Казанцы со стажем помнят это здание напротив Советской площади с огромным гербом СССР на торце. Говорили, там делают что-то военное, но никто, естественно, не знал что. Давно уж нет ни того герба, ни страны, которую он олицетворял, а учреждение все еще остается terra incognita. Генеральный директор АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» Илдус Курбиев рассказал «БИЗНЕС Online», почему без продукции его компании не взлетит ни один российский самолет.
Илдус Курбиев:«Мы не являемся конечным производителем продукта — мы в глубине кооперации. Опыт показывает: в любой стране мира коммерсанты ищут возможности обойти политические преграды для работы на рынке России»
«НИ ОДИН ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ БЕЗ НАШИХ ИЗДЕЛИЙ НЕ ОБХОДИТСЯ...»
— Илдус Ульфатович, на сайте КПКБ сказано, что продукцией, разработанной в КПКБ, комплектуются почти все отечественные летательные аппараты. Но при этом о вашем предприятии известно меньше, чем о любом другом казанском конструкторском бюро. Почему?
— С учетом стагнации развития авиационной промышленности в определенной период новые разработки не были востребованы в сфере нашей компетенции, и, соответственно, не было необходимости в продвижении продукции. КБ работало в узкой нише, и условия развития по другим направлениям просто отсутствовали. Кроме того — секретность.
— Хотите сказать, сегодня что-то изменилось?
— Изменилось многое. Прежде всего, благодаря «Концерну „Радиоэлектронные технологии“» (КРЭТ) мы участвовали в правительственной федеральной целевой программе (ФЦП) и нам удалось модернизировать предприятие за счет оснащения современным технологическим оборудованием. У нас появились возможности производства новой высокотехнологичной продукции. Мы стали выходить на новые рынки. С учетом роста востребованности потенциала нашего предприятия именно как конструкторского бюро, мы начали развивать направления разработок в области электронного оборудования для авиации.
— Сразу уточню: разве КРЭТ владеет вашим предприятием?
— Да, на сегодня единственный акционер КПКБ — КРЭТ.
«Мы участвовали в правительственной федеральной целевой программе, и нам удалось модернизировать предприятие за счет оснащения современным технологическим оборудованием»
— Теперь об изделиях. Что выпускаете? Или это по-прежнему секрет?
— У КПКБ четыре основных направления. Первые три — это производство. Наша визитная карточка — датчики температуры и датчики оборотов. Многие авиаторы знают наше предприятие именно по этой продукции. Также мы производим гибридные интегральные схемы (микросборки), индикаторы и электронное оборудование. Но главное — мы разработчики, и это четвертое направление.
— Насколько понимаю, в былые времена КПКБ только этим и занималось...
— Да, при СССР это было чистое КБ. Государство давало заявку, бюро разрабатывало, изготавливало пробную партию, испытывало ее, получало литеру О1 (изготовление и испытание установочной серии — прим. ред.), после чего изделие отдавалось в серию на казанский завод «Электроприбор».
Сейчас мы активно развиваем разработки как по датчикам, так и по электронике. Речь идет и о традиционных ОКР по каноническим направлениям, и о совершенно новых перспективных разработках.
— Кто главный потребитель вашей продукции?
— Исторически так сложилось, что авиастроители. В России ни один летательный аппарат без наших изделий не обходится.
— Понятно, что это датчики. А какое авиационное оборудование вы делаете?
— Это достаточно большой парк стрелочных индикаторов и электронных блоков. Сейчас точка роста у нас — многофункциональные цифровые индикаторы и системы управления. Здесь нам удалось разработать ряд платформенных решений. Мы наблюдаем повышенный интерес по этим позициям со стороны рынка. Это сложнейшее оборудование, которое разрабатывают специалисты высокого уровня.
— И много у вас таких?
— К сожалению, в момент моего вступления в должность директора кадровый вопрос стоял очень остро, и о развитии компетенции разработчика КБ не могло быть и речи. С большими усилиями удалось укомплектовать штат специалистов, способных работать в этой области.
«...Я ИХ НАЗЫВАЮ ЗВЕЗДОЧКАМИ»
— «Удалось укомплектовать» — слишком обтекаемая формулировка...
