18 марта в России будут выбирать президента России. А вы уже определились, пойдете ли голосовать и кому отдадите свой голос? Есть ли какая-то интрига на нынешних выборах? Смотрите ли вы дебаты кандидатов? И ждете ли каких-то провокаций накануне и в день голосования? «БИЗНЕС Online» отвечают Евгений Минченко, Виктор Минин, митрополит Феофан, Вячеслав Зубарев, Павел Шмаков, Павел Салин, Михаил Скоблионок и другие.
«ЗА ДЕБАТАМИ СЛЕЖУ, НО КАНДИДАТЫ ОЧЕНЬ СЛАБО ГОТОВЫ»
Евгений Минченко — политтехнолог, президент «Минченко консалтинг»:
— Я всегда ходил на выборы. За кого голосовать — пока не определился, буду внимательно следить за ходом кампании до самого конца. Приму решение по итогам. Думаю, ключевая интрига связана со вторым местом на выборах. Кроме того, может быть замер радикально-правоамериканского электората, то есть интересно, сколько избирателей проголосуют за Ксению Собчак. За дебатами слежу, но кандидаты очень слабо готовы. Владимир Вольфович традиционно выдерживает свою стилистику, а остальные не впечатляют.
Феофан — митрополит Казанский и Татарстанский:
— На выборы обязательно пойду, но за кого буду голосовать, не скажу. Я считаю, и не стесняюсь об этом говорить, что мы все должны идти голосовать. Потому что в этот день решается наша судьба. А дебаты я не люблю и ничего хорошего в них не вижу, там одни ругательства. Это свалка одна.
Виктор Минин — политолог, политтехнолог:
— На выборы пойду, и свой голос отдам Путину. Бывает, что смотрю дебаты. Интриги же в предстоящих выборах не вижу — все по плану, размеренно и управляемо. Обычные политтехнологии, ничего нового. А в день голосования провокаций не жду, хотя незадолго до выборов могут быть антипутинские информационные вбросы.
Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“»:
— В день выборов буду в командировке, но я уже взял открепительный талон, потому в этом важном для нашей страны событии обязательно приму участие. А вот дебаты не смотрел — неинтересно.
Алексей Мухин — политолог, генеральный директор «Центра политической информации»:
— Пойду голосовать за Путина. Интриги с победителем на выборах 2018 года нет, есть интрига со вторым и третьим местом. Дебаты кандидатов смотрю краем глаза. Политического в них мало, все это можно назвать российскими политическими ток-шоу. Это самопрезентация, перемежающаяся со скандалами, взаимными обвинениями, истериками и визгом. Провокации будут накануне выборов, во время и после. Речь идет о тех, кто оказался за бортом выборов и испытывает серьезную потребность побузить и побегать от ОМОНа.
Флун Гумеров — президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг»:
— Разумеется, голосовать пойду. За кого? Могу сказать, за кого не буду. Точно не буду за кандидата, который предлагает вариант «против всех». Что касается дебатов, то целенаправленно за ними не слежу, смотрю лишь фрагменты, которые попадают в поле зрения СМИ.
«ЧТО КАСАЕТСЯ ПРОВОКАЦИЙ, ТО ОНИ БУДУТ, ТОЛЬКО ЕСЛИ СИСТЕМА САМА ИХ СПРОВОЦИРУЕТ»
Павел Шмаков — директор школы «СОлНЦе».
— Я не пойду голосовать. Я потому и не иду на выборы, так как считаю, что выборы организованы из рук вон плохо. Один реальный кандидат был убит, другой реальный кандидат не допущен до выборов, нынешний президент не участвует в дебатах, — считаю, что реального выбора в нашей стране нет. Дебаты не видел, как они там грубо себя ведут, разумеется, знаю. Более того, рекомендую людям, которое имеют свое мнение, идти голосовать, активно рекомендую. Я считаю, что вообще-то голосовать надо, но лично моя позиция такова, как я сказал выше. В нашей стране все бывает — в том числе и провокации, конечно, они возможны. К сожалению, у нас такая страна. Я в моей школе, в моем городе, моей республике пытаюсь все, что в моих силах, изменить, но на уровне России — это выше моих сил.
