Судебная коллегия Верховного суда РФ дала пощечину РСА, который больше двух лет оспаривал решение УФАС о несправедливости справочника с ценами для расчета по ОСАГО. Если решение вступит в силу, союз обяжут скорректировать расценки на ремонт по всей России. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что постановление суда носит прагматичный и пропагандистский характер: и в проблеме разобрались, и страховые получили по рукам. Сами страховщики утверждают: расценки на ремонт никогда не удовлетворят всех.
УФАС ПО РТ ДОБИЛОСЬ КОРРЕКТИРОВКИ СПРАВОЧНИКОВ ПО ДТП
Республиканское управление ФАС празднует победу над российским союзом автостраховщиков (РСА). Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ 14 марта удовлетворила жалобу антимонопольщиков и оставила в силе решение Арбитражного суда РТ, которое отказало РСА в попытке оспорить решение республиканского УФАС от 13.04.2016 по делу №05-387/2015. За этим судебным противостоянием стоит глобальная проблема, с которой сталкивались автовладельцы, попадавшие в ДТП. Расценки РСА на ремонт автомобилей, установленные в справочниках средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часов работ, не покрывали убытков потерпевших от ДТП автовладельцев.
Поводом для возбуждения дела УФАС послужило обращение одного из водителей, который посчитал, что справочники РСА необъективны и не отражают фактических среднерыночных цен, сложившихся в Казани. Антимонопольное ведомство указывало, что в документе реальные рыночные цены на запчасти занижены в среднем на 30%, на материалы — на 25%. В итоге расхождение данных справочника с реальными ценами в Татарстане привело к тому, что некоторые автовладельцы получили страховое возмещение на сумму в 2–3 раза меньше необходимого для восстановления машины. Общая сумма выплат на возмещение ущерба по ОСАГО в Татарстане в 2015 году составила 4,62 млрд рублей. Исходя из того, что в среднем цены на ремонт были занижены на 30%, можно сделать вывод, что автостраховщики смогли сэкономить за счет «лукавой цифры» до 1,4 млрд рублей. В свою очередь, по оценке УФАС по РТ, в период введения в действие справочника чистая прибыль РСА выросла почти в три раза: в первом полугодии 2015 года она составила 788, млн рублей, а в аналогичный период 2014 года, до вступления документа в силу, — 201,7 млн рублей.
Рассмотрев дело, 13 апреля 2016 года антимонопольщики приняли решение признать РСА нарушившим ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», что привело к нарушению порядка формирования справочников, а значит, к экономически необоснованным выплатам страховщиками потерпевшим сумм ущерба по договорам ОСАГО. РСА получил от УФАС предписание в трехмесячный срок сформировать справочники в строгом соответствии с положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденным Банком России 19.09.2014 №432-П.
РСА данное решение попытался оспорить, но неудачно: Арбитражный суд РТ, рассматривая жалобу союза на решение УФАС по РТ, согласился с антимонопольщиками, отметив отсутствие «надлежащего контроля со стороны Банка России и экспертного сообщества за достоверностью и полнотой сведений, содержащихся в справочниках». В дальнейшем спор вышел на верхние этажи судебных инстанций — 14 марта судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ, казалось бы, поставила в противостоянии точку, но РСА и на этом не остановился. Президент союза Игорь Юргенс уже заявил о том, что подконтрольная ему организация готовится обжаловать решение в президиуме ВС после изучения текста судебного акта (цитата по «Интерфаксу»).
«Принятое решение прямо говорит о том, что справочники подлежат обязательной корректировке. Верховный суд поддержал позицию татарстанского УФАС России о том, что расходы, которые несут потребители при ремонте поврежденного автомобиля, должны быть экономически обоснованны и установлены с учетом экономической ситуации на рынке запчастей в каждом отдельном регионе», — заявил заместитель руководителя территориального органа ФАС России Сергей Павлов.
В УФАС полагают, что подтверждение выводов антимонопольного ведомства повлияет на итоговую сумму выплат по ОСАГО и даст потребителям возможность покрыть восстановление автомобиля за счет страховки. Кроме того, у автовладельцев появится возможность взыскать ранее понесенные убытки за ремонт автомобиля после аварии.
Общая сумма выплат на возмещение ущерба по ОСАГО в Татарстане в 2015 году составила 4,62 млрд рублей
«ЭТИМИ СПРАВОЧНИКАМИ НЕДОВОЛЬНЫ ВСЕ: ПОТЕРПЕВШИЕ В ДТП, ВИНОВНЫЕ И СТРАХОВЫЕ»
Некоммерческие организации, защищающие права автомобилистов, ожидаемо поддержали решение судебной коллегии ВС РФ. «Конечно, это правильно, к данным справочникам появилась куча вопросов с момента их возникновения, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин. — Откуда берутся такие цены? Они будто не средние по рынку, а взяты на уровне самой низкой планки. Неясно было, где автовладельцам искать сервисы, которые готовы чинить машины за такие деньги, любые мастерские „выкатывали“ совсем другие ценники, в отличие от страховщиков. Справочники должны были ежеквартально актуализироваться, но и этого не происходило. В таких условиях автомобилисты были вынуждены заказывать независимые экспертизы и взыскивать свои убытки со страховых компаний через суд, и в подавляющем большинстве суды становились на их сторону, признавая, что выплаты страховых после ДТП не соответствовали ущербу».