— Практика такова: на поиск нужного высококвалифицированного специалиста уходит до пяти месяцев. Да, пять месяцев назад мы распространили информацию о вакансии программиста-электронщика. Пришло 70 резюме, для собеседования отобрали 10, из них взяли одного. И то его надо учить! Зато этот человек принесет нам очень хороший эффект. Мы идем к возрождению КБ в полном смысле этого слова, чтобы не сидеть просто производителям неких изделий: на производстве много не заработаешь, а вот на интеллектуальном труде — да... Сейчас этому парню всего 24 года... У нас есть и другие такие ребята. Я их называю звездочками... Мы очень ждем людей, которые жаждут работать. Готов с ними встречаться, обсуждать условия сотрудничества и их уровень заработных плат.
Пользуясь случаем хочу пригласить к сотрудничеству молодых людей, понимающих специалистов в электронике и программировании.
«У КПКБ четыре основных направления. Первые три — это производство. Но главное — мы разработчики, и это четвертое направление»
— А ветеранов куда дели?
— Полностью мы не меняли коллектив, но обновление кадров неизбежно. Современные требования условий работы требуют знаний современных инструментов разработки. Это и программное обеспечение, и системы управления процессами, и цифровые технологии проектирования и сопровождения. Ведь что было? Отсутствовали управленческая система учета производства и разработки, управление материальными запасами и системы учета эффективности рабочего времени. Как следствие — нарушались сроки поставок продукции заказчикам и сроки разработок изделий. Предприятие практически было нерентабельным, как следствие — низкие зарплаты сотрудников и отсутствие финансовых возможностей для привлечения молодых специалистов. Поэтому нам пришлось кардинально менять кадровую политику, всерьез заниматься прежде всего экономикой, оптимизацией расходов, уменьшением себестоимости продукции, сокращением их сроков изготовления и поставок заказчику. Появилась возможность пригласить молодых талантливых специалистов. Они буквально за год выдали совершенно другие решения, сделали принципиально новые схемы. Иначе нам было бы несдобровать. Буквально по краю ходили...
— Соответственно, и вы должны создавать условия для работы...
— Задача директора — создать такую экономическую атмосферу, чтобы люди были промотивированы, чтобы осознанно работали на результат. Токари, фрезеровщики, слесари у нас на тарифах сделки: чем больше производит, тем больше получает. Когда мы говорим о специалистах, которые приносят наибольший доход (а это разработки), то идет адресная оплата труда. Такая же — у штучных специалистов, без которых мы и вовсе не можем работать. Надо отдать должное КРЭТу, который дает директору возможность распоряжаться финансами в мотивации кадровой политики. К слову, директор премию получит только в случае положительной оценки результатов работы предприятия.
«Задача директора — создать такую экономическую атмосферу, чтобы люди были промотивированы, осознанно работали на результат. Токари, фрезеровщики, слесари у нас на тарифах сделки: чем больше производит, тем больше получает»
— А в цифрах как это выглядит?
— Наладчики на станках с ЧПУ получают по 70 тысяч рублей — на сегодня это хорошо. Если брать среднюю оплату, то 2,5 года назад это было 24 тысячи, сегодня — 35,5 тысячи. Основные производственные рабочие, с учетом выработки, получают в среднем 40 тысяч. Тем не менее в моем понимании нынешний уровень оплаты труда у нас ничтожен! Человек, который ходит на работу, должен получать минимум от 50–60 тысяч. При исполнении наших планов, я надеюсь, в скором будущем мы этого добьемся.
— Вам вообще КРЭТ помогает или больше мешает?
— Кстати, развитие возможностей КПКБ, его перспективы я вижу именно в сотрудничестве с предприятиями, входящими в состав Концерна. Солидная часть летательных аппаратов сделана из продукции, производимой внутри КРЭТа.
К слову, благодаря КРЭТу, мы экономически выросли и за счет военно-технического сотрудничества (ВТС) — по экспортным контрактам идет очень хорошая наценка. Если раньше Рособоронэкспорт через финального изготовителя (вертолета, например) забирал нашу продукцию по таким же бросовым ценам, что и ГОЗ, то примерно два года назад КРЭТ сказал: хватит, наши предприятия должны зарабатывать. Сейчас мы по линии ВТС, по сути, напрямую работаем.
Руководителем КРЭТа на сегодня создан не просто работающий механизм в составе более 100 предприятий, а создана команда, нацеленная на технологический прорыв в области авиации. И я очень рад, что мы тоже находимся в этом составе.
