Депутаты Госдумы обратились в минстрой РФ с просьбой запретить размещение кинотеатров и детских игровых зон выше второго этажа в торгово-развлекательных комплексахФото: mchs.tatarstan.ru

ГОСДУМА РАБОТАЕТ НАД ЗАПРЕТАМИ: КИНОЗАЛЫ И «ДЕТСКИЕ АКТИВНОСТИ» СПУСТЯТ С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ

«Уроки безответственности» кемеровской трагедии в Госдуме решили исправлять с помощью запретов. Напомним, что пожар в ТЦ «Зимняя вишня», где погибли 64 человека, в том числе 41 ребенок, начался у детской площадки на четвертом этаже. В связи с этим депутаты Госдумы от «Единой России» Евгений РевенкоДмитрий Сазонов и Юрий Швыткин обратились в минстрой РФ с просьбой запретить размещение кинотеатров и детских игровых зон выше второго этажа в торгово-развлекательных комплексах. А сегодня стало известно, что в недрах Госдумы зреет законопроект, который обяжет владельцев торговых центров перенести кинотеатры и детские развлекательные комплексы на нижние этажи зданий. Документ могут вынести уже на весеннюю сессию.

«Я думаю, к концу года вся работа с точки зрения нормативно-правового регулирования будет завершена. И в этом году торговые центры уже приступят к соответствующей реорганизации», — заявил зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный в эфире телеканала «Россия-1». Также Госдума планирует усилить уголовную ответственность за оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности, сказал он.

Стоит отметить, что инициатива ужесточить контроль за безопасностью мест массового пребывания людей выдвигалась и после пожара в ТЦ «Адмирал», где погибли 19 человек. Власти Татарстана предлагали, в частности, с ходу приостанавливать на 90 суток деятельность объектов с нарушениями требований пожарной безопасности, которые могут угрожать жизни людей. Кроме того, было предложено выделить «объекты защиты особого статуса» и проверять их не реже чем раз в год. Третье предложение — вернуть Госпожнадзору отнятые в 2007 году функции по надзору за вводом в эксплуатацию новых объектов. Все эти меры были отклонены Госдумой РФ в январе 2016 года. «Надо еще пять „Адмиралов“, чтобы инициативы Татарстана признали необходимыми», — возмутился тогда заместитель председателя комитета Госсовета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов

И вот история делает круг, и общественности предложено обсудить новые инициативы.

Эксперты полагают, что дело не в том, где находится кинотеатр — ближе к крыше или к земле, а в том, как в ТРЦ организована пожарная безопасностьФото: mchs.tatarstan.ru

«НАДО НОРМАЛЬНО СТРОИТЬ И НОРМАЛЬНО ПРОВЕРЯТЬ, А ПЕРЕНОС КИНОТЕАТРОВ НЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Как идеи переезда кинозалов могут повлиять на рынок? Оценить перспективу «БИЗНЕС Online» предложил менеджмент и владельцев ряда торговых центров Казани, таких как XL, «Корстон», «Тандем», «Южный», UD Group, «Мега», «Эдельвейс Групп». В «Южном» сообщили, что не смогут прокомментировать запрос, в большинстве остальных также ответить к моменту публикации не успели.

Эксперты полагают, что озвученные законодателями предложения в корне не соответствуют мировым тенденциям построения торгово-развлекательных центров. Дело не в том, где находится кинотеатр — ближе к крыше или к земле. Дело в том, кáк в ТРЦ организована пожарная безопасность. «Была статистика о количестве пожаров в торговых центрах в Европе — их там не было с 70-х годов. Просто нужно все нормально строить, нормально проверять. А перенос указанных объектов на первые этажи не будет решением проблемы», — считает владелец консалтинговой компании A-Development Мурат Ахмеров.

В компании UD Group (напомним, что ее ТЦ «Горки Парк» получил положительные отзывы Госпожнадзора после проверки противопожарных систем) также полагают, что решение проблемы на самом деле — в усилении контроля над работой систем жизнеобеспечения здания. Нужен контроль над работой проверяющих органов и пристальное внимание к собственникам имущества. «Все системы безопасности должны находиться в рабочем состоянии, а не так — захотел, включил или выключил», — отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор департамента торговых центров UD Group Валентина Сахабеева. 

