируется на собственном же испытательном полигоне. Предполагается, что это будет «умный город», где реально смоделировать любые краш-ситуации, в том числе актуальные именно для беспилотной техники. Недавно проект сдвинулся с мертвой точки — стало известно о желании автогиганта выкупить для этого землю, с боем возвращенную в муниципальную собственность у короля недвижимости Алексея Миронова.
По соседству с НТЦ КАМАЗа автогигант хочет воздвигнуть новый испытательный полигон
«Заниматься подобными проектами нужно по нескольким причинам, — оценил в беседе с „БИЗНЕС Online“ начинание КАМАЗа ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Во-первых, автомобилестроение, как и любая другая отрасль, развивается, и, в какую сторону пойдет ее развитие, никто не знает. Не исключено, что компания может создать технические решения, которые примут другие производители, она покажет дальнейший вектор развития автомобилей в будущем. Во-вторых, то, что будет создано в результате этого проекта, может найти применение в существующих и будущих моделях машин, поможет сделать производство эффективнее. В-третьих, такая работа, несомненно, важна для укрепления конкурентоспособности компании, стимулирует персонал. Участие производителей в таких проектах повышает их шансы стать лидерами мирового автопрома в будущем. Да, понятно, что создать класс новых летающих машин, возможно, сложнее, чем научить ездить автомобиль без человеческого участия, однако, как показывают последние события, и это не дается так просто. Работа только началась, так что ждать сразу каких-то прорывных результатов неверно. Хорошо уже то, что отечественные компании начали работать в данном направлении».
Кстати, нелишним будет напомнить, что у КАМАЗа уже есть в каком-то смысле «летающее» авто: сегодня проходит испытания десантируемый парашютным способом бронеавтомобиль — опытно-конструкторская работа «Тайфун-ВДВ».
ЧТО ОБЩЕГО У ВОЗДУШНОГО АВТОМОБИЛЯ С ПУСКОВЫМИ КОМЛЕКСАМИ ДЛЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ
К воплощению смелой идеи КАМАЗ, по нашим данным, намерен привлечь КНИТУ-КАИ, Центр компьютерного инжиниринга Санкт-Петербургского политехнического университета. Еще один потенциальный участник — созданная конструкторами из Зеленограда и Тольятти компания Zetta. Как сообщается на ее сайте, она специализируется на разработке и внедрении нестандартных технических решений и передовых технологий в области электромеханики и силовых агрегатов.
Уже создан прототип автомобиля Zetta — компактная модульная платформа (4х4) на электрических мотор-колесах Дуюнова. Присоединение кабины — капсюльное, оно позволяет создать на единой тележке транспортные средства различного назначения. Проект предусматривает выпуск городского электромобиля, коммунальной техники, грузовика. Стоить они будут от 550 до 990 тыс. рублей. Полноценный образец должен появиться в 2019 году, старт массового производства намечен на 2020-й.
Одна из изюминок Zetta — мотор-колеса, которые, как заявлено, превосходят мировые аналоги. «Технология производства асинхронных моторов не требует дефицитных материалов и компонентов, — сообщается на сайте. — Отсутствие в платформе дорогостоящих механизмов передачи крутящего момента (трансмиссии, редукторов, приводов) обеспечивает низкую стоимость в производстве и высокую надежность в эксплуатации». Необходимо напомнить, что КАМАЗ с недавних пор стал едва ли не главным в России апологетом вызывающей яростные споры идеи применения мотор-колес. В 2008 году он выиграл конкурс минобороны на создание специальных колесных шасси и колесных тягачей, в том числе для передвижных грунтовых ракетных комплексов. При этом было решено использовать нетрадиционное техническое решение — дизель-электрический привод с электромоторами в ступицах колес. Это означает отсутствие сложной трансмиссии; максимальный крутящий момент сразу, как только на колеса подается питание; возможность для всех колес вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях; безопасность движения — любые алгоритмы систем типа ABS программируются в блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально и т. д. Камазовцев не остановило то, что нигде в мире идея с мотор-колесами до сих пор не реализована на серийной внедорожной военной технике. Оппоненты идеи не раз высказывали предположения о том, что недостатков у инновационной схемы оказалось больше, чем преимуществ, и во многом поэтому «Платформа О» никак не дорастет до серийной стадии (отметим, что сегодня эту тему, как и «Тайфун-ВДВ», ведет отделившийся от КАМАЗа «Ремдизель»).
«БИЗНЕС Online» предложил предполагаемым партнерам КАМАЗа по летающему авто рассказать об участии в проекте, но на момент выхода статьи не получил ответа, только в пресс-службе КНИТУ-КАИ нам сообщили, что информации по данному вопросу у вуза нет.
Потянет ли эта четверка столь сложный проект? «С мозгами и изобретением технологий в России проблем никогда не было — у нас провал в выходе на практическое применение, воплощение в реальность», — отметил Топоров.
А вот заместитель генерального директора Государственного научного центра ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт „НАМИ“» Денис Загарин в беседе с «БИЗНЕС Online» высказал уверенность, что аэроавтомобиль — интересный проект только с инженерной точки зрения, но реальным он не станет, во всяком случае, не в обозримом будущем: «Любой универсальный инструмент — это паллиатив: он не будет так же хорошо выполнять работу, как инструмент, предназначенный для конкретной операции. Автомобиль — это большой груз и свободное передвижение, а самолет — скорость, и совместить их очень сложно. Хотя на последнем Женевском автосалоне голландцы выкатили что-то очень-очень похожее на летающий автомобиль, есть опытные образцы, покажите мне хоть один такой аппарат, который бы прошел массовую сертификацию! Если мы отправим такой автомобиль на краш-тест, это будет всё — смятая консервная банка. Почему, когда вертолет падает даже с небольшой высоты, он сминается, как скорлупка? Потому что нет прочности — хром-молибденовых труб, алюминиевой „брони“... Второй момент касается собственно авиации. Пропагандируют: едешь по шоссе, захотел — взлетел. Но в России это по авиационным правилам запрещено — надо взлетать со специально оборудованных площадок, заранее уведомив диспетчера, иначе это будет воздушное хулиганство... Аэромобиль — это скорее вопрос научного, инжинирингового интереса, развития компетенций и технологий, может быт,ь узкоспециализированная тема — для спецслужб. Но массовым это не будет никогда. Посмотрите „Флайтрадар“ (сайт, отслеживающий полеты самолетов, — прим. ред.) — сколько бортов крутится вокруг аэропортов! А если вдобавок к ним еще тысячи автомобилей взлетят? Как они будут расходиться?! Как в „Пятом элементе“? Сейчас это невыполнимо!»
P. S. Уже после выхода статьи пресс-служба КАМАЗа попросила внести в свой вышеприведенный комментарий дополнение: «О всех новых разработках КАМАЗа вы можете узнать на нашем сайте и в сообщениях пресс-службы. Могу добавить, что наши конструкторы и разработчики постоянно находятся в поиске новых идей и трендов, о чем свидетельствуют наши разработки в области беспилотного транспорта и электроавтомобилей. КАМАЗ не ведет никаких разработок по летающим автомобилям. На данный момент основные усилия компании сосредоточены на развитии и повышении качества текущего модельного ряда поколений К3 и К4 и запуске в производство грузовиков поколения К5».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 147
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.