Казанцы со стажем помнят это здание с гербом СССР на торце. Говорили, там делают что-то военное, но никто, естественно, не знал что. Давно уж нет ни того герба, ни страны, которую он олицетворял, а учреждение все еще остается terra incognita
«МЫ ПЫТАЛИСЬ ДОКАЗАТЬ МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ...»
— Тем не менее рост зарплаты есть. За счет чего удалось этого добиться? Как и у многих ваших коллег по ОПК, гособоронзаказ (ГОЗ) вовремя подоспел?
— Увы, из плюсов ГОЗ дает нам только высокие требования к качеству. А стоимость продукции по ГОЗу позволено увеличивать только на уровне дефлятора. Не знаю почему, но прежним руководством была сформирована такая ценовая политика, что по ГОЗу многие позиции нерентабельны. Еще ГОЗ выгоден в плане поддержания оборотов, иначе все накладные расходы легли бы на продукцию, с которой мы работаем на рынке. Подчеркну, что работа с ГОЗом не дает нам ни преференций, ни грантов, — работаем на общих условиях, но при этом мы выполняем все требования «Ростеха» по показателям объемов, сроков и рентабельности. Опять-таки, наверное, повторюсь, но экономический рост и рост оплаты труда возможен только при высокой организации рабочих процессов, чем мы и занимаемся.
— Вы упомянули требования «Ростеха». И каковы они?
— Не буду называть, это... некорректно для оборонного предприятия. Скажу только, что по разработкам в разы увеличили объемы и на 40 процентов — отгрузку продукции.
— А что, цены на эти прежние ГОЗы никак изменить нельзя?
— Только на уровне дефлятора. Мы пытались доказать министерству обороны, но нам сказали: «Цены определены, и никаких игрушек в этом плане».
— Каков у вас процент гособоронзаказа?
— Примерно 40 процентов, а год назад был примерно 60 процентов.
«Сейчас запускаем научно-исследовательскую лабораторию. Привлекаем к работе студентов, вылавливаем наиболее способных — двоих ребят уже взяли»
— За счет чего уменьшился?
— Поскольку мы внедрили новые формы управления предприятием, стали эффективнее в плане сроков и качества, у нас стали больше заказывать предприятия, занимающиеся производством газоперекачивающего оборудования.
Будем и дальше стараться наращивать количество коммерческой продукции. У нас есть видение и понимание абсолютно новых технологий. Во многом это благодаря тому, что начали плотно работать с КНИТУ-КАИ. Мы наладили прямые контакты с Институтом радиоэлектроники и телекоммуникаций. Удалось создать совместную кафедру. Сейчас запускаем научно-исследовательскую лабораторию. Привлекаем к работе студентов, вылавливаем наиболее способных — двоих ребят уже взяли.
— А говорят, КНИТУ-КАИ выродился...
— Что я увидел? Получил университет грант, разработал что-то, но не знает, куда идти дальше. Мы же представляем реальный рынок и четко знаем путь, по которому необходимо пройти, чтобы получить и внедрить разработки. Вот где начинается реальная работа. У нас же огромная потребность в их научных разработках, мы их берем, превращаем в серийный продукт и выводим на реальный рынок. Такой объем НИР, который делает КАИ, мы просто не потянем. Даже просто обзор современных технологий — в мире гигантское количество новейших разработок.
«Если мы еще пять лет посидим на нынешних своих изделиях, станем никому не нужными. Все это уже делается на совершенно других технологиях: композиты, керамика, оптоволокно»
— Копируете?
— Ни в коем случае. Смотрим принцип работы. И поскольку у нас есть КНИТУ-КАИ с его научной школой, — адаптируем.
— То есть импортозамещение — это ваша тема...
— Мы сегодня говорим не об импортозамещении, а о новых продуктах. Если мы еще пять лет посидим на нынешних своих изделиях, станем никому не нужными. Все это уже делается на совершенно других технологиях: композиты, керамика, оптоволокно. И сегодня мы завершили старые, начатые до меня, проекты, быстрыми темпами заканчиваем стартовавшие уже при мне и выходим на новые научно-технические заделы, которые будут приносить наибольший доход.
— Можно ли вашу продукцию поделить не по принципу «ГОЗ – коммерческая», а по принципу «военная – гражданская»?