По оценке Хайруллина, разница в расценках на ремонт, которые подсчитывают страховщики, и ценниках в автосервисах составляет 40–50%. Юрист ФАР Владлен Копвиллем отметил в беседе с нашим корреспондентом, что автовладельцам, как правило, хватает денег от страховых на покрытие 2/3 затрат на ремонт. «Я за изменение справочника, цены там неадекватные, автовладельцам не хватает средств на ремонт машин, а страховые говорят: „Нет, берите с виновника ДТП, мы оплачивать не будем“, — пояснил Копвиллем. — Этими справочниками были недовольны все. Водителям – потерпевшим в ДТП не хватало средств на ремонт. Водителей-виновников ОСАГО также не защищает, поскольку он вынужден убытки потерпевшего компенсировать из своего кармана. Недовольны и страховые, потому что с ними начинают судиться на этой почве. Потому судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ приняла правильное решение. Я надеюсь, что оно всех удовлетворит».
Рустем Сабиров: «Тут никогда не случится той ситуации, когда все стороны будут довольны»
Вице-президент союза страховщиков Татарстана, директор ПСК Рустем Сабиров подчеркнул, что РСА собирается обжаловать решение суда. «Тут никогда не случится той ситуации, когда все стороны будут довольны, — отметил он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — С одной стороны, может быть, будут довольны клиенты, которым будет хватать денег не только на ремонт, но еще и на поездку на море летом, но тогда не будут довольны страховщики. Если сделать расценки заниженными, может быть, это будет удобно страховщикам, но тогда будут недовольны клиенты. Поэтому трудно найти баланс. Насколько я знаю, возможность компенсации убытков ремонтом должна была решить некоторые проблемы и снять напряжение на какое-то время, но пока этого почему-то не происходит. Я допускаю, что по каким-то элементам расценки могут быть завышены, по каким-то — занижены. Может быть, эти расценки нужно пересматривать гораздо чаще».
Сабиров также предложил обратить внимание на то, как формируются расценки на услуги и детали в справочнике РСА. «Еще недавно курс доллара был 62 рубля, а сегодня — 56, по логике вещей цены на импортные товары и услуги за последние полгода должны были упасть, но я этого что-то не наблюдаю, — удивляется страховщик. — Они живут своей жизнью. Вообще, этот вопрос сложный, и я думаю, что судебный спор будет продолжен. Хотя допускаю, что где-то расценки уже не соответствуют действительности. Тем более если ремонтировать в хороших, дорогих салонах. Порой приходится ставить новую деталь на старую машину. А если бы клиент сам ее ремонтировал, то он, наверное, пошел бы на рынок и купил старую деталь. А если платить ремонтом, нужно ставить новую деталь. Нюансов очень много. Этот спор бесконечен и аналогичен вопросу, что было раньше — курица или яйцо. Поэтому он продолжается».
«АЛЧНЫМ СТРАХОВЫМ КОМПАНИЯМ И СОЮЗУ, В КОТОРЫЙ ОНИ ВХОДЯТ, ДАВНО ПОРА ДАТЬ ПО РУКАМ»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты выразили свое отношение к судебному решению.
Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:
— Решение Верховного суда РФ представляется нам необычайно важным и актуальным. Алчным страховым компаниям и союзу, в который они входят, давно пора дать по рукам. Они под любым предлогом или отказывают в выплатах, или занижают их. Государственная Дума завалена их законопроектами и предложениями, они постоянно меняют закон об ОСАГО в свою пользу. То, что у нас сейчас основной способ починки машины, — это ремонт в натуральном виде, а не в денежном, очень плохо. Опираясь на данное решение Верховного суда РФ, мы должны вернуться к тому, чтобы гражданин мог получить ремонт именно деньгами, а не в натуральном выражении — красками и железками. Поэтому крайне важно с ними судиться и крайне важно их побеждать. Решение Верховного суда носит в равной мере прагматичный характер (по сути, в проблеме разобрались) и пропагандистский (со страховыми компаниями и их объединениями можно и нужно бороться).
Фарид Хамадеев — руководитель подразделения страховой компании «ЭРГО» в Казани, бывший директор «Росгосстраха» по РТ:
— В принципе, я думаю, что нужно почаще приводить эти цены в соответствие — они же меняются. Может быть, российский союз автостраховщиков поставит другой график изменения этих цен. Их, в принципе, по-моему, уже меняли, причем не один раз. Может, просто не успели, или период использования данных цен был более длинным, чем нужно. Я думаю, что они найдут выход, приведут эти цены в соответствие и будут их почаще менять. Хотя по заявлению Центробанка у нас инфляция очень небольшая, но цены все равно меняются.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.