К предложению депутатов перетасовать расположение объектов здесь относятся критически: «Замечательно! Но что, если системы безопасности не будут работать и на первом уровне? Что тогда делать? Переселить все помещения в космос, где действительно будет абсолютно безопасно? — с долей горечи иронизирует эксперт. — Дело в том, что важно не место размещения детских площадок и кинотеатров. Важна сама система обеспечения этой безопасности. Из каждого помещения площадью более 150 „квадратов“ должно быть два эвакуационных выхода. Возможно усиление обеспечения мер безопасности, связанное с тем, что эвакуационные выходы должны в обязательном порядке иметь подпоры воздуха, что дает возможность эвакуироваться без проблем с дымом», — объясняет она.

К тому же в уже созданных торговых центрах предложение инициаторов законопроекта проблему не решит в принципе. Это просто невозможно — и причина в самом конструктиве действующих объектов.

Кинотеатры и развлекательные зоны имеют высоту потолка от 10 до 14 метров. Как можно разместить по конструктиву действующие кинотеатры на уровень ниже?Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«Дело в том, что кинотеатры и развлекательные зоны имеют высоту потолка от 10 до 14 метров. Как можно разместить по конструктиву действующие кинотеатры на уровень ниже? — задает логичный вопрос Сахабеева. — Кроме всего прочего, посещаемость кинотеатров и, например, продуктовых магазинов разнится в десятки раз. Соответственно, если „пересадить“ одного якорного арендатора на уровень ниже, то другого мы должны поднять на уровень вверх. Посещаемость других операторов на порядки выше. Получается, что мы безопасность верхних этажей делаем еще хуже. Примерно 45–55 процентов трафика доходит до второго этажа, а до третьего этажа обычно доходит до 35 процентов посетителей. Соответственно, если пересадить на второй и третий уровень самых посещаемых якорных арендаторов, это лишь усложнит обеспечение безопасности».

В России для бизнеса и так непростые времена. Есть торговые центры, которые еле сводят концы с концами, так что действовать надо осторожно и обдуманно
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«ЗДАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИСПОСОБЛЕНО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ С ЛЮБОГО ЭТАЖА»

Безопасность посетителей — это, конечно, главное, заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы РФ от Татарстана Айрат Хайруллин. Причиной подготовки законопроекта стала кемеровская трагедия, и это понятно. Вопрос, однако, в другом. «Мне непонятно, как такое здание могли принять в эксплуатацию и как могли дать возможность эксплуатировать его с такими нарушениями. Вот это вопрос! — считает депутат. — Независимо от того, первый это этаж, второй или третий, — в любом случае любое здание должно быть приспособлено для эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций».

И рубить сплеча не стоит — в России для бизнеса и так непростые времена. Даже в Москве, по мнению Хайруллина, есть торговые центры, которые еле сводят концы с концами и даже закрываются, так что действовать надо осторожно и обдуманно.

«Если будет принят этот законопроект, то в любом случае руководители любого заведения должны будут или подчиниться, или закрыть свое заведение. Но  если вы изучите мировую практику, то все эти заведения — кинотеатры, детские комнаты и различные репетиторские — всегда размещаются на верхних этажах. И в этом никто не видит проблемы», — поясняет он.

Самые успешные торговые центры — одноэтажные, они самые удобные для посетителей. Есть, конечно, «многоэтажные», но это диктует специфика мегаполиса — в центре, например, места просто мало, а земля дорогая
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ ПОТЕРЯЮТ ДОХОДЫ ОТ АРЕНДЫ И ПОТРАТЯТСЯ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ

С Хайруллиным соглашаются и другие эксперты. Почти во всех многоэтажных ТЦ площадки для детей и кинотеатры находятся на верхних этажах. Причина этому — простая логика трафика посетителей, объяснил в разговоре с «БИЗНЕС Online»  эксперт по коммерческой недвижимости, экс-управляющий торговых центров XL, «Сити-центр» и «Сувар Плаза» Леонид Рахимов.

«Чем выше этаж, тем ниже там поток покупателей. Люди не любят подниматься наверх, а это их стимулирует. Детские площадки и кинотеатр — это то, что нужно, ради этого пойдут и на пятый, и на седьмой этаж. А так, вообще, люди, разумеется, хотят ходить по одному этажу — эскалаторы, лестницы никому не нужны. Торговые центры строятся в несколько этажей только из-за того, что мало места и земельные участки дорого стоят», — говорит он.