— Я бы не стал: она идет и на военную, и на гражданскую технику.
— С компонентной базой чьего производства работаете?
— Только отечественного — главный заказчик не примет продукт с импортными составляющими. Но раньше они были в комплектующих, которые нам поставляли.
«На поиск нужного специалиста уходит до пяти месяцев. Да, пять месяцев назад мы распространили информацию о вакансии программиста-электронщика. Пришло 70 резюме, для собеседования отобрали 10, из них взяли одного»
— Есть чисто гражданская продукция, а не двойного назначения?
— Нет.
— «Элекон» намерен возродить производство аудиоаппаратуры. Нет ли у вас схожих планов по гражданскому рынку?
— Нам не хотелось бы заниматься разработкой предметов общего потребления. Мы будем разрабатывать специфические вещи — наукоемкие и, следовательно, высокодоходные. Именно такой потенциал у КПКБ есть.
— У вас есть проекты с немецкими компаниями. Их не смущает то, что вы все-таки оборонное предприятие, — санкции и все такое прочее?
— Мы не являемся конечным производителем продукта — мы в глубине кооперации. Опыт показывает: в любой стране мира коммерсанты ищут возможности обойти политические преграды для работы на рынке России. Я в составе делегации правительства Татарстана был в Тюрингии, потом взял напрокат автомобиль и побывал на нескольких заводах. И вот на один приехал, который производит обрабатывающее оборудование. Встретили, показывают. Обратил внимание: пятница, а никого нет. Спрашиваю директора: где? В пятницу отпускаем пораньше, отвечает. Для меня было крайне удивительно: немцы, не начав рабочий день, отпустили работников отдыхать. Все понятно — санкции имеют значение для их экономики. Сколько бы они ни говорили, что Россия для них всего-то 10 процентов рынка, я собственными глазами увидел, как важны для них российские заказы. По пятницам отдыхают — работы нет. Их менеджмент только за то, чтобы работать с нами.
— Каким оборудованием вы переоснащались?
— И импортным, и российским. Первого больше, в основном это Германия. Поставки шли без проблем. И сегодня западноевропейские партнеры готовы продолжать их.
— Что вас более всего впечатлило на немецких предприятиях?
— Организация труда. На производстве все нацелено на исключение человеческого фактора. У них максимально все автоматизировано, вплоть до контроля и учета хронометража рабочего времени. На перекур в рабочее время не сходишь. Но больше всего меня удивило заводская столовая — это как наш средний казанский ресторан. Это и понятно: как работают — так и едят.
«Первое, чем я занялся, придя в КПКБ... нет, никого не выгонял — объяснял, чего хочу от сотрудников. Примерно два месяца на это понадобилось. Кто не понял, сам написал заявление»
— У нас возможно такое?
— Все возможно! Первое, чем я занялся, придя в КПКБ... нет, никого не выгонял — объяснял, чего хочу от сотрудников. Примерно два месяца на это понадобилось. Кто не понял, сам написал заявление. А то спускаюсь в цех, стоит токарь, возле него гора готовых деталей, он и не думает о дальнейшей их передаче для следующей сборки изделия. Пришлось срочно вводить систему межоперационного учета по всей технологической цепочке — и так во всем. План по производству делают в последнюю неделю месяца, отдают в ОТК, а там целая процедура приемки. В итоге половина отгружается заказчику, а половина остается неотгруженной. Теперь, если деталь лежит в ящике, у токаря зарплата не начисляется, — это происходит только тогда, когда партию внесли в компьютер и провели через бухгалтерию.
Представители заказчика (военные) нам все говорили: сделайте систему качества — ведь ее не было! Периодический они останавливали производство из-за разных нарушений технологий и качества, требования у них жесткие. За царапинку они возвращают изделие на производство. Нам удалось выполнить все условия согласно требованиям ГОСТов и системы менеджмента качества. Через год работы я услышал от них слова благодарности — раньше ведь это была и их головная боль. Словом, точно знаю: добейся четкой организации труда — и все будет эффективно.
«БЫВШИХ СПОРТСМЕНОВ НЕ БЫВАЕТ»
— Насколько помню, прорабатывались планы убрать КПКБ из центра города на некую новую площадку, а на месте этого здания чуть ли не ведомственное жилье построить. От них отказались?