Михаил Скоблионок — президент еврейской национально-культурной автономии РТ:
— Честно говоря, я не хочу идти голосовать, потому что определяйся или не определяйся — будет Путин, а когда тебя считают за попку, то нет смысла идти. Никакой интриги нет, абсолютно, один был Грудинин — и так его прессуют. Дебаты я смотрю, там четкая позиция у коммунистов. Четкая позиция у Титова — да, он не пройдет, но у него более-менее нормальная позиция. Провокаций не будет, ну какие могут быть провокации, когда все органы — и милиция, и прокуратура, и ФСБ — начеку. Какая может быть провокация, кто пойдет на это? Я считаю, что народу эти выборы неинтересны. После того как Путин сказал, что он идет, и после того как каждый день с утра и до вечера показывают Путина, все — вопрос исчерпан.
Фаузия Байрамова — писатель, общественный деятель:
— Я с 1991 года ни в каких выборах не участвую, это моя принципиальная позиция. Если помните, в 1991 году я объявила голодовку против выборов президента России, в результате у нас его официально не избирали, и я осталась верна этому принципу. В тоже время на этот раз не обращаюсь к народу с призывом бойкотировать выборы. Потому что сейчас очень важное время в истории и Татарстана, и России, и мира. Кто будет стоять во главе страны — от этого многое будет зависеть, решится судьба многих людей, а может, и всего мира. Кто хочет, пусть идет на избирательные участки. Раньше национальное движение давало свой голос демократам, например Явлинскому и «Яблоку». В этом году, думаю, голоса разделятся. На Явлинского нет надежды, сейчас симпатия к Собчак, потому что она не держит себя агрессивно по отношению к татарскому языку, наоборот, поддерживает. Несмотря на ее прошлое, у меня к Собчак нет аллергии. Думаю, что молодым должны давать дорогу. Высоки шансы Грудинина, с этим ничего нельзя поделать, в интернете он набирает 60 процентов. Народ, который ждет перемен, но с теплом вспоминает и прошлое, будет голосовать за Грудинина. Такие и в национальном движении есть. Поэтому если выборы будут честными, то обязательно пройдет второй тур — Путин против Грудинина. Но система идет как танк, сметая все на своем пути, и сделает все, как им надо.
Дебаты я смотрю. Они очень поздно идут, видимо, чтобы народ не смотрел, — по крайней мере, на канале «Россия». Если спросите меня, за кого не голосовать, я точно сказала бы, что только не за Путина. Он привел страну в тупик, Россия стала изгоем в мире, сейчас все деньги будут уходить на вооружение — это, во-первых. Во-вторых, как можно голосовать за человека, который принял решения, ухудшившие положение татар? Что касается провокаций, то они будут, только если система сама их спровоцирует. Очень этого боюсь. Простому же народу провокаций не надо. Зачем? Сейчас за лишнее слово в тюрьму сажают, какое там выйти на улицу.
Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:
— Голосовать, конечно, пойду, я ведь доверенное лицо Павла Грудинина в Татарстане, хотя меня тут упрекают — дескать, Путин же решил языковой вопрос в республике, за который мы боролись столько лет. Путину, считаю, особенно в РТ, помощь никакая не нужна. Поэтому я еще осенью принял решение поддержать Грудинина, потому что у него в повестке очень серьезный вопрос — деолигархизация России. Что касается Путина, очень цинично поведение региональных властей здесь: мы трижды подавали заявки на митинги в поддержку Путина и нам трижды отказывали, но потом цинично разрешили провести другим организациям, на митинги которых собрались около сотни человек. Это позорище, при том что Минниханов назвал Путина национальным лидером. И здесь, я думаю, выборы состоятся, как обычно, правильно...
Грудинин был интригой, но его стали слишком откровенно мочить Не секрет, что люди думают именно так, как говорят по телевизору, но телевизор по отношению к Грудинину — это крайняя подлость. Я думаю, Путин мог бы не беспокоиться и не давать команду сильно мочить своего конкурента. Второй фактор — выступления нашего действующего президента и особенно то, что касается военно-оборонной тематики. Патриотизм сейчас в повестке стоит достаточно серьезно, и здесь его пиарщики хорошо обыграли тему. Дебаты я посматриваю иногда, но Грудинин же просто ушел с дебатов на Первом канале, сказав, что такие дебаты — не дебаты. Действительно, цирк, где участвуют профессиональные циркачи вроде Жириновского, лузеры типа старого Явлинского, смешной совсем Сурайкин, который за восстановление СССР выступает, но не говорит, как это сделать, и вообще никакой Титов. А что Титов? А ничто Титов. Собчак? Так же можно было Жванецкого выдвинуть, старичка-юмориста. Все пройдет ровно, все понятно, ведь вся страна знает за кого голосовать, на самом деле. Сейчас Путину ничего не угрожает, пусть правит дальше.