Самые успешные торговые центры — одноэтажные, они самые удобные для посетителей. Есть, конечно, «многоэтажные» примеры и в Китае, и в Москве. Но это диктует специфика мегаполиса — в центре Москвы, например, места просто мало, а цена земли заоблачна. Кроме того, есть еще и арендный аспект: как правило, кинотеатры и детские площадки платят в торговых центрах по самым низким арендным ставкам.

«Они забирают себе далеко и глубоко расположенные места, так называемые глухие углы — и обеспечивают к ним определенный трафик посетителей. Ставки первых и четвертых этажей несравнимы. На первом этаже аренда может стоить даже не в разы, а на порядок дороже», — указывает Рахимов.

Если закон будет принят, значит, все это перенесут вниз. Эксперт прогнозирует падение оборотов торговых центров — во-первых, они потеряют на реконструкции, а во-вторых, на арендных ставках. Ведь бизнес кинотеатров или детских площадок не сможет платить столько же, сколько, например, «ювелирка» или сотовая связь.

Как правило, кинотеатры и детские площадки платят в торговых центрах по самым низким арендным ставкам, на первом этаже аренда может стоить даже не в разы, а на порядок дороже
Фото: mchs.tatarstan.ru

«ИДЕЯ ТАКОГО ЗАКОНОПРОЕКТА — ЭТО, КОНЕЧНО, БРЕД...»

Девелоперы надеются, что разум все-таки возобладает над эмоциями и в процессе работы документ станет более вменяемым.

«Законопроект еще планируют внести в Госдуму. Будет ли он принят, когда будет принят и какие там будут прописаны условия в окончательном чтении — еще не совсем понятно, — указывает директор по маркетингу АО „Эдельвейс Групп“ Алина Ельмеева. — Хочется надеяться, что при принятии законопроекта во всех трех чтениях будут учитываться различные тонкости и нюансы. Например, такие, что у кинотеатров специфичная конструкция,  — она гораздо выше, высота потолков в два раза превышает высоту обычных магазинов». Ельмеева также согласна с другими экспертами, что кинотеатры просто не смогут платить за аренду на первых этажах — ставки там намного выше.

Еще более категоричен в оценках владелец казанской консалтинговой компании A-Development Мурат Ахмеров.

«Идея такого законопроекта — это, конечно, бред, — считает Ахмеров. — Родина торговых центров — это США. Все пошло оттуда, и все это копируют. Суть в чем: все торговые операторы хотят „сесть“ на первые этажи, потому что они формируют загрузку. Но первые этажи и самые дорогие — дают львиную долю выручки. Наверх, как правило, „садятся“ развлекательные операторы. Люди, поднимаясь наверх, транзитом проходили через остальные этажи, и формируется поток посетителей. Рядом с кинотеатром „сажают“ обычно книжный магазин или магазин игрушек. Наверху же — рестораны, фудкорты. Есть признанная технология формирования концепции торгового центра: первые этажи — галерейные (якорные арендаторы), вторые этажи — менее брендовые магазины, третий этаж — развлекательная составляющая, представители которой формируют поток и платят самые дешевые арендные ставки. Новый законопроект — это не решение проблемы, а перекладывание ответственности».

Он также отмечает конструктивные проблемы. Кинозалы требуют определенных характеристик по высотности потолка, нагрузке на пол.

«И что будут делать торговые центры, изначально спроектированные и построенные с развлекательной составляющей? Ведь им было выдано разрешение на строительство, — напоминает Ахмеров об ответственности самих чиновников. — Или же это коснется только новых торговых центров? Полетит в тартарары экономика этого бизнеса! Те, кто предложили этот законопроект, несведущи, не пытались разобраться в теме коммерческой недвижимости и с экспертами не консультировались. Обывательский подход — это неправильно».

И лишь в пресс-службе IKEA в России заметили, что большинство объектов компании реализовано в концепции одноэтажного пространства. «В некоторых московских центрах кинотеатры и развлекательные зоны расположены не выше второго этажа с непосредственным выходом на улицу. Система пожарной безопасности во всем торговом центре, включая помещения кинотеатра и развлекательные зоны, организована в соответствии с требованиями законодательства. Мы готовы принять участие в обсуждении данной законодательной инициативы», — говорится в ответе на запрос «БИЗНЕС Online».