— На сегодня у меня нет не одной официальной бумаги, предполагающей переезд на другую площадку. Хотя я бы хоть завтра съехал на более приспособленное здание, выстроил бы совершенно другую логистику взаимоотношений в цепи технологических процессов, это дало бы свой положительный экономический эффект. Это здание со старыми коммуникациями обходится нам в содержании очень дорого. Единственный плюс — центр города.
— А как вы сами пришли в радиоэлектронную отрасль?
— Приглашение в КРЭТ стало полной неожиданностью. Просто был телефонный звонок: есть такое-то предложение. Дайте, говорю, два дня подумать. Подумал и понял: да это же готовый бизнес-проект, со всеми документами, лицензиями, доверием военных!.. Как потом выяснилось, мою кандидатуру просто предложили руководству концерна.
«Представители заказчика (военные) нам все говорили: сделайте систему качества — ведь ее не было! За царапинку они возвращают изделие на производство»
— То есть изначально вы не из этой среды?
— Свою производственную деятельность я начал еще в 90-х в Набережных Челнах с помощника директора центра ремонта оборудования КАМАЗа Короля Владимира Николаевича, в то время гендиректором КАМАЗа был Николай Бех, его заместителем по ценным бумагам — Юрий Барон, ну и так далее, это были очень интересные времена... и было очень непросто. Я проработал на разных промышленных предприятиях на разных должностях. В Казань я переехал 10 лет назад и проработал на госслужбе в ФАСе, но меня всегда тянуло в реальный сектор экономики, в чем я хорошо разбираюсь. И, видимо, Аллах услышал мои искренние помыслы. Ведь суть управления производством везде едина, принципы взаимоотношений процессов тоже едины. Директор — это прежде всего технократ, топ-менеджер, понимающий все технологические процессы и имеющий управленческие навыки, поэтому, думаю, я в своей профессиональной тарелке, человек, который конкретно понимает свои задачи и знает, что делать.
— Ваше предприятие относится к авиастроительной отрасли. Как оцените ее состояние?
— Радует, что заложили разработку новых самолетов — как военных, так и гражданских, идет мощный технологический прорыв в этой области. Процесс не одного года — самое главное, он начат, и я горжусь тем, что участвую в усилении страны. Каждый человек должен чувствовать свою значимость, если угодно, понимать коэффициент своей полезности для общества. Наверное, это советское воспитание.
— Многие казанцы помнят ваше здание по огромному гербу СССР на одном из его торцов. А что сегодня для вас Советский Союз?
— У меня было счастливое детство. Я рос в простой семье рабочих в деревне Иркен Бугульминского района — четвертый ребенок, взаимоотношения были прекрасными. Родители всем четверым сумели дать высшее образование. Все мы выучились в Казани, проживая в общежитии, занимались спортом. В сборной республики я состоял три года после армии, где служил в спортроте в составе Вооруженных Сил СССР. Конечно, тогда не было сегодняшнего изобилия вещей и продуктов, но было много доброты, и запомнились осмысленные отношения между людьми. Не хватало нормально выстроенных экономических отношений — идеология перевешивала в плане приоритетов. С другой стороны, при плановой экономике построили КАМАЗ, ВАЗ, да и в целом были огромные достижения. Сегодня стало больше агрессии, меркантильности, книги перестали читать.
— А у вас на книги время остается, да и вообще на что-то помимо работы?
— Бывших спортсменов не бывает – поддерживаю себя в форме: плаваю, на лыжах хожу, в хоккей играю. А книги... Дозрел до «Доктора Живаго». Но вообще читаю постоянно книги по истории, экономике, вопросам религии.
— Традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online»: три секрета для успеха в бизнесе?
— Компетентность, упорство, коммуникабельность. Со многими приходится общаться в разных сферах. Умных много, а вот упорных и коммуникабельных — единицы.
Визитная карточка компании
АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро»
Руководитель — Курбиев Илдус Ульфатович.
Год основания — 1958.
Направление работы — разработка и производство широкого спектра датчиков и электронной аппаратуры.
Визитная карточка руководителя
Курбиев Илдус Ульфатович — генеральный директор.
Родился 25 октября 1963 года в деревне Иркен Бугульминского района ТАССР.
Образование — факультет физического воспитания Казанского государственного педагогического института (1985), юридический факультет Казанского государственного университета (2002). Кандидат экономических наук.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.