«СОБЧАК ПОСТАРАЕТСЯ СОЗДАТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО МАСШТАБА ИНФОПОВОД, ЧТОБЫ ЕЕ ФАМИЛИЯ ЗВУЧАЛА ЧАЩЕ»
Константин Калачев — руководитель «Политической экспертной группы»:
— У нас выборы тайные, поэтому я оставлю в тайне, пойду ли на них и за кого отдам свой голос. Интрига нынешних выборов связана с борьбой за второе место, других нет. Дебаты не смотрю, потому что все предсказуемо. Полагаю, что заготовки для последних дебатов у кандидатов должны быть, в частности у Ксении Собчак. Обязательно будут устроены способы привлечения внимания к себе. Думаю, что Собчак постарается создать федерального масштаба инфоповод, чтобы ее фамилия звучала чаще, чем других кандидатов.
Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:
— За кого проголосую и пойду ли на выборы, не скажу. Основная интрига выборов — явка. Власть также признает это в качестве интриги. Мы видим, какие усилия прикладываются, чтобы обеспечить высокую явку. Интрига номер два — голосование за основного кандидата. Есть консенсус и ясно, что победит Владимир Путин в первом туре. Но с каким результатом он одержит победу, не совсем ясно. Многое будет зависеть от явки. Есть и локальная интрига: сколько процентов наберет Грудинин? Впрочем, сейчас это гораздо меньшая интрига, чем было до января. Тогда рейтинг у него рос очень быстро. В середине января даже сценарий с выходом выборов во второй тур не казался фантастическим. Есть интрига, кому окажет доверие электорат на правом фланге: Титову, который исповедует тактику малых дел, или Собчак, которая является медийным кандидатом, но умеет генерировать инфоповоды. Интриг много. Говорить, что выборы неинтересны, я бы не стал, хотя результат очевиден.
Дебаты не смотрю, слежу за их описанием в интернете. «Сценаристы» дебатов — те же люди, что и одобряли стратегию политических ток-шоу, которые переполняют российское телевидение с осени 2014 года. Примерно одно и то же происходит, одни и те же ходы. Драки явно постановочные в этих шоу, чтобы привлечь внимание телезрителя, тот же конфликт Жириновского с Собчак. Это одного поля ягоды. Чувствуется рука одного постановщика. Дебаты достаточно предсказуемые, но с помощью искусственных конфликтов и искусственного эмоционального фона внимание избирателей привлекается. В принципе, дебатами удается зацепить аудиторию. Провокаций со стороны несистемных сил или Запада не будет. Ситуация серьезно зацементирована. Власть извлекла уроки из 2011–2012 годов. Даже если бы кто-то захотел устроить провокацию — Запад или Навальный (к Западу отнести его нельзя, у него спонсоры и покровители внутри страны), нет такой возможности. Американцы и их агенты влияния под жестким контролем, а господин Навальный слил свою кампанию. Могут быть черные лебеди, но на то они и черные лебеди, что предсказать их нельзя.
Дмитрий Дробницкий — политолог, американист:
— Да, я пойду на выборы, но за кого проголосую, не скажу. Дебаты кандидатов достаточно было посмотреть первые пять минут любого выпуска, чтобы понять несерьезность этого дела. Смотреть их совершенно невозможно — полное отсутствие политической культуры. Посмотрел их, ужаснулся — закрыл. Считается, что интрига нынешних выборов в том, займет ли нестандартный представитель КПРФ второе место или его все-таки кто-то потеснит. И кто? На мой взгляд, это не интрига, потому что серьезных альтернативных программ представлено не было, кроме «все отнять и поделить», «за все хорошее и против всего плохого» или либерального «давайте бросим армию, начнем строить больницы». Даже в 2012 году с Михаилом Прохоровым была интрига: какое место он займет, сколько наберет в крупных городах. Интересный социальный эксперимент, но в этот раз было решено, что такой эксперимент не нужен. Думаю, что провокации в день выборов будут, но никакого влияния они на сам процесс не окажут. Все-таки местные власти научились с этим работать, а мотивация возможных провокаторов разрушена общей ситуацией.
«НЕТ, МЫ НЕ ДОПУСТИМ ПРОВОКАЦИЙ, В УСЛОВИЯХ ТАТАРСТАНА ПРОВОКАЦИЙ НЕ БУДЕТ!»
Яков Геллер — генеральный директор агентства по государственному заказу РТ:
— Конечно, решил и, конечно, пойду на выборы. За кого буду голосовать? Это тайна выбора. Человека отличает от животного чувство ответственности, и если ты живешь в этой стране, в нашей стране, если ты человек, а не животное и не овощ, то должен участвовать, отдать свой голос. Был замечательный спектакль в театре Ленинского комсомола, я сейчас, к сожалению, не вспомню его название, там на сцену выходил человек и говорил: «Что я могу один?» И начинал маршировать. Потом выходил другой человек и спрашивал то же самое, затем третий и так до тех пор, пока вся сцена не заполнялась людьми, стоящими друг к другу впритык и спрашивающими «Что я могу один?». Очень иллюстративная картина.
Поэтому те люди, которые говорят, что не хотят идти на выборы, пусть уезжают из страны и живут там, где они будут хотеть идти на выборы. Ну или признаются, что они овощи. Дебаты я не смотрю, они очень поздно идут, я в это время сплю, потому что мне рано на работу. Я посмотрел их один раз, как раз в тот момент, когда моя любимая кандидатша плеснула в лицо водой своему оппоненту. Абсолютно неинтересно, я знаю все, что скажет каждый из этих кандидатов, начиная с Сурайкина и заканчивая Жириновским. Я очень рад, что Путин не участвует в этих дебатах, не уравнивается. Есть великая еврейская мудрость: когда ты споришь с идиотом, подумай, а не делает ли он то же самое.
Ильфат Файзрахманов — владелец и главный редактор газеты «Безнең гәҗит»:
— На выборы я пойду, всегда хожу голосовать, потому что я за справедливость, чтобы мой голос не смогли сфальсифицировать. За кого буду голосовать — уже определился, но говорить об этом не хочу — каждый имеет право на свое мнение. Все кандидаты предсказывают светлое будущее, естественно, в случае их избрания. Вон Жириновский говорит, что пенсии возрастут, безработицы не будет. Но интриги никакой нет, в 90-е годы выборы были честными, после этого выборы без выбора. Взять те же дебаты — это же пародия какая-то, я смотрел в интернете, как Собчак собачилась с Жириновским, — просто цирк. Провокаций я не жду, все будет стабильно, как в предыдущие годы. Кризис продолжится, углубится, санкции останутся. Путин хоть и сказал, что у нас есть мощное оружие, но ведь и заграница вооружается, и все останется по-прежнему, как было вчера.
Харис Салихжан — имам-хатыйб мечети «Хәтер» («Память»), лауреат государственной премии им. Тукая:
— На выборы мы идем, свой голос отдадим Путину. Почему за Путина? Так у него заслуги большие. Интрига есть — как без нее. Всегда, когда проходят выборы, интрига между кандидатами чувствуется. Жириновский и Собчак, например, противостоят друг другу. Дебаты я смотрю по мере возможности. Последние дебаты были на уровне, а до этого просто вакханалия людей, ненавидящих друг друга. Нет, мы не допустим провокаций, в условиях Татарстана провокаций не будет!
Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:
— Конечно, определился, что голосовать пойду, но кому отдам голос — этого я не хотел бы обсуждать. Я думаю, что интриги нет, победит Владимир Владимирович Путин. Дебаты кандидатов смотрю крайне редко, но иногда смотрю. Большинство занимаются популизмом, коммунисты разыгрывают свою тематику, 80–90 процентов времени рассказывают про Советский Союз, Ксения Собчак — это вообще какое-то смешное зрелище, не понимающее, как управлять государством. А так — есть определенные здравые мысли у кандидатов. Провокаций не жду, думаю, службы безопасности РФ способны отконтролировать и никаких провокаций не будет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 205
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.